Транспортные коридоры и транспортная логистика в целом в 21 веке остаются крайне востребованной темой в естественно-научной, социально-гуманитарный, а также политической средах изучения. Повышенный интерес обуславливается ускорением развития интеграционных торговых процессов в контексте мировой экономики и политики, углублением и усложнением транспортной системы и связей коммуникации между странами, а также истощением мировых природных ресурсов и последующая борьба за сферы влияния и контроль транспортных торговых и транзитных путей.

Ни для кого не секрет, что каждым годом появляются всё новые транспортные коридоры и разветвления, углубляется и усложняется мировая транспортная система, уплотняются экономические связи между государствами в виде торговых союзов, ассоциаций и новых соглашений. В связи с этим, вырастает необходимость регулирования транспортных путей, что касается взаимодействия не только соседствующих государств, выполняющих роль транзитов, но и основных торговых партнеров, являющихся конечными получателями.

Не менее важной является и сложившаяся геополитическая ситуация, связанная с распределением и нехваткой жизненно важных ресурсов в каждом отдельном государстве, увеличивающая взаимозависимость стран друг от друга и способствующая экономической интеграции посредством создания и расширения транспортной системы, включающей также единое таможенное или экономическое пространство.

Более детальное внимание в своей работе я бы хотела уделить перспективам развития мировой транспортной системы и их влияние на геополитику стран, в чьих сферах интересов они находятся.

Развитие международной транспортной логистики может зависеть от многих показателей, важнейшими из которых являются глобализация мировых рынков и международная интеграция государств. Каждая страна для успешного развития и торговли должна иметь возможность взаимодействовать не только с соседними странами, но и прочими межконтинентальными игроками для взаимной экономической выгоды, а также обмена ресурсами и технологиями. Несмотря на то, что основные торговые пункты разделяют тысячи километров, благодаря глобализации и непрерывному развитию транспортных структур это больше не является проблемой. Экономики всех стран плотно переплетены друг с другом, что стало возможным именно благодаря появлению все большего количества путей сообщения, связывающих между собой континенты.

Эффективность международных транспортных коридоров как основу транспортной системы можно проанализировать по следующим показателям:

1) годовой грузооборот (морской, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный транспорт) и общая ресурсозатратность;

2) протяженность инфраструктуры (железнодорожный скоростной и не скоростной транспорт, автомобильный скоростной и не скоростной транспорт), а также взаимодействие с другими странами-транзитами или заинтересованными третьими сторонами;

3) объем прямых иностранных инвестиций в транспортную отрасль и ее окупаемость на основе индексов и рейтингов транспортно-логистических компаний, включающих годовую выручку и грузооборот.

Являясь, одним из ключевых мировых игроков, Россия контролирует множества торговых путей, различающихся по объему провозимых грузов и своей протяженности. Наиболее важными для обеспечения функционирования российской экономики внутри страны и поддержания экономических связей за пределами страны являются:

  1.  «Транссиб» (Азия – РФ – Европа) с тремя ответвлениями из РФ на Казахстан и Китай, Корейский полуостров, Монголию,
  2. «Север—Юг» (Северная Европа – РФ – Каспийское море – Персидский залив – Индия). В коридор входят железнодорожные ответвления на Центральную Азию и Кавказ,
  3. «Северный морской путь» (Мурманск – Архангельск – Кандалакша – Дудинка).

В сфере влияния США, в свою очередь, находится ряд других не менее важных коридоров, различающихся по объему провозимых грузов и своей протяженности. Наиболее важными для обеспечения функционирования американской экономики внутри страны и поддержания экономических связей за пределами страны являются:

  1. Pacific Northwest Corridor (The Vancouver-Seattle corridor in the Pacific Northwest) – Тихоокеанский северо-западный коридор (Коридор Ванкувер-Сиэтл на северо-западе Тихого океана),
  2. Interstate 90(I-90) – межштатная автомагистраль,
  3. Панамский канал (Panama Canal) – с залива в Тихом океане до Карибского моря и Атлантики.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос о существенной роли глобальных и локальных транспортных коридоров, как элементов, способствующих реализации геополитических интересов в современных реалиях, является важным для международной политической и экономической мысли и практики. Развитая транспортная система является важной составляющей успешного и прогрессивного развития экономики любой страны, что впоследствии также влияет, в том или ином виде, на другие сферы жизни общества, зависящее от экономической устойчивости и сбалансированности.

Список литературы

Источники на русском языке

  1. Квитко К. «Сравнительный анализ международных транспортных систем: инфраструктура, рейтинги, транспортные коридоры»; Вологда: Вологодский научный центр РАН, 2020, 15 с;
  2. Бауман З. ««Анализ существующих международных транспортных коридоров, проходящих через территории государств – членов»; Москва, 2019, 23 с;
  3. Чижков Ю.В. Международные транспортные коридоры – коммуникационный каркас экономики // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2015. – №5(60). – C. 9–15.
  4. Герами В.Д., Колик А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт, 2017. – 438 с.

Источники на иностранных языках:

  1. Blank, S. (2008) “Trade Corridors and North American Competitiveness”, American Review of Canadian Studies, Vol. 38, No. 2, pp. 231-237.
  2. Bradbury, S. (2002) “Planning Transportation Corridors in Post-NAFTA North America,” Journal of American Planning Association, Vol. 68, No.2, pp. 137-150.
  3. Brooks, M. (2008) North American Freight Transportation: The Road to Security and Prosperity, Cheltenham, UK: Edward Elgar.
  4. US Department of Transportation (1994) Assessment of Border Crossings and Transportation Corridors of North American Trade; Report to Congress, Washington, D.C.: Federal Highway Administration.

Интернет-источники

  1. «Транспортные коридоры» // studme.org // 2022 // URL: https://studme.org/1963051123394/logistika/transportnye_koridory (дата обращения 19.04.22)
  2.  Международный транспортный коридор // Wikipedia // URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Международный_транспортный_коридор (дата обращения: 19.04.22)
  3. Portnews // Транзитный грузооборот по Транссибу // 2018 // URL: https://portnews.ru/news/264317/#:~:text=Объем%20перевозок%20по%20Транссибирской%20магистрали,IV%20Восточного%20экономического%20форума%2C%20передает (дата обращения: 23.04.22)
  4. «Транспортные коридоры» // Коммерсантъ // 2001 // URL: https://www.kommersant.ru/doc/256473 (дата обращения 23.04.22)
  5. «Транспортные коридоры Север-Юг» // trend new agency // 2021 // URL: https://www.trend.az/business/transport/3492965.html (дата обращения 23.04.22)

Выполнила: студентка МГЛУ 4 курс ИМО и СП, Мансурова Виктория Евгеньевна

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля