Текущее изображение не имеет альтернативного текста. Имя файла: 1SHA-2.png

ГЛАВА 6. ЛОКАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ МИГРАЦИОННЫХ НАСТРОЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ

CHAPTER 6. LOCAL-TERRITORIAL FACTORS OF MIGRATION SENTIMENTS AMONG STUDENTS

Аннотация. В главе на основании результатов российского социологического исследования и данных статистики анализируются миграционные настроения среди студенчества. Основная задача исследования – выявить особенности миграционных настроений среди студенческой молодежи, проживающей в различных локально-территориальных образованиях РФ. Значительное внимание авторы уделяют факторам эмиграционных настроений, справедливо отмечая, что в долгосрочной перспективе они негативно сказываются на структуре и качестве трудовых ресурсов страны в целом и отдельных регионов в частности. Озабоченность авторов вызывают результаты социологического исследования, свидетельствующие о том, что после получения образования лишь менее половины российских студентов твердо намерены остаться в России, а треть опрошенных связывают свои жизненные планы с тем, где они смогут получить хорошую работу. Фокусируя внимание на масштабах и направленности эмиграционных настроений студенческой молодежи, авторы подчеркивают определяющую роль социально-экономической ситуации как фактора таких настроений. По мнению авторов статьи, основным путем оптимизации ситуации в этой сфере является создание эффективных механизмов, способствующих формированию у студентов объективного подхода к оценке своих возможностей и перспектив, действенность которых в условиях роста международной напряженности и усиления санкций против России напрямую зависит от адекватных изменений в социальной, молодежной и миграционной политике государства.

Abstract. The chapter analyzes migration sentiments among students based on the results of a Russian sociological study and statistical data. The main objective of the study is to identify the features of migration sentiments among students living in various local territorial formations of the Russian Federation. The authors pay considerable attention to the factors of emigration sentiments among students, rightly noting that in the long term they negatively affect the structure and quality of the labor resources of the country as a whole and individual regions in particular. The authors are reasonably concerned about the results of a sociological study indicating that after receiving education, only less than half of Russian students are determined to stay in Russia, and a third of the respondents associate their life plans with where they can get a good job. Focusing on the scale and direction of the emigration sentiments of the student youth, the authors emphasize the decisive role of the socio-economic situation as a factor of such sentiments. According to the reasoned opinion of the authors of the article, the main ways to optimize the situation in this area is to create effective mechanisms that contribute to the formation of an objective approach among students to assess their capabilities and prospects, the effectiveness of which, in the face of increasing international tensions and increased sanctions against Russia, implies adequate changes in the social, youth and migration policy of the state.

Ключевые слова: регион, вуз, молодежь, миграция, студенчество, миграционные настроения.

Keywords: region, university, youth, migration, students, migration sentiments.

Введение

Предмет данного исследования – самоидентификация российских студентов, выявление масштабов и направленности миграционных настроений среди них. Сохранение и привлечение квалифицированных работников сегодня особенно важно как для федерального центра, так и для регионов. Эксперты отмечают, что «для социально-экономического развития того или иного региона важен интеллектуальный капитал, которым обладает студенческая молодежь вузов, и ресурсы для повышения ее интеллектуального и профессионального уровней» [6, с. 99]. Обоснование реализуемой в России миграционной политики сводит-Обоснование реализуемой в России миграционной политики сводится к тому, что эта политика делает страну богаче в условиях убыли и старения населения, которое не вполне соответствует требованиям рынка труда. На наш взгляд, эти доводы могут быть поставлены под сомнение в связи с существенным ростом социальной напряженности в этой сфере, в этой сфере, игнорируемым правящим классом. Миграционная политика, реализуемая в РФ, по существу, способствует ослаблению кадрового потенциала страны, представляя собой процесс замещения квалифицированных работников малоквалифицированными или неквалифицированными. Мы разделяем подход, в соответствии с которым этот процесс несет не только угрозу потери квалифицированных работников: «Помимо затрат на их подготовку и обучение (как из государственного бюджета, так и из частных расходов населения и фирм), добавляются потенциальные потери от недопроизводства и снижения эффективности функционирования экономики, торможения научно-технического развития страны» [12, с. 112].

Проблема миграции студенческой молодежи из регионов России недостаточно изучена. Задачей нашего исследования выступает выявление особенностей миграционных настроений среди студенческой молодежи, проживающей в различных локально-территориальных образованиях РФ. Мы предполагаем, что особенности миграционных настроений студентов на фоне существующих миграционных потоков во многом определяются социально-экономической ситуацией в конкретном регионе.

Описание исследования

Миграционные настроения в среде российского студенчества анализируются нами на основе данных федеральной и региональной статистики, эмпирически данное исследование опирается на результаты социологического исследования Российского общества социологов (РОС) «Культурное наследие и связь поколений», проведенного в 2022 году. Объект исследования: граждане России – студенты вузов России, расположенных в 57 субъектах РФ всех федеральных округов. Опрос осуществлялся онлайн, выборка составила 9751 единицу. Авторы статьи принимали участие в разработке инструментария и в полевом этапе исследования в Нижнем Новгороде.

Результаты исследования

Миграционная ситуация в России. По данным Росстата, наблюдается существенный рост числа россиян, выехавших на постоянное место жительства в другие страны (см. табл. 1).

Таблица 1 Динамика международной эмиграции из России (чел.) [9, с. 109]

Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что с 2000 года по 2022 год число эмигрантов, выехавших в страны СНГ, увеличилось более чем в 7 раз, одновременно существенно снизилась эмиграция в страны ЕС.

Данные статистики описывают ситуацию в миграционной сфере как мозаичную и волнообразную. Статистические данные по федеральным округам РФ убедительно подтверждают изменчивость и нестабильность миграционных потоков (см. табл. 2).

Таблица 2 Масштабы и динамика миграционных потоков в федеральных округах РФ [9, c. 110–111]

Обращают на себя внимание различия между федеральными округами по такому показателю, как «доля миграции в численности населения региона»: в частности, если в СКФО она составляет 6,4 %, то в СЗФО (3,3 %) и ДФО (2,3 %) этот показатель существенно ниже.

Локально-территориальные и гендерные особенности этого процесса представлены в табл. 3.

Таблица 3 Численность членов домохозяйств, выехавших в течение последних 5 лет на жительство за границу [5] (по данным выборочного наблюдения труда мигрантов)

Данные социологических исследований свидетельствуют о том, что сегодня «<…> доля желающих эмигрировать из страны достигла минимума за все время мониторинга (с 1991 г.), составив только 5 %» [17]. По данным «Левада-Центра», среди младших возрастных групп доля желающих эмигрировать несколько выше, чем среди старших возрастов – 15 % по группам 18 лет – 24 года и 25–39 лет (против 3 % среди респондентов 55 лет и старше) [18].

Миграционные настроения в среде студенческой молодежи. Ор-ентация значительной части российской молодежи на получение высшего образования в условиях сохранения преимущественно сырьевой модели экономики порождает противоречия в молодежной среде, которые проявляются и нередко обостряются в процессе формирования и уточнения миграционных намерений. По мнению экспертов, «большая часть выехавших граждан РФ была в возрасте 20–35 лет» [1]. В связи с этим принципиально важно изучение эмиграционных настроений среди студенческой молодежи, поскольку в долгосрочной перспективе они негативно сказываются на структуре и качестве трудовых ресурсов страны в целом и отдельных регионов в частности.

За последние годы в России существенно снизилась численность студентов на 10 000 населения: с 493 в 2010 году до 282 в 2023 году [9, c. 209]. Это объясняется, в частности, значительным сокращением основных возрастных групп, из которых пополняется студенчество (см. табл. 4).

Таблица 4 Динамика численности возрастных групп, из которых пополняется студенчество [9, с. 95]

* Настоящий материал (информация) произведен и распространен иностранным агентом АНО «Левада-Центр» либо касается деятельности иностранного агента АНО «Левада-Центр».

По официальным данным, «в этом году (2024 г. – прим. наше. – П. К., С. У.) на рынок труда выйдут порядка 1,7 миллиона выпускников вузов и колледжей. Ожидается трудоустройство 68 % выпускников программ бакалавриата и специалитета, 84 % – магистратуры, 90 % – аспирантуры» [15]. Следует отметить, что «уровень безработицы среди российских выпускников достигает 14,4 %, что вдвое выше общероссийской величины» [10, с. 1].

«Невостребованность высококвалифицированных специалистов побуждает молодых людей искать применение своим знаниям и талантам в других странах. Рост масштаба молодежной эмиграции создает угрозу потери страной наиболее ценной части человеческого капитала» [11, с. 314].

Локально-территориальные факторы влияют на миграционные настроения студенчества, определяя их существенные различия в отдельных регионах России. В частности, результаты опроса учащихся в Новосибирской области свидетельствуют о том, что только 15 % студентов имеют желание после вуза уехать из своего региона, чтобы жить и работать в других частях страны [16]. В Кемеровской области, напротив, только 29 % студентов вузов после получения высшего образования планируют работать и жить в своем регионе [8]. Причем миграционные настроения молодежи Кемеровской области зависят преимущественно от социально-экономической ситуации, складывающейся на конкретной территории [19].

Рис. 1. Жизненные планы российских студентов после получения образования [14]

Результаты общероссийского исследования РОС свидетельствуют о том, что практически половина опрошенных (49,7 %) колеблется при ответе на вопрос: «После получения образования вы планируете жить и работать в России или постараетесь уехать за рубеж?». Менее половины опрошенных (43 %) твердо намерены остаться в России [3]. Для значительной части опрошенных (33 %) ответ на этот вопрос жестко обусловлен возможностями получения хорошей работы (см. рис. 1).

В каждом регионе России складывается своя совокупность факторов, оказывающих различное по масштабу и направленности воздействие на миграционные настроения студенческой молодежи (см. табл. 5).

Таблица 5 Миграционные намерения студентов, проживающих в различных федеральных округах (в %) [17]

Социологические данные, представленные в табл. 5, свидетельствуют о том, что намерения студентов, получающих образование в образовательных учреждениях различных федеральных округов РФ, существенно отличаются. Обращает на себя внимание то, что наиболее высокий «размах вариации» в Уральском федеральном округе (0,393), самый низкий (-0,07), свидетельствующий о заметных эмиграционных настроениях студентов, зафиксирован в Северо-Западном федеральном округе.

Факторы миграционных настроений студенчества. Масштабы и направленность эмиграционных настроений в студенческой среде определяются локально-территориальными особенностями факторов, оказывающих воздействие на эти процессы. Мы разделяем подход В. В. Зубкова, который среди значимых показателей, формирующих миграционные намерения молодежи, на первое место ставит показатели экономического развития региона [4].

1 R – размах вариации, представляет собой разность между такими значениями признака, как «Останусь в России» и «Уеду за рубеж», и исчисляется по формуле: R = (Xmax – Xmin) : 100, где 100 – постоянная величина, применяемая для удобства расчета.

Среди субъективных факторов следует отметить важный для студен-тов фактор самореализации [7]. Представляется весьма убедительным вывод: «<…> если умные люди не чувствуют себя востребованными, то они будут постепенно исчезать» [13]. По существу, речь идет об «исчезновении» человеческого капитала, который, при благоприятных условиях, способен не просто накапливаться, но и воспроизводиться.

Возможность получения перспективной работы после окончания вуза и реализации своего интеллектуального потенциала во многом зависит от динамики показателей, характеризующих ситуацию в сфере труда (см. табл. 6).

Таблица 6 Динамика показателей сферы труда РФ [9, с. 56–57]

Динамика индекса производительности труда свидетельствует о том, что возможности самореализации интеллектуального потенциала российских студентов весьма ограниченны. Хотя уровень безработицы, по официальным данным, снижается, сохраняется заметная доля молодежи, которая не учится, не работает и не приобретает профессиональных навыков.

Масштабы и направленность миграционных настроений студентов связаны с локально-территориальными особенностями поселения, в котором они проживали до поступления в вуз. Данные, представленные в табл. 7, свидетельствуют о заметных различиях индекса контрастности (Миграционные настроения студентов, фиксируемые при ответе на вопрос «После получения образования вы планируете жить и работать в России или постараетесь уехать за рубеж?» могут быть представлены как контрастные. Индекс контрастности исчисля-тся по формуле: Ik = (a – b) : 100, где: а и b – крайние значения шкалы) в зависимости от того, где на постоянной основе проживает родительская семья студента, где он рос и воспитывался.

Динамика индекса контрастности свидетельствует о сравнительно большей распространенности эмиграционных настроений среди студентов, выросших в крупных городах. Причем наиболее заметные различия в этом отношении наблюдаются между студентами, выросшими в крупных городах и в сельской местности (см. рис. 2).

Таблица 7 Миграционные намерения студентов, проживавших до поступления в вуз в населенных пунктах разного типа (в %) [17]

Рис. 2. Миграционные намерения студентов, проживавших до поступления в вуз в населенных пунктах разного типа [14]

Миграционные намерения студентов связаны с типом населенного пункта, в котором они росли: если в сельской местности тех, кто постарается уехать за рубеж, оказалось от 4,6 % до 5 %, то в крупных городах практически в два раза больше (9 %). Анализ результатов социологического исследования РОС свидетельствует об отсутствии определяющего фактора миграционных настроений среди студентов из крупных городов. Вместе с тем наблюдается влияние такого фактора, как близость города к границам с другими странами (Санкт-Петербург, Владивосток).

Масштабы и направленность миграционных настроений студентов связаны с материальным положением семьи: чем ниже уровень материальной обеспеченности семьи, тем меньше доля колеблющихся, неопределившихся студентов и более заметно стремление уехать за рубеж (см. табл. 8).

Таблица 8 Миграционные намерения студентов, выросших в семьях, различающихся по уровню материальной обеспеченности (в %) [17]

Следует отметить, что миграционные намерения заметно различаются в группах студентов, обучающихся на бюджетной основе (R = 0,268) и за свой счет (R = 0,08). Эти обстоятельства тесно связаны с позицией родителей, что подтверждается данными табл. 9. Практически две трети студентов, заявивших о том, что после получения образования постараются уехать за рубеж (64 %), пользуются поддержкой родителей (родственников).

Таблица 9 Зависимость миграционных намерений студентов от позиции родителей (родственников) (в %) [17]

В ходе исследования РОС нашел подтверждение вывод социологов, которые обнаружили зависимость миграционных намерений студентов от курса обучения: «<…> заметное повышение доли на начальных курсах и максимальное количество желающих эмигрировать за границу на средних курсах, заметно сокращается у студентов-выпускников» [2, с. 95]. По результатам исследования во Владивостоке авторы также отмечали, что интерес к эмиграции больше проявляют девушки (33,3 %), чем юноши (26,3 %) [2]. В ходе исследования РОС выяснилось, что в настоящее время ситуация заметно изменилась: интерес к эмиграции больше проявляют юноши (13,4 %), чем девушки (10,9 %).

Заключение Масштаб и направленность миграционных настроений среди среди российского студенчества свидетельствуют о сохранении угрозы ослабления кадрового потенциала страны, утраты национального интеллектуального потенциала.

В структуре миграционных настроений студенческой молодежи преобладают тенденции к межрегиональной мобильности и перемещению в региональные и федеральные центры. Годы обучения в вузе способствуют формированию объективного подхода к оценке своих возможностей и реальных перспектив. Ситуация в сфере труда побуждает молодых людей после получения образования строить свои жизненные планы исходя из возможностей получения хорошей, высокооплачиваемой работы.

Жизненные планы студентов заметно различаются в зависимости от региона проживания до поступления в вуз, типа населенного пункта, материальной обеспеченности семьи. В каждом регионе складывается своя совокупность факторов, оказывающих различное по масштабу и направленности воздействие на миграционные настроения студенческой молодежи. Особого внимания и разработки специальных мер по повышению Особого внимания и разработки специальных мер по повышению привлекательности жизни в России для молодежи требует проблема привлекательности жизни в России для молодежи требует проблема эм-грации молодых людей с высшим образованием. В условиях усиливающихся санкций против России, нарастающих санкций против России, нарастающей международной напряжённости сохраняющиеся эмиграционные настроения студенческой молодежи не только вызывают обеспокоенность, но и требуют корректировки социальной, молодежной и миграционной политики государства.

Литература

1. Башкатова А. С эмигрантами из России ежегодно уходят потенциальные 500 миллиардов рублей // Независимая газета. 27.07.2022. URL: https://www.ng.ru/economics/2022-07-27/1_8497_emigrants.html (дата обращения: 15.08.2024).

2. Безруков И. С., Магалиш С. Н. Эмиграционные настроения среди студентов вузов города Владивостока в 2009 году // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. № 4 (8). С. 91–105.

3. Дулина Н. В., Мансуров В. А., Пронина Е. И., Широкалова Г. С., Шкурин Д. В., Юрьев П. С. Народная культура в оценках российской студенческой молодежи // Научный результат. Социология и управление. 2022. Т. 8. № 3. С. 61–78.

4. Зубков В. В. Формирование миграционного потенциала молодежи Хабаровского края: социологический подход // Миграционные процессы и их влияние на демографическое и социально-экономическое развитие Дальнего Востока: Сборник трудов II Международной научно-практической конференции, 4–5 июня 2018 г. Владивосток: Издательский дом Дальневосточного федерального университета, 2018. С. 24–28.

5. Итоги выборочного статистического наблюдения за использованием труда мигрантов // Федеральная служба государственной статистики. Выборочное наблюдение труда мигрантов 2019. URL: https://rosstat.gov.ru/ free_doc/new_site/imigr18/index.html (дата обращения: 28.07.2024).

6. Ковзиридзе М. А. Профессиональная мотивация студенческой молодежи // Труд и социальные отношения. 2011. Т. 22. № 8. С. 92–100.

7. Кузнецова С. А. Миграционные установки как предмет социально-психологических исследований // Социальная психология и общество. 2013. Т. 4. № 4. С. 34–45.

8. Морозова Е. А., Кочнева О. П. Миграционные настроения молодежи Кемеровской области – Кузбасса // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2021. Т. 6. № 3 (21). С. 326–338. 9. Российский статистический ежегодник. 2023 // Федеральная служба государственной статистики. Статистические издания. 2023. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994 (дата обращения: 08.08.2024).

10. Рудаков В. Н. Безработица среди выпускников образовательных организаций: масштабы, причины, длительность, способы поиска работы // Мониторинг экономики образования. 2020. Вып. 21. С. 1–6. URL: https://www.hse.ru/ data/2020/09/30/1369185997/Выпуск%2021-2020%20Безработица%20среди%20 (дата обращения: 16.08.2024).

11. Симонян Р. Х. Миграционные настроения российской молодежи: региональный аспект // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 313–326. 12. Слепенкова Ю. М. Потери человеческого капитала, вызванные эмиграцией // Проблемы прогнозирования. 2022. № 4. С. 112–121. 13. Соколенко О. «Раз нет конкуренции, то и умные люди не нужны»: ректор Сколтеха – об инвестициях в науку и «утечке мозгов» из России // Forbes. 19.05.2021. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/429685-raz-netkonkurencii-i-umnye-lyudi-ne-nuzhny-rektor-skolteha-ob-investiciyah-v (дата обращения: 28.08.2024). 14. Студент 1995–2016 гг.: динамика социокультурного развития студенчества Среднего Урала: Монография / Л. Н. Банникова [и др.]; под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. Ю. Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2017. 904 с.

15. Татьяна Голикова: В этом году вузы и колледжи выпустят около 1,7 миллиона молодых специалистов // Правительство России. 16.04.2024. URL: http://government.ru/news/51362/ (дата обращения: 10.08.2024).

16. Шевцова Е. В. Особенности миграционных установок молодежи Новосибирской области: риски и перспективы // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2021. Т. 8. № 4 (32). С. 133–142.

17. Эмиграционные настроения: мониторинг // ВЦИОМ. 01.04.2024. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehmigracionnye-nastroenija-monitoring-3 (дата обращения: 24.08.2024).

18. Эмиграционные настроения и отношение к уехавшим: март 2024 года // Левада-Центр. 11.04.2024. URL: https://www.levada.ru/2024/04/11/ emigratsionnye-nastroeniya-i-otnoshenie-k-uehavshim-mart-2024-goda/ (дата обращения: 29.08.2024).

19. Kashnitsky I., Mkrtchyan N., Leshukov O. Interregional Migration of Youths in Russia: А Comprehensive Analysis of Demographic Statistics // Education-al Studies. 2016. Vol. 3. P. 169–203. URL: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-3-169-203 (date of application: 28.07.2024).

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля