
ГЛАВА 11. ПОКОЛЕНИЕ 5G И ДОВЕРИЕ МОЛОДЕЖИ К ТРАДИЦИОННЫМ ПОЛИТИЧЕСКИМ И ОБЩЕСТВЕННЫМ ИНСТИТУТАМ
CHAPTER 11. THE 5G GENERATION AND YOUTH’S TRUST IN TRADITIONAL POLITICAL AND PUBLIC INSTITUTIONS
Аннотация. Глава посвящена исследованию причин изменения доверия молодежи к власти и социальным институтам. Среди объективных причин, связанных с разочарованием молодежи несовершенством и инертностью системы государственного управления, внешним давлением со стороны иностранных агентов, исследуется проблема формирования через мировые медиаресурсы нового трансгуманистического мировоззрения, не привязанного к национальным границам, роду, этносу, религии, под лозунгами спасения мира от нищеты, бедности, войн, экологической деградации, достижения свободы и самореализации. От того, какую модель будущего мироустройства сможет предложить Россия, какой даст ответ на вызовы в отношении новых ценностей, будет зависеть вектор, куда будет направлен молодежный ресурс поколения 5G.
Abstract. The chapter is devoted to the study of the reasons for the change in youthʼs trust in government and social institutions. Among the objective reasons associated with the disappointment of young people with the imperfection and inertia of the public administration system, external pressure from foreign agents, the problem of forming a new transhumanistic worldview through world media resources, not tied to national borders, race, ethnos, religion, under the slogans of saving the world from poverty, poverty, wars, environmental degradation, achieving freedom is investigated and self-realization. The vector where the youth resource of the 5G generation will be directed will depend on what model of the future world order Russia will be able to offer, what kind of response it will give to the challenges of new values.
Ключевые слова: поколение 5G, молодежь, глобализация, универсализация, традиция, ценности, трансгуманизм, доверие, власть.
Keywords: 5G generation, youth, globalization, universalization, tradition, values, transhumanism, trust, power.
Введение
Кризис молодежного доверия к политическим и социальным институтам обусловлен рядом факторов. Не в последнюю очередь он связан с инертностью государства перед вызовами глобализации, несовершенством политической системы государства: «непоследовательность, разрозненность действий властей в экономике и социальных преобразованиях надломили систему доверия, создав вакуум общественного понимания политики власти» [8]. Существенную роль в дискредитации государства в глазах молодежи сыграли несистемная оппозиция и иностранные агенты, на протяжении долгого времени паразитировавшие на недостатках политического управления, формировавшие в глазах молодежи нелицеприятный имидж российского государства как архаичной и противоправной страны. Однако решающую роль в отторжении молодежи, не только российской, от всего традиционного играет насаждаемая «культура отмены», новая глобальная идеология трансгуманизма, которая обесценивает и разрушает устоявшиеся традиции и нормы.
Современные подходы, связанные с попытками отмены нормативности и пересмотра системообразующих для социального развития понятий и категорий в науке и международном праве, были рассмотрены нами в предыдущих публикациях и основаны на работах О. А. Власовой, М. Х. Дрёшина, А. В. Фроловой и др. [6]. В данном исследовании мы опирались на источники права, позволяющие определить роль и место молодежи в достижении целей устойчивого развития, в частности, были рассмотрены такие документы ООН, как Повестка-2030, Международный отчет о молодежи за 2020 г. [12]. Важным источником стали авторитетные для молодежи медиаресурсы, позволяющие выявить нарративы и установки мировоззрения поколения 5G.
В ходе анализа мы опирались на общенаучные методы. Основными стали нормативный и аксиологический, позволившие выявить трансфор-мацию смыслов и приоритетов развития в нормах права и стратегиях. Также использовался метод контент-анализа молодежных медиаресурсов, позволивший охарактеризовать нарративы и установки, доминирующие в молодежном сознании поколения 5G.
Результаты исследования
Причины современных трансформаций ценностных установок молодежи сегодня носят трансцендентный и транснациональный характер. Исследование показывает, что данный процесс режиссируется и направляется с использованием когнитивных технологий управления массовым сознанием и медиаресурсов. Целью является формирование поколений, которые не будут привязаны к национальному государству, этносу, территории, роду, семье, истории, языку, а будут «исповедовать» установки и ценности нового глобального мира.
На протяжении длительного времени осуществлялась ювелирная работа с традиционными представлениями, очернялись образы героев, разрушалась иерархия в системе воспитания и образования, десакрализировались семейные и национальные традиции, подрывалось доверие к истории, корневой культуре и родовой памяти. Вместе с тем в молодежной среде культивировались установки, которые стали основой нового мировоззрения поколения 5G. Например, приметой современной эпохи являются так называемые новые IT-профессии будущего, которые не требуют многолетнего базового образования, обеспечивают гибкий график, возможность работать из любой точки планеты: менеджер в киберспорте, фронтенд-разработчик, тестировщик, видеомонтажер, веб-дизайнер, таргетолог, аналитик данных [1]. Представители данных профессий не только не заботятся, но зачастую не обладают информацией, в чьих национальных интересах и «под каким флагом» они работают, тестируют сайты, пишут публикации по заданной тематике, создают аудио- и видеоконтент, придумывают дизайн, продвигают товары и услуги.
Несмотря на то, что большинство молодых людей выступает против культуры потребления и в поддержку идей защиты окружающей среды, именно они используются как дешевый ресурс глобализации, становясь винтиками в системе глобального рынка продвижения товаров и услуг, способствуя усугублению гиперпотребления, сверхэксплуатации ресурсов и урбанизации.
Миграция и урбанизация тоже не случайные процессы, они поощряются и стимулируются на уровне Всемирного банка и ООН: «Всё больше и больше молодых людей переезжает в города или страны с большими возможностями нахождения работы, расставаясь со своими семьями и сетями социальной поддержки» [12]. Неслучайно в течение длительного времени популярные молодежные блогеры, сегодня иноагенты, Юрий Дудь, Наргиз Закирова, Макс Покровский [2] вещали, «что мир без границ, что место рождения ничего не значит, воспитанные на трэвел-блогах, они жили в своей реальности» [3].
Создаются финансовые продукты, которые прививают детям и молодежи «культуру» потребления, так, недавно Сбербанк запустил программу «СберКот», в которой 3D-персонаж учит 14 млн своих молодых подписчиков, как «копить, тратить и пользоваться финансовыми продуктами» [9]. Неслучайно многие молодые люди, ведомые интернет-авторитетами, предпочли покинуть страну после начала СВО (15 % уже вернулись обратно [4]), другие до сих пор находятся во фрустрированном состоянии из-за изменения государственной риторики в вопросах ценностей и приоритетов. Очень многие молодые люди испытывают шоковое состояние, не способны понять и принять реальность, отделить правду от лжи в потоке ин-формации.
Стремление к свободе и независимости, понимаемым без привязки к обязанностям и ответственности, свойственное молодому возрасту, является самым эффективным инструментом воздействия на молодежь. На самом деле, увлекая молодых людей лозунгами о безграничной свободе, мировое финансовое ядро решает за их счет свои экономические задачи, главной из которых является проблема удешевления и перераспределения рынка рабочей силы в соответствии с запросами ведущих транснациональных компаний. Для этого формируется когорта мобильных молодых людей, способных к постоянному перемещению и переобучению, несемейных и бездетных, без привязки к стране и культуре, исполнительных и управляемых, для которых первостепенное значение имеет заработок и принадлежность к «культуре» потребления.
Молодежь используется глобалистами не только как дешевые рабочие руки, но и как политический ресурс в борьбе с неугодными политическими режимами. Как показывает история, ловушка свободы безотказно работала во все времена революций и радикальных перемен (французские лозунги – «свобода, равенство и братство», советские – «мы свой, мы но-вый мир построим», марксистские японские – «будь прогрессивным, а не консервативным; будь интернационалистом, а не изоляционистом» и т. д.).
Анализ «легенды» протестного движения почти везде одинаковый: кровавые тираны управляют режимом, погрязшим в коррупции и правовом беспределе, а молодежь вынуждена покидать страну ради лучших условий жизни, свободы и прав человека. Приведем несколько примеров с сайтов западных каналов, которые сегодня освещают политику за рубежом:
(1) Выдержки из статьи «Нет Родины, нет будущего», опубликованной в издании Arab reform iniative, относительно режима Башара Асада: «Все большее число алавитской молодежи разочаровывается, а некоторые доходят до того, что выражают недовольство в частных беседах, поскольку считают, что режим не смог обеспечить им элементарные условия жизни… Многие молодые алавиты ставят во главу угла условия жизни и думают, что режим коррумпирован, несет ответственность за кризис и не способен найти решения… Молодому поколению наплевать на режим, на Башара Асада или на будущее страны, они равнодушны и к следующему президенту» [10] (перевод автора. – Е. Р.).
(2) Выдержки из статьи «Все белорусы – заложники режима Лукашенко», опубликованной в CNN: «Мы отрезаны от остального мира. Президент Лукашенко делает все возможное, чтобы изолировать страну и вернуть железный занавес… Я не чувствую себя в ловушке, но и свободы тоже нет. Все мои друзья обеспокоены будущим страны… мы очень рады международной солидарности и помощи… Большинство людей в моем окружении постоянно говорят о необходимости покинуть страну» [11] (перевод автора. – Е. Р.).
(3) Выдержки из статьи «Исайяс Афеворки возглавил борьбу за свободу Эритреи, но превратил свою страну в тюремный лагерь», опубликованной в Jacobin: «Президент Эритреи Исайяс Афеворки установил крайне репрессивную политическую систему, из-за которой многие молодые люди бежали из страны» [13] (перевод автора. – Е. Р.).
Формирование молодежных установок происходит через медиаконтент. Проведенный анализ показал, что его создатели ставят цели трансформации традиционных ценностей. Основной когнитивной технологией является «принцип добровольности», который, по сути, приравнивает любой нравственный выбор, если он сделан на добровольной основе, к допустимому и нормативному. Звучит призыв к отказу от общепринятой нормативности, «снятию стигм», запретов. Отменяются понятия вреда и опасности, допустимым считается причинение вреда на добровольной основе, например добровольные аборты, стерилизация, смена пола и т. д. Авторы медиаконтента выбирают наиболее чувствительные для человеческой психики и сознания ценности и сознательно переходят границы принятой нормативности (депривация приватности, отмена табу).
Почти весь западный медиаконтент затрагивает тему формирования новых репродуктивных установок – однополых отношений, однополых союзов, усыновления детей однополыми парами, суррогатного материнства, стерилизации, абортов, бездетности, эвтаназии, смены пола. Особое звучание получают темы, связанные со снятием запретов на обсуждение инцеста, педофилии, гомосексуализма, снижения возраста сексуального согласия. Данный шокирующий, деструктивный, провоцирующий общественную мораль и нравственность контент сегодня не подпадает под классический перечень ограничений российского законодательства с запретами на сцены насилия или порнографии [5], отсутствует ответственность за демонстрацию неприемлемого и табуированного для культуры России контента, который формирует нежизнеспособные установки и модели поведения у молодежи.
Заключение
Подводя итог, важно отметить, что от того, насколько обоснована и верифицирована будет позиция России в противостоянии с западной моделью развития, будет зависеть вектор поддержки власти со стороны молодежи. Очевидно, что неолиберальная модель общества потребления более не способна отвечать на вызовы развития, ведет к разрушению традиционного и сакрального, уничтожению подлинных прав и свобод, природных экосистем и представлений о нормативности. Так, демографическое развитие и воспроизводство возможно при условии доминирования в обществе витальных ценностей: жизни, семьи, деторождения, многодетности, любви к детям, роду, истории, поколенческой преемственности опыта и традиций, уважения к старшим, творчества и созидания. Сегодня необходимо наращивать эмпирический материал для верификации ложных когнитивных смыслов в молодежной среде, разрушающих витальные ценности и структуры общества, формировать образ будущего и устойчивого развития на основе созидания, бережного отношения к природе и правам человека на жизнь и развитие [7].
Литература
1. Акулова А. Семь профессий, которые можно освоить за полгода // ТАСС, 6.07.2021. URL: https://tass.ru/ekonomika/11832745 (дата обращения: 12.10.2023).
2. Беседин П. Карго-ненависть к Родине: как Дудь воспитывает презрение к предкам // Регнум, 31.10.2023. URL: https://regnum.ru/article/2816666 (дата обращения: 05.10.2023).
3. Беседин П. От себя не убежишь. Кто они, где они, Родину предавшие? // Регнум, 20.10.2022. URL: https://regnum.ru/article/3730085 (дата обращения: 14.10.2023).
4. Множество россиян, уехавших после начала СВО, возвращаются на родину. Что разочаровало их в жизни за границей // Миртесен, 28.10.2023. URL: https://mt-smi.mirtesen.ru/blog/43813570390/Mnozhestvo-rossiyan-Uyehavshih-posle-nachala-SVO-vozvraschayutsy (дата обращения: 10.10.2023).
5. Правовое регулирование аудиовизуальной информации, предназначенной для детской аудитории // Киберпедия. URL: https://cyberpedia.su/ 27×18089.html (дата обращения: 20.10.2023).
6. Рудакова Е. К. Дискуссия по вопросу отмены категории нормативности в науке и праве // Технологии социально-гуманитарных исследований. 2023. № 2 (2). С. 22–27. 174
7. Рудакова Е. К. Обеспечение демографической безопасности России в условиях когнитивных угроз: Дис. … д-ра полит. наук по специальности 5.5.4. Нижний Новгород, 2023. URL: https://diss.unn.ru/1315 (дата обращения: 17.10.2023).
8. Слонский Е. С. Формирование доверия молодежи к государству. Хабаровск, 2011. URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-doveriya-molodezhi-k-gosudarstvu (дата обращения: 12.10.2023).
9. Чернов А. Сбер запустил первого в мире цифрового инфлюенсера банка // Газета.ру, 29.06.2023. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/ 2023/06/29/20771228.shtml (дата обращения: 23.10.2023).
10. Lazkani A. No Homeland, No Future: Alawite Youth As the Backbone of the Assad Regime // Arab Reform Initiative, 4.08.2020. URL: https://www.arab-reform.net/publication/no-homeland-no-future-alawite-youth-as-the-backbone-of-the-assad-regime/ (date of application: 05.10.2023).
11. McKenzie S., Yahorava H. All Belarusians are hostages to Lukashenko’s regime,’ say citizens now cut off from Europe // CNN, 26.05.2021. URL: https://edition.cnn.com/2021/05/26/europe/citizens-inside-belarus-roman-protasev ichcmd-intl/index.html (date of application: 21.10.2023).
12. World Youth Report 2020 // United Nations. URL: https://social.desa. un.org/publications/world-youth-report-2020 (date of application: 17.10.2023).
13. Wrong M. Isaias Afwerki Led Eritrea’s Freedom Struggle, But Turned His Country Into a Prison Camp // Jacobin, 6.03.2023. URL: https://jacobin.com/2023/06/eritrea-isaias-afwerki-elf-ethiopian-conflict (date of application: 16.10.2023).