Современное общество, под влиянием изменений в экономической, культурной, информационно-коммуникационной и политической сферах динамично изменяется. В нем трансформируются основы идентичностей, появляются новые социальные группы. Сетевое коммуникационное пространство существенно меняет роль прежних моделей воспитания и социализации, в нем активно генерируются новые смыслы, людям навязываются нестандартные социальные роли, идет бурный обмен идеями и появляется большое число внешних субъектов, навязывающих свою картину мира остальным участникам сетевого взаимодействия. Все это формирует новые угрозы безопасности и стабильности в этнополитической сфере. Понимание сущности, факторов, механизмов запуска этих угроз является актуальными задачами гуманитарного научного познания.

В свою очередь, появление технологий искусственного интеллекта, все возрастающие возможности анализа больших массивов данных, накопление изученных практик создания конфликтных ситуаций и преодоления их, позволяют развивать более совершенные технологии аналитической деятельности и методологию анализа современных социальных процессов в России. Но такие возможности ограничены недостатком образовательных и научных центров способных на современном методическом и методологическом уровне разрабатывать новые технологии анализа и прогнозирования, готовить кадры, в совершенстве владеющие всем доступным инструментарием аналитической деятельности и вооруженные методологией исследования процессов, проистекающих в постиндустриальном и информационном обществе. В ВУЗах, за редким исключением (Санкт-Петербургский институт культуры, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана), отсутствуют кафедры по профилю информационной аналитики. Сама специальность находится в стадии формирования.

Активное вовлечение в научный анализ и практику материалов исследований больших массивов данных, все более широкое использование технологий OSINT, внедрение алгоритмов «искусственного интеллекта», расширение практики и инструментария мониторинговых исследований – все это повышает спрос на качественно подготовленных информационных аналитиков. Формируется необходимость усиливать базовую образовательную подготовку таких специалистов не только по техническим направлениям анализа, но и фундаментальным гуманитарным основаниям, включающим в себя понимание смыслов информационных процессов и информационного общества, философии коммуникационного пространства и структуры социума, психологических основ понимания сознания, личности, массовой психологии социальных групп, истории социально-политического процесса и их реальных механизмов.

Участники конференции в ходе дискуссий пришли к выводу о том, что существующие на сегодня системы раннего распознавания скрытых угроз безопасности в этнополитической сфере не в полной мере соответствуют своему предназначению, в связи с чем констатируют необходимость:

1. Углубления научных исследований современных проблем конфликтности социальных систем и выработки новых подходов к формированию систем раннего распознавания скрытых угроз безопасности.

2. Научного осмысления существующих и возникающих угроз в условиях формирования информационного общества и изменений коммуникационно-психологической среды в результате трансформации модели социальных коммуникаций; сосредоточения усилий экспертного сообщества на обсуждении и выработке подходов к анализу ситуации, социально-политических инициатив, направленных на недопущении политизации социальных конфликтов, локализации их последствий.

3. Выделения в качестве главного компонента системы распознавания угроз в этнополитической сфере мониторинговых исследований региональных этнополитических процессов России, в частности, компаративных исследований и мониторинга социальных сетей в сочетании с другими, уже устоявшимися методами, включая социологические измерения, включенное наблюдение и др.

4. Анализа профилей пользователей в социальных сетях – информационных слепков личности, возможно, созданных ботов, а также неравномерности представленности в социальных сетях различных социальных групп, без чего полученные результаты не позволят выявить детализированную структуру сообщества.

5. Учета сложности социально-политических процессов, нарастания угроз безопасности в сфере социальных отношений, увеличения информационных потоков, которые требуют философского осмысления и приращения научных знаний с акцентом на методологический аспект. При этом важно понимать, что природа информационного общества качественно отличается от предшествующих моделей организации социума, поэтому актуальным становится выработка методологии, которая учитывает все эти кардинальные отличия и не пытается экстраполировать специфику аграрного, индустриального и постиндустриального общества на факторы развития информационного общества.

6. Упора не на инструментарии (формах, методах, технологиях) распознавания скрытых угроз, а на сущностные процессы, ведущие к их порождению.

7. Выбора правильной методологии при изучении социальных явлений и социальной системы с учетом ее смыслов, мотивов и степени объектности/субъектности, соотношения различных моделей социальной коммуникации, что позволит прогнозировать дальнейшее развитие системы.

8. Создания федеральной межведомственной информационной базы, основанной на распределенных базах данных ведомств и министерств, в которой аккумулируется информация о социальных конфликтах и принимаемых мерах по их локализации с ранжированием их эффективности. На начальном этапе предлагается разработать модель такой базы, включающую конфликтогенные факторы среды (внешние и внутренние), структурированную информацию об уже имевших место социальных конфликтах, принятых мерах, результатах и т.д.

9. Разработки программ подготовки специалистов-конфликтологов, способных эффективно работать в современной информационной среде (выделение т.н. «языков ненависти» и т.д.). Частью обучения может стать формирование новой специальности – «аналитик социальных медиа», которые должны будут владеть как фундаментальной теоретической базой, так и практическими навыками работы с системой аналитики, разработки и защиты собственного аналитического продукта.

10. Подготовки специалистов в области информационной аналитики, способных результативно работать с информационными потоками, для чего разработать учебные и методические материалы с привлечением ученых и специалистов с реальным опытом решения практических задач с использованием данного вида аналитики; объединения трех важнейших компонентов: методологии информационно-аналитической работы; организационного обеспечения этого процесса и технолого-методического обеспечения разработки и создания инструментальных средств для ее ведения.

12. Дальнейшего развития и профессионализация научного экспертного сообщества в сложных в этническом отношении регионах, в том числе масштабирования опыта работы ШМЭП по созданию межрегиональных дискуссионных и научно-образовательных площадок.

Требуют совершенствования подходы к сбору, систематизации и анализу практик и факторов выявленных конфликтов. Они должны как вычислять скрываемые факторы, так и выявлять вновь возникающие факторы, которые ранее не проявлялись в изученных конфликтных ситуациях. Это позволить повысить эффективность практики принятия решений и контроля над их полнотой, своевременностью и адекватностью. Станет возможным более точно определять, на каком уровне было принято ошибочное решение или оно не было принято. При этом уже на стадии обучения управленцев можно будет аргументировано создавать модель оптимального решения.

Переход от констатации фактов идущих процессов к достижению целей национального развития требует и скорейшего создания современных методик прогнозирования конечных итогов принимаемых управленческих решений или наблюдаемых событий. Особенно это актуально при выработке технологий активного воздействия на социальные процессы, в частности формирования стратегий воспитания патриотичной и социально ответственной личности, предусмотренных Указом президента РФ от 07.05.2024 №309. Используемый формат мониторингов дает возможность оценить текущее состояние разных социально-политических и экономических процессов. Но эта методология не дает возможность предоставить прогноз достижения или рисков недостижения целей национального развития России, поскольку она не содержит научно обоснованную прогностическую составляющую.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля