§4. Общенаучные и эмпирические методы научного познания
Великий русский физиолог, лауреат Нобелевской премии И.П. Павлов (1849–1936) написал о значении методологии для науки: «Часто говорится, и недаром, что наука движется толчками, в зависимости от успехов, делаемых методикой. С каждым шагом методики вперёд мы как бы поднимаемся ступенькой выше, с которой открывается нам более широкий горизонт, с невидимыми раньше предметами. Посему нашей первой задачей была выработка методики» [36, с. 11].
Почему познание поднимается ступенью выше, когда человек овладевает методами, методологией исследований в целом? Потому что методы есть не что иное, как открытые существенные, неизменные связи между предметами, явлениями, процессами или между их составляющими. Методы по своей природе – это закономерности, «сидящие» на связях между элементами структуры любого объекта, природного или общественного. Чем больше открыто и используется методов, тем больше возможности для развития теории.
Выдающийся отечественный философ, специалист в области методологии исследования общественных систем В.А. Вазюлин (1932–2012) утверждал: «Научное исследование есть общественно-историческая деятельность, имеющая своей главной задачей отображение сущности, законов, закономерностей своего предмета. Изучение процесса научного исследования также должно иметь своей главной задачей выделение законов, закономерностей научного исследования» [8, с. 3].
Познание является формой отражения объективной действительности, не зависящей от воли и сознания человека, в то же время оно является формой деятельности человека и общества. Познание не существует отдельно, вне познавательной деятельности индивидов, но надо помнить: личное познание невозможно без усвоения выработанной всем обществом объективированной системы знаний, веками передаваемых от старших поколений к последующим. В познании существуют различные уровни и формы. К уровням относятся чувственное или эмпирическое познание, логическое или теоретическое познание. К формам относятся познание, связанное с его носителями. Существует познание, направленное на получение и использование знаний для индивида (восприятие, представление), и познание, направленное на получение объективированного знания, существующего независимо от отдельного человека. Это знание постоянно воспроизводится и живёт своей жизнью в виде текстов и книг, процессов, имеющих социально-культурный смысл: например, институты политики, общества, экономики.
Методолог науки из МПГУ имени В. И. Ленина Л. А. Микешина подчёркивает общественный характер науки и труда учёного: «Учёный – не абстрактный индивид или «гносеологический Робинзон», но продукт социально-исторического развития; его индивидуальная творческая деятельность, будучи достаточно автономной, в то же время всегда социально детерминирована» [30, с. 28]. Общественный характер труда исследователя заключается в том, что он выполняет социальный заказ общества, участвует в сложившемся общественном разделении труда, а также в том, что не начинает работу с нуля, а опирается на достигнутые предыдущими поколениями учёных теоретические результаты.
Важнейшим инструментом учёного является как целостная система методов (методология), так и определённый для каждой науки набор частных методов. Под методом понимается система правил и приёмов теоретической и практической деятельности, разработанных на основе закономерных связей самой действительности, её объектов и процессов. Роль научных методов в познании и практической деятельности очень велика. Если научное знание сравнивать с человеком, то методы выполняют роль своеобразного опорного скелета, тогда как концептуальное содержание теории – это внутренние органы и мышцы, благодаря которым она существует и работает, защищает саму себя.
В.С. Болбас справедливо подчёркивает системный характер методологии: «Методология не является простым механическим набором методов, приёмов, средств, методик, даже базирующихся на логически обоснованных и выверенных принципах, она представляет целостную, упорядоченную систему взаимосвязи и взаимодействия составляющих её компонентов, обеспечивая высокую эффективность построенной на таких основах соответствующей действительности» [5, с. 30].
В «Философском энциклопедическом словаре» даётся такое определение: «Методология (от метод и греч. λογος – слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе» [44, с. 359].
Нередко авторы журнальных статей по методологии не обращают внимания на принципы и категории, часто сводят методологию к системе методов, а это неполное понимание. Применяя методы, необходимо помнить, что их созданию предшествовали задачи проверить на истинность принципы построения суждений, принципы выведения умозаключений и доказательства, правила определения и применения категорий (терминов), роль индукции и дедукции в достижении самой истины. Ещё Аристотель разработал учение о научных категориях, как организующих формах познания, а Г. Гегель внёс большой вклад в развитие системы категорий как метода диалектического познания.
Выдающийся русский философ В.С. Соловьёв (1853–1900) подчёркивал, что «Познание вообще состоит из суждений, т. е. из такого соединения двух представлений, в котором одно служит предикатом (сказуемым) другого (А есть Б). Но если всякое познание состоит из суждений, то нельзя сказать, наоборот, что всякое суждение есть познание.
Значение настоящего познания принадлежит только таким суждениям, в которых связь субъекта и предиката: 1) представляется всеобщей и необходимой и 2) полагает нечто новое, не содержащееся в понятии субъекта, как его признак» [40, с. 445]. Это значит, что логические суждения должны отвечать сразу обоим требованиям, чтобы вести к познанию нового. Если суждение отвечает только одному требованию, но не отвечает другому, оно не составляет познания.
Одна из главных задач методологии состоит в упорядочении множества методов, организации их в непротиворечивую систему и применения в системе. По области применения они делятся на группы:
1. Всеобщий (философский) метод, применяемый в разных областях познания в его целостности и развитии. С известными ограничениями сюда можно отнести метафизический метод Аристотеля (формальную логику) и диалектический метод в двух разных подходах. Первый – идеалистический подход Г. Гегеля и второй – материалистический К. Маркса и Ф. Энгельса;
2. Общенаучные методы, применяемые во всех областях науки, но на отдельных этапах исследования. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция, эксперимент и моделирование, наблюдение, описание, измерение, абстрагирование, идеализация и т. д.;
3. Частные (специальные) методы, применяемые в отдельных науках для определённых операций. В науке также выделяют эмпирический и теоретический уровень исследования.
К эмпирическому уровню относятся исследования явлений, отношений в группах, коллективах, общностях людей при помощи наблюдения, описания, анализа, эксперимента. При этом выявляются частные закономерности, соотношения.
К теоретическому уровню относятся следующие научные методы.
Анализ – это реальное или мысленное расчленение целого объекта на составные части, элементы. Мысленное расчленение проводится тогда, когда объект невозможно разделить реально, например: общество конкретной страны, политические и экономические процессы в нём, педагогические процессы, произведение искусства, литературы, живой язык и т. п. Важнейшее требование к научному анализу – это выявление существенных связей и составляющих объекта, расчленение в соответствии с внутренней структурой, содержанием объекта, а не произвольным образом по представлению исследователя.
Научный анализ включает ограниченное количество элементов и связей, потому что сложный объект может иметь неограниченное число элементов и связей. Кроме того, один и тот же объект может являться предметом для различных наук, каждая из них будет рассматривать его под определённым углом зрения, по различным существенным признакам. Особенно это касается людей и общества.
Синтез – это соотнесение основных элементов и связей анализируемого объекта с первоначальным состоянием, восстановление целостного объекта из частей с их связями. Произвольное конструирование помимо этих связей нарушает системные качества объекта и не может являться синтезом в полном смысле слова. Особенно опасно произвольное конструирование неверных моделей развития в общественных процессах, в том числе и в педагогических. Экономические и социальные эксперименты с внедрением общественных институтов, в том числе систем образования, выросших на чужой культурной почве, при насильственном характере проведения реформ либо приводят к гибели миллионов людей без военных действий, либо к деградации культуры.
Индукция и дедукция в истории науки Нового времени применялись как самостоятельные, независимые методы исследования, однако на самом деле они, так же как анализ и синтез, представляют собой взаимосвязанные и взаимообратные методы – диалектические пары, отражающие существенные противоречия как самих предметов, та
и мышления.
Индукция и дедукция применяется человеком на бытовом уровне уже с древних времён. Например, в поле и в лесу, на реке и озере. Первобытный человек с помощью наблюдения и индукции из множества луговых трав выделил пригодные для выпечки хлеба и приготовления блюд дикие колосовые растения. Их них в древности выведены культурные растения: рожь, пшеница, овёс, ячмень, просо, сорго, гречиха и рис. Таким способом введены в культуру и бобовые растения – фасоль, горох, бобы, вика, чечевица. В диком виде в качестве сорняков до сих пор произрастают пырей и овсюг, мышиный горошек.
Зайдя в лес, современный человек видит незнакомые растения и, применяя дедукцию, по известным ему признакам определяет, что это конкретно: трава, кустарник или дерево? К таким признакам относятся высота и толщина стебля, наличие одного или нескольких стволов, характер коры на стволе, одревеснение ствола и веток, размеры и очертание листьев. Также в поле и в лесу при наблюдении можно отличить различных птиц и зверей, а на реке и на озере различить рыб и раков, лягушек и тритонов. Например, птиц отряда воробьиных от птиц отряда куриных и от отряда хищных птиц. Можно по внешним признакам строения тела и характеру питания отличить травоядных животных от хищников.
Индукция – метод мышления, при котором общий вывод строится на основе систематизации частных фактов, определений, предпосылок. Индукция предоставляет возможность продвигаться от фактов к теории, от частного к общему. При этом набор фактов, относящихся к самому объекту исследования, систематизируется и анализируется таким образом, чтобы вывести лежащий в их основе принцип, начало, закономерность.
Дедукция – метод мышления, в котором из общих определений следуют необходимые заключения частного характера. Если общие предпосылки реальны, верны, то и результат является достоверным. Если исходные положения являются предположением, гипотезой, то и вывод имеет характер вероятности. Дедукция – это переход от общего содержания к частному, от множества к единичному. Данный термин употребляется и для обозначения конкретных выводов – следствий из посылок, как родовое наименование общей теории построения правильных выводов. Отсюда возникает возможность применения гипотетико-дедуктивного метода. Важным условием применения является неразрывность взаимосвязи индукции и дедукции друг с другом.
Аналогия, или метод сравнения по сходным признакам – также часто употребляемый метод научного мышления. Здесь неявно подразумеваются признаки классификации объектов в те или иные типы, классы, семейства, уровни и другие признаки группировки. Метод аналогии включает две разновидности – интерполяцию и экстраполяцию, то есть умозаключения о внутренних или внешних свойствах по отношению к уже известному объекту. На основании каких-либо существенных признаков предполагается, что за пределами изученного объекта свойства нового объекта таковы же, как у него.
Подчеркнём, что сравнение проводится по существенным признакам, а не внешним. Например, если судить только по наличию хвоста, то тритоны, рыбы, птицы, звери принадлежат к одному классу объектов, но в действительности они относятся к разным классам по ряду признаков. А если семейство обезьян судить по наличию хвоста, тогда не имеющие его человекообразные обезьяны и гамадрилы вообще не являются родственниками хвостатых мартышек. Подобные ошибки допускались зоологами и ботаниками при попытках создания первых научных классификаций животных и растений.
Идеализация – процесс, в котором субъект познания мысленно конструирует и изучает объекты, сильно отличающиеся от существующих в объективной реальности или практически отсутствующих. Например, при арифметическом счёте возникло понятие цифры «нуль», которое отсутствует в природе. То же самое, в природе не существует понятия «абсолютно чёрное тело», однако для нужд теории физики оно было внедрено в научный оборот. Идеализация как понятие применима только в определённых пределах. Говоря вообще, сущность идеализации – это выработка научного понятия.
Формализация – это метод изучения объектов путём отображения их структуры и содержания в знаковой форме при помощи искусственных языков и символов, обеспечивающих однозначность, краткость и чёткость фиксации знания. Широко применяется в математике и в естественных науках – химии, физике, астрономии и биологии. Например, знаки арифметических действий, алгебраические обозначения, знаки интеграла и суммы, символы электрических зарядов и элементарных частиц, обозначения химических элементов и их соединений и т. п.
Обобщение – приём логического мышления, в результате которого исследователь устанавливает общие свойства и признаки объектов. Обобщение осуществляется как переход от отдельных предметов и явлений к общему понятию или суждению. Понятие всегда выражает собой класс однородных предметов, явлений и процессов.
Моделирование – изучение объекта путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познание. Модели должны соответствовать объекту в существенных элементах, свойствах, связях, поскольку для сложных объектов, явлений невозможно повторить буквально все свойства и признаки. Например, получение искусственных алмазов основано на моделировании процесса возникновения алмазов в природе, – на повторении главных параметров: температуры не менее 1400°С и давления до 55000 атмосфер.
Эмпирические методы относятся к сфере практической деятельности, предоставляют человеку непосредственный или опосредованный контакт субъекта с объектом исследования, например, с помощью лупы, микроскопа, телескопа, спектрометра, других сложных приборов для наблюдения и измерения. В психолого-педагогической деятельности свои специальные методы – опрос, интервью, выборка, изучение документации.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие явлений и процессов, имеющее две функции: 1) получение новой информации, необходимой для постановки проблем и выдвижения научных гипотез; 2) проверка теоретических выводов. Научное наблюдение должно исключать элемент субъективности исследователя, поэтому предполагает достаточно много повторений и готовность отбросить ложные предположения.
Измерение – метод познания, основанный на сопоставлении измеряемого объекта с эталонной величиной. О значении этого метода замечательно сказал открыватель периодического закона химических элементов Д.И. Менделеев (1834–1907): «Наука начинается с измерения». В измерении требуется учитывать, во-первых, относительную автономность качественных и количественных сторон объекта, во-вторых, их глубокую взаимосвязь между собой, возможность перехода количества в качество и наоборот.
Эксперимент – научный метод, вбирающий в себя наблюдение и измерение, предполагающий изменения объекта или воспроизведения в особых условиях со стороны человека в целях получения полного представления о его существенных свойствах и отношениях.
Описание – метод познания, состоящий в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого объекта с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений. В результате этого процесса образуются абстрактные образы класса предметов, явлений, процессов – понятия.
Исторический и логический методы в их взаимосвязи применяют в изучении развивающихся процессов реальности. Исторический метод – это воспроизведение объекта в познании таким образом, каким он реально формировался во времени. Логический метод направлен на изучение высшей стадии развития объекта (например, класса животных, леса, экосистемы, общественных отношений), при этом наиболее отчётливо выступает самое существенное, в сравнении с начальным этапом развития. Закономерности развития объекта выступают очищенными от влияния случайностей уже самим исследователем.
Категория – это научное понятие, отражающее существенные, повторяющиеся связи, отношения предметов, поэтому категория отражает научную классификацию однородных предметов, явлений, процессов. Категории по своей сути приближаются к научным законам, закономерностям и именно поэтому они являются основным языком науки, инструментом познания. К категориям педагогики относятся такие понятия, как образовательный процесс, педагогическое взаимодействие и воспитание, педагогическая система и действительность, методы и приёмы обучения, учебный материал и ситуация, учитель и ученик и другие.
Абстрагирование – метод, при помощи которого получают основные понятия, позволяющие выявить сущность, закон явления. Когда в мышлении процесс абстрагирования продвинулся далеко в разные стороны процесса, явления, преодолеваются ранее принятые упрощения (идеализации) через расчленение понятия, отображающие явления в полноте действительности. Так или иначе, теоретическое познание через категории упрощает и огрубляет действительность. Как сказал Мефистофель Студенту в «Фаусте» великого писателя и мыслителя И. В. Гёте (1749–1832): «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо!» [16, с. 64].
В особенности это характерно для метода формализации. По своей сути формализация есть вычленение и изучение формы (структуры) процессов, причём форма рассматривается как самостоятельный предмет исследования. Рассуждения об объектах заменяются оперированием со знаками, символами, формулами. Формализация является разновидностью абстрагирования. Формализация позволяет записывать утверждения в сжатом виде, при этом каждый символ должен быть строго однозначен, что отличает научный язык от многозначного обычного, употребляемого в обиходе для общения.
Аксиоматизация есть задание конечного набора аксиом, исходных положений, не требующих доказательств. Обычно их всего несколько. Затем из них по определённым правилам выводится система теорем, или выводимых доказательств. Метод применяется и в содержательном, и в формализованном виде. Чаще всего формализация применяется в математике и экономике. Научное познание осуществляется с помощью взаимосвязанных форм познания, в которых знание организовано определённым образом для того, чтобы служить ориентиром дальнейшего познания. Исходной структурной единицей познания выступает факт, или фрагмент бытия, включенный в научное знание. Научный факт – это не просто событие действительности, но такое событие, которое удостоверено надлежащим образом и зафиксировано учёным, исследователем.