
19 июня 2025 года вступил в силу новый федеральный закон о местном самоуправлении (МСУ). До 1 января 2027 года все регионы России должны перейти на новую модель местной власти – одноуровневую систему местного самоуправления. Привычного деления на сельские и городские поселения не будет. Вместо этого в каждом районе должен появиться муниципальный округ с единой системой управления.
В действующей двухуровневой системе существуют районные и поселенческие органы власти, администрации районов, посёлков, сёл и городов работают отдельно. У каждой – своя структура, свои полномочия и управленческие ресурсы.
После реформы останется один уровень — муниципального округа. Законодатели уверены, что реформа МСУ повысит эффективность управления, сократит дублирующие функции и улучшит координацию внутри территорий, т.к. администрирование будет сосредоточено на уровне округа (бывшего района). Цель реформы понятна – упростить и оптимизировать управление на местах.
Резон в этом, безусловно, есть. По идее, реформа должна упростить доступ к услугам за счёт «одного окна», избежать дублирования функций и повысить эффективность распределения ресурсов. Вместе с тем все активнее звучит мнение, что изменения не приведут к «экономии бюджетных средств, а лишь к дополнительным расходам», поскольку чиновники «не работают безвозмездно, в отличие от депутатов городских и районных советов».
Эксперты отмечают, что подобные процессы сопряжены с целым рядом рисков: укрупнение территориальных единиц может привести к ослаблению представительства и снижению значимости локальных элит. На фоне заявлений о возможном возврате к прямым выборам глав округов, сохраняется и альтернативный сценарий – избрание из числа кандидатов, предложенных губернатором. Характерно, что в рамках преобразований не предполагается массового сокращения сотрудников или закрытия зданий администраций. Об этом заявлено, но где гарантии, что этого не произойдет.
Да и с реализаций этого закона не все ясно. Прежде всего самому сельскому населению. В национальных (и не только) окраинах у населения сложился местный уклад, оно живет в своей экосистеме смыслов и понятий, обычаев, повседневного порядка и отношений между людьми. Сохранится ли он после реформы?
Уже в нескольких регионах власти массово ликвидируют сельские и районные муниципалитеты без публичного обсуждения и консультаций с жителями, что уже вызвало недовольство и выдвижение требований об отмене реформы. Протест пока не приобрел массовый характер, но в преддверии очередного электорального цикла любое подобное проявление наносит имиджевый урон партии власти. Уже сегодня относительная жесткость риторики заводит ситуацию в тупик, поскольку граничит с вызовом, брошенном федеральной линии.
Не надо забывать, что в основе партийной системы в ее классическом понимании лежит именно местное самоуправление, первичные ячейки, которые и составляют реальные члены партии власти. Там и основа партийного строительства, и те самые активные граждане, составляющие основу того, что можно назвать «участие народа в политической жизни». Именно на месте, решая проблемы конкретного дома и конкретного двора, люди привыкают совершать конкретные поступки, а не болтать. И нести за них конкретную ответственность перед конкретными людьми. Сможет ли остаться эффективной «Единая Россия», лишившись этого партийного звена, ведь идейно-организационная структура партии в реалии имеется только на самом верху, откуда и транслируется вниз при помощи медиа. Вопрос открыт.
В. Петров
Материалы по теме читайте в рубриках:
– «Актуальное интервью» – «Ольга Баженова: “Если уходит местное самоуправление, уходят и люди”» (реформа МСУ отрицательно повлияет на жизнь граждан, считает эксперт по местному самоуправлению, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор юридических наук);
– «Есть мнение» – «Реформа МСУ официально стартовала: что изменилось с 19 июня 2025 года и что нас ждет дальше?» (юрист Максим Пенизев рассказывает о последствиях вступления в силу закона о МСУ);
– «Главная тема» – «Благие пожелания при нехватке финансирования. Как местное самоуправление было организовано в России со времен Рюрика до наших дней» (корреспондент «Ъ» Иван Тяжлов напоминает, как МСУ было устроено в России прежде и приходит к выводу о том, что власти более высокого уровня всегда ждали от местных властей чудес в решении вопросов жизнеустройства, но забывали наделить их для этого материальными ресурсами).
М. Петрова