
ГЛАВА 7. ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
CHAPTER 7. THE POSSIBILITIES OF MUSEUM PEDAGOGY IN SHAPING THE PATRIOTIC ATTITUDE OF YOUNG PEOPLE TO A SPECIAL MILITARY OPERATION
Аннотация. Настоящая глава посвящена отдельным аспектам отношения российской молодежи к проведению специальной военной операции. В фокусе авторского внимания – возможности музейной педагогики в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Отмечается большая роль музеев, посвященных специальной военной операции, в деле патриотического воспитания.
Abstract. This chapter is devoted to certain aspects of the attitude of Russian youth towards conducting a special military operation. The authorʼs attention is focused on the possibilities of museum pedagogy in the patriotic education of the younger generation. The great role of museums dedicated to special military operations in patriotic education is pointed out.
Ключевые слова: молодежь, специальная военная операция, поддержка, музейная педагогика, воспитание, патриотизм.
Keywords: youth, special military operation, support, museum pedagogy, education, patriotism.
Несколько лет назад директор музея «Аушвиц-Биркенау» Петр Цивиньский заявлял в интервью, что «более 60 % наших посетителей – это молодые люди, только-только начинающие входить во взрослую жизнь» [6]. Нет никаких сомнений в том, что такое положение дел не является случайным. Именно для них едва ли не в первую очередь этот музей и должен функционировать, дабы предотвратить массовое смертоубийство в будущем. К сожалению, полностью войны не стали частью истории, однако масштабы их все-таки снижены. Вполне допускаем, что сохраненная память об Освенциме и иных местах массового уничтожения людей в годы Второй мировой войны сыграла в этом свою роль.
В современных реалиях музей реализует «<…> свои функции как определенный механизм социокультурной коммуникации, способствующий воспроизводству культуры и взаимодействию различных культурных общностей» [8, с. 40]. Музейное учреждение обладает многообразием способов воздействия на аудиторию, причем направленных как на образование и просвещение людей, так и на их воспитание (см. [5, с. 22; 7, с. 15; 13, с. 333; 19, р. 360]). Музей служит местом, где молодые люди размышляют о своем поведении, действиях и последствиях, что способствует позитивным изменениям в обществе в условиях турбулентных социальных контекстов.
Специалистами отмечается, что в настоящее время в российском социуме музеи могут выполнять роль одной из идеологических основ отечественного государства, наряду с библиотеками, выставками, театрами, кинотеатрами, домами культуры [4, с. 32–33]. Общепризнанно, что для того, «чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народ-ному творчеству» [17, с. 99; 18, с. 10]. Через любовь к малой родине происходит формирование патриотизма [14, с. 224].
Исследователями – в том числе и отечественными – признается, что образовательный потенциал музеев следует использовать в работе с детьми с учетом специфики их возраста и познавательной активности [18, с. 10]. Так, волгоградская исследовательница Е. Б. Алимпиева в своей статье, посвященной функционированию школьного музея, отмечала следующее: «…в фондах имеются разработки уроков и внеклассных мероприятий, под-готовленные учителями истории. Урок краеведения – “В опаленной вой-ною одежде, шел уверенно в завтра свое”, урок обществознания – “Ценности и идеалы ветерана Великой Отечественной войныˮ, материалы для классных часов к 65-й годовщине снятия блокады Ленинграда, к юбилею победы советских войск под Сталинградом. После поездки школьников в город Волгоград была подготовлена беседа “Город-герой Сталинград-Волгоградˮ» [1, с. 75].
Не случайно, что уже несколько десятилетий применяется термин «музейная педагогика», введенный в оборот чешским исследователем З. Странским. Музейная педагогика и психология интегрированно решают широкий круг образовательных и воспитательных задач – к числу таковых необходимо причислить задачи духовного развития, нравственного, патриотического воспитания, общекультурного и художественно-эстетического образования и развития; закладывают основы ценностных ориентаций личности на основе высочайших образцов мирового и отечественного искусства [2, с. 76].
Наиболее значимые процессы в современном российском государстве и обществе связаны с проведением специальной военной операции (СВО). Поддержка проведения таковой со стороны россиян – в том числе и молодежи – не вызывает каких-либо сомнений (судя по всему, даже у противников) [12, с. 12; 15, с. 30]. Тем не менее необходимо активно продолжать просветительскую и воспитательную работу, направленную на упрочение патриотизма и поддержку СВО среди молодежи. Музейная педагогика во всех ее проявлениях не может и не должна находиться в стороне.
В Российской Федерации уже действуют как отдельные экспозиции, так и целые музеи, напрямую связанные с СВО [3; 9; 10]. Создавались они как по воле государства, так и в результате частной инициативы. О важности деятельности такого рода музеев уже было объявлено на самом верху [11].
Музей и экспозиции, посвященные СВО, могут дать больше пищи для размышлений, равно как и эмоционального восприятия ведущихся боевых действий и всего остального, с ними связанного. Л. С. Тимофеева справедливо отмечала, что «<…> важнейшим составляющим музейно-педагогического процесса выступает музейный предмет, также являющийся носителем знания, как и музейный педагог. Вокруг памятника и строятся субъект-субъектные и субъект-объектные отношения в музейно-педагогическом процессе» [16, с. 287]. Памятники эпохи, а именно предметы с СВО, имеющие непосредственное отношение к участникам боевых действий, несут в себе большой педагогический и воспитательный потенциал. В какой-то мере справедлив тезис, что один поход в музей СВО, сопряженный с возможностью увидеть воочию боевую технику и т. п., может дать больше, нежели многочасовое чтение телеграмм-каналов и просмотра новостей.
Посещение означенных музеев и экспозиций возможно в качестве уроков – «разговоров о важном» – если речь идет об учениках старшей школы, а в ссузов и вузах – в рамках внеучебной деятельности. Особую роль должны играть посещения таких музеев для студентов, добровольно взявшихся заниматься общественной работой в своем учебном заведении. Необходима также и поддержка со стороны топ-менеджмента вузов (проректоров по внеучебной или воспитательной работе и т. п.). Желательно также акцентировать внимание кураторов студенческих групп на необходимость посещения указанных музеев. Отдельно считаем необходимым рассмотреть возможность посещения музеев при изучении курса «Основы российской государственности».
Завершить же данную главу можно другой цитатой из Петра Цивиньского: «… так важно, чтобы как можно больше людей своими глазами увидели, к чему приводит доведенная до инструментализма ненависть и презрение по отношению к другому человеку» [6]. Ведь именно с ненависти к другим – прежде всего к Российской Федерации и русской культуре – начались события, приведшие в конечном итоге к началу СВО.
Литература
1. Алимпиева Е. Б. Патриотическое воспитание силами музейной педагогики // Региональное образование XXI века: Проблемы и перспективы. 2009. № 1 (1). С. 75–77.
2. Аметова Л. А. Музейная педагогика в контексте гуманитарной культуры и образования // Проблемы современного образования. 2017. № 2. С. 73–77.
3. Всероссийский интерактивный «Музей СВО» – Инструмент патриотического воспитания. URL: https://музейсво.рф/ (дата обращения: 04.05.2024).
4. Гавриленков А. Ф. Место и роль музея как социального института в идеологической системе Российского государства в начале XXI века // Социальные трансформации. 2013. № 23. С. 31–34.
5. Грусман В. М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи: Автореф. дис. … доктора педагогических наук: 13.00.05. СПб., 2007. 38 с.
6. Директор музея «Аушвиц-Биркенау»: молодежь должна знать о трагедии Освенцима // ТАСС. 02.07.2017. URL: https//tass.ru/interviews/4378476 (дата обращения: 04.05.2024).
7. Именнова Л. С. Музей в социокультурной системе общества: миссия, тенденции, перспективы: Автореф. дис. … д-ра культурологии: 24.00.01. М., 2011. 40 с. 126
8. Карлова А. И. Музей современного искусства: История институализа-ции // Вопросы культурологи. 2009. № 3. С. 38–42.
9. Метцель М. Путин поручил создать музеи, посвященные СВО // ТАСС. 27.04.2023. URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/17632183 (дата обращения: 04.05.2024).
10. Музей истории СВО и подвигов ее участников. URL: https://музейсвонн.рф/ (дата обращения: 04.05.2024).
11. Перечень поручений по итогам встречи с матерями военнослужащих – участников СВО // Президент России. 30.12.2022. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/70322 (дата обращения: 04.05.2024).
12. Никитин А. В., Устинкин С. В. Трансформация ценностных ориентаций учащейся молодежи РФ: Угрозы безопасности // Молодежь в системе обеспечения духовно-нравственной безопасности современного российского общества: Сборник статей по материалам междисциплинарного научно-практического круглого стола. Под редакцией А. А. Лукутина, Д. В. Мурзаева. Нижний Новгород: НГЛУ, 2022. С. 9–13.
13. Пахомова Е. А., Рзаев Э. Э., Фоменков А. А. Основные функции музеев: История и современность // Диалоги о культуре и искусстве. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Ч. 1. Пермь: Пермский государственный институт культуры, 2021. С. 332–336.
14. Пахомова Е. А., Семеннова А. С., Редозубова О. А. Патриотическое воспитание в транспортном вузе // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2013. № 36. С. 223–225.
15. Седаев П. В., Устинкин С. В., Никитин А. В., Кочкуров А. С. Доверие молодежи к политическим институтам в контексте культурных кодов России // Технологии социально-гуманитарных исследований. 2024. № 1 (5). С. 25–39.
16. Тимофеева Л. Музейная педагогика или педагогика музея: Формирование понятийно-категориального аппарата // Филология и культура. 2012. № 2 (28). С. 287–291.
17. Чванова М. С., Королева Н. Л. Романенко Е. В. Информатизация музейных фондов, экспозиций – как средство интенсификации образовательной функции музеев региона // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2004. Т. 2. № 6. С. 98–102.
18. Штыкова О. Н. Музей в детском саду как центр духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Азбука образовательного пространства. 2017. № 1 (1). С. 10–12.
19. Hein G. E. The Role of Museums in Society: Education and Social Action // Curator. 2005. Vol. 48 [4]. Р. 357–363.