§5. О соотношении предмета и цели исследования

При анализе бакалаврских работ К.В. Комарова [21, с. 7], И.А. Кочергиной [24, с.7] и А.А. Куликовой [27, с.7] выявлено, что формулировки предмета исследования и цели исследования практически слово в слово повторяют друг друга, однако такое повторение формулировок некорректно, хотя не является грубой ошибкой. Тождество предмета и цели исследования возможно только в случае, если проблема поднята и исследуется впервые, но квалификационная работа по своему назначению – работа с элементами научного исследования, однако не исследовательская в целом и явно не пионерская. Следует уяснить, что по отношению к предмету цель исследования обычно имеет более узкий, углубляющий характер, поскольку на один и тот же предмет исследования может быть реализовано несколько разных целей и тем исследования.

Например, в философии проблема национального идеала решается под разными углами зрения и на разных уровнях: идеал как целеполагание и образец; как вершина пирамиды ценностей, интересов и потребностей; как ядро культуры, как верхний уровень менталитета. Кроме того, идеал предстаёт как общий закон развития общества, как основа идеологии государства. Проведены исследования идеалов военно-политического и военного, государственного, политического, общественного, религиозного, экономического, правового, воспитательного в педагогике.

На эти разнообразные темы написаны диссертации, монографии и многие статьи. При этом в каждой теме выявлены общие, особенные и специфические законы и закономерности, принципы, свойства, характерные природе идеала и его целеполагающей и организующей роли в жизни общества. То же самое касается раскрытия проблем в педагогике и психологии.

В психологии проблема, например, личностного и профессионального развития имеет решения в виде тем и целей исследования:

развитие ребёнка в условиях информационного общества; особенности и закономерности становления студентов-психологов; актуальные проблемы самореализации педагогов общеобразовательной и высшей школы;

влияние профессиональной деятельности на изменения в структуре личности педагога средней школы; специфика профессиональной деформации женщин-руководителей;

проблемы адаптации и самореализации личности в современных социокультурных условиях и другие.

В преподавании математики одна из многих проблем – конструктивный дискурс в мышлении, как один из факторов формирования инновационного образования. В этой проблеме можно выделить различные темы, а значит, и цели исследований: принципы конструктивности в довузовском образовании, использование ЭВМ при формировании профессиональных конструктивных навыков студентов педвузов, формирование конструктивных навыков и мышления как путь к самоопределению молодёжи, конструктивность как фактор модернизации образования, построение учебных пособий конструктивного характера, классификация конструктивных педагогических задач проблемного характера, конструктивные навыки в профессиональной деятельности учителя и т. д.

В языкознании одна из многих проблем – изучение контекстов. И здесь проблема распадается на различные темы, с которыми соотносятся разные цели исследования. Например, изучение описательных контекстов художественной литературы, построение описательных контекстов, нарративно-синхронные описательные контексты, контекст-рассуждение в лингвостилистике и школьной практике, модально-временной план художественных описательных контекстов и другие.

Эти примеры показывают, что тождества между предметом исследования и целью исследования, как правило, нет. Скорее, «тождество», соотнесённость друг с другом в той

или иной степени наблюдается между целью и темой исследования, которое зависит от точности и полноты воплощения учёным или студентом замысла исследования.

Вопросы для закрепления:

1. В чём состоят предпосылки научного исследования?

2. Вспомните правила научного исследования и обоснуйте их необходимость.

3. Сущность алгоритма научного исследования и зачем его соблюдать?

4. В чём сущность научной проблемы?

5. Как обосновать актуальность научного исследования?

6. Назначение и сущность научной идеи.

7. Перечислить основные черты научной гипотезы и её виды.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля