Текущее изображение не имеет альтернативного текста. Имя файла: 1SHA-1.png

ГЛАВА 16. ВЛИЯНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ДОВЕРИЕ МОЛОДЕЖИ К ВЛАСТИ

CHAPTER 16. THE INFLUENCE OF THE ALL-RUSSIAN IDENTITY ON THE TRUST OF YOUNG PEOPLE IN THE GOVERNMENT

Аннотация. В главе рассматривается вопрос формирования коллективной и индивидуальной идентичности молодых граждан России в контексте конструирующих факторов модели поведения и доверия молодежи к властным институтам и действиям правительства в условия СВО. Благодаря применению широкого инструментария методов социологических исследований определены основные тренды и запросы молодого поколения России в условиях СВО, что оказывает влияние на процессы формирования коллективной и индивидуальной идентичности, а значит, и воззрений молодежи на связанные с СВО политические процессы. В главе предложен ряд мер и стратегий при работе с молодежью, которые, по мнению автора, могут способствовать совершенствованию деятельности институтов власти по патриотическому воспитанию молодежи и позитивному восприятию целей и задач СВО и оказывать положительное влияние на политические настроения этой группы населения России.

Abstract. The chapter examines the issue of the formation of collective and individual identity of young Russian citizens in the context of the constructive factors of the behavior model and the youth’s trust in government institutions and government actions in their conditions Through the use of a wide range of tools of sociological research methods, the main trends and requests of the younger generation of Russia in their conditions are identified, which affects the processes of formation of collective and individual identity, hence, the views of young people on the political processes associated with their own. The article suggests a number of measures and strategies when working with young people, which, in the author’s opinion, can contribute to improving the activities of government institutions for the patriotic education of young people and a positive perception of their goals and objectives and have a positive impact on the political sentiments of this group of the Russian population.

Ключевые слова: СВО, молодежь, внутренняя политика, трансформация общества.

Keywords: SMO, youth, domestic policy, society transformation.

Введение

В феврале 2022 года началась специальная военная операция Вооруженных сил России на территории Украины с целью защиты мирного населения Донецкой и Луганской Народных Республик. С начала СВО прошло уже около трех лет, и вооруженное противостояние происходит не только на полях сражений, но и в информационном пространстве. Все ча-ще в новостях демонстрируются сообщения о том, что школьники и моло-дые граждане России вербуются силами ВСУ с целью совершения противоправных действий на территории РФ, в том числе и связанных с памятью героев России прошлого и настоящего. Для недопущения подобных ситуаций и укрепления патриотического сознания населения России с целью поддержки действий Правительства РФ при достижении целей СВО необходимо установить причины трансформации ценностных ориентиров современной российской молодежи, процессы и факторы, оказывающие влияние на формирование ее идентичности.

Идентичность российского общества на современном этапе подобна идентичности граждан ЕС в том смысле, что находится на этапе своего формирования. На идентичность молодого населения России как драйвера формирования внутренней политики государства, без преувеличения – будущего страны, влияет большое количество как внутренних, так и внешних факторов, в том числе обусловленных политикой стран Запада во главе с США по отношению к России. В первую очередь речь идет об информационно-психологическом воздействии с использованием различных средств коммуникации.

Сейчас мир стоит на перепутье: либо строить так называемый многополярный мир, либо смириться с мировым господством США, т. е. вернуться в эпоху глобализации. Первый путь связан с возрастанием роли национальной идентичности, а второй – со стиранием, утратой этой идентичности и воссозданием «гражданина мира» без рода и племени. В эпоху глобализации уже невозможно говорить о национальной идентичности, поскольку будет идентичность только господ и рабов.

К сожалению, за последние 30 лет западным идеологам и западным СМИ, их приспешникам в России удалось сформировать у части российской молодежи идентичность «гражданина мира» (космополита), у носителя которой нет Родины, нет исторической памяти, нет страны, интересы которой надо отстаивать, жертвуя самым дорогим – жизнью. У «граждан мира» одна цель существования – обеспечить свое личное благополучие любыми средствами, в т. ч. и предательством. СВО показала, что таких «граждан мира» в России оказалось немало (и не только среди молодежи).

Ряд исследователей полагают, что доступ к глобальным коммуникационным технологиям, знание иностранных языков и большая свобода передвижений сформировали у российской молодежи идентичность, которой присущи и традиционные российские ценности, и глобальные тенденции и ценностные ориентации [13]. Нам представляется, что в данном случае речь идет не столько об идентичности, сколько о формировании личной культуры. Однако можно быть высокообразованным человеком, но при этом не идентифицировать себя с какой-то общностью людей с точки зрения единства идей, интересов, целей, ценностей и совместного взаимодействия для их реализации.

В этой связи формирование национальной идентичности в молодежной среде – залог успеха государственной политики в ходе реализации целей и задач СВО и фактор, обеспечивающий устойчивость и солидарность общества, суверенность государственной власти в России.

В рамках данного исследования важными являются три компонента. Первый компонент – ценностные ориентации молодежи, лежащие в основе формирования ее национальной идентичности в условиях современной России. Наибольший вклад в изучение ценностных ориентаций внесли исследования М. Л. Ивлевой и С. Н. Курилова [3], Н. Б. Кошелевой и В. С. Собкина [6], Т. В. Анисимовой [1], О. А. Сыроватской и М. В. Шустовой [16], Г. С. Широкаловой и О. К. Шиманской [18] и ряд других. Среди западных ученых исследованием ценностных ориентаций молодежи занимались N. T. Tavassoli, I. Berkovich [19].

Второй компонент – факторы, определяющие процессы формирования национальной идентичности современной молодежи. Здесь следует отметить работы И. С. Семененко о формирвании идентичности вообще и политической идентичности в частности [14; 15], а также исследования доктора политических наук О. В. Поповой, которая подробно описала про-цесс формирования идентичности молодых европейцев и выделила общие для всех сообществ факторы, определяющие идентичность молодого поколения [9; 10].

Третий компонент – индекс доверия российской молодежи к институтам власти. Существенный вклад в изучение указанной проблемы внесли работы Л. В. Рожковой, С. А. Влазневой, О. В. Сальниковой, А. Ш. Дубиной [11].

Теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых.

Традиционным научным методом для большинства политических исследований, связанных с социумом, выступает бихевиористский подход. В данном исследовании автор придерживается данной концепции и формирует свои выводы на основе динамики предпочтений молодежи в рамках российского политического пространства.

В основе исследования также лежит ценностный подход, отвечающий задачам изучения современных ценностей российской молодежи в рамках гражданского общества.

Применение широкого инструментария общенаучных методов исследования позволило проанализировать статистические данные опросов общественного мнения для установления факторов, конструирующих идентичность российской молодежи и основные ее ценности.

Результаты исследования

Процесс формирования национальной идентичности у населения России, особенно молодого поколения, неразрывно связан с ценностными ориентациями, господствующими в обществе, которые усвоены большинством представителей этого общества. Рождение российской идентичности в условиях многонационального, многоконфессионального общества сопряжено с формированием общей национальной идеи-концепции, в равной степени значимой для каждого представителя общества России, понятной каждому и принимаемой на базовом общечеловеческом уровне [2]. Другими словами, формирование национальной идентичности невозможно без наличия национальной идеологии. Разработка национальной идеологии как ключевого фактора сплочения общества в последние годы становится приоритетом российского государства. Однако тенденция к возврату к традиционным, исконно русским ценностям и традициям на настоящем этапе не приносит должного результата. По мнению ряда авторов, в перечень базовых ценностей, формирующих национальную идентичность россиянина, входят: традиционные семейные ценности, патриотизм, мир в многофакторном его выражении. Это и отсутствие военных действия, безопасность, свобода выбора и перемещения, единство и общность, мир как универсум [13]. Эти базовые ценности находят широкое распространение и среди молодежи. Однако ей свойственно иметь и другие ценности, вступающие в конфронтацию с базовыми ценностями. Молодежь на современном этапе, в особенности ее высокоинтеллектуальная часть, имеет космополитические ценностные ориентации. Несмотря на воспитание патриотизма в школах и в других учебных заведениях, молодежь стремится к проявлению своей политической активности и в деструктивных формах. Участие в маршах протеста, деятельности антиправительственных объединений и иностранных агентов – формы деструктивного политического поведения молодежи, при которых личная идентичность превалирует над национальной (общегражданской) идентичностью [1]. Личная идентичность молодежи, неразрывно связанная с заимствованными мировыми ценностями (личное материальное благополучие, свободное политическое участие во всех возможных формах, идеалистическая форма демократии и др.), в контексте общего стремления молодежи к протесту и критическому отношению к прививаемым политическим ценностям и традициям приводит к тому, что все больше молодых людей выбирает путь радикализма, что пестуется и пропагандируется со стороны украинских спецслужб. В рамках информационной войны западные спецслужбы транслируют идеи об этнических различиях и противоречиях российского и украинского общества, этносов, проживающих в России, переписывают историческую общность, меняют трактовки событий совместной истории, что подрывает доверие к любой информации, исходящей от властных субъектов в России [8]. Активная эмиграция молодых специалистов лишь способствует формированию других ценностных ориентаций, другой личной идентичности, существующей в отрыве от национальной идентичности [4]. В результате в молодежной среде свобода и акционизм становятся более ценными, чем патриотизм и традиционные ценности, а трансформация и «революция» – важнее стабильности и мира в широком смысле.

Восприимчивость молодежи к новым деструктивным идеям играет с ней злую шутку. Политический антиправительственный акционизм приводит некоторых молодых людей к совершению тяжких, общественно опасных преступлений [5]. Западная пропаганда способствует конфронтации личной идентичности с национальной, что постепенно приводит к утрате частью молодежи коллективных воззрений и делает невозможной идентификацию себя полноправным членом российского общества. Решение молодого специалиста эмигрировать из России приводит к утрате связи с Родиной, подталкивает его к антироссийской деятельности, а зачастую и к совершению преступлений, направленных на подрыв конституционного строя в России.

Решение проблем конфронтации личной и национальной идентичности, а значит, и проблем деструктивного политического акционизма молодежи, нивелирования восприимчивости молодежи России к иностранному деструктивному влиянию заключается в формировании у молодых людей национальной идентичности с малых лет. Правительство РФ прилагает активные усилия по реализации программы патриотического воспитания молодежи, однако в контексте СВО просто воспитания уважения к славному прошлому нашей страны недостаточно для политической ситуации сегодняшнего дня. Политическая социализация молодежи не является пассивным процессом усвоения социально-политического опыта прошлого, но есть непрерывный процесс общения и усвоения знания, кросс-культурная коммуникация как в пределах страны, так и за ее пределами, внутригрупповая коммуникация. Условием успешного окончания специальной военной операции в контексте внутренней и внешней политики является вовлеченность молодежи в политические и гуманитарные процессы, связанные с СВО, т. е. активно-деятельная позиция молодого человека по отношению к СВО, государственной власти, обществу, также как и его посильное участие в специальной военной операции [11].

При этом в российском обществе, по оценке отдельных исследователей, наблюдаются и противоположные тенденции. Оценка поведения молодых людей в прожективной ситуации, подобной началу Второй мировой войны: большинство граждан ожидают отток добровольцев на СВО [12]. Среди молодых граждан России приоритетными являются варианты избежать призыва в зону СВО или максимально оттянуть его [17, c. 1677]. Результаты частичной мобилизации и активная миграция молодежи являются тому подтверждением.

Вопрос идентичности и ценностных ориентаций молодых граждан России в данной ситуации играет ключевую роль. Ценностные ориентации молодежи в значительной степени отличаются от тех, что были присущи послевоенному поколению и даже поколению войны в Афганистане. Исследования мировоззрения студентов, в которых патриотизм рассматривался как один из элементов системы ценностей, свидетельствуют о том, что значительная часть студентов (40 %) не включает победу в Великой Отечественной войне в пятерку самых значимых исторических ценностей! [16]

Заключение

Национальная идентичность в среде российской молодежи уступает место идентичности индивидуальной, увеличивается роль индивидуальных ценностей и убеждений, что входит в противоречие с запросами государственной политики в области формирования патриотического воспитания молодежи и поддержки населением действий правительства. При этом у молодежи в условиях конструируемой реальности возникают, в сущности, логичные вопросы, на которые нет ответа в действующей государственной системе. Каким образом гордиться прошлым, не имея уверенности в будущем? Для кого жертвовать своей жизнью и здоровьем? Как быть ответственным гражданином, если нет инструментов влиять даже на муниципальную власть? Какие отечественные товары покупать, если их нет, и их цена превышает иностранные аналоги? [12] И главный и наиболее частый вопрос среди молодежи: что мне за это будет? Этот вопрос относится и к неясности перспектив деятельного участия в современной государственной политике в контексте СВО, равно как и к возможному наказанию за пассивность. Недоверие к институтам власти, юношеский максимализм и восприятие событий в спектре от белого к черному не позволяет в полной мере сформировать у большинства молодежи устойчивую, патриотически направленную национальную идентичность [16].

Решением существующих проблем не могут стать ограничения доступа к «негосударственной» информации, поскольку это лишь подстегнет интерес молодых людей к ее поиску и распространению, что в итоге будет способствовать формированию ложных представлений о целях деятельности государственного аппарата как об органе создания ограничений, а не как об органе обеспечения безопасности [7]. Формирование национальной идентичности в гармонии с государственной политикой возможно при условии трансляции в общественное сознание информации о возможных точках карьерного роста, о программах помощи и поддержки молодых людей, в том числе и не участвующих непосредственно в СВО. Таким образом, чувство заботы и безопасности у молодого населения России, внимание к его проблемам будет способствовать формированию базы для широкого патриотического воспитания и изменения мнения молодежи по отношению к органам государственной власти в позитивную сторону.

Литература

1. Анисимова Т. В. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи в России // Вестник ТвГУ. Серия: Социальные и гуманитарные науки. 2012. № 2. С. 105–110.

2. Грошева Л. И., Грошев И. Л., Грошева И. А. Трансформация истории в транслировании фактов победы во Второй мировой войне // SocioTime. 2021. № 2 (26). С. 91–106.

3. Ивлева М. Л., Курилов С. Н., Россман В. И. Религиозные ценности глазами молодежи: опыт социологического исследования // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2018. Т. 18. № 3. С. 481–493.

4. Ивченков С. Г., Сайганова Е. В. Патриотизм как компонент общественного сознания: поколенческий ракурс измерения // Вестник института социологии. 2019. Т. 10. № 1. С. 97–109.

5. Киреев Е. Ю., Красильников В. Я., Сазонов А. А., Сазонова А. Л. Молодежь Москвы: ценностные приоритеты, стратегии поведения и перспективы развития: Монография / Под ред. А. А. Сазонова. М.: Наука, 2013. 285 с.

6. Кошелева Н. Б., Собкин В. С. Оценка ценностных ориентаций молодежи // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2006. № 3. С. 34–51.

7. Куконков П. И., Широкалова Г. С. Борьба за историческую память – это борьба концептов // Спасибо прадеду за Победу… Материалы IV этапа мониторинга «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне»: Коллективная монография / Под общ. ред. Ю. Р. Вишневского: Мин-во науки и высшего образования РФ. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. 352 с.

8. Лапина Е. В. Ценностные ориентации молодежи: сравнительный анализ российских и американских студентов // Молодой ученый. 2017. № 41. С. 8–11. 221

9. Попова О. В. Особенности политической идентичности в России и странах Европы // Полис. Политические исследования. 2009. № 1. С. 143–157.

10. Попова О. В. Европейская vs общегражданская идентичность: про-тивостояние существует? // Вестник Санкт-Петербургсмкого университета. 2012. Серия 6. Вып. 1. С. 78–84.

11. Рожкова Л. В., Влазнева С. А., Сальникова О. В., Дубина А. Ш. От-ношение молодежи к политическим институтам: уровень доверия и одобрения // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1 (61). С. 5–17.

12. Савин С. Д., Касабуцкая М. С. Общенациональные российские ценно-сти в контексте формирования коллективной идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12. Вып. 1. С. 82–97.

13. Саралиева З. Х., Широкалова Г. С., Куконков П. И. Учащиеся о Вели-кой Отечественной войне: Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2015. 48 с.

14. Семененко И. С. Политическая идентичность в контексте политики идентичности // Политекс. 2011. Т. 7. № 2. С. 5–24.

15. Семененко И. С. Политика идентичности и идентичность в политике: этнонациональные ракурсы, европейский контекст // Полис. Политические ис-следования. 2016. № 4. С. 8–28.

16. Сыроватская О. А., Шустова М. В. Особенности ценностных ориен-таций молодежи в контексте разных социокультурных сред // Психология и пра-во. 2014. № 3. С. 107–117.

17. Устинкин С. В., Никитин А. В. Трансформация ценностей учащейся молодежи как угроза национальной безопасности России в условиях проведе-ния специальной военной операции // Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы: Материалы Всероссийской научной конференции XVII Ко-валевские чтения (16–18 ноября 2023 года) / Отв. редакторы: Н. Г. Скворцов, Ю. В. Асочаков. Санкт-Петербург: Сциентиа, 2023. С. 1676–1678.

18. Широкалова Г. С., Шиманская О. К. Историческая память и патрио-тизм // Философия хозяйства. 2020. № 1. С. 238–251.

19. Tavassoli N. T., Berkovich I. College Students’ Value Orientation and Life Satisfaction // Journal of Adult Development. 2015. № 22 (1). P. 37–46.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля