
§2. Научная проблема, актуальность и логика исследования
Проблема педагогического исследования. Важное место в педагогическом исследовании является определение научной проблемы, совокупности взаимосвязанных вопросов, составляющих содержание темы исследования, решение которых и будет вкладом в теорию и практику педагогики. Поэтому с постановки проблемы и начинается сам поиск.
Педагогическая проблема выявляется социальным заказом общества к педагогической науке или внутренней потребностью самой этой науки. Чем более важна проблема для общества или науки, тем более актуально исследование.
Проблема – это сложный вопрос или группа вопросов, это знание о том незнании, которое существует в науке на данный момент. Каждая проблема – это противоречие между известным и неизвестным, между различными концепциями. Разрешение противоречия достигается в процессе дальнейшего развития и познания этого развития.
Г.Х. Валеев верно определяет сущность проблемы, как осмысление границ полученного знания, имеющих объективный и субъективный характер [11, с. 20]. Объективные границы определяются степенью развития самого объекта, в нашем случае системы образования, педагогики как науки, а субъективные границы – уровнем знаний педагогического сообщества и глубиной мышления самого исследователя.
Научная проблема получает своё развитие в теме исследования, которое с одной стороны, освещает более узкое поле исследования, часть проблемы, с другой стороны, при этом проблема исследуется более глубоко, чем если бы она освещалась в целом, со всеми основными вопросами и их взаимосвязями. Поэтому молодой исследователь должен отнестись к формулированию темы со всей возможной тщательностью, чтобы понять, что именно и почему он хочет исследовать, какое новое знание собирается получить в результате.
Обычно случается так, что первое приближение формулирования темы охватывает слишком широкий круг вопросов и не даёт достаточной глубины проникновения в сущность темы. Поэтому возможны второй и третий, а иногда и большее количество подходов к формулировке темы. Как правило, исследователь определяет ту грань, где более широкие проблемы и категории, вполне разработанные другими, соприкасаются с его задачей и уже от известного отправляется вглубь своего научного исследования. Для примера разберём несколько дипломных работ по психологии образования и педагогике и психологии дошкольного образования.
В бакалаврской работе К.В. Комарова на тему: «Психологическое пространство и склонность к суицидальному риску лиц юношеского возраста» автору проблема оправданно представляется в противоречии «между достаточной степенью изученности проблемы суицидального поведения и суицидального риска и практически полным отсутствием комплексного анализа характера взаимосвязи суицидального риска и психологического пространства лиц юношеского возраста» [21, с. 7]. Из гипотезы вытекают вопросы, поставленные им для исследования.
В выпускной работе И.А. Кочергиной на тему: «Развитие логического мышления дошкольников в непосредственно образовательной деятельности» проблема исследования описана, но ясного понимания того, что здесь описано противоречие, реально существующее в воспитании дошкольников, у автора в формулировке не просматривается [24, с. 7].
В выпускной работе А.А. Куликовой «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников» в качестве проблемы автор фиксирует два противоречия: между практикой и теорией, и между общими и частными вопросами внутри теории. Во-первых, между актуальностью проблемы развития творческих способностей старших дошкольников и недостаточной теоретической и методической разработанностью возможностей использования нетрадиционных техник рисования. Во-вторых, между достаточной степенью изученности проблемы развития творческих способностей детей обычными средствами изобразительной деятельности и дефицитом исследований воздействия нетрадиционных техник рисования [27, с.7–8].
Актуальность педагогического исследования. Актуальность научной проблемы понимается как её злободневность, острота, назревшая потребность в решении. Обоснование актуальности темы исследования означает, что её решение является насущным, значимым для решения для теории и практики педагогики в данный момент времени.
Есть «вечные» проблемы, связанные с бытием самого человечества, того или иного народа, есть исторически преходящие. Для человечества всегда будут актуальны проблемы вечности и сиюминутности бытия, происхождения Вселенной и жизни, оправдания жизни, цели существования, веры и религии и ряд других. Для любого народа вечными будут проблема выживания и развития в природной среде, национального самосознания, войны и мира, развития культуры, передачи идеалов, ценностей и традиций от предыдущих поколений к последующим. Актуальность педагогических исследований основана на глубоком интересе общества к научному знанию, предметом которого является человек и процессы формирования личности в обществе.
В.В. Краевский и Е.В. Бережнова утверждают, что важность, актуальность исследования подтверждается тем, что изучение научного направления и конкретной темы отвечает насущным потребностям практики, а полученные результаты заполняют пробел в науке, которая не имеет средств для решения научной задачи. Они подчёркивают, что академический интерес в педагогике не является достаточным основанием, поскольку речь идёт о деятельности человека, а потому в прикладных исследованиях необходима работа на преодоление недостатков, слабых мест в практике или в исследовательской деятельности [26, с. 278–279].
А.В. Коржуев с соавторами справедливо утверждают, что актуальность исследования начинается с выявления сегмента социального заказа системе образования [22, с. 14].
Обычно научная проблема выявляется как наблюдаемое противоречие педагогической, общественной практики или теории, то есть несоответствие нормативному, желаемому состоянию. Например, актуальность исследования социально-психологических особенностей национального менталитета С.В. Вальцевым в его диссертации связывается с обострением межнациональных отношений, кризисными явлениями в развитии самосознания и культуры.
Кроме того, С.В. Вальцев апеллирует к тому, что понимание этнических особенностей своего народа, интерес к культуре и ценностям других народов способствует осознанию равноправия различных культур, помогает выработать взаимно уважительные отношения между культурами и народами [13, с. 1]. Автор показывает, что научная проблема имеет не только когнитивную ценность, но и практическое значение для выработки в России отношений межкультурной толерантности.
Автор выше указанной бакалаврской работы К.В. Комаров актуальность исследования определяет как повышение эффективности профилактической и коррекционной работы с психологически неблагополучными юношами и девушками в быстро изменяющихся условиях современного социума, что верно по сути [21, с. 7].
Автор бакалаврской работы И.А. Кочергина актуальность своего исследования по развитию познавательных способностей дошкольников связала с возрастанием общественной потребности в педагогическом сопровождении такого развития дошкольников, связанной с внедрением государственного дошкольного образования. Таким образом, социальный заказ государства и общества налицо, актуальность работы обоснована правильно [24, с. 7].
Автор бакалаврской работы А.А. Куликова выбор темы по развитию творческих способностей дошкольников нетрадиционными техниками рисования и её актуальность обосновала эффективностью таких средств развития и здоровьесберегающим эффектом. Развитие и здоровье дошкольников всегда являлось и будет являться важной задачей всего общества – это тоже социальный заказ на исследование проблемы не только как задачи педагогической теории, но и как практической задачи для дальнейшего развития социума [27, с. 7].
Определив актуальность темы, необходимо определить главную и вспомогательные цели этого исследования. Цель исследования – планируемый конечный результат, имеющий теоретическое и практическое значение для педагогики. Целью должно быть выявление новых связей и отношений, а не подтверждение уже известного знания, красочнописанного в новых терминах.
Цель подчиняет себе область исследования, логику исследования, структуру анализируемых связей. Целью психологопедагогического исследования могут быть выявление сущности наблюдаемых педагогических или психологических явлений и процессов, выявление зависимостей между факторами, влияющими на протекание процессов, и изменениями в личностях обучающихся (например, формирование тех или иных компетенций) под влиянием этих факторов, а также разработка новых форм и методов обучения и воспитания.
Теория – это система строго доказанных научных положений, которая обладает объяснительной и предсказательной силой. Если теоретик что-то предсказал на основе этой теории, а его предсказание не сбылось, то либо теория применена ненадлежащим образом, либо её надо полностью отбросить, как негодную, не соответствующую фактам действительности.
Так произошло с открытием химического элемента германия в 1886 году: поначалу его открыватель немецкий химик К. Винклер (1838–1904) неточно вычислил удельный вес, на что ему указал Д.И. Менделеев (1834–1907), в периодической таблице которого этот элемент назывался «экасилиций» и имел другое значение удельного веса. После более тщательной очистки исходного вещества Винклером было принято значение Менделеева.
Логика исследования. Прежде чем излагать логику, необходимо дать определения понятий, категорий, которые составляют ступени движения исследователя от постановки вопроса к конечному результату. Общее требование к логике изложения проблемы исследования видится в следующем. Структура, или построение научного исследования должно следовать общей логике собственного развития объекта, которую сначала необходимо выявить, а затем изложить.
Например, в «Капитале» Карла Маркса достоверно выявлено, что составляющие капитал части представляют собой постоянный капитал (c), переменный капитал (v), прибавочная стоимость (m). В соответствии с этим первый том «Капитала» – «Процесс производства капитала» разделён на отделы и главы, последовательно раскрывающие содержание производства постоянного капитала, затем переменного капитала, и в конце – прибавочной стоимости. То есть, первый том по структуре – это c + v + m, а в последнем отделе тома они рассмотрены все вместе как единый процесс воспроизводства. На наш взгляд, в этом соблюдается единство логики развития экономических процессов и изложения логики их исследования.
Причём от анализа единичного акта производства и обращения единицы простого товара осуществляется переход к созданию и обороту капитала. Затем исследование Маркса переходит к изложению производства капитала в целом, или процесса воспроизводства. Подобным образом организовано изложение второго тома «Процесс обращения капитала» и третьего тома «Процесс капиталистического производства, взятый в целом», в которых изложены процесс обращения капитала и процесс воспроизводства капитала в формах действительности.
В трёх томах «Капитала» выявлены экономические законы, управляющие производством, обращением и производством капитала в целом. Например, в первом томе исследованы законы капиталистического товарного производства, во втором томе рассмотрены законы обмена между отраслями производства в виде пропорций, общим количеством свыше двадцати. В третьем томе Маркс рассмотрел формы и законы превращения капитала из форм производства и обмена в формы действительности, постоянно являющиеся на поверхности экономических процессов.
В открытии законов становления, формирования и превращения одних форм объекта, процесса в другие выявляется глубинная сущность исследуемого предмета. Нечто подобное происходит и с категориями, являющимися основой анализа педагогических процессов.