§2. Приёмы обработки текстового материала

Технология работы над исходным эмпирическим и теоретическим материалом – это важная составляющая научного исследования, без которого трудно добиться успеха. Суть такой предварительной работы – глубокое освоение уже имеющихся научных фактов, теории: научное исследование не начинается с нуля, на голом месте. Изучение черновиков работ выдающихся учёных, общественных деятелей и мыслителей показывает, что они в той или иной мере пользовались различными знаками для выделения важных мыслей авторов трудов и для выражения собственных мыслей по этому поводу.

Так, Декарт оставил по этому поводу наставление: «Но чтобы охватить и удержать в уме многие исследуемые отношения и их совокупности, мне нужно было выразить их возможно более кратко некими числами (или знаками): тем самым я позаимствовал бы лучшее из геометрического анализа или алгебры, исправив недостатки первого с помощью второй» [17, с. 91]. Конечно, нельзя буквально принимать математические символы и методы для анализа и выражения процессов, происходящих в экономике, политике или педагогике, содержащих множество нелинейных процессов, но сам принцип использовать необходимо.

У современных учёных имеются многие поколения предшественников, заложивших основы наук и внёсшие вклад в развитие теорий. После освоения базовых знаний перед начинающим исследователем стоит задача извлечения содержания педагогического опыта, опросов групп населения, теоретических работ для формулирования научной проблемы, частных задач и выводов исследования. Для плодотворной работы с текстами научных монографий, диссертаций на соискание учёных степеней кандидатов и докторов наук, сборников трудов научных конференций, научных статей в педагогических и психологических журналах, а также текстами художественных произведений молодому исследователю необходимо разработать и применять удобную систему обработки и анализа материала.

При чтении книги, журнала из научной библиотеки или экземпляра, принадлежащего другому лицу, необходимо делать бумажные закладки с указанием страницы и надписи о теме вопроса. Возможно собственное краткое резюме по данному вопросу в одном-двух предложениях: при написании текста это помогает быстро найти тот или иной тезис. Закладки можно делать разного цвета или ширины, при этом придавая и запоминая определённый смысл каждому параметру. Например, закладки одного цвета будут означать освещение отдельного вопроса или темы, другие вопросы будут обозначены другими цветами; разная ширина закладки может означать степень важности вопроса, главу, параграф и т. п.

Если книга или журнал принадлежит самому исследователю, то возможна работа прямо на полях страниц или под абзацами текста. Можно делать подчёркивания сбоку абзацев текста, подчёркивание строчек разными линиями и т. д. Применение символов для работы с текстом позволяет выделить различные стороны предмета исследования, существенные и временные связи между ними, динамику изменения. Предварительное структурирование содержания изучаемого материала – это работа исследователя для себя, которая помогает ему систематизировать и глубже усвоить как научные методы, так и основы теории, поскольку они постоянно осмысляются и применяются. Важно использовать детализированную символику, в которой каждый символ обозначает однозначный, хорошо известный исследователю смысл. Здесь предлагается пример такой символики.

1. Графическое обозначение базового определения, утверждения по данной проблеме или вопросу. Например, прямоугольник или квадрат. Исследователь при повторном прочтении сразу видит, что это определение, может остановиться на его осмыслении, это помогает.

2. Символ научного или философского закона, принципа. Например, заглавная начальная буква, сокращение слова. Законы и принципы выражают сущность, фундаментальное содержание предмета или процесса, поэтому при их выделении в тексте у познающего происходит углубление понимания содержания. Следует понимать, что закон и принцип не одно и то же: действие закона как существенной повторяющейся связи между объектами и процессами никак не зависит от разума и воли человека, а действие принципа неразрывно связано с полнотой и правильностью воплощения в деятельности человека.

3. Символ неверного тезиса, заведомо спорного утверждения. Например, знак минуса. В данном случае исследователь может ошибаться и сам, однако при поиске аргументов против спорного утверждения может происходить уточнение взгляда его самого на вопрос или проблему.

4. Обозначение верного, на взгляд исследователя, утверждения автора текста. Например, знак плюса или слово «да». В данном случае им самим также может быть принято или высказано ошибочное мнение, однако при внимательном рассмотрении вопроса мнение будет уточняться и даже изменяться.

5. Символ сомнительного тезиса, утверждения. Например, знак вопроса. При повторном изучении вопроса сомнение либо отпадёт, либо будут найдены дополнительные аргументы в его пользу.

6. Символ расчленения прочитанного утверждения на верную и неверную части: знаки «плюс» и «минус» через разделительную скобку. Сложные формулировки авторов при нарушении логики могут содержать в себе верные и неверные утверждения, поэтому их необходимо выделить.

7. Символ противоречия в определении, например, перечёркнутый внутри накрест прямоугольник или квадрат. Здесь речь идёт о таком логическом противоречии, в котором противоположные стороны не являются порождением самой сущности процесса, предмета исследования, а созданы искусственно автором текста, то есть другим исследователем.

8. Обозначение противоречия в сущности предмета исследования, например, два треугольника, сходящиеся углами в одну точку. Такое противоречие в сущности неустранимо и называется диалектическим: оно является внутренним источником саморазвития процесса, предмета исследования. Вычленив и уточнив природу движущего противоречия, характер его развития, субъект познания познаёт глубинную сущность предмета и может переходить от внешних сторон, качеств к формулированию закономерностей, принципов развития, предсказывать будущие состояния.

9. Символ обозначаемого конфликта, разрыва на противоположности в обществе, политике, социальном процессе или группе, внутри личности. Например, знак из двух стрелок, расходящихся из одной точки в разные стороны. Выделение и отмечание конфликта позволяет исследователю глубже проникнуть в сущность изучаемого явления, сделать более взвешенные и глубокие выводы.

10. Символ последовательности признаков, подводящих исследователя к выводу, определению. Например, из последовательных букв алфавита, чисел натурального ряда или изображения ступенек лестницы. В данном случае идущий по следам исследователь глубже понимает логику по строения научного вывода.

11. Идея, мысль автора исследования, обозначающая синтез положений, утверждений одного автора или точек зрения разных авторов, разных концепций. Например, математический знак суммы, заглавная греческая буква сигма или знак интеграла. Синтезирование идей бывает разного уровня: от уточнения известного, уже открытого содержания частного процесса до пересмотра базовых концепций, научных парадигм, следом за которым может последовать научная революция.

12. Обозначение важной мысли, проясняющей основные положения текста. Например, NB (nota bene – с латинского – заметь хорошенько), или восклицательный знак.

13. Обозначение очень важной мысли, логически подводящей к сущности проблемы. Например, два восклицательных знака. Наиболее важное в научном тексте – это познание существенных, глубинных повторяющихся связей между сторонами процесса, явления, предмета, то есть познание закономерностей и законов.

14. Символ мысли, к которой следует вернуться и обдумать. Например, заглавная буква О, обозначение круга с многоточием внутри.

15. Символ идеи или мысли, открывающей не замеченную прежде новую научную проблему. Например, квадрат с двойной стрелкой, прямоугольник с восклицательным знаком и т. п.

16. Символ разрыва и перехода одного состояния процесса, явления в другое состояние. Например, ломаная линия со стрелкой или кривая линия с изменением направления. Выделение обосновано тем, что диалектические процессы в обществе, социальных группах, в образовании не всегда протекают непрерывно, гладко: они могут быть прерывистыми, содержать скачки вверх и падение вниз.

17. Использование знака «равно» при сравнении идей, мыслей разных авторов, или сравнении разных определений одного и того же предмета, процесса. Позволяет сравнивать нюансы, отмечать разные подходы к одному и тому же вопросу одного или нескольких авторов; нередко при сравнении возникают новые определения, уточнения, дополнения.

18. Выделение важных собственных мыслей исследователя, особенно выводов. Например, курсивом или разрядкой текста, иногда словами и группами слов из заглавных букв.

19. Выделение нового определения, даваемого исследователем в тексте статьи, параграфа большой работы. Например, при помощи полужирного прямого или курсивного шрифта. При использовании в работе такой подробной символики от молодого исследователя не ускользнёт ничего важного из содержания, заложенного в исходном тексте, а в итоге на выходе получится более глубокое исследование.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля