(на примере Республики Башкортостан)

1.         Этносословие русских: дефиниция

Было бы большим упрощением считать, что в нацреспубликах РФ существуют лишь титульные этносословия. В целях сохранения этнического баланса и предотвращения конфликтов на этнической почве республики создают другие, нетитульные, этносословия, наделяя определенными привилегиями (конечно, меньшими, чем те, что предназначены для титульного этносословия) представителей других этносов или тех, кто позиционирует себя таковыми. Среди прочих создается и этносословие русских (одно из трех важнейших в Республике Башкортостан наряду с этносословием башкир и этносословием татар). Оно представляет большой интерес для исследователя. В «губернских» субъектах Федерации русские не являются этносословием (что спровоцировало появление политического русского национализма), это сугубо принадлежность нацреспублик. Изучение этого феномена не только поможет лучше понять механизмы стабильности нацреспублик, но и попытаться предвосхитить будущее русского национализма.

Итак, этносословием русских мы будем называть социальную группу, которую создает государство путем наделения определенным объемом привилегий этнических русских или тех, кто позиционирует себя русским «по культуре» и признается таковым обществом. Привилегии эти декларируются в законах, подзаконных актах (указах, приказах по госорганам, инструкциях, федеральных и региональных целевых программах и т. д.) либо сохраняются в общественном сознании в рамках политической традиции.

Как я уже говорил, этносословия русских существуют только в нацреспубликах России, федеральные законы и подзаконные акты подразумевают распределение государственных ресурсов среди носителей русского языка, при этом их национальность в документах не оговаривается (См.: Закон о государственном языке Российской Федерации: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_53749/).

Рассмотрим этносословие русских в Республике Башкортостан. Его можно разделить на ряд подсословий в зависимости от характера выделяемого ресурса и типа служения. Одним из самых главных подсословий, конечно, является подсословие госслужащих.

2.         Подсословие госслужащих

Еще в советские времена положение русских в национальных республиках России (тогда автономных республиках РСФСР) имело определенную специфику. Так, были негласные квоты на определенные должности в советских и партийных органах для этнических русских. К примеру, первый секретарь обкома КПСС (реальная власть в республиках принадлежала обкомам партии, а не Верховным Советам этих республик, как значилось в конституции) обязательно был представителем титульной национальности, а вот второй секретарь был русским, причем назначался он не из местных русских, а из Москвы. Таковой же была практика в союзных республиках, только там речь шла не об обкоме, а о ЦК нацкомпартии (См.: Восленский М. Номенклатура. Глава 6). Кроме того, почти при каждом номенклатурном руководителе коренной национальности был надзирающий за ним русский заместитель. Не говоря уже о том, что руководство КГБ и военное руководство в автономных и союзных республиках было в основном русским, а немногочисленные «националы» были обрусевшими, получившими образование в Москве, говорящими только по-русски и, как правило, имеющими русских жен (там же).

Таким образом, можно было говорить о резервировании определенных мест в госструктурах за русскими в нацреспубликах. Что касается Башкирской АССР, то в ней сложилась следующая традиция. Существовали четыре ключевые должности в иерархии руководства автономной республики: первый секретарь обкома, председатель Совета министров, председатель Верховного  Совета, председатель горисполкома столицы республики — города Уфы. После войны и до эпохи перестройки не было ни одного случая, чтобы первым секретарем башкирского обкома был русский (Вагапов С. А., 1946—1953; Нуриев З. Я., 1957—1969; Шакиров М. З., 1969—1987;

Хабибуллин Р. Х., 1987—1990). Но должность второго секретаря всегда была закреплена за русским. В 1990 году на пост первого секретаря был назначен Игорь Горбунов, который занимал его до 1991 года, к тому времени это уже не был пост руководителя республики, поскольку власть перешла к Верховному Совету, которым руководил будущий президент Башкортостана башкир Муртаза Рахимов.

Пост председателя Совета министров также занимали башкиры или татары (Уразбаев Н. Р., 1946—1951; Набиуллин В. Г., 1951—1962; Акназаров З. Ш., 1962—1986; Миргазямов М. П., 1986—1992). При этом среди заместителей председателя Совмина и министров обязательно были русские.

На посту председателя Верховного Совета  также  русских  не было вплоть до 1990-х годов  (Кадыров  И.  Г.,  1947—1955;  Нуриев З. Н.,  1955—1959;  Тимергазин  К.  Р.,  1959—1963;  Исмагилов З. Г., 1963—1975; Гирфанов  В.  К.,  1975—1979;  Мирзагитов А. М., 1980—1989; Рахимов М. Г., 1990—1993).

Зато председателем горисполкома Уфы за все советские годы башкиры и татары были лишь дважды (Валеев А. Х., 1969—1983, и Рахматуллин Р. Х., 1983—1987). Не только после войны, но и до нее на эту должность назначались, за указанными двумя исключениями, русские. Это и понятно: Уфа — бывший русский губернский город, даже после превращения ее в столицу Башкирской республики и притока башкир из сельских районов количество русских в ней всегда превышало количество башкир (даже в 1979 году башкир в Уфе было меньше, чем русских, почти в пять раз).

Итак, в советские годы одна из четырех ключевых руководящих должностей в республике была зарезервирована за русскими, и, как правило, это была должность руководителя столицы республики — города Уфы.

Приход к власти М. З. Рахимова и начало эпохи суверенитета принесли определенные изменения. Москва перестала присылать своих представителей на ключевые места в республиках. Постепенно башкиры на разных уровнях госслужбы стали теснить русских. По заявлению социолога М. Д. Киекбаева, сделанному в конце 1990-х годов:

«Если в элите 1986 года башкиры составляли 44,7 %, то в руководстве 1990—1991 годов достигают уровня 50 %, а в 1995 и 1999 годах контролируют уже 55,6 % и 56,6 % состава соответственно. Происходит «нацификация» (Не все так хорошо, как говорят витии. Как живется русским в Башкирии? http://www.voskres.ru/articles/sobinfo1.htm).

М. З. Рахимову одно время удалось даже вытеснить русских из руководства местного МВД, которое формально назначалось Москвой и подчинялось ей. Главой МВД по республике стал Р. У. Диваев (МВД в Башкирии называли «татарским ведомством». Р. Диваев был татарином, но при этом он входил в клан Рахимовых и отстаивал интересы этносословия башкир), о котором в 2003 году тогдашний министр внутренних дел Б. Грызлов в своем приказе писал: «Диваев и его заместители направляли деятельность своего ведомства на выполнение распоряжений региональных органов власти, зачастую противоречащих федеральному законодательству, позволили МВД республики быть втянутым в разрешение хозяйственных и политических споров между региональными и федеральными структурами, а также в криминальные схемы» (Антикомпромат.Ру:  http://www.anticompromat.org/rahimov/divaibio.html). Однако в 2008 году в рамках кампании по укреплению федеральной вертикали главой МВД по РБ был назначен Игорь Алешин и, если верить прессе, в местном отделении МВД была произведена кадровая чистка, в результате которой процент башкир (и «башкиризированных татар») заметно уменьшился. Что же касается гражданской госслужбы, то здесь башкиризация была еще более явной. При этом на отдельные ключевые посты стали назначать и русских. Обычно это объясняют тем, что таким образом режим Рахимова стремился избежать обвинений со стороны федерального центра в национализме в кадровой политике. Это, конечно, верно, но можно добавить, что сыграло свою роль и давление снизу со стороны небашкирского чиновничества и кандидатов в чиновники. В Башкирии 37 % населения составляют русские, закрыть для них путь во власть означало бы спровоцировать революционную ситуацию.

Разумеется, пост президента республики (с недавних пор официально называемого главой) был зарезервирован за представителями титульной национальности. По Конституции РБ существует языковой ценз для кандидата на должность президента, который должен владеть башкирским языком (Статья 86 гласит: «Глава республики Башкортостан обязан владеть государственными языками Республики Башкортостан», а в статье 1 помимо прочего сказано: «…Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки»: http://constitution.garant.ru/region/cons_bashkor/chapter/1). По закону это не закрывает для русского путь к данной должности, но фактически сдать языковой экзамен такого уровня даже для городского башкира, выросшего в смешанной языковой среде, трудно. За новую историю президентами Башкирии были Муртаза Рахимов и Рустэм Хамитов. Первый был представителем кугарчинского клана (выходцы из Кугарчинского района республики) башкирской элиты, второй — хотя и не принадлежал к местной башкирской элите и воспринимался ею как московский «варяг», активно позиционировал себя башкиром (в свою очередь башкирские националисты уличали его в татарском происхождении). Председателем Правительства Башкирии с 1992 по 1994 год был Анатолий Копсов, ушедший с этой должности в Совет Федерации России. Среди его преемников (Бакиев, Байдавлетов, Сарбаев, Хамитов, Илимбетов) русских уже не было. В настоящее время должность председателя правительства занимает Рустэм Хамитов, совмещающий ее с должностью главы республики.

Зато  на  должности  председателя  местного  парламента  были и остаются только русские. С 1993 по 1995 год эту должность, которая тогда еще именовалась «председатель Верховного Совета республики», занимал Юрий Демин. В 1995 году вместо Верховного Совета было создано Госсобрание (Курултай) республики, его председателем стал Михаил Зайцев. Он оставался главой Госсобрания до 1999 года, когда его сменил Константин Толкачев, который остается на этой должности до сих пор. Можно заключить, что должность председателя местного парламента зарезервирована за представителями этносословия русских.

На посту мэра Уфы (именующегося теперь главой городской администрации) также дважды за постсоветский период были русские — с 1992 по 1995 год Михаил Зайцев (который до этого, с 1987 по 1992 год, занимал пост председателя горисполкома) и с 2003 по 2011 год — Павел Качкаев, ушедший с этой должности в Госдуму РФ.

Итак, в годы «суверенитета» на фоне башкиризации низшего и среднего звена бюрократии в РБ, где преобладают башкиры и татары, позиции русских чиновников в высшем слое бюрократии усилились. В отличие от советских времен, когда русские из местной элиты могли претендовать из четырех ключевых должностей республики разве что на должность председателя горисполкома Уфы, теперь получили право занимать по молчаливой традиции должность руководителя местного парламента и, кроме того, могут по-прежнему претендовать на место мэра (хотя дважды за постсоветскую историю это право теряли). В начале 1990-х годов в Башкирии вообще была уникальная ситуация, когда русские чиновники в течение одного года занимали три ключевые позиции в республике: при президенте-башкире М. Г. Рахимове в 1993—1994 годах главой правительства был Анатолий Копсов, главой парламента — Юрий Демин, а мэром Уфы — Михаил Зайцев.

Следует  отметить  одну  парадоксальную  тенденцию,  которую я обнаружил, анализируя события недавней истории, и которая идет вразрез с распространенными стереотипами. По мере усиления башкиризации и суверенизации доля русских на ключевых должностях высшей бюрократии республики возрастает (видимо, по мере того как она падает на низшем и среднем уровнях, но последнее предположение нуждается в эмпирической проверке). Здесь показателен пример начала 1990-х, когда республика фактически не зависела от центра, и даже не платила в центр налоги, и когда русские занимали три ключевые должности из четырех. И наоборот, десуверенизация приводит к уменьшению доли башкир на низших и средних уровнях за счет увеличения там количества русских, но к уменьшению доли русских на ключевых высших должностях: при президенте Хамитове русские утратили традиционную для них должность мэра Уфы, которым стал Ирек Ялалов.

Поскольку социологические исследования такого рода не проводятся, трудно назвать точные цифры, но можно предположить (это подтверждается данными анонимного устного интервью с высокопоставленным гражданским госслужащим, что в целом русские занимают в республике от четверти до трети должностей на гражданской госслужбе). Так, из семи заместителей действующего премьер-министра РБ двое (Дмитрий Шаронов и Владимир Нагорный) — русские (см. состав Правительства РБ на сайте правительства: http://www. pravitelstvorb.ru/ru/government/structure.php). Среди министров русскими являются министр земельных и имущественных отношений (Гурьев Е. А.), министр жилищно-коммунального хозяйства (Афонин С. И.), министр молодежной политики и спорта (Иванюта А. И.), министр промышленности и инновационной политики (Карпухин А. И.), министр сельского хозяйства (Коваленко Н. А.), министр экономического развития (Новиков С. В.), то есть шесть из четырнадцати, почти половина. Иногда можно встретить утверждения, что это второстепенные должности, но это не совсем верно. Например, председателем администрации главы (до этого президента) в настоящее время является Сергей Молчанов, а его заместителем по внешней политике — Максим Михайлов. До этого председателем администрации президента был Владимир Балабанов. Министром экономического развития до Новикова был Евгений Маврин, а эта должность в правительстве — одна из ключевых. В 2010—2012 годах государственным советником при президенте РБ Муртазе Рахимове был Сергей Лаврентьев.

Итак, в Башкирии существует подсословие госслужащих этносословия русских. Русские по происхождению чиновники могут рассчитывать на получение определенных должностей, в том числе и благодаря этнической принадлежности (поскольку во власти обязательно должны быть представлены русские). Перед нами выделенный государством ресурс для данной группы, которая именно поэтому превращается в этносословие. Однако права этого подсословия не указаны в законах и подзаконных актах и существуют в силу негласной политической традиции, которая устойчиво воспроизводится.

3.         Подсословие общественников

Еще при президенте М. З. Рахимове в Башкирии возникли этнополитические общественные организации, такие как Всемирный курултай башкир, Республиканское общественное объединение «Съезд татар Башкортостана», Общественная организация «Канаш (съезд) чувашей Республики Башкортостан» и др. Они представляют собой провластные общественные объединения, члены которых получают политическую, медийную, карьерную и в определенной форме финансовую поддержку от республиканского руководства. В их обязанности входит демонстрация межнациональной гармонии в республике, поддержка национальной политики руководства и в то же время действительное развитие репрезентируемых национальных культур, действительное налаживание механизмов межнационального сосуществования, действительное сдерживание национализма. Иначе говоря, им полагаются определенные привилегии, но на них наложены и определенные обязанности. Фактически это не что иное как определенные подсословия соответствующих этносословий.

В 1998 году была создана аналогичная организация русских — Собор русских Башкортостана (СРБ). СРБ имеет несколько региональных отделений в городах и районах Башкирии, управляется исполкомом во главе с председателем. Исполком включает в себя комитеты по культуре, молодежной политике, спорту и туризму, межнациональным отношениям, по социальным проблемам и проблемам семьи, по редакционно-издательской деятельности, по предпринимательству. В руководство организации входит также ответственный за работу по сохранению памятников культуры и ответственный по связям с Уфимской митрополией РПЦ МП.

Исполком избирается съездом. С 1998 года было проведено четыре съезда (причем перерыв между первым и вторым съездами составил 13 лет, так что в правление Рахимова съезды, кроме учредительного, не проводились). В руководстве СРБ представлены все сколько-нибудь заметные фигуры русской общественности республики (госслужащие районного, городского и республиканского уровней, депутаты местного парламента, ученые, писатели, директора школ и учителя русского языка и литературы, руководители русских фольклорных творческих коллективов и музеев, руководители СМИ, предприниматели, священники РПЦ, общественники и т. д.).

О численности СРБ можно судить исходя из того, что в работе его II съезда принимали участие около 300 делегатов от региональных отделений (по одному делегату от 4500 человек) (Башкортостан собирает русских: http://journalufa.com/1610-bashkortostan- sobiraet-russkih.html).

Руководство собора заседает в Доме дружбы народов в центре Уфы, где располагаются также другие национально-культурные общественные организации, в том числе Ассамблея народов Башкортостана, в которую входит на правах коллективного члена СРБ. Члены этой ассамблеи (руководители соответствующих организаций) входят в общественный совет при главе (ранее президенте) Башкирии.

Организация не имеет своего печатного органа — только сайт в интернете, но зато ее деятельность регулярно освещают республиканские СМИ, в том числе газеты, журналы, радио и телевидение.

Главной целью организации объявляется «объединение усилий русской общественности Республики Башкортостан для формирования и распространения идей духовного единства, дружбы народов Башкортостана, патриотизма, любви к родному краю и его народам, ко всей великой России» (это подтверждается данными анонимного устного интервью с высокопоставленным гражданским госслужащим

В связи с этим собор ставит перед собой следующие задачи: распространение знаний о жизни русских в Башкирии, проведение научно-исследовательской работы, содействие краеведческому движению, содействие сохранению русского языка, обычаев, промыслов, культуры русского народа в Башкирии, взаимодействие с православной церковью с целью развития православной культуры и духовности в среде русских Башкирии, содействие в выработке механизмов правового регулирования межнациональных отношений, равного участия народов в духовной, экономической и политической жизни региона (цели и задачи СРБ // Собор русских Башкортостана, официальный сайт: http://www.soborrusbash.ru/?page_id=16). Несмотря на общую поддержку собором православия, некоторых его функционеров упрекали в интернете в пропаганде славянского неоязычества (Чудинология: http://chudinologia.livejournal.com/427220.html).

СРБ организует разные мероприятия. Прежде всего это научные конференции, в том числе на темы «Русский язык в эпоху глобализации мира» (так в оригинале), «Русский язык, история и культура в дохристианский период», «Русский язык, история и культура на стыках эпох». Среди организаторов конференций кроме СРБ значатся Министерство культуры и Министерство образования РБ. В выставочном зале СРБ проводятся выставки картин (так, в октябре 2015 г. проходила выставка картин Н. Рериха (Сегодня картины Николая Рериха увидели учащиеся МБОУ СОШ № 98: http://www.soborrusbash.ru/?p=932#more-932). Собор проводит праздники русской песни и частушек (в Башкортостане прошел XIII Межрегиональный праздник русской песни и частушки: http://nko-pfo.ru/10386), участвует в Международных Аксаковских празднествах, ежегодно проходящих в Башкирии (на малой родине С. Т. Аксакова), организует литературные марафоны, конкурсы чтецов, мероприятия, посвященные юбилеям русских классиков, агитирует за подписку на русские газеты и журналы в районах республики.

Мероприятия проводятся за счет республиканского бюджета, как правило, через министерства и ведомства, которые курируют деятельность собора (Министерство культуры и Министерство образования РБ). Финансируются они гораздо более скромно, чем «титульные» организации (по сообщениям СМИ, на проведение II съезда СРБ в 2011 году было выделено из бюджета республики 500 тыс. рублей (Башкортостан собирает русских: http://journalufa.com/1610-bashkortostan- sobiraet-russkih.html).

Судя по заявлениям бывшего руководителя собора генерала Тимофея Азарова (Какую дружбу народов мы имеем в виду? Интервью Т. Азарова газете «Единая Россия. Башкортостан»: http://journalufa.com/2616-kakuyu-druzhbu-narodov-my- imeem-v-vidu.html)

  (отстраненного от должности после критики национального героя башкир Салавата Юлаева) (Вахитов О. Тимофей Азаров снялся с караула Собора русских Башкортостана: http://www.kommersant.ru/doc/1878005), руководство собора не финансируется из госбюджета и не имеет привилегий (например, лишено служебных автомобилей). Однако его предшественника на этом посту Владимира Самородова оппозиция обвиняла в том, что «клан Рахимова» субсидировал его — в частности, посредством премий (Швецов Н. О шакалах среди русских: http://journalufa.com/973-o-shakalah- sredi-russkih.html).

. Если это верно, то можно предположить, что субсидирование руководства, и без того крайне скудное, полностью прекратилось с концом эпохи суверенитета и приходом второго президента РБ Рустэма Хамитова.

В политическом отношении для СРБ характерна поддержка республиканской власти. Уже на первом учредительном съезде (конгрессе) делегаты поддержали кандидатуру М. Г. Рахимова на проводившихся в том году выборах президента РБ (Об учреждении республиканского общественного объединения Собор русских Башкортостана: http://docs.pravo.ru/document/view/27520931/27652313/), где одним из главных его соперников мог стать кандидат от русской внесистемной оппозиции Александр Аринин (не допущенный к регистрации), критиковавший Рахимова за политику башкиризации республики. Руководство собора мотивировало свою поддержку Рахимова тем, что он проводил «взвешенную и продуманную» национальную политику.

В 2011 году тогдашний руководитель СРБ Тимофей Азаров помог новоиспеченному главе республики Рустэму Хамитову погасить скандал, связанный с национальным вопросом. После того как во время встречи с Д. А. Медведевым студент из Башкирии пожаловался Медведеву, на тот момент президенту России, на национализм в республике, Азаров «от лица русских Башкирии» заявил: «На прошедшем накануне заседании исполкома Собора русских Башкортостана мы сочли необходимым проинформировать президента России о реальном положении дел, о том, что никакой межнациональной розни и напряженности в нашей республике на самом деле нет» (Собор русских доложил президенту России: «Национализма в Башкирии нет!»: http://journalufa.com/1918-sobor-russkih-dolozhil-prezidentu-rossii-nacionalizma- v-bashkirii-net.html).

Руководители собора традиционно встречают высших глав российского государства, приезжающих в Уфу, и произносят слова о дружбе народов и национальной гармонии в республике.

В связи с этим внесистемная русская оппозиция объявляет собор «созданной властями марионеточной общественной организацией» (Не все так хорошо, как говорят витии? Как живется русским в Башкирии? http://www.voskres.ru/articles/sobinfo1.htm). Однако это не совсем верно. В действительности мы имеем дело не только с отношениями патрон-клиентского типа, но и с определенным административным торгом. Даже в самые сложные для русских годы суверенитета руководство собора, соглашаясь поддерживать местную власть и декларировать успехи национальной политики в регионе, все же стремилось получить взамен для русской общественности в Башкирии нечто полезное. Так, они добились от Муртазы Рахимова создания в республике «толстого» литературного журнала на русском языке, который финансируется из госбюджета (аналогов такого рода изданий в «русских» регионах нет, там издание литературных журналов — частное дело самих литераторов). Кроме того, большая доля истины в дежурных словах о взвешенности нацполитики Рахимова также была. Оппозиция пыталась представить Муртазу Рахимова проводником политики башкирского национализма, что неверно. С башкирскими националистами у Рахимова были серьезные разногласия и натянутые отношения. Скорее он манипулировал ими и использовал как аргумент для торга с Москвой. Процесс башкиризации по сравнению с татаризацией в соседнем Татарстане был довольно умеренным (например, башкирские националисты возмущались малым количеством телевещания на башкирском языке на местном телевидении — оно действительно сводится к нескольким часам в день. Даже к 2012 году, когда эпоха суверенитета уже пережила свой апогей и завершилась, на канале «Башкирское спутниковое телевидение» (БСТ) вещание на башкирском и других национальных языках составляло 5—7 часов в сутки, на что башкирские националисты из организации «Кук буре» жаловались президенту Хамитову: http://www.kyk-byre.ru/286-za-bashkirskoe-televidenie.htm).

Нельзя сказать также, что собор является полностью конформистской организацией. Руководство собора выступало против установки в Уфе памятника Ахмет-Заки Валиди — лидеру башкирских националистов начала ХХ века, непопулярного среди татар и русских Башкирии, и никаких репрессий со стороны властей не встретило (правда, до этого главу собора генерала Азарова принудили к отставке из-за критики национального героя башкир Салавата Юлаева и преподавания в школах Башкирии башкирского языка). В руководство собора входят активисты, связанные с внесистемной русской оппозицией. В реальности собор — это своего рода буфер между властной элитой республики и внесистемной русско-националистической оппозицией, через него власть и оппозиция «прощупывают друг друга», выслушивают противоположную сторону, вбрасывают идеи и предложения.

СРБ был и остается этносословной структурой, вписанной в республиканский механизм раздачи ресурсов. Его руководство включено в расширенный список номенклатуры республики (пусть и не в первый ее эшелон), пользуется медийной поддержкой, может рассчитывать на помощь в карьерном смысле в рамках республики, ему достается также часть, хотя и весьма скудная, финансовых ресурсов. При этом оно не просто поддерживает власть, но и пытается с этой властью торговаться, обеспечивает связь власти и оппозиции и тем самым, несмотря на свою малочисленность, играет в республике важную роль.

4.         Подсословие деятелей культуры

В Башкирии с советских времен существуют творческие союзы, среди которых одним из самых значимых является Союз писателей. Еще с советских времен в этом союзе было три секции: башкирская, татарская и русская. В русскую секцию входят литераторы, которые не обязательно являются по происхождению русскими, но обязательно демонстрируют свою приверженность русской культуре и воспринимаются в республике именно так.

Привилегии, которые в советские времена имели официальные писатели, конечно, давно ушли в прошлое. Союз писателей теперь является общественной организацией, которая формально существует на взносы. Фактически ситуация несколько иная. В Башкирии при президенте Рахимове был принят закон РБ «О творческих работниках и творческих союзах в Республике Башкортостан» (№ 191-з http://docs.cntd.ru/document/935102923). (Кстати, столичные творческие работники давно добиваются от федерального правительства такого же закона, но безуспешно.) Согласно этому закону государственные органы РБ предоставляют зарегистрированным в законном порядке творческим союзам, например, такие права: выдвигать кандидатуры на государственные премии, награды и почетные звания, вести коммерческую деятельность в рамках заявленных уставных целей, иметь налоговые льготы вплоть до освобождения от некоторых налогов, получать целевое финансирование (в виде государственных грантов) на программы деятельности творческих союзов, проведение мероприятий, а также на поддержку отдельных творческих работников, получать от государства в аренду и безвозмездное пользование здания, служебные помещения, помещения для студий, мастерских и т. д., получать от государства земельные участки для размещения учреждений отдыха (домов творчества) и кредиты для строительства зданий, служебных помещений, учреждений отдыха и т. д. Члены творческих союзов имеют по этому закону право на дополнительную жилплощадь до 20 кв. м, если у них нет мастерской и они работают дома.

В рамках Союза писателей действует отделение Литературного фонда России. Через Литфонд осуществляется материальная поддержка писателей и их семей (оплата командировок, единоразовая материальная помощь, организация и оплата похорон, помощь членам семей покойных писателей).

Разумеется, значительную часть льгот и привилегий получает башкирская секция, которая после 1991 года стала самой многочисленной, но что-то достается и другим секциям.

Наконец, самое главное, что получают русские писатели, вступая в башкирское отделение союза писателей России, это возможность опубликовать книгу в государственном издательстве. Большинство современных литераторов вынуждены публиковаться за свой счет, а тут совершенно официальное издание, которое будет распространяться через сеть государственных магазинов, да еще и гонорар заплатят.

Союз писателей тесно связан с центральным республиканским государственным издательством (ГУП Башкирское книжное издательство «Китап» им. З. Биишевой), которое финансируется из республиканского бюджета. В советские времена оно просто печатало книги членов Союза писателей по специальной разнарядке. Теперь, поскольку Союз писателей превратился из государственной в общественную организацию, схема усложнилась. При президенте (с недавних пор главе) РБ существует комиссия по книгоизданию, которая занимается формированием государственного заказа на издание литературы. Госзаказ формируется на основе заявок юридических и физических лиц республики, которые подаются в издательство «Китап», где они регистрируются, систематизируются, проходят экспертизу, согласуются с Агентством по печати и СМИ РБ и затем уже поступают в комиссию для окончательного решения. Обязательной инстанцией, участвующей в экспертной оценке, является Союз писателей РБ. Вместе с тем Союз писателей — одно из основных юридических лиц (наряду с органами власти), которое направляет заявки в издательство, естественно, рекомендуя для публикации рукописи своих членов. Таким образом, сосредоточив в своих руках подачу заявок и их экспертизу, СП РБ получает эксклюзивные права на издание рукописей своих членов (включая членов русской секции) за счет средств госбюджета РБ.

Союз писателей является учредителем целого ряда литературных журналов (большинство из которых выходит на башкирском языке). Русская секция до недавнего времени имела два печатных органа, финансируемых из бюджета республики. Это «толстый» литературный журнал «Бельские просторы» (который читают не только в республике, но и в других регионах России, обзоры его номеров регулярно появляются в «Литературной газете») и еженедельная газета «Истоки», которую с самого основания в 1991 году до 2011 года возглавлял известный в республике русский поэт, бывший руководитель русской секции РБ Александр Павлович Филиппов. После смерти Филиппова в 2011 году и в результате интриг в республиканском Агентстве по делам печати руководство русской секции фактически перестало контролировать газету.

Наличие своего журнала у русских писателей налагает некоторые обязанности, первой из которых является работа, связанная с переводами произведений башкирских литераторов на русский язык. Еще одной обязанностью является предоставление части площади журнала башкирским авторам (существует негласная квота такого рода, за исполнением которой следит башкирское агентство, курирующее СМИ). Конечно, поддержка республиканским руководством русской литературы подразумевает, что сообщество литераторов будет поддерживать политику этого руководства, но, во-первых, речь не идет о поддержке всех инициатив без исключения, определенная свобода критики все же предполагается, и, во-вторых, эта поддержка и не вызывает сильного внутреннего сопротивления. В кругах интеллигенции республики господствует убеждение, что, несмотря на все этнократические перекосы властей, в целом власти в 1990-е годы удалось сохранить в регионе межнациональный мир. Не разделяет этого убеждения лишь немногочисленная внесистемная националистическая (русская и татарская) оппозиция.

Русские писатели в Башкирии — самая многочисленная, но не единственная часть подсословия деятелей культуры этносословия русских. Сюда относятся также актеры и режиссеры Русского драматического театра, участники фольклорных (например, танцевальных) коллективов и т. д.

5.         Выводы

Подведем некоторые итоги. В республике наряду с титульным башкирским этносословием существует и этносословие русских. Оно совсем немногочисленно (несколько сотен человек, что совсем немного по сравнению с общей массой, ведь в республике проживает 1 млн 400 тыс. русских), но в нем представлены наиболее влиятельные фигуры русской общественности — чиновники, руководители СМИ, школ, вузов и вузовских подразделений, предприниматели, журналисты, деятели искусства, священники РПЦ. В нем выделяются три основных подсословия: госслужащие, которые получили должности по негласной квоте для русских, официальные русские общественники и русские деятели искусств из республиканских творческих союзов и творческих организаций. Вероятно, есть и другие, так, по общему убеждению, республиканские силовики, подчиненные напрямую федеральному центру, — преимущественно русские или русскоязычные, но статистикой такого рода я не располагаю.

На этносословие русских возлагаются следующие функции:

—        поддержка основной линии национальной политики руководства республики;

—        демонстрация перед центральным руководством национального мира в республике и в этом смысле противостояние пропаганде внесистемной националистической оппозиции (русской и татарской) по поводу тотальной башкиризации и ущемления прав русских;

—        осуществление связи между властью и этой оппозицией.

Взамен им предоставляется:

—        господдержка русской культуры (прежде всего литературы, театра, фольклора), причем в большем объеме, чем в «русских» регионах;

—        негласная квота для русских чиновников в государственных органах (впрочем, совершенно не пропорциональная численности русских в республике);

—        медийная, политическая, финансовая (в плане частичного финансирования мероприятий) поддержка государством официальной общественной организации русских — Собора русских Башкортостана.

Проведенный анализ показывает, что говорить о тотальной башкиризации или этнократии в республике, даже в годы суверенитета, нельзя. В республике существует ансамбль этносословий, уравновешивающих друг друга (хотя и при явном перекосе в сторону титульного этносословия). Иначе трудно было бы объяснить наличие в республике какого-никакого длительного межэтнического мира.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля