РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

§ Организация информационно-аналитической работы в иерархических структурах

Целью настоящего раздела является:

·    систематизация, расширение знаний об участии территориальных информационно-аналитических подразделений (далее – ИАП) иерархически построенных структур (далее — Ведомств) в организации управления собственной деятельностью, выработка предложений по оптимальной организации управленческой деятельности;

·    показ основных аспектов теории и практики деятельности территориальных ИАП Ведомства по участию в управлении производственным процессом, определить значимые факторы, влияющие на эффективность деятельности органов безопасности.

·    показ специфики деятельности территориальных ИАП Ведомства, принципов, методов и технологии участия указанных подразделений в управлении производственным процессом.

Сложность и динамизм складывающейся в России ситуации диктует необходимость совершенствования организационно-управленче-ской и производственной деятельности Ведомств, представляющих собой, как правило, сложные иерархические структуры. Решение данной задачи напрямую зависит от эффективного использования всего арсенала сил и средств территориальных органов (офисов) Ведомств, в том числе средств информационно-аналитической работы (далее — ИАР) на всех этапах управленческого процесса: как при анализе возникающих проблем на этапе познавательной деятельности, так и на этапе преобразования (от выработки и принятия управленческих решений до их реализации и оценки полученного результата). Особое значение информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности приобретает именно на этапе преобразования, поскольку игнорирование роли ИАР на данном этапе не позволяет сформировать в Ведомстве замкнутый цикл управления.

В данном материале представлена парадигма системы информационно-аналитической деятельности Ведомств. При этом особо подчеркивается, что основным назначением ИАР является восполнение пробелов в информационном обеспечении процесса принятия решений, во-первых, на государственном и региональном уровнях, а, во-вторых, в самом Ведомстве. Ее материалы должны снимать неопределенность в понимании лицами, принимающими решения, существа происходящих процессов. В ходе ИАР снимается противоречие между потребностью директивных органов в подобных материалах и возможностью добывающих подразделений Ведомства получить такую информацию в готовом для реализации адресатам виде.

Анализ системы организации ИАР в территориальном офисе Ведомства показывает, что данная системы состоит из следующих подсистем: определение целей и задач ИАР, на основе этого выделение основных направлений ИАР и, наконец, непосредственная организация процесса построения ИАР. Отдельно рассматриваются причины недостаточной эффективности ИАР в территориальных офисах Ведомства.

Особо подчеркивается роль ИАР как средства информационного воздействия на складывающуюся в регионе обстановку в сфере деятельности Ведомства, в том числе путем задействования интеллектуального ресурса региона.

Недопонимание руководством территориальных офисов Ведомства и их информационно-аналитических подразделений роли ИАР в решении основной задачи по повышению эффективности производственного процесса связано, в частности, с тем, что у них отсутствуют необходимые теоретические знания и практические навыки в области современных информационно-аналитических технологий. Некоторые из них рассмотрены в настоящем материале.

Одним из важных факторов повышения результативности производственного процесса является внедрение указанных технологий при организации и проведении аналитических исследований по возникающим проблемным ситуациям. В материале выделены и проанализированы цели, задачи и принципы проведения аналитических исследований, а также их характерные ошибки. Показано, что результаты аналитических исследований напрямую зависят от степени взаимодействия ИАП с другими подразделениями территориального офиса Ведомства.

Важной практической задачей является овладение сотрудниками ИАП территориального офиса Ведомства методами распознавания проблемных ситуаций в общем информационном потоке с последующей постановкой ими аналитических задач в форме информационных заданий перед другими подразделениями. Данная задача имеет технологические решения.

В качестве одного из таких решений выступает разработанная автором в содружестве с И.И.Рабиновичем технология аналитической работы, основанная на выделении и организации работы по т.н. «корневым информационным объектам» (далее — КИО). В материале представлена методика выделения КИО, показано влияние технологии КИО на производственный процесс.

Одним из направлений использования технологии выделения КИО является методика ИАР по вскрытию и описанию угроз безопасности в сфере деятельности Ведомства. Применение технологии КИО потребовало разработки нового подхода к пониманию термина «угроза безопасности» и поставило перед ИАП задачи по вскрытию скрытых угроз. В материале представлен новый подход к их выявлению, показаны стадии совместной работы ИАП с другими подразделениями территориального офиса Ведомства.

1. Парадигма информационно-аналитической деятельности

Информационно-аналитическая работа представляет собой познавательный процесс, то есть осознание и понимание происходящих в социуме процессов и явлений. Информационно-аналитическая работа относится к практической познавательной деятельности, ее предметом являются совершенно определенные субъекты современной истории, а также связанные с ними процессы, происходящие в конкретных социальных условиях.

Основное назначение ИАР — восполнять пробелы в информационном обеспечении процесса принятия решений, во-первых, на государственном и региональном уровнях, а, во-вторых, в самом Ведомстве, а также снимать неопределенность в понимании лицами, принимающими решения, существа происходящих процессов. В ходе ИАР устраняется противоречие между потребностью директивных органов в подобных материалах и возможностью добывающих (производственных) подразделений получить такую информацию в готовом для реализации адресатам виде.

Сущность ИАР составляет познавательный процесс, состоящий в проведении исследования (аналитического исследования, «анализа» в повседневном словоупотреблении) конкретного явления социально-политического или экономического характера на основе имеющейся информации о нем с формулированием гипотез его дальнейшего развития и предложений о наиболее рациональном образе действий в отношении изучаемого объекта.

Источником существования (возникновения) ИАР являются, с одной стороны, объективная потребность директивных органов в получении от Ведомства информации, пригодной для использования в качестве информационной базы для принятия решений на государственном и региональном уровнях, а также потребность руководства самого Ведомства в получении информации, способствующей совершенствованию организационно-управленческой и производственной деятельности. С другой стороны, ИАР генетически обусловлена невозможностью (за редким исключением) получения такой информации непосредственно производственными подразделениями.

Механизм реализации ИАР заключается в отборе исходной информации (преимущественно фактографического характера), ее обработке с помощью комплекса исследовательских процедур (технологий и методик) и формулировании полученных выводов преимущественно обобщающего характера. Получаемая выводная информация должна и по содержанию, и по форме представления отвечать требованиям, предъявляемым инстанциями к получаемым ими от Ведомства материалам. Это же требование относится к информационно-аналитическим материалам, используемых руководством Ведомств при выработке управленческих решений. При этом в ходе ИАР необходимо сочетать объективность в подходе к информации с учетом потребностей инстанций и руководства самого Ведомства (то есть информация должна оцениваться с точки зрения их интересов).

Общее направление развития ИАР связано с повышением квалификации аналитиков и сотрудников других подразделений, добывающих исходную информацию, развитием информационно-технологической базы, совершенствованием содержательных исследовательских процедур, отработкой механизмов прямой и обратной связи аналитических подразделений с потребителями информации, в число которых входят сами добывающие подразделения и руководство Ведомства.

ИАР требует профессиональной специализации сотрудников, их углубленной подготовки и постоянного совершенствования полученных ими навыков. Необходимость профессионализации ИАР связана с принципиально иным характером труда аналитика по сравнению с деятельностью других сотрудников Ведомства (работа с информацией, требующая знания и совершенствования исследовательских технологий, способность к широкому обобщению информации, получению выводов и соотнесению их с требованиями потребителей).

В качестве методического аппарата (методологии) ИАР выступает комплекс общенаучных и отдельных частных методов и методик научного и практического познания, а также наработанные лично аналитиком способы и приемы решения исследовательских задач. В основном применяются методы логико-интуитивного, эвристического характера, а также компьютерные имитации. При этом степень их использования напрямую зависит от уровня профессиональной квалификации и общей культуры аналитика.

В рамках аналитического исследования можно выделить ряд его типовых стадий. Как уже отмечалось, аналитическое исследование является процессом изучения реального предмета или явления объективного мира, но не напрямую, а через отражающую его бытие информацию. При этом исходным объектом изучения становится некий реально существующий (или существовавший ранее, либо тот, который заведомо будет существовать в будущем) субъект — человек, организация, иной предмет материального мира или идеологическая конструкция, собственно деятельность в какой-либо предметной области. Изменение в состоянии такого субъекта рассматривается как объективное событие. В свою очередь, отражение в информации реального события становится информационным фактом, лежащим в основе исследовательской работы.

Отбор информационных фактов по принципу их тематического и хронологического родства позволяет сгруппировать фактический материал и представить его в виде процесса (то есть, по существу, описания происходящих событий). Выявление сопряженных с данным процессом и прямо влияющих на него факторов позволяет выявить причины возникновения и развития наблюдаемого процесса (то есть происходит объяснение сложившейся ситуации).

Рассмотрение характера изменения исследуемого процесса на более ранних стадиях (ретроспективно — из прошлого в настоящее) дает возможность судить о динамике его развития (ускорении или замедлении, росте или сокращении и т.п.), иными словами обозначить тенденцию его развития. Мысленное продление в будущее выявленной тенденции, а также влияющих на изучаемый объект факторов, позволяет сформулировать прогноз (картину его будущего состояния). Сравнение полученного прогноза на государственном и региональном уровнях с национальными интересами страны в исследуемой сфере позволяет дать политическую оценку ожидаемого хода событий, оценить его с точки зрения пользы или вреда для нашего государства. В зависимости от оценочных выводов формулируются рекомендации по оптимальным действиям в складывающихся условиях. В свою очередь, знание динамики развития той или иной ситуации, скрытых механизмов, лежащих в их основе, позволяет руководству Ведомства своевременно сосредотачивать силы и средства на приоритетных направлениях, обеспечивать распознавание острых проблем, требующих скорейшего разрешения с целью недопущения нанесения ущерба стране или региону или локализации негативных последствий от реализации угроз. Такой прогноз развития ситуации должен сочетаться с анализом состояния дел в самом Ведомстве, что крайне необходимо для выработки его руководством выверенных управленческих решений.

Представленная картина стадий ИАР характерна для наиболее сложного вида этой деятельности — собственно аналитической работы. Наряду с этим уровнем важным звеном единого процесса «производства» информационно-аналитической продукции является подготовка и направление адресатам (директивным органам, руководству Ведомства) сообщений по конкретным фактам (вопросам) и подготовка сводок. Эта, информационно-фактографическая деятельность, дополняется информационно-справочной работой, связанной с систематизацией и накоплением получаемых сведений, преимущественно в виртуальном виде.

Работа ИАП территориального офиса Ведомства в части информирования директивных органов строится по следующей схеме. Сотрудники этих подразделений ставят информационные задачи перед работниками соответствующих подразделений Ведомства. Получая общие информационные задания из Центра, они в то же время обеспечивают направление информации в центральный офис Ведомства. Параллельно осуществляется информирование заинтересованных органов государственной и исполнительной власти соответствующего уровня по вопросам, относящимся к компетенции этих категорий адресатов.

В целом указанные направления деятельности ИАП достаточно хорошо проработаны теоретически, основные подходы к ее организации, как правило, закреплены в ведомственных нормативных документах.    В то же время, специфика работы ИАП территориального офиса Ведомства такова, что в настоящее время, помимо уже рассмотренных направлений ИАР, они призваны все активнее включаться в процесс выработки управленческих решений по конкретным актуальным (оперативным) материалам, проблемным ситуациям. Речь идет о совершенствовании информационного и аналитического обеспечения практической деятельности территориального офиса Ведомства.

2. Организация ИАР в территориальном офисе Ведомства

2.1. Цели и задачи ИАР

В территориальном офисе Ведомства ИАР осуществляется в целях:

— выработки научно-обоснованных рекомендаций для директивных органов по разрешению важнейших проблем в сфере деятельности Ведомства на основе изучения и прогнозирования динамики воздействия наиболее опасных факторов на жизнедеятельность региона;

— совершенствования управления деятельностью территориального офиса Ведомства, обеспечения его устойчивого развития.

Достижение указанных целей обеспечивается путем:

— своевременного информирования руководства центрального офиса Ведомства и по их поручению федеральных органов государственной власти, включая представителей Президента России в федеральных округах, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации о проблемах (угрозах), формирующихся в регионе, причинах и условиях возникновения таких проблем (угроз), тенденциях их развития, о необходимых мерах общегосударственного и регионального характера по решению этих проблем (противодействию этим угрозам) (внешнее информирование);

— информирования руководства территориального офиса Ведомства о состоянии, накопленном опыте и направлениях совершенствования управленческой и производственной деятельности (внутреннее информирование).

При этом решаются следующие ключевые задачи:

— распознавание и выявление проблемных ситуаций и скрытых угроз в различных сферах, относящихся к деятельности Ведомства, формирующихся в регионе, прогнозирование развития выявленных угроз и их перерастания в опасности, подготовка рекомендаций по наиболее целесообразным способам их нейтрализации и оценка последствий принятия этих решений;

— изучение текущей (оперативной) обстановки (ситуации) в целях определения факторов, причин и условий, способствующих или, наоборот, препятствующих формированию ее нормативного состояния;

— оппонирование региональных законопроектов, концепций, планов, программ, экспертиз, затрагивающих проблемы в сфере деятельности Ведомства в регионе;

— прогнозирование с использованием научно-обоснованных методов исследования текущей (оперативной) обстановки в регионе в целом и ее отдельных элементов на основании анализа ее прошлого и текущего состояния, перспектив развития под воздействием доминирующих факторов;

— подготовка вариантов решения конкретных задач, включающих рекомендации по проведению мероприятий, необходимых для достижения территориальным офисом Ведомства возможного и желаемого состояния текущей (оперативной) обстановки (ситуации);

— формирование стратегии и тактики информационно-аналитической деятельности в территориальном офисе Ведомства, ее координирования, совершенствования и развития структуры.

В качестве главных инструментов ИАР в территориальном офисе Ведомства выступают исследования региональных политических, социальных, экономических и иных процессов, влияющих на сферу деятельности Ведомства, социальное прогнозирование развития ситуации, поиск и обнаружение проблемных областей, проблем, аспектов проблем, подготовка вариантов управленческих решений для их разрешения.

Рассматриваемая информационно-аналитическая деятельность как элемент управленческой деятельности имеет свой приоритет, свою значимость, полезность, необходимость лишь в том случае, если она нацелена на решение конкретных задач, стоящих перед территориальным офисом Ведомства.

Таким образом, возникает необходимость более конкретного определения целей, задач, направленности ИАР как элемента управленческой деятельности в территориальном органе безопасности.

2.2. Направления ИАР в территориальном офисе

С нашей точки зрения, ИАР в территориальном офисе Ведомства приобретает ценность лишь в том случае, если она эффективно обеспечивает три направления:

Первое направление — аналитическое обеспечение текущей деятельности самого территориального офиса Ведомства в целом или его отдельных структурных подразделений. Это первичный, чаще всего сугубо тактический уровень самой информационно-аналитической деятельности. Ее познавательная часть невелика, так как в основном идет интерпретация, разъяснение, объяснение, трактовка информационных данных, их оценка. Если и присутствует строго научный подход, то он не поднимается выше анализа тенденций, совершенно не затрагивая закономерности. Тем самым создаются ограничения и для преобразовательной стороны ИАР. Она ограничивается в основном выводами, оценками и, в лучшем случае, рекомендациями текущего порядка в рамках узко обозначенной темы. Превалирование информационной деятельности здесь очевидно.

Все это влечет за собой ряд особенностей организационного построения системы ИАР в территориальном офисе Ведомства. Так, в частности, это диктует необходимость формирования в его структурных подразделениях распределенных банков данных (далее — РБД), выступающих под элементами единого банка данных территориального офиса Ведомства, формирование и техническое обслуживание которого возлагается на ИАП. Их построение осуществляется таким образом, чтобы, с одной стороны, РБД способствовали решению конкретных задач, стоящих перед структурным подразделением офиса, а с другой — способствовали решению информационно-аналитических задач территориального офиса Ведомства в целом. На практике это означает, что РБД структурного подразделения офиса должен состоять из двух блоков.

В первом блоке должна сосредотачиваться информация по текущим вопросам деятельности структурного подразделения, сведения обо всех сторонах его практической деятельности. «Вторжение» в этот блок со стороны ИАП должно быть максимально ограничено. Во втором блоке РБД должна концентрироваться обобщенная аналитическая продукция структурного подразделения по линиям работы и решаемым проблемам. Этот блок должен быть открыт для рабочего «вторжения» со стороны единого банка данных офиса, обеспечивающего аналитиков ИАП необходимой информацией для подготовки информационно-аналитической продукции в интересах территориального офиса и Ведомства в целом.

Такое построение информационно системы территориального офиса Ведомства позволяет обеспечить полноту, достоверность и надежность информационно-аналитической продукции всего офиса. Сегодня это противоречие — между объективной необходимостью готовить в территориальном офисе Ведомства единую аналитическую продукцию и субъективным стремлением руководителей его структурных подразделений сохранить монопольное право на «свою» информацию — является одним из главных при выработке единой аналитической продукции.

Второе направление — аналитическое обеспечение руководства территориального офиса Ведомства, необходимое для принятия управленческих решений, связанных с общими и конкретными проблемами деятельности офиса в целом. Как бы хорошо ни был отработан аналитический документ конкретного структурного подразделения, он, тем не менее, раскрывает лишь одну сторону общих проблем и не может отвечать таким требованиям как полнота, надежность, глубина исследования, когда речь заходит о необходимости отразить общую ситуацию, характерную для территориального офиса в целом. Поэтому здесь главенствующая роль принадлежит ИАП, способному по своему автономному положению и в силу прямого доступа во вторые информационные блоки всех структурных подразделений воспроизвести всю многоаспектную деятельность территориального офиса Ведомства.

Третье направление — аналитическое обеспечение политической, общественной, государственной, экономической, социальной, финансовой и иной деятельности страны на высшем государственном, политическом, общественном, отраслевом, региональном и ином уровнях в рамках компетенции Ведомства.

Ответственность за подготовку таких документов должна ложиться только на ИАП, располагающее возможностями (базы данных структурных подразделений, собственная единая база данных, внешние информационные потоки) и специалистами соответствующего уровня.

Изучение состояния ИАР в территориальных офисах ряда ведомств выявило несоответствие между увеличением общего объема выводной информации, в том числе в режиме «запрос-ответ», и сокращением ее аналитической проработки, ослаблением заинтересованности со стороны властных структур в ее использовании при принятии соответствующих решений.

Переломить эту тенденцию невозможно без решения в целом проблемы совершенствования информирования органов государственной власти, которое должно базироваться на глубоком понимании его основного содержания, комплексном использовании организационных, правовых, технических, технологических и иных мер. Эта задача может и должна решаться в рамках создания и развития т.н. «систем обеспечения информацией» о проблемах (угрозах), формируемых в регионе, органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях.

Ключевым моментом при создании таких систем в территориальных офисах Ведомства выступает применение т.н. активных методов информирования, основанных, прежде всего, на определении (выявлении) информационных потребностей объекта информирования. При этом сохраняется актуальной задача совершенствования самих методов представления информации с учетом специфики ее производителя и потребителя, а также средств информирования, обусловленных конкретной текущей (оперативной) обстановкой.

В свою очередь, определение информационных потребностей включает в себя:

А. Определение категорий потребителей выводной информации территориального офиса Ведомства, включая персональный список официальных лиц, представляющих федеральные и региональные органы государственной власти и управления, которым направляется или будет направлена в перспективе информационно-аналитическая продукция территориального офиса.

Б. Выявление собственно информационных потребностей путем:

— изучения директивных и плановых документов, касающихся общих проблем жизнедеятельности субъекта Федерации (законодательных нормативных актов субъекта Федерации, перспективные программы его экономического и социального развития, материалы коллегий органов государственной власти и управления и другие);

— анализа запросов потребителей выводной информации территориальных офиса;

— участия руководства территориального офиса Ведомства и его сотрудников в работе совещательных (коллегиальных) органов при руководителях органов государственной власти и управления различного уровня;

— личных контактов с официальными представителями региональных властных и управленческих структур.

Очень важным представляется организация непосредственных контактов аналитиков ИАП («изготовителей») и «потребителей» информации территориального офиса Ведомства, в том числе путем создания постоянных и временных межведомственных комиссий и рабочих групп, а также путем создания межведомственных информационных банков данных с организацией доступа к ним экспертов-специалистов в сфере деятельности Ведомства.

Рассматривая информирование как систему, не следует забывать и об укреплении ее обратных связей. Необходимо искать пути налаживания устойчивой обратной связи между ИАП и другими подразделениями территориального офиса. Практика показывает, что наиболее перспективен путь подготовки аналитиками ИАП информационных заданий для производственных подразделений с тем, чтобы они имели время сконцентрировать свои силы и средства в нужном объеме и направлении.

Таким образом, направленность ИАР в территориальном офисе Ведомства определяется задачами и характером его деятельности. В свою очередь, направленность и содержание деятельности территориального офиса определяются характером и содержанием проблем (угроз) в конкретных сферах интересов Ведомства.

2.3. Построение ИАР

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что целеполагание и направленность ИАР в территориальном офисе Ведомства оказывают определяющее влияние:

Во-первых, на организационное построение информационно-аналитической деятельности.

Во-вторых, на общие и конкретные задачи информационно-аналитической деятельности.

В-третьих, на круг постоянно действующих (обязательных) тем аналитических исследований, которые необходимо осуществлять в рабочем режиме (в режиме информационно-аналитического мониторинга). Это означает, что должны быть определены темы постоянной работы аналитиков ИАП территориального офиса безотносительно к имеющимся текущим заданиям. Аналитики, работая по таким темам, обязаны иметь подготовленный рабочий вариант (рабочую гипотезу), который в случае поступления заказа от руководства центрального или самого территориального офиса Ведомства должен быть представлен в предельно короткие сроки. Ко всему прочему это позволяет сформировать на постоянной основе группы исследователей (аналитиков и информационных работников ИАП, практических сотрудников, проявляющих склонность к аналитической работе, а также экспертов), специализирующихся на определенных проблемах и приобретающих репутацию авторитетных специалистов по вопросам данной проблемы.

В-четвертых, на систему источников, накопления, обработки, систематизации и классификации информационной базы территориального офиса, ее техническую обеспеченность, технико-организационное построение.

В-пятых, на требования к квалификации сотрудников-аналитиков ИАП, уровню их профессионализма, знаниям по вопросам тематики проводимых исследований, опыту как исследовательской, так и практической работы в сфере изучаемых проблем.

Основной критерий, по которому должна оцениваться аналитическая работа в территориальном офисе — своевременность выделения (вскрытия) актуальной проблемы. Немаловажное значение имеет умение формировать модели объекта управления (например, элемента текущей обстановки). При этом следует особо подчеркнуть, что формирование такой модели — это задача не только аналитика ИАП, но, что более важно, задача самого субъекта управления (руководителя территориального органа офиса, структурного подразделения, практического сотрудника). Задача аналитика ИАП — формализовать эти представления субъекта управления и задать алгоритм ее формирования в виде информационных образов (задания).

2.4. ИАР как средство информационного воздействия

Однако все вышесказанное в большей степени относится к традиционному пониманию места и роли ИАП территориального офиса как структурного подразделения Ведомства, призванного формировать политику в области т.н. внешнего информирования. Вместе с тем постановка перед территориальными офисами Ведомств (в рамках осуществляемой административной реформы) качественно новых задач, сложность и динамизм складывающейся обстановки в большинстве российских регионов, в которой их приходится решать, требуют пересмотра традиционных взглядов на деятельность ИАП, корректировки этой деятельности в направлении более качественного информационно-аналитического обеспечения выработки и принятия управленческих решений в сфере деятельности ведомств.

Перед руководством территориального офиса Ведомства в настоящее время стоят две главные задачи:

А. Обеспечить руководство Российской Федерации и руководство Ведомства достоверной систематизированной информацией о складывающейся в регионе ситуации.

Б. Оказать содействие органам федеральной власти и субъекта Федерации в урегулировании возникающих на уровне региона противоречий социального, экономического и политического характера без применения экстраодинарных мер.

В рамках решения этих задач необходимо:

— устанавливать контакты с политическим руководством субъекта Федерации, ответственными руководящими работниками всех ветвей власти, иными авторитетными лицами в регионе с целью своевременного и более полного получения информации о социальных, экономических проблемах региона, входящих в сферу интересов Ведомства, вероятных способах их разрешения;

— анализировать возможности руководства субъекта РФ решить возникшие проблемы в рамках Конституции Российской Федерации, не прибегая к решениям, влекущим противоречия с Основным Законом, другими законодательными актам Российской Федерации, политикой федеральной исполнительной власти;

— разрабатывать во взаимодействии с соответствующими подразделениями центрального офиса Ведомства предложения для руководства Российской Федерации, учитывающие позицию руководства субъекта Федерации, и меры по их реализации в рамках региона и России в целом;

— оказывать влияние на характер действий руководства субъекта РФ, других авторитетных лиц региона с целью направления этих действий к конструктивному разрешению возникающих проблем, не допуская кризисного обострения взаимоотношений между федеральным центром и субъектом РФ.

Выполнение этих задач связано с необходимостью формирования устойчивых каналов поступления систематизированной, объективной информации из субъектов РФ, а также каналов влияния на руководства этих субъектов.

Решение данных задач не предполагает кардинальной реорганизации деятельности территориальных офисов Ведомства. Она может и должна осуществляться в рамках существующих направлений и линий работы Ведомства с обязательным задействованием имеющегося в регионах интеллектуального потенциала. Последнее обстоятельство, диктуемое необходимостью более глубокого и аналитического проникновения в суть протекающих явлений, вскрытия неявных проблем (угроз) и факторов, влияющих на динамику их развитии и реализацию, выработки выверенных управленческих решений для их предотвращения или локализации последствий, существенным образом влияет на организацию информационно-аналитического обеспечения деятельности Ведомства, усиливает роль и влияние ИАП.

2.5. Задействование интеллектуального ресурса региона

На практике территориальные офисы Ведомства осуществляют работу с региональными интеллектуальными ресурсами по трем направлениям:

·    Использование этого потенциала в качестве информационно-экспертной среды, позволяющей сформировать объемное целостное представление о складывающейся в регионе ситуации в сфере интересов Ведомства, по возможности избегая стереотипов и упрощений. Речь идет о создании системы мониторинга социального пространства в регионе, основанной на развитии личных контактов практических сотрудников и аналитиков офиса с видными учеными, специалистами, являющимися экспертами в своих областях знаний.

·    Использование интеллектуального потенциала региона для глубокой аналитической проработки наиболее сложных проблем, относящихся к сфере интересов Ведомства, и поиска путей их решения. Второе направление дает заметный эффект при постоянном сотрудничестве с небольшими по численности группами квалифицированных специалистов (экспертов). Подобные группы способны оказывать содействие территориальным офисам на постоянной основе в изучении ситуации и разработке (на основе современных социальных информационных технологий) адекватных мер реагирования на выявленные проблемы (угрозы).

·    Использование отдельных представителей регионального экспертного сообщества для оказания влияния на авторитетных представителей политической и бизнес элиты, определяющих и проводящих политический и социально-экономический курс в регионе.

Значение информационно-аналитической составляющей в деятельности территориальных офисов Ведомства при решении вышеперечисленных задач очень высоко. В этой связи возрастает роль ИАП как головных подразделений в области ИАР. Необходимо особо подчеркнуть, что ИАР не исчерпывается лишь фиксацией информации и ее анализом, как бы полно, глубоко и квалифицированно они были выполнены. Именно при данном подходе к ИАР территориального офиса она может избавиться от существующей сегодня частичной или полной ее невостребованности. Необходимо активно разрабатывать и внедрять в практику деятельности ИАП современные методы ИАР, способные оказывать более целенаправленное и эффективное управленческое воздействие на организацию и осуществление практической деятельности Ведомства.

2.6. Основные этапы работы с экспертами

Приобретением знаний называется выявление знаний из источников и преобразование их в нужную форму, а также перенос в информационную систему территориального офиса Ведомства. Источниками знаний выступают книги, архивные документы, содержимое других баз знаний и т.п., т.е. некоторые объективизированные знания, переведенные в форму, которая делает их доступными для потребителя. Другим типом знаний являются экспертные знания, которые имеются у специалистов, но не зафиксированы во внешних по отношению к нему хранилищах. Экспертные знания являются субъективными.

Ввод в информационные системы объективизированных знаний не представляет особой проблемы, выявление и ввод субъективных и особенно экспертных знаний достаточно трудны.

Возможны три режима взаимодействия аналитика с экспертом-специалистом: протокольный анализ, интервью и игровая имитация профессиональной деятельности. Протокольный анализ заключается в фиксации (например, путем записи на магнитную ленту «мыслей вслух» эксперта во врем решения проблемы и в последующем анализе полученной информации. В режиме интервью аналитик ведет с экспертом активный диалог, направляя его в нужную сторону. При игровой имитации эксперт помещается в ситуации, похожие на те в которых протекает его профессиональная деятельность. Наблюдая за его действиями в различных ситуациях, аналитик формирует свои соображения об экспертных знаниях, которые впоследствии могут быть уточнены с экспертом в режиме интервью. Принципы игровой имитации нашли применение в разнообразных деловых играх, специальных тренажерах.

Процесс взаимодействия аналитика с экспертом-специалистом включает три основных этапа.

А. Подготовительный этап. В любой совместной деятельности большое значение имеют психологические качества аналитика, такие как личность, манера поведения, стиль научного мышления. Существуют различные классификации аналитиков, например: инициатор – быстро реагирует на перспективные проблемы, т.е. один из первых ощущает необходимость решения проблемы с элементами неопределенности; диагност — способен к быстрой оценке сильных и слабых сторон решения задачи, эрудит — наделен исключительной памятью, отличается повышенным вниманием к деталям и стремлением к упорядоченности; ремесленник — способен воплощать в жизнь плохо оформленные идеи других; эстет — стремится исследовать проблемы, приводящие к изящным решениям, не склонен к кропотливому труду; методолог — заинтересован методологическими аспектами исследований; независимый — стремится к индивидуальному решению проблем; фанатик — самоотверженно увлечен исследуемой проблемой.

Для роли эксперта наиболее предпочтительны инициатор эрудит, диагност и ремесленник (в паре с аналитиком-эрудитом), а для роли аналитика — диагност, методолог, эрудит, инициатор.

Подготовительный этап включает:

— четкое определение исследовательской задачи (сужение поля знаний);

— выбор экспертов: определение их количества; выбор уровня компетентности; определение способов и возможности заинтересовать экспертов в работе; тестирование экспертов;

— знакомство аналитика со специальной литературой в предметной области;

— знакомство аналитика и экспертов;

— создание аналитиком поля знаний первого приближения априорным знаниям из литературы (прототип поля знаний).

Б. Установление «общего кода», заключающегося в создании лингвистического альянса взаимодействия, сокращении «расстояния» между объектом (исследуемой предметной областью) и аналитиком. Необходимо определить главные понятия, т.е. выработать словарную основу базы знаний; уровень детализации; взаимосвязи между понятиями.

В. Гносеологический этап. На этом этапе происходит выяснение закономерностей, присущих предметной области, условий достоверности и истинности утверждений, структурирование за счет введения отношений и т. п. Этот этап является определяющим во взаимодействии аналитика и эксперта.

2.7. Причины недостаточной эффективности ИАР

Анализ показывает, что основе невысокого КПД информационно-аналитической работы ИАП территориальных офисов Ведомства лежат следующие причины.

А. Значительное количество информационного материала поступает на верхние этажи управления в необработанном или недостаточно обработанном виде. В результате там скапливается много информационной «руды», не хватает сил для ее обработки, вследствие чего информация быстро устаревает, работа с ней теряет практический смысл.

Б. В своем непосредственном, первичном виде конкретные события и факты происходящего могут не иметь прямого отношения к существующим признакам проблем (угроз). Аналитики, располагая значительным объемом потенциально ценной информации, не вовлекают или слишком поздно вовлекают ее в процесс выработки решений. В то же время ее место занимают сложившиеся представления, стремление видеть в реальности желаемое.

В. При анализе неявных проблем (скрытых угроз) недостаточно четко проводится грань между реальной тенденцией и тенденциозностью того или иного события. Аналитики не всегда могут провести эту грань, поскольку для этого требуется изучение происходящего не только по вторичной информации каких-либо источников, но в непосредственном контакте с основными действующими лицами событий. В связи с этим существует опасность, что информационно-аналити-ческий документ спровоцирует неадекватную реакцию на излагаемый факт. Вместе с тем он может быть воспринят пользователем как приглушающий действительное значение происходящего. В результате изложенные в нем выводы и оценки подвергаются сомнению либо с той, либо с другой позиции, что оставляет путь для принятия волевых решений.

Г. ИАР часто не находит актуальной точки своего приложения. Собирается много информации «впрок», в силу сложившихся информационных позиций или направлений анализа. На это отвлекаются силы и средства. В то же время актуальные для руководящих органов решения остаются недостаточно подготовлены с точки зрения анализа конкретных способов и средств их реализации. Ответы на эти вопросы часто находятся уже тогда, когда решение принято, и реализация его началась.

Все вышесказанное еще раз подтверждает мысль о том, что отношение к ИАР в территориальном офисе Ведомства (а, следовательно, к месту и роли ИАП) как к деятельности по сбору информации (что само по себе важно), ее анализу и прогнозу (что так же реализуется с помощью информационно-аналитических технологий) не исчерпывает задач, которые должны быть решены в рамках проводимой в территориальном офисе ИАР.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля