Статья посвящена исследованию современных германо-украинских отношений. Актуальность исследования обусловлена необходимостью выявления специфики формирования и развития современных отношений между Украиной и Германией.
Евроинтеграция и интеграция в Организацию Североатлантического Договора являются важнейшими целями для Украины. Об этом свидетельствуют поправки, внесённые в Конституцию Украины в 2019 году, которые закрепляют курс на обретение членств в ЕС и НАТО. Также на Украине была учреждена специальная должность – Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины, что подтверждает намерения Украины стать членом ЕС и НАТО, поэтому сотрудничество с «Локомотивом ЕС» ФРГ занимает важное место во внешней политике Украины.
Исходя из трёх главных принципов внешней политики ФРГ, а именно верховенство закона, соблюдение прав, свобод и достоинства человека; наличие активного гражданского общества как предпосылка для конструктивного диалога между государством и обществом; неукоснительное соблюдение международного права, приверженность принципам Устава ООН, ОБСЕ и Совета Европы, можно сказать, что ФРГ пыталась и до сих пор пытается создать из Украины либеральную демократию с верховенством прав, свобод и развитой рыночной экономикой с преобладанием частного сектора.
В опубликованной министерством обороны ФРГ в 1994 году Белой Книге, хорошие отношения с Украиной были охарактеризованы как «решающий фактор», способствующий безопасности и стабильности в Европе. По этой причине федеральное правительство должно было содействовать сотрудничеству ЕС и НАТО с этим государством.
Результатом содействия стало подписание В 1994 Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве Украины и ЕС, которое вступило в силу в 1998 году. Целями соглашения являются:
• обеспечение надлежащих рамок для политического диалога между сторонами, позволяющие развивать тесные политические отношения;
• содействование торговле и инвестициям, а также гармоничным экономическим отношениям между Сторонами и тем самым способствование их устойчивому развитию;
• обеспечение основы для взаимовыгодного экономического, социального, финансового, гражданского, научно-технического и культурного сотрудничества;
• поддержка усилий Украины по укреплению ее демократии, развитию ее экономики и завершению перехода к рыночной экономике.
Следующим шагом в евроинтеграции Украины стало вхождение Украины в 2009 году в «Восточное Партнёрство» ЕС, целью которого является ускорение процесса политической ассоциации и углубление экономической интеграции ЕС с его восточными соседями.
В 2014 году было подписано Соглашение об ассоциации ЕС и Украины. Но тогда возникло понимание того, что для полноправного членства в ЕС Украина не готова. Соответственно для трансформации Украины из коррумпированной страны с неразвитым взаимодействием между публичной властью и гражданским обществом нужны большие инвестиции. Для этого Федеральное министерство экономического сотрудничества и развития Германии начало выделять средства для воплощения проектов по улучшению политической системы Украины. GIZ (Deutsche Gesellschaft für International Zusammenarbeit) с помощью инвестиций из ЕС и Германии выделяет и воплощает программы по улучшению украинской инфраструктуры, по обеспечению безопасности, реконструкции и мира, по обеспечению децентрализации и демократического управления, по защите климата и окружающей среды. В 2015 году Германией был выделен кредит размером в 500 млн. Евро.
С 2016 по 2020 от имени правительства Германии GIZ реализовывал проект по созданию благоприятных условий для торговли на Украине. В рамках исполнения этой программы GIZ повысил осведомлённость украинских производителей о новой системе стандартов и провёл обучение по стандартизации для сотрудников украинских учреждений, таких как Государственный комитет Украины по стандартизации. Таким образом планировалось снизить торговые барьеры и приблизить украинские торговые стандарты к стандартам ЕС.
Реализацию такого проекта можно связать с началом имплементации соглашения об Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли между ЕС и Украиной в 2016 году, который является частью Договора об Ассоциации с ЕС. Соглашение отменяло подавляющее количество пошлин, которое следовало сразу по вступлению в силу соглашения. Соглашение позволило гармонизировать отношения Украины и ЕС, углубить интеграцию Украины в европейское сообщество, сделать торговую среду более прозрачной и соответствующей стандартам ЕС. Для немецких инвесторов украинский рынок стал более безопасным, открытым и понятным.
Важным шагом для евроинтеграции стала подача Украиной заявки на членство в ЕС 28 февраля 2022 года. Заявка была рассмотрена Европейской комиссией, которая 17 июня выпустила рекомендацию Европейскому совету предоставить Украине статус кандидата на вступление в ЕС.
На данный момент это самый большой успех Украины на пути приобретения членства в ЕС.
Список используемых источников и литературы
- На Украине вступил в силу закон о закреплении в конституции страны курса в ЕС и НАТО [Электронный ресурс] // ТАСС. 21 февраля 2019. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6141623 (дата обращения: 30.11.2022);
- Weißbuch 1994. Weißbuch zur Sicherheit der Bundesrepublik Deutschland und zur Lage und Zukunft der Bundeswehr. Bonn: Bundesministerium der Verteidigung, 1994. S. 54;
- Trade promotion in Ukraine [Электронный ресурс] // Deutsche Gesellschaft für Internationale Zusammenarbeit. Режим доступа: https://www.giz.de/en/worldwide/75148.html (дата обращения 29.11.2022);
- EU-Ukraine Deep and Comprehensive Free Trade Area [Электронный ресурс] // EUR-Lex, 2016. 1 Jan. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20170817073311/http://trade.ec.europa.eu/doclib/docs/2013/april/tradoc_150981.pdf (дата обращения 29.11.2022);
- Commission Opinion on Ukraine’s application for membership of the European Union [Электронный ресурс] // European Commission. Brussels, 17 June 2022. Режим доступа: https://neighbourhood-enlargement.ec.europa.eu/system/files/2022-06/Ukraine%20Opinion%20and%20Annex.pdf (дата обращения: 21.03.2023)
Автор: Пешков Денис Леонидович, Московский Государственный Лингвистический Университет, 4 курс