6 ноября 2024 года в уфимском кинотеатре «Родина» состоялось очередное мероприятие медиа-политологического проекта «Лаборатория политического кино». К просмотру и обсуждению был представлен фильм режиссера Владимира Хотиненко «1612. Хроники Смутного времени».
Вместе с постоянным ведущим Лаборатории Сергеем Лаврентьевым участниками мероприятия стали студенты и преподаватели факультета Государственного и муниципального управления и экономики Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, а также гости и приглашенные эксперты – участники проекта «Школа молодого этнополитолога», реализуемого при поддержке Фонда Президентских грантов.
Как следует из названия фильма, сюжет повествует о событиях периода начала XVII века. После смерти царя Бориса Годунова убиты его вдова и юный наследник Федор. На престол восходит самозванец Лжедмитрий. Но год спустя убит и он, власть переходит из рук в руки. В России наступает Смута…
В традиции отечественной историографии Смутное время – это термин, обозначающий события эпохи кризиса российской государственности, возникшего после пресечения правящей династии Рюриковичей в 1598 году. Смута сопровождалась народными выступлениями и мятежами, борьбой боярских элит за власть, правлением самозванцев, польскими и шведскими интервенциями, ослаблением государственной власти и разорением страны.
Во вступительном слове перед началом просмотра модератор проекта «Лаборатория политического кино» Сергей Лаврентьев привел слова из интервью режиссера Владимира Хотиненко, в котором автор фильма сказал, что осознанно не стал экранизировать генеральную историческую линию, а решил сделать авантюрную романтическую историю понятную прежде всего современному молодому зрителю.
Действительно фильм, вышедший на экраны в 2007 году, весьма соответствует столь популярному в тот период времени жанру исторического кино в стиле фэнтези. В картине снимались такие известные российские актеры, как Михаил Пореченков, Александр Балуев, Марат Башаров, а для создания атмосферы того времени на роль очередного иностранного «претендента» на российский престол польского гетмана Кибовского режиссер пригласил популярного польского актера Михала Жебровского.
После просмотра фильма, выступая перед аудиторией с традиционным профессиональным комментарием, кандидат исторических наук, специалист по военной истории, руководитель регионального отделения Российского военно-исторического общества в Республике Башкортостан Рамиль Рахимов отметил, что сюжет киноленты действительно наполнен многочисленными художественными вымыслами и дополнениями. Тем не менее, авторская режиссерская трактовка и игра актеров талантливо и образно передают дух переломной эпохи, а также основной посыл тех драматических событий в истории России, поставивших само государство на грань исчезновения. В конечном итоге именно национальное самосознание народа, единение во имя сохранения своего государства позволили положить конец смутным временам и избрать нового русского царя из династии Романовых.
Студенческой аудиторией фильм был воспринят в целом благосклонно и с пониманием. Несмотря на то, что авторы киноленты не стали выступать в качестве последователей идей В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Р.Г. Скрынникова, В.Р. Мединского и других отечественных историков, фильм, пожалуй, выполнил свою главную миссию перед молодым зрителем.
Координатор проекта «Лаборатория политического кино», кандидат исторических наук Сергей Севастьянов