28 сентября Минкультуры РФ выдало прокатное удостоверение документальному фильму «Голод» (в рубрике «Политика-ТВ» можно просмотреть тизер фильма). Его премьера была запланирована в московском кинотеатре «Октябрь», показ должен был состоялся и в Екатеринбурге в Ельцин Центре.

Однако чиновники изменили свое решение и 14 ноября отозвали у ленты прокатное удостоверение, объяснив это многочисленными жалобами граждан.

«Министерство культуры РФ приняло решение об отзыве прокатного удостоверения документального фильма “Голод” (…), рассказывающего о голоде 1920-х годов в СССР. Это решение связано с многочисленными жалобами на данную картину, поступившими в Минкультуры России от граждан», – сообщили в пресс-службе ведомства и добавили, что фильм был охарактеризован гражданами “как неуместный для показа“. Граждане указывают на содержание провокационной и шокирующей аудиовизуальной информации. Всё это, по мнению зрителей, может вызвать острую негативную реакцию в обществе, в связи с чем принято решение об отзыве прокатного удостоверения», – говорится в пресс-релизе министерства.

Письмо с уведомлением об изъятии прокатного удостоверения у фильма, подписанное замминистра культуры Сергеем Обрывалиным, было направлено режиссеру картины Татьяне Сорокиной.

Напомним, что лента рассказывает о голоде 1920-х годов в СССР и помощи, которую умирающим оказал Запад, в том числе США, Великобритания и Франция. Согласно данным официальной статистики, тогда голод охватил 35 губерний, сильно пострадали Самарская, Саратовская губернии, Южная Украина, Крым, Башкирия, Казахстан, частично Приуралье и Западная Сибирь с общим населением в 90 миллионов человек, из которых голодало не менее 40 миллионов, а по официальным советским данным – 28.

Авторами выступили: режиссер – известный журналист Татьяна Сорокина, автор сценария – литературный критик Александр Архангельский, продюсер – медиаменеджер, бывший заместитель главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Максим Курников. Съемки начались в 2021 году. Причем, средства – более пяти миллионов рублей — были собраны в интернете.

В аннотации к фильму сказано: «Первый голод со Смутных времён, во время которого были зафиксированы случаи каннибализма. Документальный фильм рассказывает о страшном голоде 1920-х годов и о международной солидарности поверх идеологии и политики.

История, произошедшая 100 лет назад, показана через судьбы конкретных людей. Эксперты из разных стран не только объясняют причины голода, но говорят о человечности, которая стирала границы между государствами и народами. В Советской России тогда работала миссия Нансена, Американская администрация помощи, английские квакеры и еще несколько десятков других организаций. Голод 20-х стал одним из первых символов международной борьбы за Жизнь. Поэтому фильм «Голод» – это не только история политических решений. Это прежде всего история гуманизма, которую нельзя забывать».

Об отзыве прокатного удостоверения у картины в соцсетях сообщил Александр Архангельский. Он отметил, что в фильме «нет авторского текста, только цитаты и документы», а сами несекретные документы, по которым снят фильм «опубликованы или находятся в открытой части архивов». В интервью RTVI он отметил, что 13 ноября авторы фильма получили по почте письмо, в котором утверждалось, что «в процессе публичного показа были обнаружены сведения, запрещенные к распространению на территории Российской Федерации» (ссылка на подпункт Д пункта 20 Правил выдачи прокатных удостоверений: полный текст наhttps://docs.cntd.ru/document/420339344) и поэтому разрешение на прокат отзывается. «Ума не приложу, что они увидели, потому что там нет ничего, что можно было бы квалифицировать подобным образом», – сказал он.

«Каким же законодательством запрещено рассказывать о том, что в 1921-23 годах был голод? Что погибли более 5 млн человек? Что мир (далеко не весь, кстати) переступил через идеологию и проявил солидарность со страдающими жителями России? И благодаря этому было спасено более 10 млн? Это предательство собственной истории, предательство семейной памяти», – написал Архангельский. «Там политического высказывания, кроме абстрактного гуманизма, что людям надо помогать, нет. Но выискать можно всё» – добавил он.

Сценарист признал, что без прокатного удостоверения показывать фильм можно будет только в музеях, выставочных залах и образовательных учреждениях и только в рамках просветительских программ, но подчеркнул, что «рано или поздно картина окажется на ютьюбе и запрещать ее будет бесполезно, и все, кто захотят ее увидеть, — увидят».

Максим Курников не исключает что причина отзыва разрешения в том, что позиция фильма расходится с «нынешним нарративом “весь мир против нас”»: «В ленте показано, что страна была спасена не государством, а людьми со всего мира, присылавшими продовольствие или, например, вакцины от тифа».

Реакцию Татьяны Сорокиной в открытом доступе мы найти не смогли.

Такова общая фабула события, отзывы в соцсетях на которое, как это всегда бывает, имеют противоположенное направление.

Так, ТГ «Рубеж и Zа Рубеж» пишет: «Решение Минкультуры правильное: хватит топтаться на тяжёлых моментах в становлении Советской России…, решение свидетельствует о появлении хотя бы малого грана разумности в подходе к тому, на что надо и не надо тратить бюджетные деньги, что и когда выпускать на экраны».

А вот блоггер Бондарюк Андрей не согласен с запретом, ссылаясь на опыт СССР. «Что удивительно – в СССР шел спектакль “Убить дракона”, его не запрещали. Властная деградация РФ решила пойти дальше», – убежден он.

Каждый волен иметь и выражать свое мнение, но давайте посмотрим на объективное мнение специалистов.

Управляющий партнер юридической компании Semenov&Pevzner Роман Лукьянов признает, что в последние пять лет ситуации с отзывами прокатных удостоверений возникали в отношении «разных фильмов, в том числе документальных и исторических». По его словам, формально обращение граждан «не является основанием для отзыва», но может служить поводом для оценки картины на предмет соответствия правилам, на которые ссылаются в Минкульте. «Тенденция по отзыву удостоверений может быть обусловлена ужесточением законодательства об информации. За последние несколько лет регулирование в этой сфере пополнилось рядом запретов. Очевидно, геополитический контекст приведет к еще большему ужесточению, что, строго говоря, уже происходит», – рассуждает юрист. При этом эксперт подчеркивает, что отзыв прокатного удостоверения может быть оспорен в судебном порядке.

На момент написания материала информации о том, будут ли авторы «Голода» судиться, в СМИ размещено не было.

Приходится признать, что прогноз эксперта об ужесточении информационной политики государства в лице Минкультуры, начинает реализовываться. 24 ноября INTERFAX.RU сообщило, что Минкультуры РФ не выдало прокатное удостоверение драматическому сериалу «Монастырь», рассказывающему о девушке, которая «спряталась от опасных людей в монастыре».

«Министерство культуры РФ приняло решение об отказе ООО “Кинокомпания ЛУНАПАРК” в выдаче прокатного удостоверения на сериал “Монастырь”. Решение принято на основании подпункта “ж” пункта 18 Правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм. Речь идет об оскорблении религиозных чувств верующих», – сообщили в пресс-службе ведомства.

Минкультуры передало материалы по сериалу на экспертную оценку в Русскую Православную Церковь, где была дана следующая оценка: «сценарий дает искаженное представление о монашеской жизни в женских обителях РПЦ, соответственно, формирует неверное представление о русском православии».

Запрещенные фильмы совершенно разные, такие же разные и поводы для отказа на прокат, однако результат один: зритель их не увидит и не сможет составить о них свое собственное мнение.

Марина Петрова

PS В рубрике «Политика-ТВ» можно просмотреть трейлер документального фильма «Голод».

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля