ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
§1. Организация труда и правила при проведении исследования
Выдающийся геолог и географ, известный путешественник и писатель-фантаст академик В.А. Обручев (1863–1956) отмечал, что его научный труд организован на основе трёх принципов: планомерность, аккуратность и любовь к творчеству [34, с. 298– 299]. Эти принципы были причиной того, что сам он прожил более 90 лет: вообще, учёные обычно долго живут!
Планомерность состоит в том, что получив задание или самостоятельно выбрав научную тему, студенту необходимо ознакомиться с имеющейся литературой при помощи библиотечной картотеки – либо на бумажных носителях (карточках) в каталоге, либо на электронных карточках в базе данных библиотеки своего вуза и межбиблиотечного абонемента. Затем составляется общий план работы, который в ходе исследования может уточняться, меняться: как в сторону сужения темы, так и в сторону её расширения, ближе к концу может поменяться первоначальное название темы. Порядок выполнения работы также может меняться после уточнения приоритетов, главных и второстепенных задач исследования.
Аккуратность заключается в организации рабочего места и оформлении текста. Используемая в течение дня литература не лежит на рабочем столе, а расставляется на полке – каждая книга на своём месте для удобного подхода к ней. Книги и конспекты научных трудов, служебные записи и наброски, используемые непосредственно в процессе, должны быть под рукой и находиться в определённом порядке, удобном для самого исследователя.
Для обработки текста монографий и диссертаций, журнальных и газетных статей, материалов из Интернета молодому исследователю полезно разработать и использовать систему определённых знаков, символов для обозначения фундаментальности, интереса, важности, согласия или несогласия с теми или иными идеями книги или статьи. Наиболее важные места, вызывающие у студента ответную реакцию или собственные идеи, желательно констатировать или комментировать на закладках или на полях страниц. С помощью таких знаков, констатаций и комментариев содержание текста можно легче запомнить и усвоить, более глубоко анализировать и синтезировать с идеями подобных книг и статей. В этом процессе возникают черновые идеи будущей концепции статьи или иной работы.
В случае использования электронных книг необходимо разработать удобную систему пометок нужных мест в тексте: закладки на рабочем столе, выделение фрагментов текста цветом и т. п. Большую исследовательскую работу (диссертацию, монографию) обычно разбивают на части, главы и параграфы. Готовые параграфы следует собирать в главы, а готовые главы – в целую работу. После этого необходимо проверить готовый текст на единство содержания, повторы, возможные ошибки и опечатки и при необходимости отредактировать.
Любовь к творчеству стимулирует работу, повышает её успешность. Не надо брать задач, которые не интересуют или не соответствуют научной подготовке и кругу вопросов, которым занимается исследователь. Однако взятая работа должна выполняться добросовестно, а не для того, чтобы от неё скорее отделаться. Любовь к творчеству тесно связана с концентрацией исследователя на научной работе, на своей теме. Сосредоточение, внутренняя дисциплина, подчинение себя задаче исследования – залог системности в работе. Мысль должна постоянно работать и никакая внезапно возникшая идея не должна пропасть. Поэтому необходимо иметь под рукой ручку или карандаш, записную книжку или просто лист бумаги, чтобы записать начальный тезис. Позднее это может привести к цепи умозаключений, приводящих к результату или к новым вопросам, углубляющим постижение предмета.
Последовательность в действиях.
Найти проблему часто труднее, чем её решить. Нередко бывает так, что научная проблема лежит «под ногами», но учёные её просто не замечают, считают всё ясным. А проблема может состоять в том, что на исследованном поле частных научных задач встаёт задача осуществить синтез наработанного и перейти к более сложной системе познания. Или в том, чтобы найти путь объединения разных наук (предметов исследования в широком смысле) об одном и том же объекте исследования (например, вселенной, общества, человека). Разные стороны деятельности общества изучают философия, экология, управление, экономические науки, социология, политология, педагогика, военное дело, медицина. Для всех них оно является объектом исследования.
Решению задания (научной задачи) предшествует оценка ситуации в заданной области исследования, то есть определение границы достигнутого знания и незнания. Эта предварительная работа требует изучения достаточно большого массива статей и монографий, ранее изданных. Исследование за этой гранью известного требует тщательной умственной работы, простых и последовательных умозаключений, умения выделять и отделять важные идеи и положения от второстепенных. Простота и последовательность логических рассуждений не позволит допустить грубую ошибку и прийти к неверному выводу. Определение важного содержания необходимо для того, чтобы не утонуть в материале предстоящих для изучения книг и статей.
Основой решения является имеющаяся научная задача, из которой следует исходить. Надо выяснить, что является содержанием задачи и как её можно выполнить, то есть какими научными методами воспользоваться. То есть студент должен получить разъяснение общей проблемы, чтобы понимать свою задачу внутри неё, при этом должен сам решить, каким путём ему решать задачу.
Решение задачи должно являться логическим выводом из всех соображений. Постановка задачи со стороны научного руководителя должна быть краткой и содержать все необходимое студенту для самостоятельного выполнения задачи: общий план исследования и его границы, гипотезу для проверки. При этом язык задания должен быть ясным и чётким, не допускать двусмысленных толкований. Способы выполнения научного задания должен определить сам студент: с этого начинается его самостоятельное мышление, развитие задатков исследователя.
Научную задачу следует расчленять по пунктам, в том числе определить, какие вопросы теории необходимо рассмотреть, какие вопросы методологии при этом возникают, какая научно-вспомогательная работа должна быть выполнена. Последняя включает поиски научной и справочной литературы по каталогам и поисковым программам, возможное приобретение в магазине, составление списков, оформление ссылок по правилам.
Исследователь истории науки Томас Кун (1922–1996) в середине ХХ века ввёл понятие научной парадигмы: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» [28, с. 11]. Эти общие своды правил мышления и решения задач в науке (парадигмы) имеют преходящий исторический характер, и заменяются тогда, когда перестают удовлетворять требованиям объяснения накопившихся новых данных и наступает научная революция.
Однако, даже в рамках существующей парадигмы, основной принцип научного исследования – оно должно быть свободно от всякого шаблона в мышлении. По ходу работы возникают различные непредвиденные вопросы, неувязки – это значит, что задача требует уточнения. При выполнении большой задачи могут возникнуть сомнения в своих силах, мысли о невыполнимости. В этом случае следует выполнять простое правило: не надо метаться, менять задание совсем, но тогда необходимо сузить задачу, уточнить формулировку (гипотезу) самой задачи. Ясность цели – основа успеха исследования.
Основные принципы воспитания в педагогике – природосообразности и культуросообразности – в силу единства национальной культуры одинаковы в системе образования, инженерно-технической деятельности, в государственном управлении и военном деле. Студенческие исследования могут иметь заведомо различные степени авторского участия в полученном результате, то есть степень оригинальности текста. Учёные-педагоги Н.Н. Морозов, Т.И. Шамова выделяют следующие уровни самостоятельности работы:
1. Работа по имеющемуся образцу, или простая воспроизводящая самостоятельность. В научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР) по созданию техники простое воспроизводство означает масштабное копирование имеющихся образцов, например, автомобилей и тракторов, стрелкового оружия, самолётов, пушек, ракет; в педагогической работе это воспроизводство знаний и навыков учащихся без внесения новых элементов. В военном деле этому соответствует обучение солдат и курсантов, офицеров и генералов ранее отработанным приёмам тактики и оперативного искусства.
2. Правильный выбор способа действия в заданных условиях, или вариативная самостоятельность. В НИОКР новой техники в конструкторских бюро этому соответствует небольшая степень модернизации, не более 15–25 % новых систем и агрегатов по отношению к аналогу; в педагогике это поиск новых методов решения стандартных задач, улучшение методов преподавания без их кардинального изменения. В военном деле – на основе нового боевого опыта и внедрения новых видов оружия офицеры и генералы разрабатывают и совершенствуют тактику их применения.
3. Комбинирование правильно выбранных способов и деятельности в целом, или частичная поисковая деятельность. В НИОКР этому соответствует более глубокая модернизация, до 50 % новых систем и агрегатов, частичное изобретение; в педагогическом процессе – внедрение значительного числа новшеств, методик обучения и воспитания. В военном деле это может быть внедрение военачальниками новых приёмов оперативного искусства.
4. Поиск новых способов продуктивного осуществления исследования, или творческая самостоятельность. В НИОКР несерийной техники этому соответствует уровень полностью нового изобретения, 100 % новых систем и агрегатов. В педагогике это новая система обучения и воспитания, например, как у педагогов-новаторов А.С. Макаренко (1888–1939), пропагандистов педагогики сотрудничества Ш.А. Амонашвили (р. 1931), Е.Н. Ильина (р. 1929), И.П. Волкова (1927–1999), В.Ф. Шаталова (1927–2020). В военном деле это может быть разработка военачальниками новой стратегии, оперативного искусства.
Основы методологии исследований закладывались в Новое время, поскольку в эту историческую эпоху из потребностей развития экономики и техники бурно развивались открытия в естественных науках, технические изобретения, на базе которых быстро развивалась промышленность, а также новый общественный строй – капитализм, сменивший феодализм. Развитие наук требует обоснования правильности результатов, а значит – широкого развития научных методов. Большой вклад в методологию внёс выдающийся математик, биолог и философ XVII века Рене Декарт (1596– 1650). Он сформулировал четыре правила достижения истины в исследованиях при их строгом соблюдении учёными.
Первое – никогда не принимать за истинное ничего, что не является очевидным для разума, ясным и отчётливым настолько, что не позволяет усомниться.
Второе – каждую рассматриваемую трудную проблему делить на столько частей, сколько потребуется для лучшего разрешения каждой из них.
Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и постепенно, как по ступеням, восходить до познания наиболее сложных.
Четвёртое – повсюду составлять как можно более полные перечни и всеохватывающие обзоры, чтобы ничего не пропустить [17, с. 260].
Кроме того, Декарт изложил правила морали, которым должен следовать учёный. Следует повиноваться законам и обычаям страны, в которой живёт исследователь. Избегать крайностей и из многих распространённых мнений в данной проблеме следует выбирать наиболее умеренные. Быть твёрдым и решительным в своих в своих действиях, насколько есть сил, и с постоянством следовать принятым для себя правилам. Всегда стремиться побеждать скорее самого себя, нежели судьбу. Нет ничего лучше, чем посвятить свою жизнь выбранному делу, и всю жизнь продвигаться в познании истины по принятому методу [17, с. 263–265].
По нашему мнению, правила научного исследования можно изложить следующим образом:
1. Прибегайте к исследованию массовых явлений в педагогике или психологии, стараясь избегать спекулятивных, умозрительных рассуждений, не опирающихся на реальные процессы и факты педагогики и психологии.
2. Начинайте с уяснения для себя основных понятий, применяемых для раскрытия выбранной вами научной проблемы, темы исследования. Не ленитесь глубоко изучить значения научных терминов по толковым и специальным словарям по философии, педагогике, психологии, социологии, различным энциклопедиям.
3. Изучая труды авторитетных педагогов и психологов, не знайте иного авторитета, кроме истины, будьте последовательны и смелы в её достижении. Карл Маркс использовал в работе любимый девиз: «Подвергай всё сомнению!».
4. Избегайте начётничества, слепого и одностороннего цитирования авторитетов по поводу того или иного вопроса. Глубоко вдумывайтесь в логику развития самого педагогического или психологического процесса, явления, ищите противоречия между разными сторонами в сущности и в отражающем их мышлении. Наличие такого противоречия в мышлении, теории – это не ошибка, а признак противоречивости самого педагогического процесса.
5. Если вопрос является или кажется предметом научной спекуляции, умозрительным занятием, постарайтесь найти в ней рациональное зерно, подлинное содержание.
6. Критикуя чужую точку зрения, будьте последовательны в стремлении дать собственный подход и обоснование другого решения вопроса.
7. Однажды исследовав и уяснив для себя вопрос, не считайте его раз и навсегда решённым и понятым, возвращайтесь по мере необходимости, решая сопряжённые вопросы теории.
8. Не замыкайтесь на одном вопросе, чтобы не прийти к формальному, не диалектическому, однобокому решению. Ищите взаимосвязи с другими вопросами, поскольку в силу диалектической природы общественных процессов и педагогических в том числе, истинное решение всегда даёт выходы на другие вопросы, возможно, не решавшиеся прежде. Применяйте общие законы теории к частным педагогическим явлениям.
9. В разработке вопроса можно начинать из любой точки, не упуская из вида поставленной задачи. Логика предмета исследования при её правильном использовании сама приведёт к начальной и конечной точкам исследования.
10. Не очаровывайтесь своими идеями и озарениями, сомневайтесь в их правильности до тех пор, пока дополнительная проверка на противоречивость фактам педагогической действительности не докажет, что вы на верном пути.
11. Не берите для исследования сразу фундаментальные проблемы: лучше начинать с отдельных вопросов внутри проблемы. Если же вы по неведению взялись за предмет исследования явно не по силам, следует внутри начатого исследования выделить один-два вопроса и довести его до завершения.
12. Не растекайтесь мыслями бесконечно, но если нужно до конца понять ключевые вопросы, сделайте это во избежание ошибок. Возможно, при изложении что-то будет опущено в тексте, зато понимание проблемы останется более глубоким, обоснованным другими знаниями и потому системным.
13. Никогда не зазнавайтесь и не успокаивайтесь полученным результатом: впереди ожидает намного больше непознанного, чем уже известно науке. Следование правилам позволит исследователю допускать меньше ошибок, меньше разочаровываться и долго идти по выбранному пути с успехом.