Текущее изображение не имеет альтернативного текста. Имя файла: 1SHA-2.png

ГЛАВА 17. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ VPN-СЕРВИСОВ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

CHAPTER 17. GOVERNMENT SOURCES OF INFORMATION AND THE USE OF VPN SERVICES IN A PATRIOTIC WAY EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

Аннотация. В главе исследуется феномен VPN как средство обхода официальных блокировок Роскомнадзора и распространения недостоверной, экстремистской по содержанию информации.

Авторами делается вывод, что интернет используется молодежью в основном для поиска информации и общения с друзьями, коллегами по работе или учебе. Попытки Роскомнадзора блокировать VPN-платформы не дадут положительного эффекта. Нужно идти по другому пути – создавать собственные информационные сервисы в интернете, которые были бы интересны молодежи, содержали достоверную информацию о событиях в стране и мире, включали в себя объяснительно-просветительские проекты.

Abstract. The chapter explores the VPN phenomenon as a means of circumventing official Roskomnadzor blockages and spreading unreliable, extremist information.

The authors conclude that the Internet is used by young people mainly to search for information and communicate with friends, colleagues at work or study. Roskomnadzor’s at-tempts to block VPN platforms will not have a positive effect. We need to follow a different path – to create our own information services on the Internet that would be interesting to young people, contain reliable information about events in the country and the world, and include explanatory and educational projects.

Ключевые слова: информация, безопасность, VPN, молодежь, доверие, патриотическое воспитание.

Keywords: information, security, VPN, youth, trust, patriotic education.

Введение

Легитимность, устойчивость и эффективность государственной власти определяются в большинстве случаев отношением общества к происходящим в стране политическим и социально-экономическим процессам в стране и за ее пределами [7; 12]. С одной стороны, на формирование этого отношения оказывает влияние получаемая человеком информация из различных источников. С другой стороны, обязательным моментом достижения успеха в осуществлении этого процесса являются как возможность получения желаемой и достоверной информации, так и способность ее понимания и анализа.

В контексте осуществляемой гибридной войны стран коллективного Запада против России в связи с проводимой РФ специальной военной операции (далее – СВО) по демилитаризации и денацификации Украины становится очевидной задача изучения факторов, оказывающих влияние на доверие населения к различным источникам информации. Особенно актуально изучение этого феномена в молодежной среде, где в силу отсутствия необходимого социального опыта, недостатка знаний, эмоциональной не-зрелости достигается наибольший эффект информационно-психологического воздействия на сознание молодежи, манипулирования им с целью его переформатирования, внедрения иных ценностей и смыслов, не свойственных и чуждых русской национальной идентичности [18].

Информационная безопасность, согласно Доктрине информационной безопасности РФ, – это определенное состояние защищенности личности, общества и государства как от внутренних, так и от внешних информационных угроз, «при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие РФ, оборона и безопасность государства» [3]. В п. 8 «г» Доктрины отмечается, что одним из национальных интересов РФ в информационной сфере является «доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и в мире». А в п. 9 говорится, что реализация национальных интересов в информационной сфере «направлена на формирование безопасной среды оборота достоверной информации <…> ». Таким образом, одним из ключевых терминов документа является «достоверная информация». В правовом акте «Стратегии национальной безопасности РФ» информационная безопасность рассматривается как один из приоритетов национальной безопасности [15].

Вопросами изучения ценностных ориентаций и отношения российской молодежи к получаемой информации уже достаточно длительное время занимаются несколько групп российских ученых: С. В. Устинкин, А. В. Никитин, Е. П. Савруцкая [2; 14], Г. С. Широкалова [17], А. В. Му-ромцева, В. В. Муромцев [9] и ряд других. Они рассматривают интернет как инструмент информационного воздействия, где вместо иллюзорной безграничной свободы самовыражения человек сталкивается с глобальным контролем и управлением массами без шансов на независимое мышление. Социальные сети и мессенджеры стали основным инструментом политических манипуляций, противоправных действий. При определенных условиях они могут выступать источником дестабилизации любого общества и средством давления на государственную власть. Становится все более очевидной необходимость административно-правового контроля и упорядочения деятельности субъектов интернет-пространства с целью обеспечения национальной безопасности. Особенно актуален этот вопрос в условиях военных конфликтов. Так, О. А. Копичев и А. Е. Николаев отмечают, что в военных конфликтах ХХI века используются новые, опосредованные формы насилия, например противоборство в информационном пространстве с целью подрыва политических, экономических и социальных систем массированной психологической обработкой населения для дестабилизации общества, предполагающей искажение морально-ценностных установок населения [4]. А американский военный теоретик полковник Джон (Ричард) Бойд приходит к выводу, что предстоящие войны будут вестись в сфере морали, предполагая разрушение воли, подрыв общих веры и взглядов [5].

В последние годы можно наблюдать, что многие государства вводят режимы ограничения и запретов пользования интернетом в границах национального пространства [10]. Применяемые меры безопасности в этой области предполагают не только блокирование и удаление вредоносного контента, противоречащего законодательству страны, но и борьбу с VPN-сервисами, которые предоставляют возможность обхода запретов и доступа к такой информации. С началом СВО вопрос о государственном контроле интернет-пространства приобрел особую остроту для нашей страны.

По вопросу использования VPN-сервисов в России еще нет фундаментальных научных исследований, что связано с недавним появлением этого феномена в отечественном медиапространстве. В связи с этим в настоящем исследовании использованы аналитические материалы, подготовленные специалистами авторитетных отечественных («Лаборатория Касперского») и зарубежных (New YorkUniversity, Report for Cisco) IT-компаний, а также периодических изданий («Лента.ру», Forbes, «Парламенткая газета» и др.).

В 2023 году научными сотрудниками Международной междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории «Изучение мировых и региональных социально-политических процессов» Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова было проведено социологическое исследование отношения молодежи Нижегородской области к институтам государственной власти и гражданского общества. Результаты опроса подтвердили гипотезу, что информационная безопасность является одним из важнейших условий обеспечения эффективного взаимодействия между политическими институтами и представителями молодежной среды, поскольку результаты деятельности институтов власти оцениваются по показателям уровня доверия молодежи к ним.

Результаты исследования

Лавинообразное увеличение количества недостоверной информации в интернет-пространстве наблюдается с 2014 года. Это привело к тому, что Роскомнадзору (далее – РКН) пришлось ограничить доступ к сайтам и определенным социальным сетям, публикуемая информация на которых содержит недостоверные данные, в том числе о СВО, экстремистский контент и призывы к совершению террористических актов и другую противоправную информацию. В 2022 году РКН заблокировал или добился удаления 587 тыс. материалов, в 2023 – 529 тыс. материалов [11]. В ответ на это пользователи в России начали активно использовать VPN-сервисы.

VPN (virtual private network) – частная виртуальная сеть, зашифрованное интернет-соединение, которое используется для обхода блокировок сайтов. Фактически это выделенный канал в интернете, который зашифровывает интернет-соединение с целью предотвращения перехвата, просмотра или изменения данных.

Преобладающие мотивы субъектов, пользующихся услугами VPN-сервисов, можно разделить на две группы: а) найти больше информации о происходящих событиях (комментарии, объяснения, прогнозы и т. д.); б) на основе полученной информации обсудить происходящее с единомышленниками (на форумах, в социальных сетях, каналах и т. д.) [8].

Несмотря на ряд неоспоримых преимуществ, эта технология несет в себе и определенные риски для потребителей. Во-первых, уязвимости и неполадки в VPN-решениях используются хакерами для проникновения в защищенную сеть. Во-вторых, в процессе пользования VPN-сервисом может произойти утечка персональных данных из-за перепродажи информации или элементарного взлома самого сервиса (логины и пароли от приложений банков и другая платежная информация, адреса, данные об устройствах, IP-адреса, реальные адреса проживания, приватная информация), с последующим использованием полученных данных для совершения киберпреступлений.

Бытует мнение об анонимности VPN-сервисов. Однако российские и зарубежные специалисты и эксперты в области IT-технологий утверждают иное: анонимность этих приложений – миф. Так, Н. Данюк утверждает, что «правительство США <…> было заинтересовано в том, чтобы эти сервисы распространялись, оно финансировало их разработку и работу на территории России и других стран, которые не поддерживают западную картину мира, о чем прямо говорят американские СМИ» [1]. Осенью 2021 года в общем доступе оказались данные о пользовательской активности за 4 года с DashVPN и FreeVPN 45,5 млн человек, в т. ч. 796 тыс. россиян. Весной 2021 года под ударом оказались 21 млн пользователей [19; 20].

Можно предположить, что пока VPN-сервисы продолжают работать, деятельность РКН по блокировке сайтов и материалов всегда будет малоэффективной, так как доступ к противоправному контенту все равно остается. Если всего пару лет назад в России VPN-сервисы в большинстве случаев использовались злоумышленниками для заключения незаконных сделок, то в настоящее время эти программы установлены на каждый второй телефон. Несмотря на прямую связь между использованием данных сервисов и количеством утечек персональных и коммерческих данных, граждане России продолжают ими пользоваться [16]. Эксперт «Лаборатории Касперского» по кибербезопасности Д. Галов уверен, что «использование приложений и программ не может быть безвозмездным: если чело-век не платит за услугу деньги, то практически всегда этой платой является он сам – его идентификаторы и персональные данные. Администрация подобных сервисов готова продавать базы кому угодно, чтобы заработать» [20]. А исследователи из New York University пришли е заключению, что все протестированные ими в ходе исследования для корпорации Cisco сервисы VPN уязвимы к атаке хотя бы на одной из популярных платформ (Android, iOS, Linux, MacOS, Windows) [21].

Вместе с тем популярность VPN-сервисов в России сохраняется на высоком уровне. Согласно результатам исследования компании Platforma, в 2023 году число россиян, использующих VPN, увеличилось на 37 % по сравнению с 2022 (и в 2,5 раза относительно 2021 года) [6].

Следует отметить, что РКН ежегодно совершенствует способы ограничения доступа к противоправным интернет-ресурсам. Если 2022 год был в большей степени посвящен блокировке конкретных сайтов, то в 2023 началась борьба с VPN-сервисами. Но несмотря на это, VPN-сервисы вошли в рейтинг 10 самых скачиваемых приложений за 2023 год [13]. В апреле 2024 года депутат Государственной Думы А. Немкин сообщил, что Генпрокуратура, Минцифры и РКН готовят законопроект, расширяющий технические возможности блокировки противоправного контента [16].

На вопрос «Как Вы относитесь к блокировке некоторых социальных сетей в России?», лишь 4,3 % опрошенных ответили «скорее положительно». Большинство же респондентов (54,3 %) относится отрицательно к блокировкам РКН информации, содержащей недостоверную, порочащую страну и армию информацию. Наибольшее число недовольных (69,4 %) в группе молодежи, относящей себя к малообеспеченным. 41,4 % респондентов относятся к этому процессу безразлично. Данные незначительно колеблются в аналитике по полу, месту жительства участников опроса (областной центр, крупный районный центр, малые города). Стоит отметить, что наиболее заметные ограничения РКН коснулись именно социальных сетей, были заблокированы Instagram и Facebook, принадлежащие компании Meta (деятельность компании Meta признана экстремистской и запрещена на территории России), признанной экстремистской в России. Спустя продолжительное время можно уже оценить результаты: так, месячная аудитория Instagram с февраля 2022 года по ноябрь 2023 года уменьшилась в 2,7 раза с 66,7 млн до 24,8 млн человек. У Facebook этот показатель сократился более чем втрое – с 50,4 млн до 15,9 млн человек [4].

Молодое поколение ищет ответы на свои вопросы и в двух из трех случаев не находит их в официальных источниках и в силу этого обращается к информации, размещенной на сайтах, заблокированных регулятором. Для обхода блокировок скачивают VPN-сервисы, получают недостоверную, порочащую страну информацию, подвергая себя рискам утечки персональных данных.

В контексте вышесказанного нельзя не отметить, что по официальным телевизионным каналам регулярно транслируются передачи, объясняющие политические события, разоблачающие недостоверные публикаии, президент России часто в своих выступлениях ссылается на исторические факты, проводит разъяснительную работу для всех групп населения. Чем объясняется это противоречие? Согласно исследованиям С. В. Устинкина, Е. П. Савруцкой, А. В. Никитина [2; 14], проведенным с 2005 года по 2019 год среди молодежи Нижегородской области, использование телевидения и радио в качестве источника информации в молодежной среде стремительно падает, их место занимают ресурсы интернета (см. рис. 1).

Заключение

Согласно исследованию глобальной аналитической системы Meltwater российского сегмента Глобальной сети интернет по состоянию на январь 2023 года, преобладают три причины использования интернета – это поиск информации (84,2 %); поиск новостей (68,3 %); связь с друзьями и семьей (64,5 %). 73 % населения России в возрасте от 16 до 64 лет прово-дят время в социальных сетях [11]. Соответственно, объяснительно-просветительские проекты для граждан России, и особенно молодежи, необходимо переносить в интернет-пространство.

Как известно – запретный плод сладок. Поэтому решить полностью задачу по обеспечению информационной безопасности только запретами на распространение определенной информации, блокировкой сайтов и социальных сетей невозможно, особенно когда речь идет о пытливых молодых умах.

Проведенное исследование еще раз показало, что потребность в информации растет, и в первую очередь, – в достоверной информации. Только такая информация позволяет человеку выбирать правильные ориентиры и ценности в общественно-политическом пространстве, принимать правильные решения и делать правильные выводы и оценки. Любое необоснованное ограничение в доступе к информации будет вызывать недовольство в обществе, будет выступать препятствием в его развитии.

По нашему мнению, достоверной является та информация, источнику которой адресат доверяет, но такое доверие может быть сформировано только при наличии альтернативных источников информации, иначе доверие трансформируется в веру. По каким основания и мотивам – вопрос для отдельного исследования. Из этого можно сделать вывод, что государство, его институты должны сформировать у населения страны доверие, в первую очередь к официальным источникам информации. Только в этом случае сложатся доверительные отношения между властью и гражданами. Этот процесс сложный и требует времени, но как представляется – другого пути здесь нет.

В условиях проведения СВО значимость рассмотренной проблемы возрастает многократно. Поэтому в условиях особых правовых режимов наряду с принципом свободы распространения информации должны действовать обоснованные ограничения и запреты в распространении ее отдельных видов, а также жесткий контроль со стороны государства по выполнению такого режима. Только при таких условиях будет обеспечиваться информационная безопасность России.

В связи с увеличением объема недостоверной, а порою и провокационной информации в особой группе риска оказалась молодежь, которая в силу недостаточного жизненного опыта и знаний не всегда может объективно и адекватно оценить и вникнуть в содержание информации, распространяемой через медиа коммуникации. Основным источником коммуникации для них выступают социальные сети, которые стали площадкой для общения, средой, формирующей общественное мнение, средством мунипулирования сознанием молодежи. К сожалению, до недавнего времени эти процессы не были объектом пристального внимания со стороны институтов государства. По нашему мнению, изменить ситуацию может системный подход со стороны государства в деле организации патриотического воспитания гражданина России на всех этапах его жизни и во всех информационных сферах (кино, театр, литература, образование и др.) с использованием всех средств коммуникации.

Литература

1. Гаврилюк А. Блок-схема: Как Роскомнадзор ограничивал доступ к ин-тернет-ресурсам // Forbes. 06.01.2024. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/ 503386-blok-shema-kak-roskomnadzor-ogranicival-dostup-k-internet-resursam (дата обращения 26.09.2024).

2. Динамика ценностных ориентаций молодежи (2006–2014 гг.): Монография / Под общей ред. д-ра филос. наук, проф. Е. П. Савруцкой. Н. Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ»; СПБ.: Изд-во РХГА, 2014. 232 с.

3. Доктрина информационной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.). URL: http://www.scrf.gov.ru/security/information/ document5/ (дата обращения: 23.11.2023).

4. Копичев О. А., Николаев А. Е. Современные войны: анализ тенденций развития межгосударственного противоборства, классификация форм и способов борьбы, формирование признаков и критериев военного конфликта // Системы управления, связи и безопасности. 2021. № 1. C. 1–32.

5. Круглов В. В., Воскресенский В. Г., Мурсаметов В. Я. Анализ взглядов военных теоретиков ведущих зарубежных государств на содержание и ведение современных и будущих войн // Военная мысль. 2021. № 7. С. 120–129. 229

6. Мамиконян О. Количество пользователей VPN в России выросло почти на 40 % в 2023 году // Forbes. 06.12.2023. URL: https://www.forbes.ru/ tekhnologii/501873-kolicestvo-pol-zovatelej-vpn-v-rossii-vyroslo-pocti-na-40-v-2023-godu (дата обращения: 26.09.2024).

7. Мареева С. В. Институциональное доверие и эффективность институтов в сложных жизненных ситуациях: мнение россиян // Terra Economicus. 2015. Т. 13. № 3. С. 124–135.

8. Медиаландшафт в 2023: аудитория, контент и генераторы повестки // Интерфакс. 10.04.2023. URL: https://scan-interfax.ru/blog/medialandshaft-v-2023-godu-auditoriya-kontent-i-generatory-povestki/ (дата обращения: 20.08.2023).

9. Муромцева А. В., Муромцев В. В. Проблемы информационной безопасности в социальных сообществах в сети интернет // Вестник РГГУ. 2016. Серия: Экономика. Управление. Право. № 3(5). С. 84–91.

10. Постановление Правительства РФ от 12.02.2020 №127 «Об утверждении правил централизованного управления сетью связи общего пользования» // Сайт Правительства России. URL: http://government.ru/docs/all/126179/ (дата обращения: 03.08.2024).

11. Роскомнадзор пошел на снижение // Коммерсант. 28.12.2023. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6428080 (дата обращения: 26.08.2024).

12. Самсонова Т. Н. О гражданском воспитании в условиях институциональных изменений в современной России // Вестник Московского университета. 2012. Сер. 18. Социология и политология. № 2. С. 37–51.

13. Самые скачиваемые и зарабатывающие приложения в России в июле 2023 года. URL: https://apptractor.ru/measure/app-store-analytics/samye-skachivaemye-i-zarabatyvayuschie-prilozheniya-v-rossii-v-iyule-2023.html (дата обращения: 26.08.2024).

14. Современный мир и молодежь: ценности, риски, угрозы: Моногра-фия. Т. 1. / Под обшей ред. д-ра филос. наук, проф. Е. П. Савруцкой. Н. Новгород: НГЛУ, 2019. 268 с.

15. Стратегия национальной безопасности РФ (утв. Указом Президента РФ № 400 от 2 июля 2021 г.). URL: http://www.scrf.gov.ru/security/docs/document 133/ (дата обращения: 23.03.2024).

16. Филиппова Е. Антон Немкин: Возможности блокировки противоправного контента будут расширены // Парламентская газета. 01.04.2024. URL: https://www.pnp.ru/politics/anton-nemkin-vozmozhnosti-blokirovki-protivopravnogo-kontenta-budut-rasshireny.html (дата обращения: 03.09.2024).

17. Широкалова Г. С. Культурные коды студентов мегаполисов // Культурные коды в процессе сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей: Материалы научной конференции, посвященной памяти доктора философских наук, заслуженного деятеля науки РФ Суханова Ивана Васильевича / Под ред. д. ф. н., проф. С. А. Ермакова. Нижний Новгород: Гладкова О. В., 2023. С. 37–46.

18. Шорина И. Н. Институциональное доверие как условие стабильности современного российского общества: региональный аспект: Автореф. дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. Пенза, 2013. 23 c.

19. TunnelCrack: утечка информации из большинства VPN // Лаборатория Касперского. 10.08.2023. URL: https://www.kaspersky.ru/blog/how-to-fix-tunnelcrack-vpn-leak/35893/ (date of application: 26.08.2024).

20. VPN-сервисы были призваны помочь пользователям. Как их использование стало губительным для компаний и обычных людей? // Лента.ру. 05.12.2021. URL: https://lenta.ru/articles/2021/12/05/vpn/ (дата обращения: 26.09.2024).

21. Xue N., Malla Y., Xia Z., Popper C., Vanhoef M. Bypassing Tunnels: Leaking VPN Client Traffic by Abusing Routing Tables // Artifact Eyaluated. 08.08.2023. URL: https://papers.mathyvanhoef.com/usenix2023-tunnelcrack.pdf (date of application: 26.08.2024).

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля