
ГЛАВА 12. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НИЖЕГОРОДСКИХ ВУЗОВ К ВЛАСТИ И ПОЛИТИКЕ
CHAPTER 12. THE ATTITUDE OF THE STUDENT YOUTH
OF NIZHNY NOVGOROD UNIVERSITIES TO POWER AND POLITICS
Аннотация. В главе представлены результаты социологического исследования студенческой молодежи, проведенного сотрудниками Приволжского филиала ФНИСЦ РАН 07–23 октября 2023 г. среди учащихся нижегородских вузов. Целью проекта являлось изучение отношения молодежи к политике, основных источников информации в данной сфере, а также идейно-политических предпочтений.
В работе рассматриваются вопросы доверия к общественным, государственным и политическим институтам, региональным и муниципальным органам власти и управления. Выборка – 987 респондентов, студенческая молодежь в возрасте от 14 до 23 лет. Метод сбора данных – опрос по месту учебы респондентов.
Abstract. The chapter presents the results of a sociological study of student youth? conducted by the staff of the Volga branch of the FNSC RAS on October 07-23, 2023 among students of Nizhny Novgorod universities. The aim of the project was to study the attitude of young people to politics, the main sources of information in this area, as well as ideological and political preferences.
The paper examines the issues of trust in public, state and political institutions, re-gional and municipal authorities and management. The sample consists of 987 respondents, students aged 14 to 23 years. The method of data collection is a survey of respondents at the place of study.
Ключевые слова: студенческая молодежь, политическая активность, источни-ки информации, достоверность информации, уровень материального потребления.
Keywords: student youth, political activity, sources of information, reliability of in-formation, level of material consumption.
Введение
Сегодня во взрослую жизнь вступает уже второе поколение россий-ской молодежи, родившееся в XXI в. Это поколение формировалось и продолжает формироваться в новой внутриполитической и геополитической реальности. Оно сталкивается с вызовами, кардинально отличающимися от проблем, которые стояли перед молодежью 90-х – начала 2000-х гг. Осо-бенностью поколения XXI в. можно считать и то, что их родители состоя-лись и сформировались после распада СССР, лишь опосредованно, через семью, унаследовав соответствующий культурный код и мировоззрение.
Определенный отпечаток на это поколение накладывает максимальная, с первых этапов социализации, включенность в глобальный информационный континуум. На последние 30 лет приходится два во многом разнонаправленных исторических процесса. С одной стороны, включенность России в глобальную систему отношений, формировавшуюся коллективным Западом. С другой стороны, по нарастающей развиваются тенденции обретения страной экономического и политического суверенитета во внут-ренней и внешней политике, начинается формирование оснований новой государственной идентичности. В условиях крайне открытого глобального информационного пространства и коммуникации, воспринимаемых описываемым поколением как данность, привычная с рождения, эти процессы обретают новое качество. Линии социально-политических и морально-этических разломов выходят за рамки традиционного общественно-политического дискурса и государственные границы, нивелируя воздей-ствие официальной пропаганды и одновременно усиливая влияние на об-щественно-политические взгляды молодежи неформальной коммуникации и глубинных ценностных установок и принципов.
Цепочка событий, начатая пандемией коронавируса, а затем продол-женная специальной военной операцией Российской Федерации на Украине, объективно вызвала у молодежи потребность в самоопределении на личностном уровне, которое продолжается до сих пор. Этот процесс пре-вращает политические взгляды из идеологической абстракции, которой они могли оставаться до февраля 2022 г., в мировоззрение, непосредствено влияющее на индивидуальные действия и повседневные жизненные реалии и планы.
В условиях продолжающейся трансформации российского общества анализ каналов и формата получения политической информации, а также отношения молодежи к политике в целом становится главным фактором организации эффективного процесса политической коммуникации. Пусть и в сравнительно отдаленной перспективе, но именно от позиции студен-ческой молодежи в конечном итоге зависит будущее социально-политической системы российского общества.
До последнего времени представления об отношении российской молодежи к политике и доминирующих в студенческой среде политиче-ских взглядах строились в основном на анализе позиций поколения молодых людей, формировавшегося во второй половине 90-х – начале 2000-х. В качестве основного тренда фиксировалась деидеологизация и деполитизация молодежи, а среди преобладающих идейно-политических характери-стик этого поколения особо отмечалось стремление к автономии, дистанцирование от действующей власти, высокий уровень индивидуализма и меркантилизма [3].
В отдельную группу можно выделить научные публикации, непосредственно посвященные политическим и электоральным предпочтениям, основанные на результатах предвыборных исследований [1; 5; 6]. Акцент в работах закономерно сделан на прямых проявлениях политической актив-ности, т. е. электоральном поведении и его мотивах. В результате авторы приходят к выводу о значительном политическом абсентеизме российской молодежи.
Социологические исследования и опирающиеся на их результаты ра-боты в полной мере отразили противоречивый характер происходящих в молодежной среде процессов. Так, например, отмечалась низкая политиче-ская активность при одновременном росте интереса к политической повестке [1]. При этом все большее значение приобретает изучение основных каналов получения информации и особенностей осуществления политической коммуникации [2].
Интересно отметить, что тенденция к положительному изменению отношения значительной части молодежи к политическим процессам в стране отмечалась еще до фактического начала пандемии коронавируса и тем более специальной военной операции. В частности, проведенное в начале 2020 г. совместное исследование сотрудников «Левада-Центра» и немецкого Фонда им. Фридриха Эберта зафиксировало среди российской молодежи высокий уровень доверия к армии. В том же исследовании отмечено, что молодые люди в России в большинстве своем не ассоциируют себя с Европой [4].
Исследование студенческой молодежи проводилось сотрудниками Приволжского филиала ФНИСЦ РАН 07–23 октября 2023 г. на территории Нижегородской области, включая Нижний Новгород. Выборка – серийная стратифицированная, 987 респондентов, молодежь в возрасте от 14 до 23 лет. Метод сбора данных – опрос по месту учебы респондентов. Дове-рительная вероятность – 95 %, доверительный интервал – ±3,5 %. Доля немотивированных отказов отвечать на вопросы – 20 %.
В исследовании приняли участие студенты нижегородских вузов: Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова (55,7 %), Нижегородского государственного педа-гогического университета им. К. Минина (13,0 %), Приволжского филиала Российского государственного университета правосудия (11,4 %), Нижего-родского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы (9,7 %), Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева (7,8 %), Волжского госу-дарственного университета водного транспорта (2,4 %). Следует отметить, что в выборке преобладали студенты, обучающиеся по гуманитарным направлениям.
Опросная форма данного исследования включала закрытые вопросы: 49 основных и 7 дополнительных (пол, возраст, образование, место жи-тельства, семейное положение, наличие детей, социальный статус респон-дентов). Ответы респондентов на вопросы обрабатывались с учетом рас-пределения по полу, возрасту, семейному положению, уровню доходов семьи, месту жительства (по регистрации), отношению к религии и граж-данско-политической активности. Обработка данных осуществлялась по-средством программных пакетов SPSS и Excel.
Коротко о выборке. В исследовании приняло участие 35,6 % юношей и 64,4 % девушек в возрасте от 14 до 23 лет. Из них 99,2 % обозначили се-бя как студентов высших учебных заведений, а 0,8 % – как молодых спе-циалистов. Места проживания респондентов согласно прописке распреде-лились следующим образом: областной центр – 52,8 %, крупный районный центр (население более 50 000 человек) – 20,1 %, средние и малые район-ные центры – 10,4 %, поселки городского типа – 12,3 % и сельские насе-ленные пункты – 4,4 %. Не состоят в браке или постоянных отношениях 92,9 % от общего числа опрошенных молодых людей. Доля респондентов, имеющих детей, – 1,6 %.
(Настоящий материал (информация) произведен и распространен иностранным аген-том АНО «Левада-Центр» либо касается деятельности иностранного агента АНО «Ле-вада-Центр»).
Результаты исследования
Значительная часть студенческой молодежи (64,7 %) проявляет ту или иную степень интереса к информации общественно-политического ха-рактера. При этом политизированная группа, уверенно декларировавшая свой интерес к важным общественным вопросам, составляет 29,7 %, а аб-солютно аполитичная группа, однозначно отрицательно ответившая на во-прос, только 10,9 % респондентов. Следует отметить, что если совокупная доля респондентов, интересующихся политической информацией, среди юношей составляет 70,7 %, то среди девушек только 61,5 % группы. Кроме того, несколько чаще других интересуются актуальной новостной повест-кой жители областного центра – 67,9 %.
Потребление информации студенческой молодежью можно считать достаточно избирательным и включающим элементы фактчекинга. На во-прос о том, задумываются ли респонденты о достоверности источника ин-формации при ее получении, варианты ответа «Да, всегда» или «Да, часто» в сумме выбрали 76,1 %, при этом первый вариант выбрала треть интер-вьюируемых (33,5 %). Еще 18,2 % респондентов указали, что делают это редко. Никогда или «очень редко» задумываются о достоверности инфор-мации лишь 5,6 % от общего числа опрошенных студентов. Внимательное отношение молодежи к подлинности источника информации подтверждают ответы на вопрос «Знаете ли вы, что означает наличие синей галочки у ка-нала / аккаунта?», на который положительно ответило 94,5 % респондентов.
В отличие от ответов на предыдущие вопросы, которые продемон-стрировали значительно больший интерес к общественно-политической информации и стремление убедиться в ее достоверности, чем можно было предполагать, исходя из распространенного тезиса об аполитичности мо-лодежи, ответы на вопрос об основных источниках информации не стали «революционными». Для подавляющего большинства студенческой моло-дежи основными источниками информации о ситуации в стране и в мире являются социальные сети, включая телеграм-каналы, личное общение с друзьями и родными (семьей), а также новостные выпуски телевидения (см. рис. 1).
Следует отметить, что большинство участников опроса отметило «социальные сети» как таковые, не рассматривая пункт «официальных лиц» в качестве обязательной составной части ответа.

Рис. 1. Какой источник информации Вы используете, чтобы узнать обстановку в стране, регионе? (отметьте все используемые каналы коммуникации), в %
Также не все просто оказалось и с высокими значениями общения с друзьями / коллегами и внутрисемейной коммуникацией на общественно-политические и другие актуальные темы. Отвечая на прямой вопрос о том, как часто происходят эти обсуждения внутри семьи, только 27,3 % опро-шенных студентов указали на их регулярный или частый характер. Относительное большинство, 38,9 %, выбрали вариант ответа «Да, но редко». Треть студенческой молодежи (в сумме 33,9 %) отметила либо чрезвычай-но редкое обращение к таким темам во внутрисемейной коммуникации, либо полное отсутствие подобных разговоров. Интересно, что, как показа-ли результаты исследования, частота домашних разговоров о политике не зависит от пола респондентов и практически не зависит от возраста.
Данные опроса свидетельствуют о том, что основным критерием для признания самого себя «политически информированным» у респондентов является интерес к деятельности президента РФ и главы региона. Свой ин-терес к информации вокруг деятельности президента РФ отметили 63,3 % участников опроса, а вокруг губернатора своего региона – 37,2 %. Это го-ворит о том, что федеральная и международная информационная повестка привлекает студенческую молодежь значительно больше, чем региональ-ные процессы и события.
В группе респондентов, чей интерес к политике относительно сла-бый или отсутствует, в лидерах внимания оказались популярные блогеры (33,1 %), актеры и музыканты (31,0 %) и известные писатели / журналисты (27,7 %). Важно отметить, что структура ответов на данный вопрос оказа-лась практически не зависящей от пола, возраста и места жительства участников опроса, а основная часть различий и отклонений оказалась в пределах допустимой погрешности измерения исследования.
Отдельный блок вопросов касался информированности студенческой молодежи о правовых изменениях в информационной сфере и отношении к ним. Более половины респондентов (54,3 %) «скорее отрицательно» относят-ся к прямым запретам, таким как блокировка в России отдельных социаль-ных сетей. «Скорее положительно» отнеслись к данному решению только 4,3 %, однако 41,4 % респондентов выбрали вариант ответа «безразлично».
Доля респондентов, пользующихся VPN (62,4 %), оказалась даже выше числа недовольных запретом на отдельные социальные сети. Чуть лучше вы-глядит ситуация в отношении иностранных агентов в подписках респонден-тов. Менее половины, 49,6 % от общего числа опрошенных, положительно ответили на вопрос, знают ли они о том, какие из каналов ведутся иноагента-ми. При этом в сумме только 50,7 % не будут или скорее не будут смотреть информацию из источника, зная о его статусе иностранного агента.
Распределение ответов на эти вопросы показало парадоксальную картину. Девушки значительно реже знают о том, какой из каналов в их подписке является иноагентом: 46,2 % против 55,8 % среди юношей. В то же время именно девушки чаще утверждали, что не будут пользоваться информацией от иностранных агентов: в сумме 54,7 % против 43,3 %.
Исследование отразило высокий уровень одобрения студенческой молодежью деятельности государственных и общественных институтов. При этом были выявлены существенные различия между прямыми и кос-венными оценками, общими контекстуальными суждениями и конкретными фактическими оценками деятельности. Наибольшего одобрения, по мне-нию опрошенных, заслуживают: благотворительные организации, малый и средний бизнес, а из государственных институтов – прокуратура и прези-дент РФ. Минимальный уровень одобрения у церкви, СМИ и Государ-ственной Думы (составляющий, однако, более 60 %).
Важнейшим фактором, прямо сказывающимся на доверии к лидеру государства, выступает материальное благополучие. В группе участников опроса с высокими и средними доходами и возможностями потребления доля доверяющих деятельности президента составляет 88,9 % от числа группы. Среди респондентов, чьи возможности потребления ниже средних, – 66,3 %, а в группе наименее обеспеченных – только 48,4 % от числа группы. Следует отметить, что группа хорошо и средне обеспеченных составляет 72,9 % от общего числа респондентов. А совокупное количество участников опроса, чей доход ниже среднего или низкий, – 27,1 %, где до-ля самых бедных – 6,3 %.
Молодежь в целом демонстрирует достаточно высокий уровень гражданской активности. Положительно ответили на вопрос о личном участии в волонтерских программах 37,6 % респондентов. Готовность участвовать в волонтерском движении декларировали 69,5 % участников опроса, при этом твердое намерение есть у 32,8 % от общего числа опрошенных представителей студенческой молодежи. И в целом волонтерская деятельность пользуется авторитетом. Так, с тезисом «Волонтерское движение – это сила, способная сильно изменить мир» согласились 82,7 %.
Немногим хуже выглядит ситуация с политическим участием студенческой молодежи (см. рис. 2).

Рис. 2. Ходите ли Вы на выборы?, в %
Совокупная доля политически активной молодежи – 50,9 %, т. е. чуть более половины. Интересно отметить, что число юношей и девушек среди тех, кто не участвует в голосовании, практически идентично (49,6 % и 48,9 % соответственно). Наибольшие различия в активности между хо-рошо обеспеченными и среднеобеспеченными респондентами (доля актив-ной группы 53,5 %) и малообеспеченными (активно 42 %), а также верующими (55,2 %) и атеистами (47,1 %).
В определенной мере отношение к участию в голосовании объясня-ется достаточно высоким уровнем поддержки молодежью тезисов: «Пар-тиям нужны лишь голоса на выборах, мнение избирателей их не интересу-ет» – 45,9 % согласно, и «Выборы не нужны, все равно большинство людей не знают, что они выбирают», с которым согласно более четверти (28 %) от общего числа опрошенных.
Политические симпатии молодежи незначительно отличаются от симпатий других групп населения (см. рис. 3). Необходимо учитывать, что ре-зультаты показаны от выборки в целом, в то время как 49,1 % респондентов до настоящего времени ни разу не принимали участия в голосовании.

Высокая доля неопределившихся в своем политическом выборе (39 %), а также респондентов, отрицательно ответивших на вопрос о голосовании за партии (30,6 %), в значительной степени объясняется и сложно-стью современного информационного пространства. В частности, большин-ство участников опроса согласились с тезисами «Мне часто бывает сложно оценить современную политическую обстановку» (69,5 %) и «Мне часто бывает сложно оценить современную экономическую обстановку» (69,1 %).
Заключение
Резкое размежевание России с коллективным Западом, публично окончательно оформившееся после начала специальной военной операции, стимулировало процесс политического самоопределения среди студенческой молодежи. Данный процесс еще не завершен, однако его основной вектор уже отчетливо проявляется в общественном мнении по ключевым вопросам и оценках. Уровень поддержки и доверия действующей власти, а также выбранному политическому курсу в среде студенческой молодежи выше 75 %, что в целом практически не отличается от уровня поддержки среди представителей других возрастных групп.
Политический абсентеизм российской молодежи, массово отмечав-шийся исследователями в 10-е гг. XXI в., во многом являлся следствием общей стабильности политической ситуации в стране и отсутствия необ-ходимости делать значимый жизненный выбор на идейно-политической основе. События начала 20-х гг., обозначившие влияние именно политиче-ских факторов на дальнейшие жизненные перспективы, достаточно быстро изменили ситуацию. При этом вектор и характер изменений показывают, что предшествующий этап деидеологизации и деполитизации имел ла-тентное внутреннее содержание, предопределившее последовавший выбор.
На примере студенческой молодежи отчетливо проявляются полити-ческая база современной российской государственности и ее особенности. Основу поддержки сложившейся системы и оформившегося вектора раз-вития составляют молодежь с высоким или средним уровнем доходов и отчасти немногим более половины тех, чьи материальные возможности несколько ниже среднего уровня. Уровень материального благополучия в современном российском обществе окончательно превратился в политиче-ский фактор, влияние которого оказывается значительно выше отдельных идеологических установок или поколенческих особенностей. При этом следует учитывать, что определение уровня потребительских возможно-стей, легшее в основу стратификации в данном исследовании, основывает-ся на саморепрезентации положения участниками опроса. И, следователь-но, в большой мере зависит от индивидуальной сравнительной шкалы оценок каждого респондента и его ценностной базы.
Литература
- Вакуленко А. С. Общественное мнение и выборы: региональная спе-цифика электорального поведения молодежи // Социально-гуманитарный вест-ник: Сборник научных трудов. Краснодар: Краснодарский центр научно-технической информации (ЦНТИ), 2011. С. 14–16.
- Лаптев В. В., Морозова Г. В., Мюллер Д. Г. Отношение молодежи к политике, выборам и источникам политической информации (по итогам социо-логического исследования) // ВЭПС. 2018. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/otnoshenie-molodezhi-k-politike-vyboram-i-istochnikam-politicheskoy-infor matsii-po-itogam-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 18.10.2024).
- Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты. Аналитический доклад. М., 2007 г. (Подготовлен в сотрудничестве с Представи-тельством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации) // Офици-альный сайт Института социологии ФНИСЦ РАН. URL: https://www.isras.ru/analytical_report_Youth.html (дата обращения: 18.10.2024).
- Мухаметшина Е. Более 80 % российской молодежи равнодушны к по-литике // Ведомости, 30.04.2020. URL: https://www.vedomosti.ru/society/ articles/2020/04/29/829352-molodezhi-ravnodushni?ysclid=lp11yzy9qr440630987 (дата обращения: 18.10.2024).
- Ногаева А. О. Мотивация электорального поведения молодежи // Гос-ударственное и муниципальное право: теория и практика: Сборник статей Меж-дународной научно-практической конференции / Отв. ред. А. А. Сукиасян. Уфа: ООО «Аэтерна», 2015. С. 71–75.
- Сафонова С. Г., Покутняя И. А. Электоральное поведение российской молодежи в современных условиях // Проблемы модернизации современного образования. Материалы международной научно-практической конференции. Донской государственный аграрный университет. Пос. Персианский: Издатель-ство ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет», 2014. С. 126–128.