1.         Введение

Согласно распространенному воззрению в России наряду с русскими живут и другие народы, которые являются нациями, имеющими свои государства (республики) в составе России. Эта точка зрения отражена в Конституции Российской Федерации (ст. 3), в конституциях названных республик, в федеральных и региональных законах, разделяется она и политической элитой, и общественностью, причем как сторонниками  существования этих  республик, так и противниками. Вместе с тем народы, являющиеся титульными в названных республиках, представляют собой нации лишь при взгляде с весьма специфической и далеко не бесспорной позиции. Речь о так называемом сталинском определении нации, которое после победы большевиков стало идеологической основой национальной политики СССР. Оно включает в себя четыре главных признака нации — язык, территория, экономика и психический склад (национальный характер). При создании национальных (союзных и автономных) республик в составе СССР руководство партии и государства стремилось сделать все, чтобы этносы и этнические группы, жившие в Российской империи, приобрели данные черты. Осуществлялась государственная поддержка  литературных  языков нерусских народов, а для тех народов, которые не имели еще литературного языка, он был создан. То же самое касается и территорий — большинству крупных этносов бывшей империи были дарованы территории в границах их республик. В специальных научных институтах создавались идеологически выдержанные версии национальной истории и представлений о национальном характере данного народа, которые затем транслировались через учебную литературу, одобренные государством произведения искусства и СМИ.

Единственная черта сталинского определения, которая стала исключением, касалась общности экономической жизни. СССР был разделен на множество экономических районов (на 24 в конце 1920 — начале 1930-х гг., затем количество районов снизилось до 19), но они не всегда совпадали с территориями национальных республик (например, в Украинской ССР было три района, а в Прибалтийский район входили все три прибалтийские республики и Калининградская область) Иначе и быть не могло, экономическое районирование по границам национальных республик создало бы предпосылки для распада СССР. Вероятно, это был случай, когда пожертвовать прагматическими целями ради идеологии было невозможно.

Однако в современных этнологии и нациеведении это представление подвергается основательной критике. Новый фактический материал, который появился в ходе активного нациестроительства в странах третьего мира, а также переворот, произошедший в теоретическом нациеведении в связи с работами таких ученых, как Э. Геллнер, Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, Э. Смит и др., позволяют говорить о несоответствии сталинского понимания нации и построенных на нем концепций советских этнологов как строгим критериям рациональности, так и историческим фактам (См.: Филиппов В. Родовая травма российского федерализма (вновь о «ленинско-сталинской» теории нации): http://www.kazanfed.ru/publications/ kazanfederalist/n21-22/11/.

Современные нациеведы выделяют два вида наций — этнические нации, которые представляют собой государственное оформление какого-либо одного большого этноса (при наличии других этносов на правах нацменьшинств), и гражданские нации, представляющие собой полиэтнические согражданства (где главный объединяющий критерий — политический, а не культурный). В обоих случаях национальное государство это государство демократическое, предполагающее существование гражданского общества, являющегося сувереном — носителем верховной власти, которую оно реализует через референдум или выборные органы.

Если мы обратимся к так называемым титульным нациям национальных республик России, то обнаружим, что они не являются ни гражданскими, ни этническими.

Легче всего доказать, что они не имеют отношения к согражданствам. Упоминания о республиканском гражданстве есть в большинстве конституций республик в составе РФ (например, ст. 21 Конституции Республики Татарстан от 1992 г. (Конституция Республики Татарстан: http://constitution.garant.ru/region/ cons_tatar/chapter/1). Но, во-первых, смысл этого термина в конституциях республик не раскрывается, во-вторых, там отсутствует упоминание о двойном (российско-республиканском) гражданстве жителей республик. Кроме того, гражданство подразумевает суверенитет республик, но все упоминания о суверенитете из текстов конституций республик изъяты, и сам суверенитет (как государственная независимость) фактически отсутствует. Все это позволяет утверждать, что республиканское гражданство в РФ не более чем фигура речи и так называемые граждане республик никакими особыми правами, отличающими их от граждан РФ, не обладают Речь не идет об особых правах представителей титульных наций — речь о гражданах республик вне зависимости от их этнической принадлежности. Но даже если бы такое гражданство и было, это мало что изменило бы; титульные нации не совпадают с населением республик, а иногда и вовсе составляют его меньшинство.

В таком случае, возможно, перед нами этнонации? Однако и это не так. Этнологи-конструктивисты (Геллнер, Андерсон, Хрох и др.) показали, что этнонации возникают в результате деятельности так называемых этнических предпринимателей — представителей интеллигенции, которые занимаются тем, что изучают и популяризируют язык, фольклор, обычаи и традиции определенного народа (этноса), в ходе чего происходит общественная самоорганизация (возникают кружки, общества), приобретающая затем политический характер В данном случае для нас непринципиален ответ на сложный вопрос, пробуждают они национальное сознание или создают его. Этнонация возникает как институт гражданского общества и является таковым, то есть представляет собой разновидность низовой социальной самоорганизации (впрочем, как и гражданская нация). Титульные «нации» нацреспублик России создавались. Разумеется, речь о создании не этносов, а этнополитических сообществ сверху, государством, которое наделило их определенными правами и привилегиями и наложило на них обязанности, что нашло отражение в законах и подзаконных актах (хотя важна и инициатива снизу, то есть готовность людей пользоваться этими привилегиями и исполнять обязанности). Иначе говоря, они никакие не нации. Что же они такое?

2.         Определения

В современной социологической теории есть обозначение для подобных феноменов, введенное С. Г. Кордонским, — сословия. По Кордонскому сословие — это социальная группа, получающая от государства ресурс — льготы, финансы, социальный статус — для выполнения определенной социальной функции. В этом смысле госслужащие, бюджетники, лица свободных профессий в современной России представляют собой сословия и выстраиваются в некую иерархию сословий в зависимости от объема получаемого ресурса. Значение слова «сословие», используемое в исторической науке (социальные группы домодернистских обществ, обладающие наследственными привилегиями), здесь не принимается в расчет 113.

Сословиям в теории Кордонского противостоят классы — социальные группы, обеспечивающие свое существование не за счет государственной раздачи ресурсов, а осуществляя операции на рынке. Таковы, например, классические предприниматели и наемные работники западного типа.

В системе сословий существуют и этносословия, которые, на наш взгляд, и являются ядром национальных республик России. Этносословиями мы называем социальные группы, создаваемые государством и его субъектами для сохранения народов (этносов) (Архаические сословия есть лишь частный случай сословий по Кордонскому), поддержки их развития и сохранения мест этих народов в структуре общества. Члены этносословий занимаются освоением многообразных ресурсов (символических, политических, экономических и т. д.), выделяемых государством для указанной цели. Термин «этносы» мы употребляем в значении «культурные сообщества, объединенные общими представлениями о культуре и истории, а также иногда общим языком, но не обязательно являющиеся политическими сообществами».

Этносословия входят в систему сословий нашего государства (хотя этносословия существуют и в других государствах, в том числе и на Западе, — например, коренные народы Америки в США и Канаде, аборигены Австралии, малые народы Европы и т. д.). Фактически их изучали исследователи, которые занимались проблемой национальной политики в СССР и в постсоветской России, но они рассматривали их в системе категорий других концепций, представляя как нации и национальности. Этносословия это группы, существующие в административной реальности. В настоящей, социальной реальности ресурсы, предоставляемые этносословию, осваивают не все его члены, а лишь члены этнокланов, своего рода пассионарная элита этносословия, но рассмотрение этнокланов выходит за рамки нашего исследования.

Противоположностью этносословия является нация (точнее, этнонация) — этносоциальная общность, представляющая собой гражданское общество, то есть существующая на правах самоуправления, не получающая никакой помощи от государства, и более того, сама стремящаяся образовать государство или уже образовавшая его.

Нация — идеальная модель, поскольку реальные общества Запада, именующие себя нациями, являются сложными конгломератами, имеющими признаки и наций, и сословий, и этносословий.

3.         Этносословие башкир в РБ: общий обзор

Нас в данной работе будет интересовать этносословие башкир, созданное законодательством и политическими традициями современной России и такого ее субъекта, как Республика Башкортостан. (Разумеется, башкиры — это лишь одно из этносословий нашей страны и республики; выбор именно этого этносословия определяется тем, что мы располагаем материалами, относящимися к ним (Мартин Т. Империя «положительной деятельности». Нации и национализм в СССР, 1923—1939. М., 2011; Кадио Ж. Лаборатория империи: Россия / СССР, 1890—1940. М., 2010. Из российских исследователей: Галлямов Р. Р., Зайнетдинов Л. Ф. Этносоциальная стратификация: теоретические подходы, концептуальная модель, тенденции развития. Уфа, 2004). Башкиры в указанном смысле слова нацией не являются (как не является ею ни один народ, живущий в РФ). Считается, что этносословие башкир совпадает с башкирским народом (этносом), но и это неверно. Членами этносословия башкир могут быть и не башкиры по этнической принадлежности; важно лишь, чтобы у них в соответствующих документах была запись «башкир», чтобы они позиционировали себя как башкиры, знали в определенном объеме башкирский язык, башкирскую историю и обычаи и были признаны как башкиры другими членами этносословия. С другой стороны, этнический башкир, даже знающий свой родной язык, любящий и знающий свою историю и культуру, но не использующий полагающиеся ему от государства гласные и негласные привилегии, остается вне этносословия башкир (хотя, естественно, остается частью башкирского этноса). Существует проблема этнокланов внутри этносословия, которые добиваются преимуществ при освоении ресурсов, положенных этносословию, но эта проблема нами не рассматривается, так как требует отдельного исследования.

Хочу специально подчеркнуть: характеристика «этносословие башкир» предполагает значение слова «сословие» в смысле, который придает ему теория С. Кордонского, и не имеет никакого отношения к дискуссии между этнологами Башкортостана и Татарстана о том, являются башкиры этносом или сословием.

Итак, этносословие башкир — это совокупность официальных (но не обязательно фактических) башкир, которые осваивают ресурсы, полагающиеся башкирам согласно законодательству (законам, подзаконным актам, целевым программам) и традициям, и таким образом осуществляют определенные необходимые государству служения. Мы называем его этносословием башкир не только потому, что ядро его составляют представители одного этноса — башкирского, но и потому, что в идеологической реальности ресурс предназначен все же для поддержания всех башкир (этнических, а не только документальных), и в определенной степени так оно и есть (в социальной реальности здесь вмешивается фактор этнокланов).

Основная часть этносословия башкир живет в Республике Башкортостан и «вмонтирована» в государственные и социокультурные институты республики (в органы управления, творческие союзы, систему образования и т. д.). Однако часть этносословия башкир проживает за пределами республики, в других регионах Российской Федерации, и ресурсы, которые она осваивает, обеспечиваются целым рядом законов и федеральных программ (от федерального закона «О языках народов Российской Федерации» до федеральной программы «Башкиры Российской Федерации»).

Мы будем говорить о современном этносословии башкир в РБ, хотя соответствующее этносословие существовало и в Российской империи, и в СССР. Ресурсы, которые получает этносословие от государства, многообразны. К ним относятся:

—        даруемые законом и обычаем льготы при поступлении на госслужбу и продвижение по карьерной лестнице;

—        государственная  поддержка  башкирской  научной  интеллигенции;

—        государственная поддержка башкирской творческой интеллигенции (писателей, художников, артистов и т. д.);

—        государственная поддержка башкирских общественных организаций, отстаивающих права башкир и их отдельных групп;

—        государственная поддержка СМИ на башкирском языке, обеспечение подготовки журналистов для национальных СМИ;

—        государственная поддержка башкирского языка путем его преподавания в национальных школах, в общеобразовательных школах, подготовки учителей башкирского языка и т. д.;

—        государственная поддержка специалистов по башкирскому языку (переводчиков, редакторов и т. д.);

—        государственная поддержка башкир-селян, а также башкирских национальных промыслов.

Большинство этих форм поддержки досталось России от Советского Союза. Государство Российская Федерация предоставляет башкирам (как и другим народам России) эти ресурсы не просто так, а с определенными целями и на определенных условиях. Цели, которые при этом преследуются, можно свести к следующим: компенсаторные, прагматичные, гуманитарные и пропагандистские.

Компенсаторные цели — это компенсации за бывшую в прошлом или существующую в настоящем реальную или мнимую дискриминацию, которой подвергались башкиры со стороны центральной власти. Сюда относится компенсация башкирам за исторические обиды (истинные или мнимые), причиненные российским государством в разные периоды истории, а также за меньшие возможности сделать государственную, научную, творческую, общественную карьеру в республике, если бы равноправие строго соблюдалось (среди башкир — значительная часть жителей села (См.: Асылгужин Р. Р. Процессы урбанизации башкир в Республике Башкортостан // Панорама Евразии. Научный общественно-политический журнал. 2014. № 1 (12), имеющих более низкий уровень образования и благосостояния, хуже говорящих по-русски, чем татары и тем более русские, которые представляют собой преимущественно урбанизированные этнические сообщества).

Прагматичные цели связаны со стремлением российского государства к сохранению стабильности, внутреннего покоя и порядка в регионе, а также к осуществлению наиболее оптимального руководства. Сюда относятся:

—        передача управления башкирским населением руководителям из башкир, которые лучше знают местную среду, обычаи и т. д.;

—        обеспечение понимания законов, нормативных актов, пропагандистской продукции жителями республики, в лучшей степени владеющими башкирским, чем русским языком (путем перевода их на башкирский язык);

—        канализация общественного протеста (башкиры, «пристроенные» в госорганах, местных союзах писателей, общественных организациях, не станут радикальными оппозиционераминационалистами и исламистами);

—        плата за лояльность федеральному центру и одновременно обеспечение этой лояльности;

—        формирование одобренного государством варианта башкирской культуры, толерантного к русским и к их культуре (при помощи башкирской творческой интеллигенции);

—        сохранение места башкир в этническом разделении труда, сложившемся в республике еще в советские времена и актуальном для государства до сих пор.

Гуманитарные цели связаны:

—        с сохранением башкирского народа, его языка и культуры;

—        с сохранением материальной культуры башкир (традиционных форм хозяйствования, народных промыслов);

—        с просвещением башкирского народа, созданием и поддержкой урбанизированных цивильных форм башкирской культуры.

И, наконец, пропагандистские цели связаны:

—        с созданием в глазах международного сообщества имиджа российского государства как заботящегося о развитии языков и культур входящих в него народов (следует заметить, что этот имидж в целом соответствует действительности);

—        с созданием впечатления (в целом справедливого) о цивилизаторской миссии русского государства (башкиры, до революции бывшие кочевниками и полукочевниками, теперь имеют своих чиновников, ученых, писателей, актеров и т. д.);

—        с созданием «национального государства в составе РФ» (как характеризуется РБ в Конституции РБ), с тем чтобы ситуация в стране юридически соответствовала требованиям международных деклараций о праве народов на самоопределение. На самом деле все «национальные государства» в РФ представляют собой квазигосударства, а точнее систему этносословий с некоторыми второстепенными признаками государственности.

Естественно, что государственная поддержка башкир, их языка и культуры налагает на них обязанности перед государством. Главнейшей обязанностью является лояльность федеральному центру. Собственно, этносословия и создаются в России для того, чтобы поставить на службу российскому государству определенный народ. (Мы использовали для этого метод веерных матриц, который был разработан С. Г. Кордонским, описание этого метода мы здесь опускаем, чтобы не усложнять изложение. Желающие могут ознакомиться с базовой матрицей в приложении). Другая главнейшая обязанность — толерантность по отношению к государствообразующему русскому народу и нерусским народам-соседям.

Наказанием за невыполнение обязанностей может стать частичное или полное расформирование этносословия (например, ликвидация республики в рамках кампании по укрупнению регионов).

Один из главных законов сословного общества состоит в том, что сословия всегда стремятся к минимализации своих обязанностей и увеличению своих прав, и этносословия здесь не исключение, но сословное общество имеет механизмы противостояния этому.

Для выполнения определенных целей внутри сословия создаются подсословия. Критерием тут является выделяемый ресурс. Мы выделили следующие подсословия этносословия башкир (в соответствии с перечисленными выше ресурсами) (полный обзор есть в упомянутой выше научной статье):

—        госслужащие,

—        ученые,

—        общественники,

—        писатели,

—        журналисты,

—        педагоги,

—        специалисты по языку,

—        рабочие и крестьяне.

Рассмотрим подробнее некоторые из подсословий, ресурсы, которые им выделяются, и механизмы господдержки.

4.         Подсословие башкир-госслужащих этносословия башкир

Подсословие башкир-госслужащих в этносословии башкир это руководители высшего и среднего звена Республики Башкортостан, получившие свои должности по явной или негласной квоте для этносословия. Основанием этого ресурса являются Конституция РБ, закон РБ о гражданской госслужбе, негласная традиция, восходящая к кампании коренизации советских времен, и негласные договоренности между республиканской элитой и федеральным центром.

Рассмотрим подробнее, какие должности и на каких основаниях зарезервированы в РБ за башкирами. Прежде всего это должность главы (башлык) Республики Башкортостан (до 2014 года должность носила название «Президент Республики Башкортостан»). Глава имеет широкие полномочия. Он формирует правительство, собственную администрацию, может созывать и распускать Государственное собрание (Курултай) республики, отклонять законы, принятые Госсобранием, назначать членов Центральной избирательной комиссии республики, представлять Госсобранию кандидатуры председателя и членов Конституционного суда, мировых судей, аудиторов Контрольно-счетной палаты и т. д. (ст. 87 Конституции РБ). По сути вне его компетенции — лишь полномочия, которые отнесены к совместному ведению федерального центра и Республики Башкортостан по федеральному договору, то есть ему неподконтрольны находящиеся на территории республики части Вооруженных сил РФ, МВД РФ, учреждения транспорта РФ (железная дорога, гражданская авиация), Почта РФ и т. д. Кроме того, по конституции ему запрещено останавливать работу выборных государственных органов РБ (кроме Госсобрания) и органов местного самоуправления (ст. 88). По Конституции РБ 1993 года, действующей до сих пор, «Глава Республики Башкортостан обязан владеть государственными языками Республики Башкортостан» (ст. 86), таким образом, он обязан владеть и башкирским языком, который конституция объявляет вторым государственным в республике (ст. 1). Разумеется, ни конституция, ни законы о выборах не требуют, чтобы главой (президентом) РБ мог быть только башкир по национальности. Напротив, Кодекс РБ прямо гарантирует право быть избранным на любую должность независимо от национальности (ст. 4125). Однако в Республике Башкортостан нет или ничтожно мало граждан-небашкир, которые владели бы литературным башкирским языком на высоком уровне Содержащееся в статье упоминание о языке фактически противоречит требованию Конституции РБ о знании президентом РБ двух государственных языков (гражданин, владеющий одним языком — либо русским, либо башкирским, лишается возможности занять эту должность). Общественные деятели в республике и за ее пределами неоднократно указывали на это. Таким образом, требование знать башкирский язык для главы (президента) РБ фактически приводит к тому, что высшую государственную должность в республике занимает представитель этносословия башкир (который, как мы уже говорили, может и не быть башкиром).

Кроме правовой базы для закрепления за башкирами должности главы (президента) РБ есть еще и традиция, а также негласные договоренности между представителями башкирской элиты и федерального центра (о которых, естественно, в открытых источниках не сообщают, но существование которых ни для кого не является секретом). Эта традиция восходит к тем временам, когда Башкирия была автономной республикой в составе РСФСР и ею управлял первый секретарь Башкирского обкома КПСС, назначавшийся из Москвы. С 1940—1950-х годов на эту должность назначались исключительно башкиры. Назначение в конце 1980-х сначала татарина Хабибуллина, а затем русского Горбунова привело к мощным националистическим выступлениям в Уфе, о которых в федеральном центре, вероятно, помнят до сих пор.

Должность главы — не единственная в республике, которая фактически (хотя и не официально) зарезервирована за представителями этносословия башкир. Принятый в Республике Башкортостан закон и сам он может быть лишен полномочий федеральным центром (ст. 90) и назначается этим центром (либо избирается гражданами РФ, живущими на территории РБ, но при условии согласования кандидатуры с федеральным центром).

Закон о гражданской госслужбе127 также содержит требования языкового ценза. Статья 6, где перечисляются квалификационные требования к должностям гражданской службы, в пункте 11 гласит: «Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным правовым актом государственного органа с учетом его задач и функций… В число квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей отдельными гражданскими служащими, может входить знание башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан».

Таким образом, закон о гражданской службе позволяет руководителям государственных органов (министерств, ведомств, агентств, администраций и т. д.) самостоятельно определять круг должностей, для соответствия которым требуется владение башкирским языком, что и происходит. Вообще, если говорить о сложившейся реальной практике квотирования должностей на госслужбе (а не о том, как это выглядит в пространстве юриспруденции), то за членами этносословия башкир традиционно закреплены высшие должности в аппарате главы (президента), в правительстве и его аппарате и в некоторых министерствах. Своеобразной компенсацией является традиция назначения на должности заместителей руководителей таких госорганов русских. Закон от 18 июля 2005 г. № 206-з «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан». (и в этом смысле приходится констатировать наличие в национальных республиках этносословия русских, которого, на наш взгляд, нет в центре). Еще раз подчеркнем: мы говорим о башкирах не в этническом, а в этносословном смысле; этнически многие из них являются татарами, и это в республике известно.

5.         Подсословие башкир-ученых этносословия башкир

Следующее подсословие — подсословие башкир-ученых этносословия башкир. Ресурсы, при освоении которых образуется это подсословие, следующие:

—        преимущества  для  башкир  при  получении  ученых  званий и должностей, но не во всех научных областях, а преимущественно в гуманитарных (история, филология, философия), при этом имеются в виду прежде всего темы, связанные с башкирскими историей, языком, литературой, фольклором, общей духовной культурой;

—        негласное право на замещение определенных должностей в руководстве местных государственных научных учреждений, иначе говоря, преимущество на некоторых траекториях академической карьеры в местном отделении академии наук и вузах;

—        государственное финансирование (за счет средств федерального и регионального бюджетов) исследований башкирского языка и культуры в рамках федеральных и республиканских целевых программ, направленных на поддержку языков и культур народов РФ и РБ. Формально это финансирование предназначено, конечно, для всех исследователей башкирских языка и культуры независимо от их национальности, но поскольку, как мы уже сказали, сложилась негласная традиция закреплять эти темы за исследователями башкирской национальности, на деле этот ресурс достается членам этносословия башкир;

—        возможность создать собственную Башкирскую академию наук, альтернативную Уфимскому научному центру РАН, в руководстве и в составе которой подавляющее большинство составляют башкиры (согласно официальному сайту Академии в ее руководстве нет ни одного русского ученого: http://www.anrb.ru/blog/alias/rukovodstvo, то же самое можно сказать и об аппарате: http://www.anrb.ru/blog/alias/apparat, в составе президиума — лишь трое русских из 29, причем ни один из них не является академиком (двое — членыкорреспонденты), и все они представляют точные и естественные науки) и которая отдельно финансируется из бюджета республики.

Такая академия действительно была создана Указом Президиума Верховного Совета Башкирской ССР от 6 февраля 1991 г. № 6-2/51 «Об учреждении Академии наук Башкирской ССР» как государственное научное учреждение, находящееся «в ведомственной структуре расходов бюджета Республики Башкортостан» и имеющее «право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств (главным распорядителем бюджетных средств Республики Башкортостан)» (http://www.anrb.ru//blog/alias/ob-information).

Академия наук Республики Башкортостан регулярно получает государственное задание, которое формируется «на основе предложений Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан». АН РБ не имеет права отказаться от госзадания, для выполнения заданий региональное правительство выделяет академии субсидии. АН РБ обязана представлять финансовый план, в котором расписывается, каким образом и на какие цели эти субсидии расходуются. Администрация президента РБ имеет право на проверки финансовой деятельности АН РБ (там же).

В качестве приоритетных направлений деятельности Башкирская академия наук проводит «разработку совместно с министерствами и ведомствами Республики Башкортостан государственных научнотехнических и других программ Республики Башкортостан», осуществляет «их выполнение и контроль за их реализацией», готовит

«для органов государственной власти Республики Башкортостан предложения по развитию материальной и социальной базы науки, повышению уровня ее кадрового потенциала» (там же).

Академия наук Башкирии формирует фонд для финансирования фундаментальных исследований «с целью выявления и поддержки научных коллективов и отдельных исследователей, эффективно использовавших результаты научных работ и заявивших о себе научнотехническими достижениями в социальном, культурном и экономическом развитии Республики Башкортостан» (там же).

Иначе говоря, Академия наук Республики Башкортостан занимается научно-аналитической и идеологической поддержкой действий республиканской власти и управлением исследованиями местного научного сообщества посредством регулирования финансовых потоков, выделяемых республиканскими властями на науку.

6.         Подсословие башкир-общественников

Следующее подсословие — башкиры-общественники. Данное подсословие составляют:

—        башкиры — члены общественно-политических организаций, претендующих на то, чтобы выражать интересы и защищать права башкирского народа в целом и его отдельных частей (башкирской молодежи, башкирских женщин и т. д.);

—        башкиры — члены руководства официальных проправительственных республиканских партий, движений, а также местных отделений федеральных проправительственных партий и движений.

Ресурс, который они получают, включает официальную и неофициальную поддержку башкирских организаций (в виде денежных траншей, позитивного освещения их деятельности в официальных республиканских СМИ, финансирования их инициатив госорганами республики и т. д.), а также резервирование за башкирами ряда ключевых должностей в руководстве проправительственных партий и движений.

Среди башкирских организаций такого рода необходимо отметить в первую очередь Всемирный курултай (конгресс) башкир (ВКБ). Эта организация была создана в 1995 году как объединение представителей всего башкирского народа (включая тех башкир, которые живут за пределами Башкирии и России), на что указывает само ее название. Это отражено и в ее программных документах. На официальном сайте ВКБ говорится, что он был создан «с целью консолидации и возрождения башкирской нации» и главная его задача — содействовать

«претворению в жизнь конституционных прав башкирского народа по сохранению и развитию башкирского языка, возрождению национальной культуры, традиций, реализации и защиты политических, экономических, социальных, культурных, экологических прав и свобод башкир, проживающих не только в Республике Башкортостан, но и в регионах Российской Федерации и странах зарубежья».

На официальном сайте также сообщается, что «Исполком Всемирного курултая башкир работает в тесном сотрудничестве с Правительством, Министерством культуры и другими министерствами, администрациями городских округов и муниципальных районов Республики Башкортостан» (http://kurultay-ufa.ru). Тем самым подчеркивается особый статус Курултая (который формально является рядовой общественной организацией республики) среди других общественных организаций Башкирии.

В прессе неоднократно появлялись сообщения о том, что Курултай, во всяком случае в правление М. Г. Рахимова, прямо финансировался из республиканского бюджета и из средств «клана Рахимовых», хотя документально доказать это трудно.

Курултай выполняет функции сословного самоуправления этносословия башкир. Руководители Курултая создали и отработали механизм открытых писем президентам Башкортостана и  России, в которых они от имени «всего башкирского народа» требовали от республиканской и федеральной властей тех или иных льгот или привилегий для этносословия, а также сообщали о реальных проблемах башкирского населения.

Вторую часть подсословия общественников этносословия башкир составляют башкиры, входящие в руководство региональных отделений проправительственных партий и движений («Единая Россия»,

«Молодая гвардия ЕР» и т. д.). По традиции членам этносословия башкир отводится определенный лимит должностей в этом руководстве. В настоящих условиях трудно эмпирически проверить данное утверждение, распространенное в республиканском сообществе. Тем не менее обращение к сайтам соответствующих организаций позволяет предположить, что это утверждение в целом верно.

7.         Подсословие деятелей искусства

Следующее  подсословие  —  писатели,  художники,  композиторы и т. д., принадлежащие к титульному этносу. Ресурсы, которые ему полагаются:

—        государственная поддержка башкирских писателей, композиторов, театральных деятелей и т. д.;

—        государственная поддержка издательств, выпускающих печатную продукцию на башкирском языке, башкирского театра и т. д.

Данное подсословие этносословия башкир государство поддерживает не отдельно, а в рамках поддержки творческой интеллигенции республики в целом (независимо от национальности ее представителей), объединенной в так называемые творческие союзы (Союз писателей РБ, Союз художников РБ, Союз архитекторов РБ, Союз композиторов РБ, Союз театральных деятелей РБ).

Творческим союзам РБ принадлежит имущество, которое имели их советские предшественники, они финансируются из бюджета республики, хотя официально уже давно являются общественными организациями (механизм финансирования которых будет показан далее на примере Союза писателей). Их деятельность регламентируется особым законом «О творческих работниках и творческих союзах в Республике Башкортостан» (№ 191-з) (http://docs.cntd.ru/document/935102923135). Согласно этому закону государственные органы республики предоставляют зарегистрированным в законном порядке творческим союзам следующие права:

—        участвовать в подготовке правовых актов и решений госорганов, касающихся прав, свобод и интересов творческих работников;

—        получать от госорганов информацию о подготовке таковых правовых актов и решений;

—        выдвигать кандидатуры на государственные премии, награды и почетные звания;

—        вести коммерческую деятельность в рамках заявленных устав-

ных целей;

—        иметь налоговые льготы вплоть до освобождения от некоторых

налогов;

—        получать целевое финансирование (в виде государственных грантов) на программы деятельности творческих союзов, проведение мероприятий, а также на поддержку отдельных творческих работников;

—        получать господдержку для привлечения молодежи к деятельности творческих союзов в рамках республиканских программ по поддержке культуры;

—        получать от государства в аренду и безвозмездное пользование здания, служебные помещения, помещения для студий, мастерских и т. д.;

—        получать от государства земельные участки для размещения учреждений отдыха (домов творчества);

—        получать от государства кредиты для строительства зданий, служебных помещений, учреждений отдыха и т. д.

Кроме того, члены творческих союзов имеют по этому закону право на дополнительную жилплощадь до 20 кв. м, в том случае если у них нет мастерской и они работают дома. Специальный указ, подписанный президентом Рахимовым в 1994 году, рекомендовал «…главам администраций городов и районов, предприятиям, учреждениям и организациям, в которых работают члены творческих союзов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, выделять льготные кредиты для строительства индивидуального жилья» (http://bashkortostan.news-city.info/docs/sistemay/dok_kertxz.htm).

Отдельным творческим деятелям и творческим коллективам выделяются гранты президента РБ, причем в состав комиссии по присуждению грантов входят наряду с высокопоставленными чиновниками те же председатели творческих союзов. В 2009 году было выделено пять грантов по 300 тысяч рублей и десять — по 100 тысяч рублей. В 2015 году на гранты для поощрения деятелей культуры и учреждений культуры РБ (библиотек, издательств) было предусмотрено уже 100 млн рублей (http://ufacitynews.ru/news/2015/01/02/v-2015-godu-pisateli-i-izdatelstva- bashkirii-poluchat-granty).

Как уже говорилось, творческие союзы являются интернациональными. Однако в них обязательно присутствуют члены этносословия башкир, и более того, традиционно они входят в их руководство. Через творческие союзы осуществляется господдержка башкирской литературы, театра, кино и т. д. Рассмотрим этот механизм на примере Союза писателей Республики Башкортостан.

В союзе состоят более 200 писателей (по данным 2012 года — 234, но каждый год проходит новый прием). Его головная организация и правление находятся в Уфе, филиалы — в других городах республики (Стерлитамак, Учалы, Янаул, Кумертау) (http://kulturarb.ru/orgs/?ELEMENT_ID=2597). Башкирский союз писателей состоит из трех секций — башкирской, татарской и русской (в русскую секцию входят не только этнические русские, но и все, кто пишет на русском языке, все остальные секции — этнические). Каждая секция имеет своего председателя, который входит в состав правления, однако главой Союза писателей традиционно является председатель башкирской секции и член этносословия башкир (за все годы существования Союза писателей Башкирии с 1937 года эта традиция не нарушалась (см. список председателей СП РБ: https://ru.wikipedia.org/wiki/Союз_писателей_Республики_Башкортостан).

Существуют негласные квоты на прием в Союз писателей, согласно которым башкирская секция имеет преимущества (что служит постоянным источником критики на всех постперестроечных съездах писателей), поэтому количество башкирских писателей в союзе наибольшее. Внутри секций есть отделения поэзии, прозы, драматургии и перевода. В рамках Союза писателей действует отделение Литературного фонда России. Через Литфонд осуществляется материальная поддержка писателей и их семей (оплата командировок, единоразовая материальная помощь, организация и оплата похорон, помощь членам семей покойных писателей).

Союз писателей тесно связан с центральным республиканским государственным издательством (Башкирское книжное издательство «Китап» имени Зайнаб Биишевой) — одним из крупнейших в России издательств литературы на национальных языках (http://www.kitap-ufa.ru). Оно выпускает книги на нескольких языках (русском, башкирском, татарском, чувашском, марийском и др.), однако издание книг башкирских писателей (а также научной, методической и иной литературы на башкирском языке) является приоритетом.

Издательство «Китап» финансируется за счет госбюджета республики. Механизм финансирования и формирования плана книгоиздания таков. При президенте (теперь главе) РБ существует комиссия по книгоизданию, которая действует на основании постановления Правительства РБ от 17 сентября 2010 г. № 352 (ред. от 27.12.2013) «Об утверждении Положения о Комиссии по книгоизданию при Правительстве Республики Башкортостан, Положения о формировании и размещении заказа на издание литературы за счет средств бюджета Республики Башкортостан». Комиссия занимается формированием государственного заказа на издание литературы за счет средств госбюджета республики, иными словами, она определяет, какая литература каким тиражом будет издана в главном издательстве республики и распределена через магазины издательства. При этом пределы бюджетных ассигнований, которыми располагает комиссия, определяет Агентство по печати и СМИ РБ на основе закона о госбюджете, в котором каждый год закладываются средства на субсидии издательству. Комиссия действует на общественных началах, ее состав определяется Правительством РБ.

Среди целей и задач, указанных в постановлении, отметим следующие:

«…Обеспечение выпуска литературы для удовлетворения нужд образования, науки и культуры в Республике Башкортостан;

сохранение языка и культурных традиций башкирского и других народов Республики Башкортостан (здесь и далее курсив наш. — Р. В.);

…удовлетворение духовных потребностей народов Республики Башкортостан в национальной и региональной литературе…» (см.текстпостановлениянасайтеиздательства«Китап»:   http://www.kitap-ufa.ru).

Как видим, постановление прямо содержит требование издавать литературу на башкирском языке.

Об объеме госзаказа можно судить по следующей информации из открытых СМИ: в 2011 году в издательстве «Китап» вышло 232 книги, большинство из них — по госзаказу (http://www.businessproekt.ru/NewsAMShow.asp?ID=915117).

Госзаказ формируется на основе заявок органов власти, юридических и физических лиц республики, которые подаются в издательство «Китап», где они регистрируются, систематизируются, проходят экспертизу, согласуются с Агентством по печати и СМИ РБ и затем уже поступают в комиссию для окончательного решения. Обязательной инстанцией, участвующей в экспертной оценке, что отражено и в тексте постановления, является Союз писателей РБ. С другой стороны, Союз писателей — одно из основных юридических лиц (наряду с органами власти), которое направляет заявки в издательство, естественно, рекомендуя для публикации рукописи своих членов.

Таким образом, сосредоточив в своих руках подачу заявок и их экспертизу, Союз писателей РБ получает эксклюзивные права на издание рукописей своих членов за счет средств госбюджета РБ.

Союз писателей является соучредителем (наряду с госорганами республики) и нескольких литературных журналов, причем количество журналов на башкирском языке («Агидель», «Аманат», «Акбузат», «Аллюки»,

«Башкортостан кызы», «Вилы», «Тамаша», «Шонкар», «Тулпар», «Хэнэк») значительно превышает количество журналов на русском («Бельские просторы») и часть трехъязычного (на башкирском, русском и английском) журнала «Ватандаш». До 2015 года журналы являлись государственными унитарными предприятиями («казенными предприятиями»), находившимися в собственности Республики Башкортостан как субъекта Федерации, и финансировались из госбюджета республики посредством получения оплаты за выполнение заказов Агентства печати и СМИ РБ. В 2015 году все государственные издания РБ были объединены в госхолдинг — Издательский дом «Республика Башкортостан». Журналы получают заказы, выигрывая конкурс (достаточно формальный, так как кроме редакций этих журналов никто этот заказ выполнить и не может).

Рассмотреть ситуацию с Союзом художников, Союзом композиторов и Союзом кинематографистов Республики Башкортостан мы здесь не можем ввиду ограниченности рамок доклада (см. нашу научную статью), отметим только, что в отличие от Союза писателей эти союзы находятся в ведении регионального Министерства культуры.

8.         Подсословие журналистов этносословия башкир

Подсословие журналистов это руководители и журналисты республиканских СМИ, принадлежащие к титульному этносословию. Речь идет преимущественно о журналистах башкироязычных газет, журналов, а также радио и телеканалов, которые полностью укомплектованы членами этносословия башкир, так как русские журналисты побашкирски не пишут, а татары, пишущие на башкирском, как правило, позиционируют себя как башкиры и таким образом являются членами этого этносословия.

В Башкирии выходит несколько республиканских газет на башкирском языке:

—        «Башкортостан» (бывшая «Совет Башҡортостаны»), учредителями которой являются Госсобрание и  Правительство РБ. В 2011 году тираж газеты составлял 23 тыс. экз.;

—        молодежная газета «Йэшлек» (бывшая «Ленинсы»), учрежденная Правительством РБ. Тираж по данным 2012 года — 17 тыс. экз.;

—        центральная газета для детей и подростков на башкирском языке «Йэншишмэ» (наследница башкирской версии «Пионера Башкирии»), тираж 9 тыс. экз.

Есть еще несколько новых газет («Омет», «Азна») с меньшей аудиторией. В городах Башкирии также выходят газеты на башкирском языке. Например, в Уфе это башкироязычный вариант муниципальной газеты «Вечерняя Уфа» — «Киске Эфэ». В Стерлитамаке выходит городская газета на башкирском языке «Ашкадар», в Сибае — «Атайсал», в Мелеузе — «Конгэк» и т. д.

Кроме того, во всех районах Башкортостана выходят районные газеты, учрежденные государственными и муниципальными органами и освещающие события в данном районе (всего 31 районная газета) 144. Районные газеты выходят на языках этнических общин, преобладающих в этом районе (на башкирском, русском, чувашском, марийском, татарском), причем есть районы, где газет на башкирском нет (например, Аургазинский, Балтачевский, Белорецкий и другие), есть, наоборот, один район — Бурзянский, где районная газета выходит только на башкирском языке, а газет на русском или татарском нет. Этот район отличается от других тем, что башкирское население составляет здесь преобладающе большинство — 96,2 % населения (https://ru.wikipedia.org/wiki/Районные_газеты_Башкортостана).

Кроме газет на башкирском языке СМИ в Башкирии представлены башкирским телевидением (Башкирское спутниковое телевидение (https://ru.wikipedia.org/wiki/Бурзянский_район. 146            http://tv-rb.ru). и ГТРК «Башкортостан» (http://www.gtrk.tv), которая вещает на территории республики на каналах «Россия 1», «Россия 2», «Россия — Культура», а также ее филиалом — радиостанцией «Радио России — Башкортостан»( http://gtrk.tv/radio-rossii-bashkortostan). В сетке вещания всех этих СМИ есть программы на башкирском и русском языке (и на других языках народов республики). Разумеется, там работают не только этнические башкиры, и поэтому только часть журналистов республиканских телевидения и радио могут быть отнесены к рассматриваемому подсословию этносословия башкир (прежде всего журналисты, ведущие передачи на башкирском языке). Их не очень много, равно как и этих передач (по данным 2012 года из 18 часов суточного вещания БСТ на вещание на башкирском и других национальных языках приходится 5—7 часов) /(http://www.kyk-byre.ru/286-za-bashkirskoe-televidenie.html).

Кроме того, в республике имеется информационное агентство «Башинформ», учрежденное правительством как открытое акционерное общество, которое, тем не менее, финансируется из бюджета через Агентство по печати и СМИ (что отражено, например, в постановлении Правительства РБ от 4 марта 2013 года № 72150). Оно снабжает информацией местную прессу (в том числе башкироязычную), а также издания и агентства вне республики.

Все башкирские СМИ республики ставят перед собой цель, с одной стороны, освещать и пропагандировать политику республиканского руководства в отведенных им сегментах башкироязычной аудитории, с другой — заниматься развитием и популяризацией башкирской культуры и поддержкой башкирского языка.

До этого речь шла о башкирах — журналистах башкироязычных изданий. Но по негласной традиции ряд руководящих постов и в русскоязычных республиканских СМИ зарезервирован за башкирами (есть и исключения: русскоязычный журнал «Бельские просторы», созданный специально как площадка для русских писателей, традиционно возглавляется русским, входящим в русскую секцию Союза писателей РБ).

Все журналисты Башкирии (в том числе и члены этносословия башкир) входят в Союз журналистов Республики Башкортостан — отделение Союза журналистов России, которое приравнивается к творческим союзам по закону РБ о творческих союзах и члены которого, особенно руководители, имеют все соответствующие привилегии.

Всей прессой в РБ руководит Агентство по печати и средствам массовой информации, своего рода аналог Роспечати, при этом не являющееся ее региональным подразделением. Агентство занимается:

—        распределением субсидий из госбюджета между общественными организациями журналистов, редакциями СМИ, информагентствами и т. д.;

—        госзакупками творческой продукции журналистов. Так, с июня по сентябрь 2014 года агентство оплатило создание и размещение публикаций в местных СМИ на заданную тему на сумму 1 млн рублей (к этому добавляется оплата курсов повышения языковой квалификации работников СМИ, перевод фильмов на башкирский язык, создание субтитров для информационных программ и т. д.) План-график размещения заказов Агентства печати РБ на 2014 год:( https://pressarb. openrepublic.ru/documents/82157/);

—        организацией конкурсов, конференций и других мероприятий.

Хотя формально целью агентства является обеспечение граждан республики информацией, фактически оно осуществляет негласную цензуру республиканских изданий, а также ведет кадровую политику (назначает редакторов республиканских изданий).

9.         Подсословие педагогов этносословия башкир

Подсословие педагогов это прежде всего педагоги, которые преподают башкирский язык, литературу, историю и культуру Башкортостана (значительную часть их составляют этнические башкиры). Данное подсословие возникает в ходе реализации права башкир на получение от государства образования на родном языке, которое закреплено в Конституции РФ, федеральном и республиканском законах об образовании.

Таким образом, основным ресурсом здесь является государственная поддержка педагогов, которые осуществляют воспроизводство башкирского языка и культуры. Поддержка выражается в том, что этих педагогов готовят за государственный счет в вузах республики, заботятся о повышении их квалификации, обеспечивают работой, создавая и поддерживая сеть национальных школ (с 2007 года в республике введено обязательное преподавание башкирского языка и в русской школе как второго государственного в республике).

Главными элементами созданной в республике системы национального образования для башкир являются башкирские факультеты и кафедры вузов (филиалов), башкирские школы (которые приобрели теперь статус гимназий и лицеев) и башкирские классы в русских школах, а также башкирская кафедра ИРО РБ (Институт развития образования Республики Башкортостан).

В Башкирии есть три национальных башкирских факультета (и несколько башкирских кафедр в вузах, в основном в филиалах). Первый, головной факультет входит в состав Башкирского государственного университета (г. Уфа), второй — в состав Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа), третий — в состав Стерлитамакского филиала БашГУ.

Рассмотрим в качестве примера головной факультет БГУ. Он носит название факультета башкирской филологии и журналистики (http://www.bashedu.ru/node/245), включает в себя пять кафедр (башкирского языкознания и этнокультурного образования; башкирской литературы, фольклора и культуры; востоковедения; журналистики; русской и сопоставительной филологии). На факультете работают 48 преподавателей, из них — 13 докторов наук, один действительный член АН РБ, два члена-корреспондента АН РБ, несколько членов Союза писателей РБ. В 2014 году на факультете обучалось 650 студентов, из них — 447 на очном отделении. Имеется своя аспирантура и докторантура (в 2014 году в ней числились 30 аспирантов и соискателей), действует Совет по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальностям: 10.01.02. Литература народов РФ (башкирская литература) и 10.02.02. Языки народов РФ (башкирский язык). В лаборатории компьютерной филологии изучают башкирский сектор интернета (Башнет), корпусы башкирской поэзии и фольклора. Студенты обучаются по следующим направлениям:

—        башкирский язык и литература;

—        башкирский язык и литература, русский язык и литература;

—        башкирский язык и литература, иностранные языки (английский язык);

—        востоковедение и африканистика (арабский, персидский, турецкий, китайский языки);

—        журналистика.

Выпускники факультета работают:

—        учителями башкирского языка, литературы, истории культуры Башкортостана в национальных и русских школах;

—        учителями башкирского, русского и иностранных (восточных и европейских) языков в национальных школах;

—        журналистами в местных башкироязычных и русскоязычных СМИ (печатных и электронных);

—        литработниками в структуре Союза писателей РБ;

—        литработниками в башкирских театрах и на башкирской кино-

студии;

—        переводчиками и референтами в государственных органах.

Некоторые выпускники поступают в аспирантуру и становятся преподавателями факультета. Преподаватели читают курс башкирского языка не только на своем факультете, но и на русском филфаке, правда, в сокращенном виде. Башкирские факультеты и кафедры занимаются переподготовкой и повышением квалификации учителей башкирского языка и литературы. Однако в большей мере это задача особого учреждения — Института развития образования Республики Башкортостан (ИРО РБ) в Уфе, в составе которого имеется кафедра башкирского и других родных языков и литератур (http://www.irorb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=109:2010- 05-28-07-42-08&catid=50:divisions&Itemid=126). Она занимается:

—        учебной работой на курсах повышения квалификации для учителей башкирского языка и литературы (с отрывом от производства и дистанционно);

—        программно-методическим обеспечением преподавания башкирского языка (и других языков республики) в башкирских и русских школах;

—        научными исследованиями инновационных педагогических технологий, организацией научных конференций;

—        рецензированием и лицензированием учебно-методической ли-

тературы;

—        аттестацией педагогических кадров;

—        проведением семинаров и конкурсов для учителей и методистов.

Особое направление деятельности кафедры — обеспечение преподавания башкирского языка и переподготовки учителей башкирского языка  в  регионах  компактного  поселения  башкир за пределами Республики Башкортостан (речь идет прежде всего об отдельных районах Оренбургской, Челябинской и Самарской областей). Для этого заключается договор о сотрудничестве между Министерством образования РБ и департаментами образования субъектов РФ.

Итак, вузы Башкортостана готовят учителей башкирского языка, литературы, истории и культуры для школ. До 2007 года башкирский язык преподавался только в национальных башкирских школах или в общих русских школах, но в специальных башкирских классах, набранных на добровольной основе. С 2007 года башкирский язык был введен как обязательный (государственный) во всех средних школах РБ в объеме двух часов в неделю (что вызвало сопротивление небашкирского населения, фактически президент Р. З. Хамитов вынужден был приостановить действие этого требования закона об образовании, предоставив право свободного выбора директорам школ).

Рассмотрим подробнее систему национальных школ (которая, кстати, находится в ведении республиканского Министерства образования, а не его российского аналога, в отличие от вузов, готовящих педагогов). По данным 2010 года, в РБ было 447 общеобразовательных учебных учреждений и 276 их филиалов, в которых обучение проводилось на башкирском языке как на родном. Ученики национальных башкирских школ составляли 37,8 % от общего числа школьников республики (http://uokum.ucoz.ru/doc/nd/730.pdf). В республике действуют 46 башкирских национальных школ (по данным 2007 года): восемь гимназий и пять лицеев в Уфе, 21 гимназия и 12 лицеев в районах республики.

Согласно концепции развития национального образования РБ (http://uokum.ucoz.ru/doc/nd/730.pdf) в республике действуют три модели национальной школы:

—        общеобразовательное учреждение с обучением на родном (нерусском) языке;

—        общеобразовательное учреждение с обучением на родном (нерусском) языке с дополнительной углубленной подготовкой обучающихся по предметам разного профиля;

—        общеобразовательное учреждение с обучением на русском и родном (нерусском) языках.

В рамках первой модели обучение ведется на родном (в данном случае башкирском) языке. Предусматривается три типа школ этой модели:

—        с нерусским (башкирским) языком обучения с 1-го по 4-й класс с последующим переходом в русскую школу;

—        с нерусским (башкирским) языком обучения с 1-го по 9-й класс с последующим обучением на русском языке;

—        с  нерусским  (башкирским)  языком   обучения   с   1-го по 11-й класс. В этом случае в 10—11-м классах предметы естественно-математического цикла преподаются и на родном, и на русском языке.

Во всех трех типах школ углубленно изучают и русский язык — как государственный язык России и Башкортостана, как язык межнационального общения в Башкирии и, наконец, как дисциплину, без сдачи ЕГЭ по которой невозможно поступление в вуз.

В рамках второй модели обучение с 1-го по 9-й класс производится на родном (башкирском) языке, с 10-го класса увеличивается количество предметов на русском, ряд дисциплин, связанных с профилем школы, изучается углубленно.

В рамках третьей модели с 1-го по 2-й класс все предметы преподаются на русском языке, при этом родной (нерусский, в данном случае башкирский) преподается особенно интенсивно и углубленно. С 3-го по 4-й класс все предметы, кроме русского и иностранного языков, преподаются на башкирском языке, с 5-го по 9-й класс все предметы, кроме русского языка и русской литературы, преподаются на башкирском, с 10-го по 11-й класс добавляются предметы естественно-математического цикла и предметы, по которым необходимо сдавать ЕГЭ, — все они преподаются на русском языке. Школы третьей модели предназначены для детей-башкир, изначально не владеющих башкирским языком.

Существующие в РБ башкирские школы имеют, как правило, статус гимназий (они представляют собой реализацию первой и второй моделей национальной школы). Наиболее крупные из них находятся в Уфе. Это башкирская гимназия № 158 им. М. Карима, башкирские гимназии № 122, 140 и 144. Все они предназначены для башкирских детей, живущих в Уфе.

Кроме обычных гимназий в республике и в Уфе имеются также башкирские гимназии-интернаты, где учатся и проживают на полном пансионе башкирские дети из сельских районов и других субъектов Российской Федерации.

Одно из ведущих учреждений такого рода — Башкирская республиканская гимназия-интернат № 1 им. Рами Гарипова (основанная в 1944 году как интернат для детей коренной национальности, прежде всего детей инвалидов и фронтовиков http://narkas.fo.ru/wiki/29087/48831). Рассмотрим ее как пример такого рода школ. Она расположена в Уфе, но принимает учеников лишь из числа башкирских детей, живущих в районах республики и в других регионах РФ (в гимназии учатся дети из Челябинской, Оренбургской,  Саратовской,  Пермской,  Свердловской и Самарской областей, Республики Татарстан, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов). В гимназию очень высокий конкурс — от 10 до 12 человек на место (при этом СМИ обвиняют руководителя гимназии в махинациях при приеме и отчислении детей http://proural.info/society/9038/). Проживание в ней комфортное, питание хорошее, все это является предметом особой заботы республиканских властей, которые превратили гимназию-интернат № 1 в образцовую национальную школу. Школа рассчитана на 800 мест, хотя учатся в ней около 600 детей, есть административный корпус, столовая, три общежития, библиотека, этнографический музей, спортзалы и т. д.

Еще в советские времена предназначением этой школы (тогда СШ № 9 г. Уфы) была подготовка детей коренной национальности к поступлению в вузы, то есть подготовка национальных кадров республиканского уровня. То же самое происходит и сейчас. В 2010 году 99 % выпускников поступили в вузы Уфы (до этого поступившие составляли 90 %). Впрочем, дело не только в качестве преподавания. Существуют негласные квоты для выпускников этой гимназии, поступающих в вузы Уфы (что привлекает в гимназию и русских детей, однако их там очень мало и они плохо приживаются, так как не знают башкирского языка) (сообщено информантом — выпускником гимназии).

Гимназия-интернат им. Рами Гарипова, таким образом, выполняет функцию социального лифта, который позволяет детям из башкирской глубинки попадать в культурно-административную элиту башкирского общества. Однако в постперестроечные годы появилась тенденция отсева части сельских жителей, на их места «по блату» поступают городские башкирские дети из национальной элиты.

Таким образом, башкирам в рамках Республики Башкортостан обеспечено со стороны государства среднее и высшее образование на их родном языке. Для этого на базе республиканских вузов (БашГУ и БГПУ) готовятся педагогические кадры, работники ИРО РБ обеспечивают их методически, педагоги работают в сети национальных башкирских школ, важное место в которых занимают гимназииинтернаты, и в русских школах, где с 2007 года преподается башкирский язык.

Нельзя не отметить, что высшее образование, предоставляемое этносословию башкир, при этом крайне ограничено. Это только гуманитарное образование, да и в его рамках — лишь небольшой сегмент (прежде всего филологические, педагогические и журналистские специальности), то есть образование, необходимое для воспроизводства самого этносословия. Башкиры, выбирающие другую специальность — техническую, юридическую, экономическую, — будут учиться на общих основаниях в вузах и на факультетах, где преподавание ведется полностью на русском языке, а по окончании учебы окажутся в среде, говорящей преимущественно по-русски. Даже если на предприятиях или в учреждениях, где они будут работать, их будут окружать такие же башкиры или татары, на бытовые темы говорящие на своих языках, все равно профессиональный язык их будет русским, так как в башкирском языке нет необходимой терминологии, лексики, специальной литературы (собственно, в словарях терминология есть, но она сплошь заимствована из русского и других языков, а потому удобнее говорить на русском, и на практике эта терминология не используется), чтобы, например, обеспечивать нужды профессионального медика. Иначе говоря, башкиры, получившие негуманитарное высшее образование, в существующих условиях обречены на ассимиляцию. Разумеется, это процесс длительный и непростой, в первом поколении такой башкир вполне может сохранять язык за счет бытового общения, но во втором и третьем он его потеряет. Правда, не все ассимилированные русскоязычные башкиры теряют башкирскую идентичность, есть даже феномен русскоязычного башкирского национализма, но это явление локальное.

Итак, башкиры в РБ еще и потому не могут считаться нацией

в западном, несоветском смысле, что нация в западном смысле это социально-культурная общность, в которой воспроизводятся все области национальной культуры. То есть нация должна иметь язык, литературу, СМИ, а также свою науку, представленную не только гуманитарными науками, свою философию, свою медицину и т. д. и т. п. Вместе с тем именно это делает нацию унифицированной по сравнению с этносом (и с этносословием), ведь все нации повторяют одни и те же формы, в основном скопированные с Запада (парламент, капитализм, наука западного типа и т. д.).

Одной из особенностей этносословия и является то, что его члены обязаны выполнять лишь строго определенные функции (которые, как считается, отражают характерные особенности этноса), все остальные функции, необходимые для развития общества и культуры, выполняет государство, к которому «прикреплено» данное этносословие и без которого оно не может полноценно существовать. Так, башкиры могут быть в РБ, сохраняя свою башкирскую идентичность, либо крестьянами, лесоводами, скотоводами и пчеловодами, либо управленцами в отдельных сегментах гражданской госслужбы, либо специалистами-гуманитариями (учителями национального языка и литературы, преподавателями  башкирских  факультетов,  учеными-гуманитариями в академических структурах, журналистами башкироязычных СМИ, писателями и актерами и т. д.). Вне этих профессий они и их дети обречены на ассимиляцию. Причем все это обеспечивает им российское государство, без которого они не имели бы даже такого узкого культурного воспроизводства (так, все университеты, при которых существуют башкирские факультеты, находятся в ведении Министерства образования и науки РФ). Перед нами логика традиционной империи, где наличествует этническое разделение труда, и в этом разделении башкирам отведены аграрные профессии, а городская прослойка получает высшее образование ровно в той мере, в которой это необходимо для самоуправления и воспроизводства языка, а также некоторых сегментов «цивильной» урбанистической культуры.

10.       Подсословие специалистов по языку

Подсословие специалистов по языку этносословия башкир это переводчики, филологи, редакторы и корректоры башкироязычных изданий. Все они либо этнические башкиры, либо как минимум члены этносословия башкир (русских, владеющих башкирским литературным языком, в республике практически нет).

В РБ, как уже говорилось, башкирский язык государственный (ст. 1 Конституции РБ). Присвоение башкирскому языку статуса государственного на территории республики значит, что башкирский язык функционирует в равной мере с русским в административной сфере. Обеспечивать это призвано особое подсословие этносословия башкир — специалисты по языку. К ним относятся:

—        переводчики с башкирского и на башкирский;

—        редакторы, корректоры, журналисты башкироязычных изданий;

—        ученые — специалисты по башкирской филологии.

Строго говоря, не все перечисленные специалисты принадлежат к этносословию башкир, но значительное количество. В ходе обеспечения государственной деятельности в данном направлении они занимаются освоением тех финансовых средств, которые выделяются на развитие и подержание языка согласно закону о языках из бюджета республики, а также по линии целевых программ.

Рассмотрим один пример. Закон о языках РБ гарантирует перевод всех законодательных и нормативных актов на башкирский язык как второй государственный язык республики. В частности, пункт 2 статьи 10 этого закона гарантирует право выступать в региональном парламенте на башкирском языке (и на других языках РБ) и требует обеспечить перевод таких выступлений на государственные языки РБ, а пункт 3 той же статьи предполагает возможность представлять проекты законов на башкирском языке (http://gsrb.ru:88/MainLeftMenu/ZakonoTvorch/Zakoni/216-1999.php).

Во исполнение этого закона при секретариате Государственного собрания — Курултая РБ создан отдел редактирования и перевода правовых актов. Он осуществляет среди прочего:

«…3) перевод и обеспечение идентичности текстов законов Республики Башкортостан на государственных языках Республики Башкортостан;

4) перевод на государственные языки Республики Башкортостан документов и иных материалов по поручению руководства Государственного Собрания и Руководителя Секретариата…» (http://www.gsrb.ru/ru/organization/secretariat/1502/).

Переводчики отдела принадлежат, как правило, к этносословию башкир.

11.       Подсословие работников (крестьяне, лесоводы, скотоводы, мастера)

Последнее подсословие это подсословие работников-башкир, занятых в материальном производстве. Имеются в виду крестьяне, лесоводы, скотоводы, мастера традиционных промыслов (пчеловоды, коневоды, производители кумыса, мастера, производящие башкирские национальные музыкальные инструменты, национальную одежду и т. д.).

Хотя мы и рассматриваем его в последнюю очередь, оно является базовым, потому что и в советские времена, и сейчас работники, которые являются в основном селянами, составляют большинство башкирского народа (в 1960-е гг. горожан было около 20 % от общей численности башкир, в настоящее время — около 40 %). Во многих городах республики, и в частности в ее столице, башкиры значительно — в два и более раз — уступают в численности русским или татарам (по данным переписи 2010 г., башкиры в Уфе составляли 17,1 % населения, в Стерлитамаке — 15,8 %, в Белорецке — 19 %, в Кумертау — 18 %, в Бирске — 14,6 %, в Благовещенске — 14 %) (см.: Асылгужин Р. Р. Процессы урбанизации башкир в Республике Башкортостан // Панорама Евразии. Научный общественно-политический журнал. 2014. № 1 (12).

Как видим, и в советские времена, и в определенной мере сейчас башкиры выполняли и выполняют роль народа аграриев в этническом разделении труда, свойственном государствам имперского типа, таким как СССР и РФ (по  замечанию  Н.  Ахмадиевой,  «на  протяжении  изучаемого  периода (1970—1989 гг.) в республике имели место признаки национального разделения труда, причем башкиры были заняты преимущественно в сельском хозяйстве, русские — в промышленности, инженерно-техническом обслуживании, татары — в сельском хозяйстве, промышленности и инженерно-техническом обслуживании. Высок был удельный вес башкир, занятых в сфере науки и образования»: http://www.vatandash. ru/index.php?article=320). Нужно заметить, что многие занятия такого рода, в сфере которых заметное место занимают башкиры, совпадают с традиционными для башкир промыслами (бортничество и пчеловодство (по одной из версий даже этноним «башкир» говорит о занятии пчеловодством: «баш» по-башкирски — глава, голова, «курт» — пчела), коневодство и производство кумыса).

Государство наделяет это подсословие следующими ресурсами:

—        поддержка экономической деятельности башкир, а также социальная поддержка башкирского населения в местах его компактного проживания в рамках государственной целевой программы

«Башкиры Российской Федерации»;

—        поддержка села (в котором преобладает башкирское население);

—        поддержка областей хозяйственной деятельности, которые связаны с традиционными промыслами башкир (даже несмотря на то, что сейчас в них задействованы не только башкиры, но и представители других национальностей).

Кроме того, уже упоминался такой ресурс, как предоставляемая детям  башкир-сельчан  возможность  обучаться  в  национальных школах-интернатах с предполагаемым дальнейшим поступлением в вузы Уфы.

Одно из юридических обоснований данных ресурсов — Государственная целевая программа «Башкиры Российской Федерации на 2008—2017 гг.». Программа была утверждена постановлением Правительства РБ от 28 декабря 2007 г. № 382 с целью поддержки национальной культуры башкирского народа и социально-экономического и культурно-духовного развития башкир. Мероприятия программы финансируются за счет бюджета РБ. Объем финансирования программы составляет 618,26 млн рублей на 10 лет.

Кроме других мер программа предусматривает поддержку предпринимательской  и  хозяйственной  деятельности  в  районах компактного проживания башкир в РБ и в РФ, социальную защиту башкирского населения в сферах занятости, охраны труда, здравоохранения образования, ЖКХ и экологической безопасности (http://atr-rb.bashkortostan.ru/resp-zel-progr-2014/29.pdf).

Поддержка села в РБ является также одним из приоритетов для руководства РФ и РБ (см. об этом: Якупова Г. А. Приоритеты государственной поддержки села в Республике Башкортостан: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/126/ prioritety_gosudarstvennoj_podderzhki_sela_v_respublike_bashkortostan/, что связано с рядом факторов:

—        аграрный характер экономики и социальной структуры республики;

—        негативные процессы на селе (обезлюдение и исчезновение деревень, безработица, падение благосостояния оставшегося населения, разрушение социально-культурной инфраструктуры села (закрытие школ, клубов и т. д.), массовый алкоголизм, отток молодежи из села и старение села);

—        сельское происхождение большинства руководителей республики из числа этносословия башкир и их стремление помогать родным районам.

До 2013 года действовала целевая федеральная программа «Социальное развитие села до 2013 года» (http://base.garant.ru/2159191/). Программа была направлена на то, чтобы сократить темпы снижения численности сельского населения в РФ. Для этого выделялись средства на:

—        строительство и приобретение жилья в сельской местности;

—        строительство и введение в эксплуатацию на селе общеобразовательных учреждений, фельдшерско-акушерских пунктов, клубов, производственных предприятий (мельницы, маслобойки и т. д.);

—        открытие детско-юношеских спортивных школ, точек розничной торговли, предприятий питания, бытового обслуживания, информационно-консультационных центров;

—        повышение уровня газификации села, обеспечение населения питьевой водой, создание телефонных сетей, строительство дорог и т. д.

На эти нужды было выделено (из бюджета РФ, региональных бюджетов и внебюджетных источников) 286,8 млрд рублей в рамках всей РФ за 2003—2013 годы. За счет этой программы в Республике Башкортостан до 2013 года более 1000 сельских семей улучшили свои жилищные условия, уровень газификации сел в РБ достиг 86 %, уровень обеспеченности сел дошкольными учреждениями возрос до 70 % (Якупова Г. А. Приоритеты государственной поддержки села в Республике Башкортостан: http://sociosphera.com/publication/conference/2012/126/prioritety_ gosudarstvennoj_podderzhki_sela_v_respublike_bashkortostan/). Была также принята республиканская целевая программа «Социальное развитие села в Республике Башкортостан до 2013 года» (http://docs.cntd.ru/document/935106518170), которая предусматривала:

—        улучшение жилищных условий более 5 тыс. сельских семей;

—        ввод и приобретение более 120,0 тыс. кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности;

—        ввод и приобретение 280,0 тыс. кв. м жилья для молодых семей

и молодых специалистов на селе;

—        повышение уровня обеспеченности сельского населения: сетевым газом — до 72%;

питьевой водой — до 56 %;

дошкольными образовательными учреждениями — до 70 %;

—        обеспечение ввода в эксплуатацию 49,64 тыс. телефонных номеров;

—        приведение в нормативно-техническое состояние 978,9 км автомобильных дорог и расширение сети автомобильных дорог общего пользования, связывающих сельские населенные пункты.

На эти нужды из федерального, регионального, местных бюджетов и внебюджетных источников было выделено 10,022 млрд рублей за 2003—2013 годы (http://docs.cntd.ru/document/935106518). В 2011 году была принята отраслевая целевая программа «Поддержка начинающих фермеров Республики Башкортостан на период 2012—2014 годов» (http://fermer02.ru/pomow-fermeram/5558-podderzhka-nachinayuschih- fermerov-respubliki-bashkortostan-na-period-2012-2014-gody.html), которая предусматривала стимулирующие субсидии молодым фермерам и финансовую поддержку их хозяйств. Общий объем финансирования составил 328,5 млн рублей.

Об объемах помощи правительства республики работникам сельского хозяйства свидетельствуют следующие цифры: «Только в 2005 г. из республиканской казны на поддержку АПК было выделено более 5 млрд руб. в виде финансовой помощи для приобретения техники, племенного скота и элитных семян сельскохозяйственных культур» (http://bujet.ru/article/3519.php).

Кроме того, представители высшей власти в РБ негласно поддерживали те или иные районы и даже отдельные села. Среди башкирских руководителей существует традиция целенаправленно помогать за счет государственных средств тем деревням и селам, из которых они родом (строить дороги, школы, клубы, мечети и т. д.) (сведения от информатора из среды башкирской научной интеллигенции).

Русско-татарская оппозиция в республике в период правления президента М. Г. Рахимова обвиняла его в том, что он осуществлял преимущественную финансовую поддержку тех районов республики, где имеются места компактного проживания башкир (прежде всего — районам Зауралья).

Что касается поддержки областей хозяйства, связанных с традиционными промыслами башкир, то это в основном льготы для пчеловодов. Башкирия — один из регионов России, который славится пчеловодством. Здесь еще с советских времен существуют пчелосовхозы, в Стерлитамаке есть завод пчеловодческого инвентаря, в Уфе в аграрном университете (бывшем сельхозинституте) есть кафедра пчеловодства, которая готовит специалистов зоотехников-пчеловодов (http://bash-med.ru/index.php/pchelovodstvo-bashkortostana/istoriya/24- istoriya-i-sovremennoe-sostoyanie-pchelovodstva-respubliki-bashkortostan). В постсоветские времена развитие отрасли продолжается. В 1998 году по распоряжению кабинета министров республики № 559 создано государственное учреждение «Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии» (ныне — Государственное бюджетное учреждение БНИЦ по пчеловодству и апитерапии), на которое правительство вскоре возложило функции республиканской инспекции по пчеловодству. ГБУ БНИЦ по пчеловодству и апитерапии владеет также правом на распоряжение названием торговой марки «Башкирский мед» и патентом на башкирскую породу медоносных пчел.

С целью создания юридической базы для такой поддержки в республике в 1995 году принимается особый закон о пчеловодстве, в 2005 году — концепция и программа «Развитие пчеловодства в Республике Башкортостан на 2006—2010 годы». Согласно закону о пчеловодстве государство оказывает поддержку в разведении и использовании пород местных пчел, оповещает пчеловодов о ситуациях, представляющих опасность для пчел, содействует перевозке пчелиных семей (http://apiary33.ru/st/laws4.html).

Поддерживается в республике также коневодство, которое, как и пчеловодство, было некогда традиционным промыслом башкир. Башкортостан занимает второе место по поголовью лошадей в РФ (первое принадлежит Саха — Якутии). В республике развиваются четыре направления коневодства:

—        продуктивное (производство конского мяса и кумыса);

—        спортивное (конный спорт, скачки);

—        конный туризм;

—        иппотерапия (лечебное коневодство).

В РБ принят «Закон о коневодстве» (от 1 октября 2004 г. № 104-з). Согласно этому закону собственники лошадей имеют право на получение в пользование пастбищ для лошадей, возведение там необходимых строений и самостоятельную реализацию продукции коневодства. В 2011 году была принята республиканская отраслевая целевая программа «Развитие молочного коневодства и увеличение производства кобыльего молока (кумыса) в Республике Башкортостан на 2011—2013 годы». Есть и еще одна программа «Развитие племенного коневодства в Республике Башкортостан на 2011—2013 годы» (http://nefttv.ru/news/konevodstvo-bashkortostana-terjaet-masshtabnost.html). Таковы ресурсы, предоставляемые членам этносословия башкир, задействованным в сельском хозяйстве республики.

12.       Выводы и оценки

Теперь мы можем обрисовать структуру этносословия  башкир. Ее основу, базис, составляют жители села, занимающиеся сельским и лесным хозяйством. И дело не только в том, что их большинство. Они сохраняют живой язык и живую народную культуру (традиции, обычаи и т. д.). Башкиры до революции были аграрным малоурбанизированным народом, который  перешел  к  оседлости во второй половине XIX века. Советская власть «законсервировала» основную массу башкирского народа в таком состоянии (приостановив процессы нациестроительства, которые имели место в среде зарождающейся интеллигенции и буржуазии), включив ее в этническое разделение труда в регионе, но с двумя существенными оговорками.

Во-первых, она лишила башкир религии (до революции они были мусульманами-суннитами), заменив ее идеологией (марксизмомленинизмом в его национальном варианте).

Во-вторых, она создала небольшую прослойку городских башкир (вплоть до 1970-х гг. составлявшую не более 20 % от общей численности), представленную в основном «надстроечными» подсословиями этносословия. Эта прослойка была предназначена для обслуживания базового сельскохозяйственного подсословия, и ее представители занимались тем, что:

—        участвовали в руководстве республикой, будучи инкорпорированными в местную власть;

—        транслировали башкирам государственную идеологию через СМИ и произведения искусства;

—        занимались воспроизводством советского варианта национальной культуры и языка.

Таким образом, надстроечные подсословия состояли из:

—        госслужащих-управленцев;

—        творческой интеллигенции (включая журналистов и ученых);

—        педагогов и специалистов по языку.

Фактически это были зародыши уже рассмотренных подсословий. При этом культура этносословия была и остается фрагментарной. Созданная в советский период башкирская национальная культура модернистского типа включала в себя национальную литературу, музыку, театр, живопись, журналистику. В то же время имеются целые отрасли культуры (философия, естественные, математические и технические науки, техническая деятельность), которые не попали в нее. Математика и естественные науки даже в национальной школе преподаются на русском языке, высшее образование на башкирском языке ограничивается филологическим факультетом, где готовят журналистов национальных СМИ, членов национальных творческих союзов (прежде всего Союза писателей) и учителей национальных школ. В связи с этим неверно утверждать, что советское государство занималось нациестроительством в национальных республиках. Башкиры (как и другие титульные этносы автономных республик РСФСР) нацией западного типа так и не стали. Нация западного типа предполагает культурную и политическую автономию. Национальная культура целостна (хотя зачастую и подражательна). Новые нации претендуют на то, чтобы у них имелись все отрасли культуры, которые есть у старых «исторических» наций Запада (своя философия, своя система воспроизводства научного сообщества и его функционирования на национальном языке). Башкиры же (как и другие титульные этносы нацреспублик России) были и остаются этносословием (хотя и этносословием модернистского типа, что предполагает хотя бы фрагментарное изобретение культуры, а это сближает такие этносословия с нациями). Но все же этносословие в отличие от нации — лишь часть социальной системы более общего порядка и вне этой системы нормально существовать не может. Так, члены башкирского этносословия могут, конечно, изучать физику в университете, заниматься философией или работать инженерами на заводах, но для этого им нужно владеть русским языком, быть встроенными в жизнь сообщества русских, живущих в республике. Точно так же башкирская политическая элита не обладает полным самоуправлением, она инкорпорирована в российскую власть, занимает в ней лишь отдельные должности (например, спецслужбы и армия не подчиняются республиканскому руководству, в них нет квот для башкир, и в большей степени они представлены этническими русскими или обрусевшими тюрками) и обязана проводить на местах политику центрального руководства. Поэтому все разговоры об этнократических режимах в нацреспубликах — такое же заблуждение, как и утверждение, что большевики создали «инородцам» национальные культуры. На самом деле и в том, и в другом случае имеются лишь элементы национальных культур и национальных государств, которые присущи этносословию, отчасти потому, что без этого невозможна цивильная урбанистическая жизнь хотя бы части этносословия, с другой стороны, они необходимы в пропагандистских целях.

Модернизация, произведенная большевиками, потому и называется консервативной (Вишневский А. Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М., 1998), что она не затронула самой основы народа. Башкиры и при советской власти остались традиционным аграрным народом (этносом) с традиционной патриархальной культурой, восходящей к дореволюционным формам. Власть дала им лишь некоторые институты модерна, которые были необходимы для воспроизводства культуры в новых условиях и для удобства идеологического и административного контроля.

В то же время строительство этносословия как раз позволило избежать полноценного нациестроительства, которое выдерживает не каждый народ. История Западной Европы показала, что образование наций сопряжено с ассимиляцией малых народов, а события времен Гражданской войны в России, когда громко заявило о себе пантюркистское движение, показало, что строительство «туранской нации» исключало дальнейшее самостоятельное существование практически всех тюркских народов Поволжья, Урала и Средней Азии (кроме, возможно, татар) (идеологи пантюркизма мечтали о слиянии всех этих народов в единую нацию с единым литературным языком).

Управление национальными окраинами при помощи создания этносословий — традиция российского государства, которая уходит своими корнями еще в советские и имперские времена. Как видим, она была продолжена большевиками и продолжается и сейчас. Практика показала, что она себя оправдывает — таким образом удается поддерживать мир и порядок в полиэтнических регионах страны. В определенной степени это выгодно не только государству, но и самим небольшим народам, которые иначе, в условиях свободного нациестроительства, были бы обречены на ассимиляцию в рамках больших национальных проектов (это, разумеется, не исключает того, что этносословие нуждается в новой модернизации, так как его модернизационные инфраструктуры соответствуют уровню 1930—1960 гг.).

Борцы с этносословностью пытаются выдать ее за этнократию, при которой происходит дискриминация представителей нетитульных этносов. Однако мы смогли убедиться в том, что в нормальной ситуации элементы такой дискриминации уравновешиваются дискриминацией представителей титульного этноса вне рамок республики (так, член башкирской государственной элиты имеет гораздо меньше перспектив перехода на федеральный уровень, чем член региональной элиты в русских областях, а башкирский писатель — гораздо меньше возможностей напечататься в центральных журналах, чем русский писатель из того же региона). Разумеется, тенденции к этнократии здесь все же есть, и с ослаблением федерального центра они усиливаются.

Проведенного исследования, безусловно, недостаточно, поэтому требуются дальнейшие, более подробные исследования этносословия башкир и других этносословий России.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля