
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
§ 1 Организация информационно-аналитической работы в иерархических структурах
3. Участие ИАП в управлении деятельностью территориального офиса Ведомства
3.1. Организация и проведение аналитических исследований
3.1.1. Цели, задачи и принципы организации аналитических исследований
Скорость развития социально-политических и экономических процессов, чередование быстро сменяющих друг друга текущих (оперативных) ситуаций заставляют территориальные офисы Ведомства учитывать не только статичное состояние структурных элементов обстановки, но и их динамику. Для этого требуется фиксировать состояние текущей (оперативной) обстановки на определенный момент времени, что обычно связано с текущим или перспективным планированием деятельности Ведомства. Однако неупорядоченность оперативной информации, отсутствие достаточно строгих алгоритмов ее аналитической обработки существенно осложняют или совсем исключают возможность наблюдения за динамикой развития текущей обстановки.
Аналитической работой в территориальных офисах Ведомства в той или иной мере занимаются сотрудники практических подразделений, опираясь при этом, как правило, на свой опыт и интуицию, используя традиционные приемы и методы исследования. Но при решении задач, требующих учета многих факторов и явлений, традиционные приемы и методы исследования оказываются недостаточно эффективными. Современные задачи диктуют необходимость выработки ИАП новых, научно обоснованных средств, приемов и методов проведения аналитических исследований.
Под процессом аналитических исследований понимается совокупность направленных на определенный предмет мыслительных операций, выполнение которых в заданной последовательности и с использованием надлежащих средств приводит к решению поставленной задачи, то есть к соответствующим оценкам, версиям, прогнозам, предложениям. При этом предметом исследования являются события и процессы, развитие которых оказывает влияние на выбор форм и методов деятельности, на текущую (оперативную) обстановку в целом.
Цель проведения аналитического исследования заключается в наиболее эффективном использовании имеющейся информации, приведении ее в систему, вскрытии взаимосвязей, тенденций и закономерностей для принятия оперативных и управленческих решений.
Важно отметить, что в целом информационно-аналитическая деятельность, реализуя познавательную функцию, является принципиально новым организационным образованием в современной системе власти и управления. Доказательством этого тезиса может служить то обстоятельство, что данный вид деятельности базируется на категории «нового знания». Именно новое знание способствовало тому, что деятельность этой системы перешла на качественно новый уровень: в ее структуре появилось организационное звено, которое сознательно перешло от действий в сфере известного в сферу неизвестного. В территориальных офисах Ведомства в качестве такого организационного звена выступают ИАП.
Организация аналитических исследованийв территориальных офисах должна отличаться высокой степенью интеллектуальной и творческой насыщенности. В целом ряде случаев аналитические исследования подразумевают специальное изучение проблемных ситуаций, которые не могут быть проанализированы путем непосредственного восприятия, а требуют использования логических и иных методов познания. Именно ИАП призваны формировать (выстраивать) в территориальных офисах систему взаимосвязанных аналитико-синтетических операций и процедур, которые образуют своеобразный технологический процесс выработки на основе научной методологии и имеющейся информационной базы качественно нового знания (аналитического продукта). ИАП как головное подразделение в сфере ИАР призвано обеспечить в территориальном офисе строгое соблюдение основополагающих принципов ИАР на всех ее стадиях и всеми структурными подразделениями. В качестве таких принципов выступают: целенаправленность, системность, актуальность, активность, своевременность, непрерывность, инициативность, обоснованность, объективность, полнота, достоверность, альтернативность мнений, гибкость. ИАП способны оказывать серьезное влияние на деятельность практических подразделений путем разработки и внедрения методик ИАР, представляющих регламентированную систему правил, регулирующих порядок, организацию и проведение аналитических исследований (очередность и последовательность совершения операций, применения определенныхметодов и технологических приемов сбора, обработки и анализа информации).
3.1.2. Взаимодействие ИАП и практических подразделений при организации и проведении аналитических исследований
Важным направлением деятельности ИАП является постановка перед практическими подразделениями аналитической проблемы. Выбор темы исследования связан с распознаванием проблемных ситуаций в общем информационном потоке. Аналитики ИАП совместно с руководителями и сотрудниками практических подразделений должны определить важность, необходимость (реальность) и срочность решения выявленной проблемы, генеральное направление исследования, его цели, рамки, сформировать представление о ходе исследования. Другими словами, аналитик ИАП обязан определить для практического подразделения (или сотрудника) некий пространственно-временной континуум (структуру и совокупность параметров, накладывающих определенные ограничения на проводимые в рамках аналитического исследования мероприятия по добыванию необходимой информации и ее оценке).
К числу таких параметров следует отнести характеристику изучаемой проблемной ситуации (место и время, источники и причины ее возникновения, содержание, масштабы и сущность противоречия, ее носители, важность, динамизм и сложность проблемной ситуации с точки зрения влияния на текущую (оперативную) обстановку, степень неопределенности), а также выбранную систему наблюдения и контроля за ее развитием.
Одновременно с выбором темы аналитики ИАП территориального офиса должны четко сформулировать цели и задачи аналитического исследования, в качестве которых могут выступать: проверка гипотезы, оперативной версии, оценка событий, явлений, тенденций, выработка предложений по совершенствованию, повышению эффективности тех или иных мер, конкретных действий, мероприятий.
Закономерным итогом этого этапа подготовки аналитического исследования является определение состава его исполнителей. При этом следует учитывать, что практически любой анализ включает в себя такие операции, как подбор, систематизацию, обработку материалов, обобщение и анализ информации, подготовку итогового документа. В целом ряде случаев (при разработке сложных объектов) в территориальных офисах целесообразно создавать внештатные оперативно-аналитические группы, в состав которых, помимо аналитиков ИАП, включаются опытные сотрудники заинтересованных практических подразделений. Детальное знание последними различных аспектов исследуемой проблемы в сочетании с навыками проведения аналитических исследований и подготовки итоговых документов, присущими аналитикам ИАП, позволяют значительно увеличить творческий потенциал таких групп.
В процессе уяснения проблемы, определения цели и предварительного анализа проблемной ситуации, аналитик ИАП во взаимодействии с сотрудниками практического подразделения создает представление о важнейших определяющих ее факторах и характеристиках. В результате этих операций становится возможным построение логической имитационной модели предполагаемого целесообразного результата, которая, собственно, и представляет собой проектируемое решение исследуемой проблемы. При построении такой модели изученные характеристики, факторы и условия абстрагируются в схему наиболее рационального способа действий в данных обстоятельствах.
Аналитические исследования, как правило, проводятся на плановой основе. В свою очередь план аналитических исследований в территориальном офисе должен формироваться исходя из складывающейся текущей (оперативной) обстановки, выявленных проблемных ситуация, требующих решения. Тематика и сроки проведения исследований должны быть «синхронизированы» с деятельностью региональных органов власти и управления. Так, например, в основу разработки годового плана аналитических исследований территориального офиса, помимо ориентировок центрального офиса Ведомства должны быть положены планы работы краевой, областной или республиканской администрации, региональных исполнительных и законодательных органов.
При разработке плана конкретного аналитического исследования должны быть четко обоснованы тема исследования и проблемы, подлежащие изучению, определены цели и задачи исследования, узловые вопросы, на реализацию которых направлены планируемые мероприятия. В плане определяются также основные этапы работы в процессе исследования (разработка программы, порядок сбора, обработки и анализа информации, подготовка итогового документа и т.д.), определяются сроки проведения различных этапов исследования и формы промежуточного контроля, составляется сетевой график всей работы.
Аналитики ИАП совместно с сотрудниками практических подразделений должны определить, какую информацию, по каким вопросам, где и каким образом следует получить в ходе проведения исследования. При этом в качестве критериев отбора информации могут выступать: определенный временной период; направленность информации и возможность ее технической обработки.
Большое значение имеет возможность получения значимых материалов из информационных массивов других ведомств, а также организация доступа в режиме реального времени к открытыми информационным источникам, данные из которых, зачастую, существенно дополняют видение проблемы или ситуации.
Так, канадский эксперт по проблемам информации Деннис Голин предлагает т.н. «панорамное» видение информационных ресурсов в виде расширяющихся циклических кругов:
— INNER-net — собственная информация, накапливаемая с годами.
— INTRA-net — вся электронная информация, находящаяся в распоряжении организации.
— EXTRA-net — вся электронная информация организации плюс информация из источников поставщиков, партнеров, клиентов, доступная в электронном виде.
— INTER-net — все доступные платные и бесплатные источники.
— INTER-not — все не электронные источники.
Таким образом, организация широкого доступа к информации является важной задачей ИАП территориального офиса.
ИАП территориальных офисов как головные подразделения в сфере применения новых технологий ИАР должны активно участвовать в тесном взаимодействии с практическими подразделениями в организации и проведении аналитических исследований на всех его этапах: первичного отбора и обработки материалов, систематизации информации и поиска связей; первичной оценки полученных данных, подготовки выводов и рекомендаций.
Так, на этапе первичной оценки полученных данных именно аналитикам ИАП территориального офиса принадлежит инициатива при решении вопросов о том:
— в достаточной ли степени добытая и систематизированная информация характеризует исследуемую проблему;
— нуждается ли собранная информация в дополнении, и если да, то по каким направлениям;
— нуждаются ли в коррекции (и в какой именно) концепция и направление самого исследования.
При необходимости аналитики ИАП обеспечивают получение дополнительных консультаций, в том числе специалистов, непосредственно не задействованных в аналитическом исследовании, а также выработку независимых экспертных оценок конкретных ситуаций. Указанная процедура может циклически повторяться до тех пор, пока результаты поиска и отбора информации не будут признаны удовлетворительными. Результатом может явиться более полный набор систематизированных данных о проблеме.
Следует отметить, что специфика задач, решаемых территориальными офисами Ведомства, должна состоять в изучении глубинных, причинно-следственных связей объектов, явлений и т.д., что предопределяет необходимость привлечения к аналитической работе лиц, отвечающих определенным требованиям, в частности:
— имеющих глубокие экспертные познания по исследуемой проблеме или области знаний;
— располагающих возможностью доступа к информационным массивам государственных и негосударственных организаций;
— способных непредвзято подойти к анализу исследуемой проблемы;
— обладающих навыками математического и информационного моделирования и аргументации и интерпретации выводов исследования.
С методологической точки зрения результатом аналитического исследования выступает новое знание (новый взгляд на происходящие процессы и явления, развитие самих методов исследования). На основе аргументированного рассмотрения различных вариантов и перспектив развития исследуемой проблемы аналитики ИАП совместно с практическими сотрудниками должны указать направления и возможности влияния на описываемые процессы, определить систему мер по достижению положительного конечного результата. Важно четко сформулировать альтернативы, оценки возможных последствий и риска, связанного с выбором той или иной альтернативы, разработать сценарии (прогноз) развития ситуации. Оценка перспектив рассматриваемой проблемы содержит в себе описание выявленных тенденций ее развития и тех объективных и субъективных факторов, под воздействием которых она будет складываться, и изменяться в дальнейшем. Таким образом, оценки, версии, прогнозы и предложения являются конечной продукцией аналитической работы.
Необходимо подчеркнуть, что вся выходная аналитическая продукция в территориальном офисе должна накапливаться в едином информационном банке (информационных массивах ИАП) и быть использована в качестве исходных материалов при проведения дальнейших аналитических исследований.
Таким образом, место и роль ИАП территориального офиса Ведомства и сама система ИАР в целом как самостоятельного автономного субъекта определяется их основным назначением — генерацией знаний (нового знания) и их распространением как внутри, так и вне территориального офиса в виде опережающих прогнозов возможного развития. Именно новое знание выступает способом разрешения возможного в будущем противоречия между внешними и внутренними условиями деятельности управляемой (защищаемой) системы путем предвидения новых различных организационных состояний системы (проблемной ситуации) в будущем и новых способов деятельности по их достижению.
В этом и состоит смысл сознательного перехода от категории известного к категории неизвестного, когда закономерности социальной действительности, известные в настоящем и действовавшие в прошлом, не являются предметом исследования, так как они могут породить эффект реагирования на уже произошедшее. Прошлые знания, информация и данные для аналитиков ИАП территориального органа должны выступать лишь в качестве информационной основы, на которую накладываются новые концептуальные модели возможного в будущем поведения социальной системы.
3.1.3. Характерные ошибки при проведении аналитических исследований
Такой подход к организации аналитических исследований в территориальных офисах при ведущей роли ИАП позволяет избежать имеющихся в настоящее время серьезных упущений при их проведении. Наиболее характерными ошибками являются:
— выбор неактуальных тем исследования, нечеткое обоснование проблемы, подлежащей изучению, или постановка мнимых проблем;
— искажение сути проблемы в ходе ее аналитической проработки;
— недостаточность информационного обеспечения исследования, использование в процессе анализа непроверенной или тенденциозной информации;
— поверхностное раскрытие темы исследования, слабая теоретическая проработка изучаемой проблемы, ее связей и тенденций развития, а также места данной проблемы в ряду других проблем;
— отсутствие в ходе исследования «творческого начала», слабое генерирование новых идей и подходов;
— субъективность исследования, тенденциозный подбор и толкование фактов, других данных, имеющих ключевое значение для конкретной проблемной ситуации.
3.2. Выделение «корневых информационных объектов»
3.2.1. Понятие «корневого информационного объекта»
Недопонимание руководством территориальных офисов и ИАП роли ИАР в решении данной задачи связано, в частности, с тем, что у них отсутствуют необходимые теоретические знания и практические навыки в области современных информационно-аналитических технологий.
Одним из важных факторов повышения результативности деятельности Ведомства является внедрение указанных технологий при организации и проведении аналитических исследований по возникающим проблемным ситуациям.Как уже упоминалось, выбор темы исследования связан с распознаванием сотрудниками ИАП проблемных ситуаций в общем информационном потоке с последующей постановкой ими аналитической задачи в форме информационного задания перед практическими подразделениями. Данная задача имеет технологические решения. В качестве одного из таких решений является технология аналитической работы, основанная на выделении и организации работы по т.н. «корневым информационным объектам» (далее — КИО).
Под «корневым информационным объектом» понимается элемент обстановки, в котором отражается одна или несколько тенденций ее развития, определяющих закономерности происходящих событий. Такой объект «строится» путем обобщения ряда текущих признаков обстановки, поэтому он является сущностным ее элементом и служит средством отражения оперативной обстановки.
КИО как элемент, отражающий тенденции текущей (оперативной) обстановки, позволяет сформировать ясную четкую картину происходящего. С этой точки зрения он выступает средством проявления, вскрытия обстановки, т.е. средством мониторинга среды.
КИО как тенденция, определяющая закономерности развития обстановки, позволяет прогнозировать смысл происходящих событий. В свою очередь, это позволяет отойти от умозрительных заключений о направлениях развития текущей (оперативной) обстановки и выйти на уровень экспертных оценок. С этой точки зрения КИО выступает в качестве элемента экспертной системы, анализирующей обстановку.
Таким образом, «корневой информационный объект» выступает элементом технологии аналитической работы, оказывающим воздействие на весь процесс деятельности, т.к. он четко ориентирует практических работников на добывание определенной информации и задает ему пространственные, временные и объектовые рамки для работы (пространственно-временной континуум). С этой точки зрения КИО является средством управления деятельностью в территориальном офисе Ведомства.
По своей природе «корневой информационный объект» является переменной величиной. Он последовательно фиксирует появление определенных признаков обстановки и формирование тенденций ее развития; выявляет значимость этих тенденций (уровень их актуальности) в заданном промежутке времени.
3.2.2. Методика выделения КИО
Создание КИО связано с выбором из ряда возможных комбинаций элементов обстановки той, которая привлекает в данной ситуации наиболее обоснованный интерес. Другими словами, его выбор делается на основе анализа информационной модели текущей обстановки.
Описываемая технология включает в себя накопление информации по заданной в КИО комбинации элементов текущей (оперативной) обстановки. Этот этап ИАР связан с разработкой структурной, а также информационной модели КИО. Последняя реализуется в форме развернутого информационного задания ИАП практическим подразделениям. Информационное задание (информационная модель) КИО, а также поступающие материалы накапливаются в едином банке данных территориального офиса. Тем самым происходит формирование информационной модели тенденций, определяющих развитие обстановки.
Определение актуальности выявленных тенденций связано с ответом на вопрос, как долго описанная тенденция будет сохранять неизменным по значимости свое влияние на текущую (оперативную) обстановку и когда наступит момент изменения (усиления или ослабления) ее влияния на развитие анализируемой ситуации.
3.2.3. Влияние технологии КИО на оперативный процесс
Разработанные в рамках указанной технологии ИАР методы позволяют ранжировать «корневые информационные объекты» в определенный момент времени: по степени изученности, по степени их влияния на обстановку, по степени их актуальности. Таким образом аналитик получает возможность в каждый момент времени учесть, какие тенденции развития текущей (оперативной) обстановки являются доминирующими, выделить те из них, которые реально, а не умозрительно, требуют наиболее пристального внимания со стороны практических подразделений.
Данная технология позволяет организовать тесное взаимодействие между ИАП и практическими подразделениями территориальных офисов Ведомства исходя из следующих обстоятельств:
— внимание руководящего и практического состава акцентируется на наиболее актуальных элементах текущей (оперативной) обстановки (проблемных ситуациях);
— перед практическими подразделениями ставятся предельно четкие вопросы, определяющие, какого рода информация необходима, с какой степенью подробности и в какие сроки;
— ИАР приобретает системный характер, диктуемый складывающейся оперативной обстановкой и скоростью ее изменения, что позволяет выйти на выявление неявных проблем (скрытых угроз) в реальном масштабе времени их действия и своевременно информировать о них руководство территориального офиса.
В отличие от практических подразделений территориальных офисов, ИАП призваны, прежде всего, изучать и описывать среду, потенциально таящую в себе неявные проблемы (скрытые угрозы). Понятие «корневой информационный объект» как раз и является тем удобным инструментом ИАР, который, с одной стороны, отвечает требованиям своевременного выявления, предупреждения и пресечения угроз, а с другой, позволяет реализовать все этапы ИАР на базе современных информационных технологий.
Важно отметить, что указанная технология ИАР способствует совершенствованию управленческой деятельности руководства территориального офиса Ведомства на основе формирования соответствующей нормативной базы и развития единой информационной системы.
3.3. Информационно-аналитическая работа по описанию действующих угроз
3.3.1. Новый подход к пониманию термина «угроза»
Одним из направлений использования технологии выделения КИО является методика ИАР по вскрытию и описанию угроз.
Применение технологии КИО потребовало разработки нового подхода к пониманию термина «угроза», в основу которого была положена следующая логическая цепочка:
— угроза — это угроза объекту, чья безопасность должна быть защищена (сохранена);
— угроза объекту — это препятствие реализации его системообразующих функций;
— препятствие реализации системообразующих функции — это невозможность выполнения объектом положенных (нормативных) действий;
— невыполнение нормативных действий — это совокупность обстоятельств, препятствующих их выполнению;
— совокупность таких обстоятельств — это результат определенной деятельности;
— указанная деятельность — это угроза безопасности объекту защиты.
3.3.2. Задачи по выявлению скрытых угроз
Выявление неявных проблем (скрытых угроз) предполагает решение следующих задач:
— формулирование конкретной угрозы и оценку степени ее опасности;
— указание на последствия воздействия угрозы на текущую (оперативную) обстановку;
— обоснование решения о принятии определенных мер ответного (компенсационного) воздействия;
— разработку конкретных мероприятий по реализации воздействия.
Решение каждой из указанных задач является отдельным продуктом ИАР. В создании данных продуктов в территориальных офисах Ведомства наметились определенные трудности, проявляющиеся как в практической работе, так и в методологии деятельности ИАП.
Например, считается, что угрозу следует фиксировать с помощью перечня признаков, характеризующих сложившееся представление о проявлении угроз. Таким образом, выявление угроз сводится к идентификации набора этих признаком, в результате вновь выявленные новые обстоятельства «подводятся» («подгоняются») под прежнюю картину понимания угрозы. При таком подходе крайне сложно качественно решить задачу по выявлению принципиально новых угроз.
Предлагаемый подход к выявлению неявных проблем (скрытых угроз) основывается на следующих постулатах:
— угроза как явление может иметь явные и скрытые стороны;
— у новой, нераспознанной угрозы преобладают неявные (скрытые) признаки;
— информация об угрозе может быть первичной (поступившей в ИАП извне) и конечной, являющейся продуктом ИАР;
— новые угрозы вскрываются только в конечной информации (новом знании), в первичной информации они могут присутствовать лишь в контексте.
3.3.3. Этапы обработки информации по угрозам
При этом сама технология работы с информацией разбивается на ряд этапов.
Первый этап. «Расщепление» первичной информации на контексты и их систематизация в едином банке данных. Так, каждое первичное сообщение индексируется, что позволяет найти выделенные из нее контекстные сообщения. В свою очередь, каждая контекстная информация также индексируется, что позволяет соотнести ее с первичным сообщением, из которой она выделена.
Второй этап. На основе выделенной контекстной информации формируется структура причинно-следственных связей угрозы, для чего:
— каждая контекстная информация (или их группа) рассматривается аналитиками ИАП в отношении каждой другой контекстной информации (или их группы) как причина или следствие;
— если в составленной данным образом цепочке между причиной и следствием т.н. «смысловой зазор» (недостающее звено или звенья) отсутствует, угроза считается вскрытой;
— если между причиной и следствием есть «смысловой зазор», они должны быть гипотетически описаны аналитиком по одному или нескольким вариантам;
— если любое описание недостающего звена (звеньев) не актуальнее прочих, аналитик должен создать сценарий, включающий каждое из описаний на правах отдельной самостоятельной линии, которая может вступать во взаимодействие с остальными.
В результате аналитик ИАП формирует четыре массива угроз:
— Квазиугрозы (как бы угрозы): есть причина — источник угрозы, но нет следствий, либо они практически незначимы сами по себе (например, действия источника угрозы, носящие демонстративный характер). Задача аналитика – обратить внимание руководства Ведомства и практических подразделений на источник угрозы и описать особенности его поведения.
— Готовящиеся угрозы: причина и следствие логически взаимоувязаны, увязка представляет собой план источника угрозы, который он наметил претворить. Задача аналитика — просчитать этот план и описать его существенные стороны.
— Подготовленные угрозы: есть причина и следствие, но в их логической взаимосвязи отсутствуют некоторые звенья, требующие дополнительного выяснения. Выпадающие звенья представляют собой программу действий, подготовленную к реализации источником угрозы. Задача аналитика — воспроизвести (восстановить логически) эту программу и описать условия ее реализации.
— Действующие угрозы: следствия есть, но нет единого достаточного объяснения, что их вызывает. Речь идет о том, что начинает сказываться целый ряд подготовленных различными источниками угроз. Задача аналитика — установить состав источников угроз и описать картину их влияния как взаимосвязанного целого.
Третий этап. Формирование информационного массива «Угроза», структурно состоящего из четырех подмассивов:
— перечень и описания источников угроз (кто или что угрожает), выступающих «корневым информационным объектом» данного подмассива;
— перечень и описания объектов угроз (кому или чему угрожают) – КИО второго подмассива. Здесь первичные сообщения переформулируются в контексте тех или иных объектов угроз и соотносятся с КИО первого подмассива, в массиве «Угроза» каждое описание из перечня источников угроз связывается с одним или несколькими описаниями из перечня объектов угроз, поэтому, задав источник угрозы, можно получить информацию об определенных объектах угрозы;
— перечень и описания предметов угроз (чем грозит угроза) — КИО третьего подмассива. Из сопоставления данного источника угрозы и связанного с ним объекта угрозы вытекает один или несколько вариантов реально достижимого результата угрозы. Таким образом, задав два параметра «источник» и «объект» угрозы, можно выйти на конкретный предмет (предметы) угрозы.
— перечень и описания эффектов угрозы (насколько реальна опасность, каковы последствия) — КИО данного подмассива. Предмет угрозы, проанализированный в контексте данного источника угрозы и соответствующего объекта угрозы, переформулируется в степень действенности угрозы, то есть в эффект (тяжесть последствия), который она способна создать. Таким образом, задав три параметра — «источник», «объект» и «предмет» угрозы, можно выйти на конкретный эффект (конкретные последствия) угрозы. Фактически здесь и содержится ответ на вопрос о том, чем реально опасен в имеющейся ситуации данный источник угрозы.
3.3.4. Новизна подхода к выявлению скрытых угроз
Новизна предлагаемой технологии ИАР по выявлению скрытых угроз раскрывается следующими положениями.
Во-первых, формирование массива (перечней и описаний) источников угроз обязательно, если мы хотим, как минимум, владеть быстроменяющейся обстановкой. Никакие перечни ключевых признаков (терминов) не обладают такой конкретностью, так как позволяют лишь идентифицировать угрозы, но не формулировать новые.
Во-вторых, формирование массива (перечней и описаний) объектов угроз дает возможность показать угрозу как реально действующую тенденцию в отношении конкретного объекта.
В-третьих, проектирование предметов угроз позволяет «развернуть» угрозу в процесс ее реализации, что делает возможным понять существо угрозы, то есть решить первую часть задачи – сформулировать угрозу.
В-четвертых, моделирование эффекта действия угрозы позволяет оценить степень ее опасности не на основании умозрительных оценок (даже подкрепленных тем или иным опытом), а на основании строгого соизмерения сил и средств сторон, вовлеченных в процесс реализации угрозы. Для принятия обоснованных решений это является необходимым и одновременно достаточным условием.
3.3.5. Стадии совместной работы ИАП и практических подразделений по выявлению угроз
Цикл совместной работы ИАП и практических подразделений должен состоять из последовательно вытекающих друг из друга стадий:
— определение задач, решаемых объектом защиты в настоящее время;
— организация процесса добывания информации об обстоятельствах, в которых эти задачи решаются;
— определение действий объекта защиты, обуславливаемых этими обстоятельствами, а также мотивов этих действий, механизмов реализации этих мотивов и способов их задействования.
Такой подход к определению самого понятия угрозы и технологии ИАР по их выявлению позволяет по-новому взглянуть на проблему предупреждения и пресечения этих угроз, организацию взаимодействия в решении этой задачи ИАП и практических подразделений территориальных офисов Ведомства.
3.4. Формирование и управление информационными потоками
3.4.1. Внешние информационные потоки
Важным направлением деятельности ИАП территориального офиса является их активное участие в формировании и управлении внешними и внутренними информационными потоками.
В ходе работы с информацией аналитики ИАП должны добиваться от сотрудников практических подразделений четкости в отслеживании пути поступления каждой информации в Ведомство. Каждая информация должна содержать данные об источнике, первоисточнике и подисточнике информации. ИАП должны средствами ИАР содействовать практическим подразделениям в том, чтобы довести информацию от первоисточника до потребителя предельно точно, не допуская искажений и потери важных информационных составляющих. В процессе контактов и проведения учебных занятий с руководством и практическими работниками аналитики ИАП территориального офиса Ведомства должны разъяснять им основные требования, предъявляемые к обработке информации, с целью недопущения искажения информации первоисточника, которое происходит вследствие наслоения на нее дополнительных информационных блоков, содержащих различного рода домыслы, личное мнение и оценки подисточника, источника, практического сотрудника. При таком подходе можно с высокой степенью вероятности говорить о достоверности или недостоверности полученной информации.
Другим важным направлением деятельности ИАР является разработка во взаимодействии с практическими подразделениями информационных моделей исследуемых объектов, анализ имеющихся информационных позиций и определение перспективы их укрепления. С точки зрения теории информации, решение указанной задачи средствами ИАР сводится к выявлению устойчивых информационных каналов исследуемого объекта, их параметрическому изучению и использованию полученных сведений для выработки предложений практическим подразделениям по наиболее оптимальной расстановке источников информации и их эффективному использованию на конкретных направлениях деятельности Ведомства.
Каждый из выявленных информационных каналов исследуемого объекта должен быть описан, определен способ его использования в решении конкретных задач. Описание информационных каналов включает:
— способы его формирования — естественный (фоновый), искусственный (созданный);
— направленность — не направленный, целевой;
— информационную насыщенность — интенсивный, не интенсивный;
— адресат — безадресный, адресный;
— контролируемость — неконтролируемый, подконтрольный;
— управляемость — не управляемый, управляемый;
— содержательность информации — содержательная, несодержательная;
— достоверность информации — дезинформация, ложная, правдоподобная, достоверная.
Проведенная таким образом «ревизия» существующих информационных каналов позволяет вырабатывать в отношении каждого из них свою стратегию и тактику работы.
3.4.2. Внутренние информационные потоки
Другой важной задачей ИАП является оказание содействия руководству территориального офиса в формировании и управлении внутренними информационными потоками. Его роль определяется рядом объективных обстоятельств, главным из которых является необходимость не допустить «потери» уже добытой информации вследствие невозможности ее использования для выработки и принятия управленческих решений.
В самом деле, рассмотренные нами современные подходы к организации ИАР в территориальном офисе Ведомства, разработанные аналитические технологии, во многом определяющие место и роль ИАП в управлении оперативным процессом, тесно связаны с решением проблемы «наполняемости» единого информационного банка данных, обеспечения своевременного доступа к информационным массивам ИАП всего руководящего состава и практических работников с учетом требований соблюдения конфиденциальности.
В свою очередь, это предполагает осуществление ИАП следующих мер:
— уяснения структуры и содержания внутренних потоков информации, действующих в территориальном офисе;
— определения проблем, выявленных в результате функционального и содержательного анализа информационных потоков и анализа информационных потребностей руководства и практических работников, вызванных недостатком управления соответствующей информацией;
— выработки и задействования конкретных механизмов управления т.н. проблемными информационными потоками.
В ходе реализации этих мер ИАП во взаимодействии с заинтересованными подразделениями должны выявить и четко постулировать потребности руководства территориального офиса Ведомства в т.н. информационном управлении:
— предельно ясно определить информацию и структуру ее потоков, имеющих отношение к деятельности самого территориального офиса;
— определить существующие правила и законы, по которым осуществляется движение информационных потоков, а также принципы управления ими (изучение действующей нормативной и законодательной базы);
— выяснить взаимосвязи между действующими внутренними информационными потоками;
— выявить проблемы, возникающие вследствие недостатка качественного информационного управления (менеджмента);
— разработать и осуществить мероприятия по устранению решению вскрытых проблем.