§5. Метод восхождения от абстрактного к конкретному

Задачи исследования сущности и явлений, форм развития сущностей решаются с помощью метода восхождения от абстрактного к конкретному. Этот метод сходен и одновременно противоположен методу абстрагирования. Конкретное здесь понимается и как реальное явление во всём богатстве свойств, и как сложное, расщеплённое понятие (категория) или система понятий (категорий).

Восхождение от абстрактного к конкретному – по В.С. Швырёву, это метод научного исследования, состоящий в движении теоретической мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Абстрактное в диалектической традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания, а конкретное – как полнота знания и его содержательность.

В этом смысле принцип восхождения от абстрактного к конкретному характеризует направленность научно-познавательного процесса в целом: движение от менее содержательного к более содержательному знанию [44, с. 100].

В.А. Вазюлин рассматривал этот метод как двуединый процесс: движение мысли от хаотического представления о реальном предмете к абстрактному и от абстрактного к конкретному в мышлении. В связи с этим он выделял два этапа познания. На первом этапе познание начинается с бессистемного представления о целом (предмете, явлении или процессе), с чувственного «конкретного» и идёт по пути вычленения отдельных сторон от более сложных ко все более простым, пока не будет выделено простейшее отношение. На втором этапе после анализа простейших, абстрактных отношений этот же исследователь стремится в обратном направлении, восходя ко всё более сложным отношениям. Начальный хаос в представлении о целом заменяется систематическим, богатым внутренними определениями знанием целого, конкретным в мышлении [7, с. 267].

Этот же автор сформулировал основные требования к применению метода восхождения от абстрактного к конкретному. Он справедливо утверждал, что данный метод может быть научным и последовательным только тогда, когда развивающийся объект находится в зрелом состоянии. Этим объектом может быть общество в целом, его политическая и правовая система, экономический строй, система образования. Следовательно, его применение к любой системе в переходном, реформируемом состоянии не может дать надёжного результата.

Первой объективной, необходимой предпосылкой применения метода восхождения от абстрактного к конкретному является наличие зрелого предмета исследования. При этом развивающийся объект (экономические институты, политическая система, система образования) от возникновения и формирования должен полностью созреть, его существенные характеристики уже проявились в полной мере и устойчиво развиваются на собственной основе. Второй объективной предпосылкой применения является достаточная зрелость самой науки в данной области, определённая ступень её развития. Наука должна пройти развитие от чувственно конкретного к абстрактному.

Забегание вперёд, мысленное и практическое конструирование идеальных состояний объекта в общественных науках и практике встречается нередко, но такое экспериментирование приводит к социальным утопиям или не даёт никакого результата. Например, в 1990-е годы государственная власть приняла попытку сформулировать национальную идею России, но из этого ничего не вышло. Третья необходимая предпосылка применения способа восхождения от абстрактного к конкретному – субъективная, и она заключается в обязательном достижении исследователем определённой ступени развития, достаточной для освоения и применения самого метода [8, с. 11–12].

За единичными и массовыми, встречающимися каждый день обыденными явлениями К. Маркс выявляет зарождение и становление нового общественного строя, нового общественного отношения – капитала. Сначала за работой крестьянина и ремесленника, продавца вскрывает отношения производства и обмена простой стоимости. Затем за трудом наёмного рабочего, деятельностью предпринимателя и купца, землевладельца и банкира показывает отношения создания и распределения прибавочной стоимости, как сущности капитализма.

Первый том «Капитала» – это исследование сущности, то есть основного отношения капитала и наёмного труда. Именно в процессе производства товара создаётся новое общественное отношение – капитал. Сущность капитала – превращение индивидуального труда ремесленника в наёмный труд, частной собственности в капиталистическую, простой стоимости в прибавочную стоимость. Второй том «Капитала» – исследование явления обмена, явления, в котором происходит реализация прибавочной стоимости. В том случае, когда произведённый товар не будет продан, превращение товара и труда в прибавочную стоимость не состоится. Товар должен быть обязательно продан. Этот обмен сам есть процесс единичный и многократный и потому включается в воспроизводство капитала как отношения.

Третий том «Капитала» – тоже исследование явления, но на другом уровне, явления кажимостей, или поверхностных форм действительности. В этих формах происходит распределение созданной прибавочной стоимости на производственный, торговый, земельный и банковский капитал. Прибавочная стоимость превращается в формы прибыли предпринимателя и торговца, ренты и банковского процента. Здесь мы видим яркий пример логического изложения Карлом Марксом результатов исследования, противоположного порядку исторического процесса формирования отношений капитала. Таким образом происходит восхождение от абстрактного к конкретному по обратному пути: от абстрактного и существенного, разбитого на категории, к конкретному форм действительности.

Вопросы для закрепления:

1. Какую роль выполняет наука в обществе?

2. Какие средства мотивации личности студента представляет наука?

3. Почему культура является фундаментом национальной

школы педагогики и почему сравнительный метод требует глубокого понимания культуры?

4. Как закон разнообразия экосистем трансформируется в культуре и педагогике?

5. Эмпирические методы познания и сфера их применения.

6. Общенаучные методы познания и сфера их применения.

7. В чём сущность метода восхождения от абстрактного к конкретному?

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля