
ГЛАВА 13. ДОВЕРИЕ МОЛОДЕЖИ К ВЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
CHAPTER 13. YOUTH’S TRUST IN GOVERNMENT IN THE CONTEXT OF THE NEW REALITY
Аннотация. В главе рассматриваются проблемы формирования доверия молодежи к институтам власти в условиях становления новой реальности и резкого обострения международной обстановки, вызванного политикой США в борьбе за сохранение однополярного мира и попытками ослабления России как одного из важнейших центров борьбы за многополярный мир и сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей. Авторами предпринята попытка обосновать идею о том, что одним из важнейших средств формирования институционального доверия в условиях проведения специальной военной операции является информационная безопасность как один из важнейших компонентов национальной безопасности.
Abstract. The chapter examines the problems of forming youth confidence in government institutions in the context of the formation of a new reality and a sharp aggravation of the international situation caused by the US policy in the struggle to preserve the unipolar world and attempts to weaken Russia as one of the most important centers of the struggle for a multipolar world and the preservation of traditional spiritual and moral values. The authors attempt to substantiate the idea that one of the most important means of building institutional trust in the context of a special military operation is information security as one of the most important components of national security.
Ключевые слова: информационная безопасность, национальная безопасность, институциональное доверие, новая реальность, СВО, молодежь, достоверность информации.
Keywords: information security, national security, institutional trust, new reality, Special Military Operation, youth, information reliability.
Введение
Изучение ценностных установок современной молодежи – сложный процесс. Отношение общества к политическим процессам во многом определяет легитимность, устойчивость и эффективность власти, а недостаточное внимание к этим вопросам может привести к угрозам национальной безопасности. В данном контексте становится очевидной задача изучения доверия молодежи к институтам власти, а также средствам массовой коммуникации. Информационные войны, потоки дезинформации, публикуемые в зарубежных СМИ фейки или недостоверная информация, увеличение активности иноагентов в России усилили внимание к вопросам информационной политики и информационной безопасности. В зоне особого риска оказалась молодежь как группа с неустоявшимися ценностными ориентациями, не обладающая жизненным опытом, достаточным для грамотного вычленения достоверной информации из медиапространства, ее анализа и противостояния манипулированию извне, в силу недостатка знаний, эмоциональной незрелости и проч.
Понимание информационной безопасности сформулировано в Доктрине информационной безопасности РФ, которая представляет собой систему положений по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере [2]. В Стратегии национальной безопасности РФ информационная безопасность рассматривается как один из приоритетов национальной безопасности Российской Федерации [8].
Вопросами изучения ценностей и отношения молодежи к происходящим экономическим, политическим, общественным процессам занимаются в настоящее время несколько групп российских ученых.
А. В. Никитин, Е. П. Савруцкая, С. В. Устинкин в исследовании 2019 г., посвященном ценностным ориентациям молодежи, утверждают, что инициативы современной российской власти по конструированию и формулированию государственно-патриотической идеологии с целью повышения эффективности воспитания молодежи применительно к условиям формирующейся новой реальности требуют дальнейших исследований. В условиях отказа страны от неолиберальной модели необходима разработка проблемы дальнейшего развития российской цивилизации, исследования возможностей сохранения исторической памяти и воспитания подрастающих поколений, сохранения историко-культурных духовно-нравственных ценностей и основ этнокультурной идентичности российского суперэтноса [7].
Попытки разработки основ и критериев национальной идентичности, осмысления сущности и особенностей русской государственности и социальной справедливости все еще во многом опираются на западные культурные коды, которые продолжают оказывать культурно-цивилизационное воздействие на массовое сознание населения страны. Необходимо выработать собственную версию политического языка, создавать гуманитарные «образы и смыслы», соответствующие русской историко-культурной традиции. В условиях проведения против России информационной войны без решения этой задачи население будет обречено не говорить, а слушать. А кто слушает, тот слушается. Без преодоления пагубного влияния противодействующей информационной повестки страна не сможет формировать предсказуемый и желаемый для нас образ будущего [7, с. 254].
Г. С. Широкалова считает, что с развитием цивилизации на первый план в обществе выходят проблемы морали, являющейся ключевым фактором в жизни человека, в принятии решений и совершении поступков. Условия и образ жизни населения страны претерпели кардинальные изменения в постсоветское время, поэтому можно констатировать «текучесть» либеральной морали рыночного общества, что несет угрозу суверенитету страны [10, с. 38]. В настоящее время в российском обществе сформировалась «культура успеха», где успешный человек – это человек, обладающий статусом, полномочиями, деньгами.
Вопросы информационной безопасности в социальных сетях исследуются в работах А. В. Муромцевой, В. В. Муромцева, В. В. Штоля, А. Г. Задохина и др. А. В. Муромцева и В. В. Муромцев рассматривают интернет как мощный инструмент информационного воздействия, где вместо иллюзорной безграничной свободы самовыражения человек сталкивается с глобальным контролем и управлением массами, без шансов на независимое мышление. Зависимость от социальных сетей, постоянная потребность в одобрении / получении внимания приводит, по мнению психологов, к таким последствиям, как разрушение личного пространства, отчуждение в семье, исчезновение чувства одиночества как части процесса социализации, утрата причастности к национальной культуре, формирование новых этических норм, деформация процессов образования. Особенно подвержены негативному влиянию соцсетей подростки, старающиеся самоутвердиться любыми доступными средствами. Информационные кампании, направленные на манипулирование массовым сознанием, проводимые в социальных сетях, могут быть частью информационной войны, в которой молодое поколение участвует на начальных этапах добровольно и с интересом. Согласно пользовательскому соглашению, подписываемому каждым пользователем социальных сетей, владелец соцсети может анализировать или продавать данные об участниках по своему усмотрению. Таким образом, в руках лица, обладающего данной информацией, находится инструмент для анализа структуры общества в целом или конкретного индивида [5]. Аналитика современных информационных систем позволяет отследить динамику общественного мнения по публикуемым сообщениям в соцсетях. Таким образом, продавцы молодежной одежды могут легко найти свою целевую аудиторию, а заинтересованные в изменении политического строя в стране – свою.
В. В. Штоль и А. Г. Задохин считают, что интернет перестал быть просто средством коммуникации, а превратился в среду для «тиражирования опасного и вредоносного контента, фишинговых программ, запрещенных экстремистских материалов, сетевых вирусов» [12, c. 67]. Социальные сети и мессенджеры как главный инструмент политических манипуляций при определенных условиях могут выступать источником дестабилизации любого общества и рычагом давления на государственную власть. При этом очевидной становится необходимость контроля и упорядочения процессов в интернет-пространстве, так как проблема переходит в разряд вызовов национальной безопасности. Интернет стал использоваться в преступных целях (интернет-сообщества террористов и хакеров), ИКТ способствовали началу «нанотехнологической гонки вооружений» [там же, c. 70].
В настоящее время используются все более совершенные методы / инструменты информационного и психологического воздействия на пользователей. США, к примеру, активно используют социальные сети для вмешательства в политику других государств. Несмотря на проводимую западными странами политику сохранения за интернетом режима free space, объясняемую борьбой за свободу слова, информации и самовыражения, многие государства вводят режимы ограничения пользования интернетом в границах национального пространства (в России эту миссию выполняет Роскомнадзор). Увеличились масштабы и интенсивность информационной войны с началом украинского конфликта, и тем более с началом СВО [там же, с. 71].
В работах, посвященных исследованию институционального доверия в российском обществе, особое внимание уделяется анализу структуры и динамики доверия в контексте происходящих событий и процессов, поскольку исследуемый феномен находится в постоянной динамике под влиянием разнородных и разнонаправленных процессов. По справедливому утверждению И. Н. Шориной, институциональное доверие является условием стабильности современного российского общества [11]. Институциоальное доверие связано с убеждением, что субъекты будут действовать на основании предписанных норм. Например, СМИ предоставляют достоверную информацию, которую можно использовать для анализа и прогноза, международные наднациональные учреждения предоставляют независимую экспертную оценку события / ситуации в соответствии с целями, указанными в уставе этого учреждения. В противном случае доверие к этим институтам теряется.
С. В. Мареева считает, что «повышение доверия в обществе выступает предпосылкой повышения эффективности деятельности государства, в то время как снижение уровня институционального доверия объясняется неэффективностью реформ, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления. Недостаток доверия к результатам деятельности политических институтов ведет к снижению общественно-политического потенциала и политической активности россиян, которые не хотят принимать участие в политической жизни страны» [3, с. 126].
В условиях СВО, перехода к новому мироустройству, формулирования новых смыслов трансформации российского общества происходят изменения в политическом и общественном сознании, в гражданско-политической социализации подрастающего поколения России. В этих условиях, как считает Т. Н. Самсонова, «политическая социализация призвана содействовать формированию гражданского общества и гражданской культуры. Показателем эффективности процесса социализации является уровень политических знаний и политической активности человека, т. е. степень его вовлеченности в политическую жизнь, и его гражданская ответственность» [6, c. 43]. Все это остро ставит вопрос о необходимости разработки адекватных объяснительных схем происходящих перемен, выработки новых подходов для решения возникающих проблем.
В контексте заявленной темы авторы статьи обратились к результатам социологических исследований среди учащейся молодежи Нижегородской области, проводимых с 2005 по 2019 г. учеными НГЛУ в рамках проекта «Динамика ценностных ориентаций молодежи» [1; 7], а также к данным других исследований (Института социологии РАН, Всероссийского центра изучения общественного мнения и др.), которые позволили вы-явить динамику ценностного сознания молодежи в отношении к институтам власти.
В 2023 г. было проведено исследование среди молодежи Нижегородской области в возрасте от 14 до 23 лет, направленное на изучение отношения молодых людей к органам власти. Исследование в определенной степени подтвердило нашу гипотезу о том, что информационная безопасность является одним из важнейших условий обеспечения эффективной связи между деятельностью политических институтов и подрастающими поколениями, так как результаты деятельности политических институтов оцениваются по показателям уровня институционального доверия молодежи к органам власти и политическим деятелям, ее персонифицирующим.
В социологическом опросе приняли участие 987 студентов нижегородских вузов, что позволяет говорить о репрезентативности выборки и делать обоснованные выводы. В работе над статьей, являющейся частью проводимого коллективом авторов научного исследования, использовались следующие научные методы: метод сравнительного анализа, системный метод, а также метод контент-анализа и исторический метод.
Метод сравнительного анализа использовался с целью выявления положительных черт, а также рисков и угроз проблемного поля информационной безопасности в условиях новой реальности, определяемой современными цивилизационными процессами и международной обстановкой.
Метод количественного анализа позволил на основании сравнительного анализа количественных показателей эффективности деятельности политических институтов рассмотреть вопрос о возможности составления критериев выбора используемых методов и средств работы с молодежью в новых, экстремальных цивилизационных условиях современности.
Системный метод использовался с целью выявления ключевых факторов влияния на духовно-нравственные основания социализации молодежи, ее национально-культурной и гражданской идентичности, рассматриваемые с точки зрения информационной безопасности.
Контент-анализ использовался при изучении особенностей различных подходов к проблеме формирования определяющих признаков информационной безопасности в современных условиях развития русской цивилизации.
Исторический метод позволил изучить проблему нравственного воспитания в контексте национальной безопасности и динамики информационных процессов.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступает совокупность положений, рассматривающих доверие как комплексный социальный феномен. Институциональный подход к рассматриваемому феномену предполагает, что доверие является политически эндогенным, рациональным социальным явлением и зависит от оценки гражданами эффективности деятельности институтов власти.
Результаты исследования
Традиционно в условиях повышенной неопределенности в развитии социальных, политических и экономических процессов растет медиапотребление [4]. Специальная военная операция, начавшаяся в феврале 2022 г. и активно освещаемая в СМИ, резко обострила необходимость понимания политических процессов внутри страны, а также в рамках международной обстановки, что ожидаемо привело к скачку медиапотребления при сохранении количества пользователей интернета по стране.
Согласно данным Digital Report-2023, в России на начало 2023 г. было 106 млн пользователей социальных сетей, 127,6 млн пользователей интернета [13]. Самыми часто озвученными причинами использования интернета российскими пользователями в возрасте от 16 до 64 лет являются: поиск информации (84,2 % ответов респондентов); изучение новостей и происходящих событий (68,3 %); поддержание связи с друзьями и родственниками (64,5 %). Средний пользователь проводит в социальных сетях около 8 часов в день [4].
В 2019 г. были подведены итоги исследования, проводимого среди учащейся молодежи Нижегородской области в период с 2005 по 2019 г. Согласно результатам, 76 % респондентов выбирают интернет в качестве приоритетного источника информации, при этом количество тех, кто ежедневно просматривает новостные программы в информационной телекоммуникационной сети интернет, составило 35,6 % [7, с. 202].
В 2023 г. было проведено дополнительное исследование, целью которого являлось изучение отношений молодого поколения к власти, средствам массовой коммуникации.
Отвечая на вопрос о приоритетном источнике информации, использу-емом для изучения обстановки в стране или в регионе, 82,7 % опрошенных назвали социальные сети (1-е место); 41,6 % – общение с друзьями (2-е ме-сто); 39,3 % – новостные программы по ТВ (3-е место); 37,2 % – общение в кругу семьи (4-е место); 29,6 % – сайты информагентств (5-е место) и др. Важно отметить, что второй по количеству упоминаний ответ («в ходе общения с друзьями») связан с первым, так как, скорее всего, эти друзья тоже читают соцсети. Таким образом, значительное влияние на формирование мировоззрения молодежи оказывает информационное наполнение читаемых социальных сетей.
На вопрос «Знаете ли Вы, что означает наличие синей галочки у ка-нала / аккаунта?» 94,5 % респондентов ответили положительно. Выборка незначительно варьируется в разрезе пола, материального положения, возраста или места проживания (сельское поселение или областной центр). Это означает, что почти все респонденты обращают внимание на то, что канал или аккаунт ведет заявленный автор, а не подставное лицо. Число респондентов, утвердительно ответивших на вопрос «Пользуетесь ли Вы VPN?», – 62,4 %. То есть две трети реципиентов используют механизмы для обхода блокировок, которые по решению Правительства РФ были введены для защиты отечественного информпространства от дезинформации и информации, порочащей страну, российскую армию, граждан, пропагандирующей терроризм и межнациональные конфликты. Распределение голосов незначительно колеблется в разрезе пола, возраста, материального положения и места проживания (сельская местность или областной центр). На вопрос «Когда Вы читаете / слушаете новости, задумываетесь ли Вы о достоверности источника информации?» 76,1 % респондентов ответили «Да, всегда» и «Да, часто». Тех же, кто почти никогда не задумывается над этим, лишь 2,9 %. Таким образом, для молодежи важно, чтобы информация была достоверной. Скорее всего, на значимость данного параметра информации в ответах молодежи повлияло большое количество фейков, появившихся с начала проведения специальной военной операции.
В 2012 г. в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» появилось новое понятие – «иностран-ный агент». В соответствии с законом, иноагент – это общественное объединение или физическое лицо, которое получает денежные средства и иные формы вознаграждения от иностранных источников и участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации [9]. В связи с активизацией деятельности иноагентов в России с началом кризиса на Украине было принято решение об изучении отноше-ния молодежи к данному феномену. Отвечая на вопрос «Знаете ли Вы, ка-кие каналы и аккаунты среди Ваших подписок ведутся иноагентами?», 50,4 % респондентов выбрали вариант «Нет», остальные 49,6 % – «Да». В соответствии с 7-ФЗ, иноагенты обязаны сопровождать публикуемые в СМИ материалы маркировкой, свидетельствующей об авторе-иноагенте. Таким образом, можно сделать вывод, что каждый второй молодой человек не знает, представлена ли информация, которую он получает, лицом политически заинтересованным и получающим финансирование на свою деятельность из-за рубежа. Выявленная информационная неразборчивость юношей и девушек может служить неприятным сигналом для государства, которое тратит значительные ресурсы на борьбу с вмешательством в свою внутреннюю и внешнюю политику, и стать дополнительной угрозой в период проведения против страны гибридной войны.
На вопрос «Станете ли Вы изучать информацию из источника, заведомо зная, что он иноагент?» 50,7 % ответили «Нет» и «Скорее нет», 49,3 % ответили «Да» и «Скорее да». Число тех, кто уверенно утверждает, что будет читать (25,6 %), преобладает над теми, кто точно не будет (20,0 %). Таким образом, можно сделать вывод, что информация от ино-агентов имеет своего постоянного читателя среди молодежи, что потенциально представляет угрозу информационной безопасности, формирования протестных настроений.
Согласно исследованиям, проведенным группой ученых НГЛУ им. Н. А. Добролюбова в 2006–2019 гг. [7], среди молодежи была выявлена группа «неопределившихся», «затруднившихся» с ответами на общественно-политические вопросы. Эта социальная группа стабильна по количественному составу – около 33 % от общего числа опрошенных. Это молодые люди, которые плохо справляются с вызовами нового времени, равнодушные к происходящим общественным событиям, у которых не сформировалось кон-кретного отношения к политическим партиям, государственным служащим, характеризующиеся нерешительностью и занимающие выжидательную позицию в выборе линии своего поведения. Массированная информационная атака или манипуляция общественным сознанием, скорее всего, приведет к тому, что эта категория молодежи перейдет из «слушателей» в «послушников».
Если одним важны достоверность и надежность получаемой информации, чтобы делать выводы и прогнозы, то другим необходимо знать информационную повестку потенциального противника, чтобы своевременно предпринимать контрмеры. Если мы рассматриваем молодежь как группу людей с неустоявшимися ценностными ориентациями, неуверенными знаниями о современном обществе, которая находится в стадии формирования своих мировоззренческих установок, то большой массив политически направленной информации может пагубно воздействовать на их сознание и привести к тому, что через 10–20 лет вырастет поколение, стремящееся к расколу общества, далекое от идей патриотизма, защиты Родины. С другой стороны, если рассматривать представителей молодежи как адептов активной жизненной позиции, от действий которых зависит наше общее «завтра», то изучение позиций иноагентов позволяет расширить способности анализа современной политической ситуации, смотреть под другим углом, предвидеть действия противника.
В условиях проведения СВО, когда медиапотребление кратно увеличилось, особое внимание необходимо уделять информационной безопасности среди такой группы населения, как молодежь.
Заключение
Таким образом, информационная безопасность как условие формирования институционального доверия молодого поколения является важнейшим аспектом стратегии национальной безопасности, что позволяет выявить зависимость ценностных установок молодежи, ее гражданской активности от уровня ее доверия к институтам власти. В условиях проведения специальной военной операции, в период глубокого политического кризиса на Украине проблема информационной безопасности приобретает особую актуальность. Политическая значимость этой проблемы усиливается в связи с активизацией деятельности иноагентов, участвующих в политической жизни на территории Российской Федерации. В связи с этим было принято решение об изучении отношения молодежи к данному феномену. В качестве источника информации нами были использованы результаты исследования, проводимого среди учащейся молодежи Нижегородской области в период с 2005 по 2019 г., а также проведенного нами в 2023 г. исследования, целью которого являлось изучение отношения молодого поколения к политическим институтам и средствам массовой коммуникации. Результаты исследования способствовали установлению иерархии источников информации и факторов влияния на формирование приоритетов молодежного ценностного сознания в условиях новой реальности.
Результаты исследований по изучению проблемы связи институционального доверия и уровня информационной безопасности свидетельствуют о том, что каждый второй молодой человек не знает, является ли источник информации иноагентом, т. е. лицом политически заинтересованным и получающим финансирование за свою деятельность из-за рубежа, а в случае уверенности в статусе иноагента каждый второй будет читать его публикации. Выявленная информационная неразборчивость юношей и девушек может служить неприятным сигналом для государства, которое тратит значительные ресурсы на борьбу с вмешательством в свою внутреннюю и внешнюю политику, и стать дополнительной угрозой в период проведения против страны гибридной войны. В условиях неустоявшихся, достаточно подвижных ценностных ориентаций, что характерно для молодежной возрастной группы, современному человеку крайне трудно адаптироваться к сложной ситуации формируемого мирового порядка, события которой требуют от молодежи не только не растеряться в большом массиве поступающей информации, но и проводить грамотную оценку происходящих политических событий.
В контексте особенностей современного этапа цивилизационного развития общества, проведения Россией специальной военной операции информационная безопасность является важнейшим условием формирования доверия молодежи к институтам власти, обеспечивая тем самым тесную взаимосвязь между информационной безопасностью и гражданской активностью различных социальных групп населения, в первую очередь молодежи.
Литература
1. Динамика ценностных ориентаций молодежи (2006–2014 гг.): Монография / Под общей ред. д-ра филос. наук, проф. Е. П. Савруцкой. Н. Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ»; СПБ.: Изд-во РХГА, 2014. 232 с.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ № 646 от 5 декабря 2016 г.). URL: http://www.scrf.gov.ru/security/information/document5/ (дата обращения: 23.10.2024).
3. Мареева С. В. Институциональное доверие и эффективность институтов в сложных жизненных ситуациях: мнение россиян // Terra Economicus. 2015. Т. 13. № 3. С. 124–135.
4. Медиаландшафт в 2023: аудитория, контент и генераторы повестки // Интерфакс. 10.04.2023. URL: https://scan-interfax.ru/blog/medialandshaft-v-2023-godu-auditoriya-kontent-i-generatory-povestki/ (дата обращения: 20.08.2024).
5. Муромцева А. В., Муромцев В. В. Проблемы информационной безпасности в социальных сообществах в сети Интернет // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. № 3 (5). С. 84–91.
6. Самсонова Т. Н. О гражданском воспитании в условиях институцио-нальных изменений в современной России // Вестник Московского университе-та. Сер. 18. Социология и политология. 2012. № 2. С. 37–51.
7. Современный мир и молодежь: ценности, риски, угрозы: Монография. Т. 1 / Под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. Е. П. Савруцкой. Н. Новгород: НГЛУ, 2019. 268 с.
8. Стратегия национальной безопасности РФ (утверждена Указом Преидента РФ № 400 от 2 июля 2021 г.). URL: http://www.scrf.gov.ru/security/ docs/document133/ (дата обращения: 23.10.2024).
9. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года) «О некоммерческих организациях». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/8742 (дата обращения: 26.10.2024).
10. Широкалова Г. С. Культурные коды студентов мегаполисов // Кульурные коды в процессе сохранения традиционных духовно-нравственных ценостей: Материалы научной конференции, посвященной памяти доктора фило-софских наук, заслуженного деятеля науки РФ Суханова Ивана Васильевича / Под ред. д.ф.н., проф. С. А. Ермакова. Нижний Новгород: Гладкова О. В., 2023. С. 37–46.
11. Шорина И. Н. Институциональное доверие как условие стабильности современного российского общества: региональный аспект: Автореф. дис. … канд. социолог. наук: 22.00.04. Пенза, 2013. 23 c.
12. Штоль В. В., Задохин А. Г. Информационно-коммуникационные технологии и информационная безопасность России // Обозреватель – Observer. 2022. № 5-6. С. 66–78.
13. Digital 2023: The Russian Federation. URL: https://datareportal. com/reports/digital-2023-russian-federation (date of application: 26.10.2024).