
Раздел III. Практические методики анализа объектов
§ 2. Расчетно-платежная информация как инструмент анализа для кредитных организаций
1. Кому это надо?
В первой половине 2004 года по электронной почте в массовом количестве на почтовые ящики различных юридических лиц и рядовых граждан стали поступать предложения по приобретению базы данных «Банковские проводки РКЦ». Поступали они и на электронные адреса коммерческих банков. Особая притягательность этой базы была в том, что она содержала не только расчетный счет клиента и банковский идентификационный код (БИК) банка, где он обслуживается, но и идентифицирующие реквизиты самого клиента: его наименование и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а также реквизит «назначение платежа». Эта база использовалась кредитными организациями при оценке финансового состояния своего клиента, даже если он обслуживался в разных банках, и помогала принять решение по его кредитованию. В это время как раз набирало обороты кредитование реального сектора экономики, поэтому, коммерческие банки с большой охотой приобретали эту базу данных. Необходимо отметить, что, несмотря на заявленную в рекламе вселенность платежей в объеме Российской Федерации, эта база содержала информацию только по московскому региону.
В конце марта — начале апреля 2005 года в ряде СМИ прошли сенсационные публикации об утечке конфиденциальной информации о банковских проводках. Этому предшествовали лавинообразные предложения в Интернете, по приобретению этой базы, рассылаемые по электронной почте. Достаточно сказать, что только на почтовые ящики Банка России в тот период ежемесячно приходило по десятку подобных предложений. Правда, как отмечали банковские аналитики, в платежах содержались неполные, устаревшие и содержащие множество ошибок данные. Депутаты Госдумы направили запрос в Генпрокуратуру с просьбой разобраться с этим фактом и требованием проследить за соблюдением банковской тайны. В этих условиях, как писала пресса, выявлением конкретных виновных уже занялись правоохранительные органы с использованием тех сил и средств, которые им делегированы Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», а Банк России сконцентрировал усилия на пресечении самого канала утечки. Сотрудникам Центробанка отключили записывающие устройства в компьютерах — дисководы, USB — подключения и др. Была введена новая система защиты и доступа, проведен дополнительный комплекс организационно-технических мероприятий.
Как результат, на сегодняшний день предложения о продаже базы данных банковских проводках со стороны «коробейников» «черных» информационных баз, начиная с апреля 2005 года, прекратились. Банк России позволил себе слегка вздохнуть с облегчением, а от кредитных организаций, которые приобретали эти базы, послышался вздох разочарования. В данной статье и делается попытка понять причины такой реакции коммерческих банков, которые являются активными игроками на рынке информационных услуг. А для этого попробуем ответить на три экзистенциальных вопроса, которые в свое время сформулировал И. Кант:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?
2. Что я могу знать?
Для чего коммерческие банки покупали базу данных о банковских проводках? Разумеется, всегда находились и найдутся покупатели, которые захотят использовать платежную информацию для выявления наиболее привлекательных с позиции клиентуры банков субъектов рынка с последующим переманиванием их в другую кредитную организацию на более выгодных условиях, или для недобросовестной конкуренции при участии в тендерах. Более того, никто не исключает, что подобная информация может использоваться с целью выявления обеспеченной клиентуры для дальнейшего на них «наезда» со стороны преступных группировок. Подобные цели — это уже удел «серого» и «черного» бизнеса, от которого в России не застрахован никто, нигде и никогда, поэтому они сознательно не рассматриваются в данной статье.
Итак, для чего законопослушные, добросовестные банки планомерно приобретали базу данных о банковских проводках? В первую очередь, для оценки финансово-хозяйственной деятельности потенциального заемщика, да и любого своего клиента, контрагента, партнера. Естественно, возникает вопрос, а нет ли других, цивилизованных средств решать эту задачу? Ведь в развитых западных странах ничего подобного нет и быть не может. Действительно, сведения о компаниях, предпринимательских структурах, финансовой конъюнктуре можно получить на тысячах Web-сайтах. Кроме того, существует огромное число информационно-аналитических компаний, представляющих разнообразные данные о деятельности фирм.
Например, для работающих на американском рынке как нельзя более информативен просмотр Web-сайт (www.sec.gov) Федеральной Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям США (Securities and Exchange Commission — SEC). Ее правила требуют полного раскрытия всей информации о ценных бумагах до заключения сделки. Поэтому, все компании, чьи акции продаются и покупаются на фондовых биржах, должны в обязательном порядке представлять финансовые отчеты для SEC по соответствующей форме.
В отчете, представляемом для SEC по форме 10–К можно найти декларацию годового дохода, балансовый отчет, соотношение объемов продаж и производства, данные по амортизации основных фондов, данные о снижении цен, результаты аудиторской проверки, сведения о собственности за рубежом, заявления руководства компании, данные о субсидиях, оценки перспективы развития отрасли, информацию о судебных исках, включая материалы по банкротству, нарушениям патентного права и судебным процессам с пайщиками и др. Отчет помогает оценить финансовое состояние компании, ее стратегические планы и планы по маркетингу.
Вместе с формой 10-К каждая компания должна заполнять форму 10–Qs — декларацию о ежеквартальных прибылях, доходах в пересчете на одну акцию и т.д. Полезную информацию можно получить из формы 8-К, которую компания заполняет в случае слияния, объявления банкротства или других крупных событий, влияющих на ее деятельность. SEC предлагает подписные услуги в виде отчетов компаний и иную финансовую информацию. Стоимость подписки — 10 долларов в месяц.
В США еще в 1996 г. принят Закон о свободе информации, который обязывает федеральные ведомства обеспечить гражданам свободный доступ ко всей своей информации. Ограничения касаются лишь материалов, имеющих отношение к национальной обороне, личных документов, а также документов правоохранительных органов. Отказ в доступе к информации можно обжаловать в суде. Там существует общественная организация «Точность в средствах массовой информации» (Accuracy in Media — AIM), которая осуществляет контроль за тем, чтобы публичные финансовые и иные материалы соответствовали фактам.
В Японии давно созданы и хорошо действуют организованные информационно-аналитические структуры — как на корпоративном, так и на государственном уровнях, такие как, например, «Организация внешней торговли Японии» (Japanese External Trade Organization — JETRO). Образованная в 1958 году JETRO — крупнейшее в мире информационно-аналитическое агентство, поддерживаемое правительством. Большая часть предлагаемой им информации доступна для пользования.
В Германии и Швеции значительную роль в бизнесе играют банки с государственным участием, которые внимательно относятся к защите своих инвестиций. Эти банки традиционно используют свои мощь и влияние для сбора деловой информации о компаниях и передают ее своим деловым партнерам.
Во Франции активную роль в организации сбора деловой информации и сотрудничества с частными фирмами играют государственные спецслужбы, в частности французская внешняя разведка.
А теперь вернемся к российским реалиям. Каждая кредитная организация придерживается собственной методике по оценке финансового состояния потенциального заемщика, которая становится «ноу-хау» банков, их разрабатывающих. Но все они включают в себя две ключевые позиции: оценка структуры собственности и реальное состояние активности финансово-хозяйственной деятельности.
Первого рода информация содержится в учредительных документах (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Уставе. Если на Западе в считанные минуты за символическую цену вы получите исчерпывающую, прозрачную структуру собственности, то в России придется приложить значительные усилия и потратить далеко не копеечные финансовые затраты на добывание интересующих вас документов.
Но, заполучив, например, Устав компании вы рискуете наткнуться на состав учредителей, который состоит или из абсолютно публично не ангажированных физических лиц, или из ничего для вас не говорящих акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью. И это еще не худший вариант, так как дает вам шанс продолжать анализ структуры собственности, используя, в частности, различные базы регистрационных данных. Хуже, если в результате анализа вы получите вместо реального владельца некую оффшорную фирму, за которой, скорей всего, реальный владелец и скрывается.
Если потребность в получении интересующих данных не постоянна, а возникает эпизодически, можно обратиться в специализированные организации, такие как Dan&Bradstreet (Дан и Брэдстрит), Lexis–Nexis, «Аргус-информ» и многие другие. Например, бизнес-справка специализированной информационной корпорации «Дан и Брэстрит», содержащая данные, необходимые для оценки риска сотрудничества с потенциальным партнером, стоит от 100 до 200 долларов США. Всю «подноготную» в отношении практически любой фирмы можно получить, обратившись в детективное агентство, за сумму, порой выражающуюся четырехзначным числом.
Для кредитных организаций этот путь не приемлем, так как подобная задача для них является типовой и массовой. Поэтому коммерческие банки, как правило, решают эти задачи, опираясь на собственные силы, без посредников. И в этом случае оценка финансовой отчетности потенциального заемщика приобретает превалирующую важность.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и разработанным в соответствии с ним Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ) 4/99, а также приказом от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» Минфином России утверждены:
· образцы бухгалтерской отчетности;
· указания об объеме форм бухгалтерской отчетности в зависимости от размера конкретного предприятия;
· указания о порядке составления форм бухгалтерской отчетности.
Согласно этому приказу юридические лица (кроме бюджетных учреждений, страховых организаций и банков) обязаны представлять годовой бухгалтерский отчет в следующем объеме:
а) бухгалтерский баланс — форма № 1;
б) отчет о финансовых результатах — форма № 2;
в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
— Отчет о движении капитала — форма № 3;
— Отчет о движении денежных средств — форма № 4;
В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, по видам деятельности выделяют три вида денежных потоков: по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Денежные потоки по текущей деятельности формируются в результате деятельности организации, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели (для коммерческих организаций) либо не имеющей извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности (для некоммерческой организации).
Денежные потоки по инвестиционной деятельности складываются в результате деятельности организации, связанной с капитальными вложениями в различные виды основных средств и нематериальных активов, а также их продажей и осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера.
Денежные потоки по финансовой деятельности генерируются в результате деятельности организации, связанной с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском и выбытием ранее приобретенных ценных бумаг краткосрочного характера.
— Приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
— Пояснительная записка.
г) специализированные формы, установленные в соответствии с п. 30 Положения о бухгалтерском учете и отчетности;
д) итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности.
К основным же формам финансовой отчетности относятся баланс и отчет о прибылях и убытках. С ними, в основном, и приходится работать банкам при оценке финансовой отчетности потенциального заемщика. На это накладывается еще и тот фактор, что промежуточная отчетность, представляемая в течение года (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев), значительно менее достоверна годовой бухгалтерской отчетности, так как последняя все-таки требует необходимого подтверждения соответствия учетных данных фактическому наличию имущества и источников его формирования.
Когда юридическое лицо передает в кредитную организацию бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, помимо анализа, естественно, возникает задача проверки их достоверности. Достоверность может быть подтверждена сопоставлением балансов из разных источников, например, балансов представленных банку и направленных в налоговые органы. Кажется, после вступления в силу в октябре 2004 года Федерального закона «О коммерческой тайне» это не должно вызывать затруднения, ведь в нем императивно определяется, что сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную систему не могут составлять коммерческую тайну и, следовательно, должны быть доступны для любого желающего. Но приходится констатировать, что до сих пор отсутствуют подзаконные акты, обеспечивающие реализацию продекламированных в этом законе положений[1].
Необходимо отметить, что это не относится к отчетности банков, так как их балансы содержат не только остатки денежных средств на счетах на начальный и конечный отчетные периоды, но и обороты по ним, что и отражается в оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитной организации формы № 101[2]. Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности, солидности (достоверности). Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении, которое в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухгалтерского учета в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров (выписок) их лицевых счетов, в которых исключается наличие ошибочных записей[3].
Но и это еще далеко не все проблемы. Ведь интерпретация балансовых показателей, да и действенная проверка их истинности, возможна лишь с привлечением данных об оборотах. Сделать вывод о том, велики или малы суммы по той или иной статье, можно только после сопоставления балансовых данных с соответствующими суммами оборотов.
Несмотря на то что с 1996 г. в объем форм бухгалтерской отчетности включены отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала, они до сих пор не участвуют в формировании публичной отчетности. Кроме того, эти отчеты присутствуют, как правило, лишь в годовых отчетах предприятия. Разумеется, в случае необходимости можно в инициативном порядке запросить у руководства предприятия (потенциального заемщика) отчетность на любую интересующую дату по форме годовой отчетности, но на практике в России это еще не вошло в обычаи делового оборота и не может рассматриваться как типовой прием. Следует отметить, что в отличие от российских ПБУ отчет о движении денежных средств (Cash Flow Statement) является одним из основных стандартов МСФО. Цель данного стандарта и заключается в требовании предоставления любой необходимой информации об исторических изменениях в денежных средствах и их эквивалентах посредством отчетов о движении денежных средств.
В этой связи для кредитных организаций возникает второй вопрос…
3. Что я должен делать?
В условиях «информационного голода» рано или поздно должна была появиться идея использования какого-либо альтернативного источника, на основе которого можно было проводить оценку достоверности бухгалтерского баланса и активности финансового-хозяйственной деятельности юридических лиц, выявлять те или иные настораживающие факторы в их бизнесе. Естественно, если клиент имеет расчетный счет в том банке, куда он обращается за кредитом, то этот банк и обладает относительно полной информацией о потенциальном заемщике. Хотя, и при этом никто не мешает этому клиенту открыть расчетные счета в других кредитных организациях, через которые могут проходить любые неподконтрольные банку — кредитору денежные средства.
В этих условиях для оценки финансовой активности юридического лица на рынке как ничто другое и подходил анализ самой платежной информации по всем расчетным счетам субъекта рынка. В этой связи заманчиво воспользоваться особенностью российской действительности осуществления межбанковских расчетов, в ходе которой, в отличие от большинства зарубежных стран, Центральный банк Российской Федерации не только осуществляет документарный надзор и инспектирование кредитных организаций, но и оказывает услуги по осуществлению расчетов в платежной системе России. Естественно, Банк России не участвует во внутрибанковских (межфилиальных) расчетах и расчетах, осуществляемых через прямые корреспондентские отношения по счетам ЛОРО-НОСТРО и клиринговые центры. Тем не менее, число платежей, которые осуществляются через корреспондентские счета, открытые в подразделениях Банка России, по оценкам различных аналитиков в московском регионе колеблется в пределах 60–70% от общего объема платежей.
Следует отметить, что данные по московскому региону несколько отличаются от статистических данных по России. Так, платежи, проведенные платежной системой Банка России, в 2004 году составили от общего количества платежей, проведенных платежной системой России, 47,6%, а от общего объема платежей — 60,5%. Безналичные расчеты, совершаемые платежными поручениями, составили 77,5% от общего количества и 93,4% от общего объема платежей[4]. И это объяснимо, так как в московском регионе сконцентрировано примерно половина от общего числа банков.
Доля электронных платежей по итогам 2004 года составила 98,4% от общего количества платежей[5].
Какие же задачи можно решать (и они решались рядом кредитных организаций, до последнего времени, с использованием баз данных по банковским проводкам)? Приведем лишь некоторые из них.
· Анализ и проверка достоверности бухгалтерских балансов и иных финансовых документов, в первую очередь, в рамках промежуточной отчетности. Если, например, по балансам компании, ее оборотные средства имеют положительную динамику, а, тем не менее, за последний год у нее не было ни одного расчета с дебиторами, то вызывает недоверие и вся финансовая отчетность этой компании. Или, например, в промежуточных балансах наблюдаются колебания кредиторской задолженности, и при этом полностью отсутствуют и расчеты с поставщиками, и уплата за векселя, и авансы за различного рода работы и услуги. В этом случае закономерно возникают вопросы и по формированию самих балансов.
· Оценка активности финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Если, например, в бухгалтерском балансе компании превалирующим по объему является собственный и заемный капитал, а платежи, связанные с текущей деятельностью, практически отсутствуют, то возникает резонный вопрос об источнике прибыли этой компании. Или, например, если в балансе значительную составляющую внеоборотных активов представляет незавершенное строительство, то важно с кем, и как активно осуществлялись расчеты с подрядчиками.
· Проверка задекларированного юридическим лицом вида деятельности. Если, например, строительная компания в залог кредита предлагает продуктовые запасы, а за последний год не совершала ни одного платежа, связанного с торгово-закупочной деятельностью, то это требует, как минимум, дополнительной, тщательной проверки такого потенциального заемщика, особенно, если залог не застрахован. А, если, консалтинговая фирма в недалеком прошлом осуществила разовый перевод многомиллионных сумм в свои филиалы, расположенные в разных регионах, с одним и тем же обескураживающим назначением платежа, типа «закупка вешалок для мужских костюмов», то, скорей всего, кредит у проверяющего ее банка эта фирма не получит.
· Проверка фирмы на ее позиционирование и лояльность по отношению к честному, зрелому бизнесу. При решении этой задачи проверяется, не является ли настораживающее большим сальдо кредитовых и дебитовых оборотов за длительный, не менее чем за полгода, период времени, что является признаком участия ее в операциях по «обналичке» и «обезналичке» денежных средств; не являются ли доминирующими из общей суммы платежи с предприятиями, учредителями которых являются фирмы, зарегистрированные в оффшорных зонах. При этом всегда надо помнить, что каждый взятый в отдельности такой признак не дает основание заподозрить фирму в причастности к сомнительным сделкам, но в совокупности с другими настораживающими факторами, наличие нескольких подобных признаков позволяют сделать вывод о возможной причастности компании к числу конструктивов криминального мира.
· Проверка налоговой дисциплины юридическим лицом. В этом случае осуществляется проверка выполнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также проверяется соотношение налоговых платежей с общим объемом межбанковских платежей. Исполнение же федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах) или в уполномоченных коммерческих банках по согласованию с Министерством финансов РФ. Если за полугодие и более объем платежей, связанных с оплатой налогов в бюджет и различные внебюджетные фонды, мизерный по сравнению с объемом платежей по текущей деятельности, то перед вами юридическое лицо, к которому рано или поздно предъявят претензии налоговые органы. Если подобные платежи отсутствуют вовсе, то к такой фирме претензии предъявят уже не только налоговые, но и правоохранительные органы.
· Проверка общего числа расчетных счетов, которые имеет фирма, и в каких целях они используются. Зачастую фирмы имеют несколько расчетных счетов, причем одни их них используются для текущих расчетов, а другие — для отдельных «залповых» проводок крупных денежных сумм сомнительного характера. В таких случаях кредитные организации, которые осуществляют проверку потенциального заемщика, всегда руководствуются ветхозаветным принципом: «что не понимаю, то боюсь; что боюсь, то сторонюсь».
· Выявление связей между двумя и более физическими и юридическими лицами. Рассмотрение последнего вопроса позволяет эффективно выявлять скрытые, неявные связи между двумя и более организациями, то есть устанавливать их фактическую взаимную зависимость, или, иными словами, выявлять латентную аффилированность между физическими и юридическими лицами. Это актуально, например, при рассмотрении вопроса выдачи кредита физическому лицу, у которого поручителем выступает некая фирма. Допустим, выявляется, что этот потенциальный заемщик является руководителем или учредителем другой фирмы и требуется определить возможную связь этих компаний.Поиск ведется не по расчетному счету предприятия, а по его ИНН, который содержится в платежном поручении, чтобы учесть все расчетные счета этих фирм. Анализ финансовых потоков проводится за период не менее чем полгода. Если сумма проводок между двумя предприятиями постоянно превышает двадцать — тридцать процентов от их общего денежного оборота, то можно констатировать наличие устойчивой связи между такими фирмами.
Примечательно, что использование платежной информации постепенно вошло в повседневную деятельность и в самом Банке России и, в первую очередь, в надзорном блоке. С помощью соответствующей базы осуществлялось информационное обеспечение решения ряда задач, в том числе для анализа кредитного риска, выявления признаков формирования источников собственных средств ненадлежащими активами, выявления проблем с проведением кредитными организациями платежей на ранней стадии возникновения.
После того, как на информационный рынок перестала поступать база данных по банковским проводкам, у аналитических служб кредитных организаций поневоле стал возникать следующий вопрос …
4. На что я могу надеяться?
Коли есть спрос, то всегда будет искус создать предложение. При этом та часть расчетно-платежной информации, которая подпадает под категорию сведений ограниченного распространения, в большинстве случае и не нужны потенциальным покупателям этих данных, которые решают свои конкретные прикладные задачи. Ведь отдельный платежный документ интересен, в основном, только для СМИ, которые нацелены на поиск сенсаций, что и произошло при освещении в прессе ставшей легендарной сделки по продаже «Юганскнефтегаза» в декабре 2004 года. А большинство покупателей тратит свои деньги на решение конкретной задачи, связанной с агрегированным анализом расчетно-платежных документов отдельных юридических лиц, направленных на оценку их финансовой деятельности.
В этой ситуации пока неявно проявляются контуры решения этой проблемы, приемлемой для всех сторон. Подобное решение уже апробировано другими структурами и ведомствами. Так, ФНС России после перерегистрации в 2002–2003 гг. участников рынка долго монопольно пользовалось созданным ей Единым государственным реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ), не допуская до соответствующей базы данных другие заинтересованные стороны. В конце концов, после того как соответствующая база данных попала на «черный» рынок информационных услуг, налоговики поняли, что проще на договорной основе давать необходимую информацию заинтересованным структурам, чем выделять все больше и больше средств на защиту этой информации, которая крайне востребована на фондовом рынке.
Почему бы и Банку России не пойти по этому же пути? На договорной, безвозмездной основе по мотивированному запросу давать агрегированную информацию об участниках межбанковских расчетов — клиентах кредитных организаций.
С 1 сентября 2005 года вступил в силу Закон РФ «О кредитных историях», который обязывает банки представлять всю информацию о своих заемщиках в бюро кредитных историй. В Банке России начал функционировать Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ). По мнению специалистов, работа бюро кредитных историй в перспективе позволит в 1,5–2 раза увеличить рынок розничного кредитования. Но помимо ритейла для кредитных организаций одной из важнейших функций остается кредитование корпоративных заемщиков и, как следствие, оценка их финансовой устойчивости. А ведь если для физических лиц наиболее значимой информацией являются их репутационные данные, накапливаемые в кредитных историях, то платежная дисциплина юридических лиц — их лучшая визитная карточка, и этой информацией как никто другой в большей степени владеет именно Банк России.
Ранее мы уже рассматривали задачи, которые до недавнего времени решали кредитные организации на основе базы данных банковских проводок. Рассмотрим, какие задачи аналитического характера мог бы решать Банк России, как центровой участник межбанковских расчетах, в интересах всей банковской системы, используя свои информационные ресурсы. При этом нужно помнить, что эти данные являются лишь эффективным инструментом оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, дополняющим сведения, хранящиеся в кредитном бюро, и не могут рассматриваться как гарантия его финансового благополучия. Итак, рассмотрим лишь часть таких задач.
Во-первых, в каком объеме и из каких источников были получены поступившие на предприятие денежные средства и каковы основные направления их использования. Оцениваются общие суммы прихода и ухода денежных средств предприятия, а также смотрятся те статьи, которые формируют наибольший приток и отток денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Вид деятельности можно определить как по номерам счетов, так и по такому реквизиту платежного документа как «Назначение платежа».
Например, для текущей деятельности характерны такие ключевые слова, содержащиеся в тексте «назначение платежа» как: платеж от реализации <продукции, работ, услуг>[6]; аванс, <полученный от покупателей и прочих контрагентов>; возврат средств от <поставщиков>; оплата <по счетам поставщиков и подрядчиков>; налоговые отчисления>; <перечисления в фонды> социального страхования <и обеспечения>; авансы <выданные> и др.
Для инвестиционной деятельности — выручка от <реализации активов долгосрочного характера использования>; капитальные вложения>; <приобретение средств> долгосрочного использования> и др.
Для финансовой деятельности — НДС, вексель, <получение> ссуды, займа; возврат <полученных ранее> кредитов и др.
Во-вторых, способно ли предприятие в результате своей текущей деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами, и если да, то насколько стабильно такое превышение. Например, если за рассматриваемый период времени общее изменение денежных средств не отрицательно, то предприятие может иметь удовлетворительные значения коэффициентов ликвидности. Но, если прирост средств за этот период обеспечен за счет финансовой или реже инвестиционной деятельности, то нужно понимать, что наступит момент, когда оно будет не в состоянии погасить свои финансовые обязательства, поскольку основным стабильным источником погашения внешних обязательств является приток денежных средств от текущей деятельности.
В-третьих, достаточно ли собственных средств предприятия для задекларированной ей деятельности. Для подобного анализа требуется знать объем собственных средств, который представлен в бухгалтерском балансе. Но, с допустимой долей погрешности, можно опираться и на уставный капитал, значение которого можно получить опять же из ЕГРЮЛ. Соотношение уставного капитала и среднемесячных оборотов предприятия показывает соотношение юридической ответственности субъекта рынка к осуществляемому им бизнес — процессу. Правда, практика показывает, что абсолютные цифры такого соотношения не позволяют сделать какой-либо однозначный вывод без дополнительного анализа структуры собственников этого предприятия.
В-четвертых, соотношение налоговых отчислений, которые косвенно характеризуют прибыль предприятия, как с оборотом денежных средств, так и с величиной их притока и др. При этом нужно помнить, что прибыль далеко не обязательно должна формироваться из притока денежных средств и на ее значение оказывают многочисленные сторонние факторы. Например, на величину финансовых результатов оказывают влияние расходы, не сопровождающиеся оттоком денежных средств (например, амортизационные отчисления), и доходы, не сопровождающиеся их притоком (например, при учете реализованной продукции по моменту ее отгрузки) и т.п.
Разумеется, оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе ее активности, характеризуемой объемом расчетно-платежных документов и величинами содержащихся в них денежных сумм, является только одним из инструментов проверки при рассмотрении вопроса о выдаче кредита, но инструментом одним из самых эффективных и действенных на сегодняшний день.
При адаптации субъектов российского рынка к международным стандартам финансовой отчетности и бухгалтерского учета, повышении прозрачности структуры их собственности и доступности ее получения этот самобытный инструмент отомрет сам по себе. А пока, как мы видим, на него имеется значительный спрос.
Данное предложение не является официальной позицией Банка России, оно родилось в ходе многочисленных рабочих дискуссий и обсуждений о возможных направлениях использования такого уникального и бесценного информационного ресурса как имеющиеся, накопленные сведения о платежах хозяйствующих субъектов, которыми обладает Банк России. Так как предлагаемая для обсуждения аранжировка проблемы «информационного голода» для кредитных организаций в ходе принятия решения о кредитовании корпоративных клиентов, столь характерной для Российской Федерации на данном этапе, носит постановочный характер, то очень важна и обратная связь от самих кредитных организаций, которые рассматриваются в данном случае не как контрагенты по разную сторону запретительных баррикад конфиденциальной информации, а как партнеры по общему делу усиления банковской системы в целом. Ведь все, что нацелено на повышение прозрачности участников рынка приводит, в конечном счете, к снижению ссудного процента, а следовательно, и к усилению конкурентоспособности российских банков на международном уровне, что особенно важно в преддверии подготовки России к вступлению в ВТО. Поэтому автор будет крайне признателен за любые предложения и замечания от заинтересованных сторон, которые просит направлять на его электронный адрес: bvv@mail.cbr.ru
1. Кому это надо?
В первой половине 2004 года по электронной почте в массовом количестве на почтовые ящики различных юридических лиц и рядовых граждан стали поступать предложения по приобретению базы данных «Банковские проводки РКЦ». Поступали они и на электронные адреса коммерческих банков. Особая притягательность этой базы была в том, что она содержала не только расчетный счет клиента и банковский идентификационный код (БИК) банка, где он обслуживается, но и идентифицирующие реквизиты самого клиента: его наименование и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а также реквизит «назначение платежа». Эта база использовалась кредитными организациями при оценке финансового состояния своего клиента, даже если он обслуживался в разных банках, и помогала принять решение по его кредитованию. В это время как раз набирало обороты кредитование реального сектора экономики, поэтому, коммерческие банки с большой охотой приобретали эту базу данных. Необходимо отметить, что, несмотря на заявленную в рекламе вселенность платежей в объеме Российской Федерации, эта база содержала информацию только по московскому региону.
В конце марта — начале апреля 2005 года в ряде СМИ прошли сенсационные публикации об утечке конфиденциальной информации о банковских проводках. Этому предшествовали лавинообразные предложения в Интернете, по приобретению этой базы, рассылаемые по электронной почте. Достаточно сказать, что только на почтовые ящики Банка России в тот период ежемесячно приходило по десятку подобных предложений. Правда, как отмечали банковские аналитики, в платежах содержались неполные, устаревшие и содержащие множество ошибок данные. Депутаты Госдумы направили запрос в Генпрокуратуру с просьбой разобраться с этим фактом и требованием проследить за соблюдением банковской тайны. В этих условиях, как писала пресса, выявлением конкретных виновных уже занялись правоохранительные органы с использованием тех сил и средств, которые им делегированы Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», а Банк России сконцентрировал усилия на пресечении самого канала утечки. Сотрудникам Центробанка отключили записывающие устройства в компьютерах — дисководы, USB — подключения и др. Была введена новая система защиты и доступа, проведен дополнительный комплекс организационно-технических мероприятий.
Как результат, на сегодняшний день предложения о продаже базы данных банковских проводках со стороны «коробейников» «черных» информационных баз, начиная с апреля 2005 года, прекратились. Банк России позволил себе слегка вздохнуть с облегчением, а от кредитных организаций, которые приобретали эти базы, послышался вздох разочарования. В данной статье и делается попытка понять причины такой реакции коммерческих банков, которые являются активными игроками на рынке информационных услуг. А для этого попробуем ответить на три экзистенциальных вопроса, которые в свое время сформулировал И. Кант:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я могу надеяться?
2. Что я могу знать?
Для чего коммерческие банки покупали базу данных о банковских проводках? Разумеется, всегда находились и найдутся покупатели, которые захотят использовать платежную информацию для выявления наиболее привлекательных с позиции клиентуры банков субъектов рынка с последующим переманиванием их в другую кредитную организацию на более выгодных условиях, или для недобросовестной конкуренции при участии в тендерах. Более того, никто не исключает, что подобная информация может использоваться с целью выявления обеспеченной клиентуры для дальнейшего на них «наезда» со стороны преступных группировок. Подобные цели — это уже удел «серого» и «черного» бизнеса, от которого в России не застрахован никто, нигде и никогда, поэтому они сознательно не рассматриваются в данной статье.
Итак, для чего законопослушные, добросовестные банки планомерно приобретали базу данных о банковских проводках? В первую очередь, для оценки финансово-хозяйственной деятельности потенциального заемщика, да и любого своего клиента, контрагента, партнера. Естественно, возникает вопрос, а нет ли других, цивилизованных средств решать эту задачу? Ведь в развитых западных странах ничего подобного нет и быть не может. Действительно, сведения о компаниях, предпринимательских структурах, финансовой конъюнктуре можно получить на тысячах Web-сайтах. Кроме того, существует огромное число информационно-аналитических компаний, представляющих разнообразные данные о деятельности фирм.
Например, для работающих на американском рынке как нельзя более информативен просмотр Web-сайт (www.sec.gov) Федеральной Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям США (Securities and Exchange Commission — SEC). Ее правила требуют полного раскрытия всей информации о ценных бумагах до заключения сделки. Поэтому, все компании, чьи акции продаются и покупаются на фондовых биржах, должны в обязательном порядке представлять финансовые отчеты для SEC по соответствующей форме.
В отчете, представляемом для SEC по форме 10–К можно найти декларацию годового дохода, балансовый отчет, соотношение объемов продаж и производства, данные по амортизации основных фондов, данные о снижении цен, результаты аудиторской проверки, сведения о собственности за рубежом, заявления руководства компании, данные о субсидиях, оценки перспективы развития отрасли, информацию о судебных исках, включая материалы по банкротству, нарушениям патентного права и судебным процессам с пайщиками и др. Отчет помогает оценить финансовое состояние компании, ее стратегические планы и планы по маркетингу.
Вместе с формой 10-К каждая компания должна заполнять форму 10–Qs — декларацию о ежеквартальных прибылях, доходах в пересчете на одну акцию и т.д. Полезную информацию можно получить из формы 8-К, которую компания заполняет в случае слияния, объявления банкротства или других крупных событий, влияющих на ее деятельность. SEC предлагает подписные услуги в виде отчетов компаний и иную финансовую информацию. Стоимость подписки — 10 долларов в месяц.
В США еще в 1996 г. принят Закон о свободе информации, который обязывает федеральные ведомства обеспечить гражданам свободный доступ ко всей своей информации. Ограничения касаются лишь материалов, имеющих отношение к национальной обороне, личных документов, а также документов правоохранительных органов. Отказ в доступе к информации можно обжаловать в суде. Там существует общественная организация «Точность в средствах массовой информации» (Accuracy in Media — AIM), которая осуществляет контроль за тем, чтобы публичные финансовые и иные материалы соответствовали фактам.
В Японии давно созданы и хорошо действуют организованные информационно-аналитические структуры — как на корпоративном, так и на государственном уровнях, такие как, например, «Организация внешней торговли Японии» (Japanese External Trade Organization — JETRO). Образованная в 1958 году JETRO — крупнейшее в мире информационно-аналитическое агентство, поддерживаемое правительством. Большая часть предлагаемой им информации доступна для пользования.
В Германии и Швеции значительную роль в бизнесе играют банки с государственным участием, которые внимательно относятся к защите своих инвестиций. Эти банки традиционно используют свои мощь и влияние для сбора деловой информации о компаниях и передают ее своим деловым партнерам.
Во Франции активную роль в организации сбора деловой информации и сотрудничества с частными фирмами играют государственные спецслужбы, в частности французская внешняя разведка.
А теперь вернемся к российским реалиям. Каждая кредитная организация придерживается собственной методике по оценке финансового состояния потенциального заемщика, которая становится «ноу-хау» банков, их разрабатывающих. Но все они включают в себя две ключевые позиции: оценка структуры собственности и реальное состояние активности финансово-хозяйственной деятельности.
Первого рода информация содержится в учредительных документах (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Уставе. Если на Западе в считанные минуты за символическую цену вы получите исчерпывающую, прозрачную структуру собственности, то в России придется приложить значительные усилия и потратить далеко не копеечные финансовые затраты на добывание интересующих вас документов.
Но, заполучив, например, Устав компании вы рискуете наткнуться на состав учредителей, который состоит или из абсолютно публично не ангажированных физических лиц, или из ничего для вас не говорящих акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью. И это еще не худший вариант, так как дает вам шанс продолжать анализ структуры собственности, используя, в частности, различные базы регистрационных данных. Хуже, если в результате анализа вы получите вместо реального владельца некую оффшорную фирму, за которой, скорей всего, реальный владелец и скрывается.
Если потребность в получении интересующих данных не постоянна, а возникает эпизодически, можно обратиться в специализированные организации, такие как Dan&Bradstreet (Дан и Брэдстрит), Lexis–Nexis, «Аргус-информ» и многие другие. Например, бизнес-справка специализированной информационной корпорации «Дан и Брэстрит», содержащая данные, необходимые для оценки риска сотрудничества с потенциальным партнером, стоит от 100 до 200 долларов США. Всю «подноготную» в отношении практически любой фирмы можно получить, обратившись в детективное агентство, за сумму, порой выражающуюся четырехзначным числом.
Для кредитных организаций этот путь не приемлем, так как подобная задача для них является типовой и массовой. Поэтому коммерческие банки, как правило, решают эти задачи, опираясь на собственные силы, без посредников. И в этом случае оценка финансовой отчетности потенциального заемщика приобретает превалирующую важность.
В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и разработанным в соответствии с ним Положением по бухгалтерскому учету (ПБУ) 4/99, а также приказом от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» Минфином России утверждены:
· образцы бухгалтерской отчетности;
· указания об объеме форм бухгалтерской отчетности в зависимости от размера конкретного предприятия;
· указания о порядке составления форм бухгалтерской отчетности.
Согласно этому приказу юридические лица (кроме бюджетных учреждений, страховых организаций и банков) обязаны представлять годовой бухгалтерский отчет в следующем объеме:
а) бухгалтерский баланс — форма № 1;
б) отчет о финансовых результатах — форма № 2;
в) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:
— Отчет о движении капитала — форма № 3;
— Отчет о движении денежных средств — форма № 4;
В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, по видам деятельности выделяют три вида денежных потоков: по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Денежные потоки по текущей деятельности формируются в результате деятельности организации, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели (для коммерческих организаций) либо не имеющей извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности (для некоммерческой организации).
Денежные потоки по инвестиционной деятельности складываются в результате деятельности организации, связанной с капитальными вложениями в различные виды основных средств и нематериальных активов, а также их продажей и осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера.
Денежные потоки по финансовой деятельности генерируются в результате деятельности организации, связанной с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском и выбытием ранее приобретенных ценных бумаг краткосрочного характера.
— Приложение к бухгалтерскому балансу — форма № 5;
— Пояснительная записка.
г) специализированные формы, установленные в соответствии с п. 30 Положения о бухгалтерском учете и отчетности;
д) итоговая часть аудиторского заключения, выданного по результатам обязательного по законодательству РФ аудита бухгалтерской отчетности.
К основным же формам финансовой отчетности относятся баланс и отчет о прибылях и убытках. С ними, в основном, и приходится работать банкам при оценке финансовой отчетности потенциального заемщика. На это накладывается еще и тот фактор, что промежуточная отчетность, представляемая в течение года (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев), значительно менее достоверна годовой бухгалтерской отчетности, так как последняя все-таки требует необходимого подтверждения соответствия учетных данных фактическому наличию имущества и источников его формирования.
Когда юридическое лицо передает в кредитную организацию бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках, помимо анализа, естественно, возникает задача проверки их достоверности. Достоверность может быть подтверждена сопоставлением балансов из разных источников, например, балансов представленных банку и направленных в налоговые органы. Кажется, после вступления в силу в октябре 2004 года Федерального закона «О коммерческой тайне» это не должно вызывать затруднения, ведь в нем императивно определяется, что сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную систему не могут составлять коммерческую тайну и, следовательно, должны быть доступны для любого желающего. Но приходится констатировать, что до сих пор отсутствуют подзаконные акты, обеспечивающие реализацию продекламированных в этом законе положений[7].
Необходимо отметить, что это не относится к отчетности банков, так как их балансы содержат не только остатки денежных средств на счетах на начальный и конечный отчетные периоды, но и обороты по ним, что и отражается в оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета кредитной организации формы № 101[8]. Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности, солидности (достоверности). Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении, которое в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухгалтерского учета в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров (выписок) их лицевых счетов, в которых исключается наличие ошибочных записей[9].
Но и это еще далеко не все проблемы. Ведь интерпретация балансовых показателей, да и действенная проверка их истинности, возможна лишь с привлечением данных об оборотах. Сделать вывод о том, велики или малы суммы по той или иной статье, можно только после сопоставления балансовых данных с соответствующими суммами оборотов.
Несмотря на то что с 1996 г. в объем форм бухгалтерской отчетности включены отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала, они до сих пор не участвуют в формировании публичной отчетности. Кроме того, эти отчеты присутствуют, как правило, лишь в годовых отчетах предприятия. Разумеется, в случае необходимости можно в инициативном порядке запросить у руководства предприятия (потенциального заемщика) отчетность на любую интересующую дату по форме годовой отчетности, но на практике в России это еще не вошло в обычаи делового оборота и не может рассматриваться как типовой прием. Следует отметить, что в отличие от российских ПБУ отчет о движении денежных средств (Cash Flow Statement) является одним из основных стандартов МСФО. Цель данного стандарта и заключается в требовании предоставления любой необходимой информации об исторических изменениях в денежных средствах и их эквивалентах посредством отчетов о движении денежных средств.
В этой связи для кредитных организаций возникает второй вопрос…
3. Что я должен делать?
В условиях «информационного голода» рано или поздно должна была появиться идея использования какого-либо альтернативного источника, на основе которого можно было проводить оценку достоверности бухгалтерского баланса и активности финансового-хозяйст-венной деятельности юридических лиц, выявлять те или иные настораживающие факторы в их бизнесе. Естественно, если клиент имеет расчетный счет в том банке, куда он обращается за кредитом, то этот банк и обладает относительно полной информацией о потенциальном заемщике. Хотя, и при этом никто не мешает этому клиенту открыть расчетные счета в других кредитных организациях, через которые могут проходить любые неподконтрольные банку — кредитору денежные средства.
В этих условиях для оценки финансовой активности юридического лица на рынке как ничто другое и подходил анализ самой платежной информации по всем расчетным счетам субъекта рынка. В этой связи заманчиво воспользоваться особенностью российской действительности осуществления межбанковских расчетов, в ходе которой, в отличие от большинства зарубежных стран, Центральный банк Российской Федерации не только осуществляет документарный надзор и инспектирование кредитных организаций, но и оказывает услуги по осуществлению расчетов в платежной системе России. Естественно, Банк России не участвует во внутрибанковских (межфилиальных) расчетах и расчетах, осуществляемых через прямые корреспондентские отношения по счетам ЛОРО-НОСТРО и клиринговые центры. Тем не менее, число платежей, которые осуществляются через корреспондентские счета, открытые в подразделениях Банка России, по оценкам различных аналитиков в московском регионе колеблется в пределах 60–70% от общего объема платежей.
Следует отметить, что данные по московскому региону несколько отличаются от статистических данных по России. Так, платежи, проведенные платежной системой Банка России, в 2004 году составили от общего количества платежей, проведенных платежной системой России, 47,6%, а от общего объема платежей — 60,5%. Безналичные расчеты, совершаемые платежными поручениями, составили 77,5% от общего количества и 93,4% от общего объема платежей[10]. И это объяснимо, так как в московском регионе сконцентрировано примерно половина от общего числа банков.
Доля электронных платежей по итогам 2004 года составила 98,4% от общего количества платежей[11].
Какие же задачи можно решать (и они решались рядом кредитных организаций, до последнего времени, с использованием баз данных по банковским проводкам)? Приведем лишь некоторые из них.
· Анализ и проверка достоверности бухгалтерских балансов и иных финансовых документов, в первую очередь, в рамках промежуточной отчетности. Если, например, по балансам компании, ее оборотные средства имеют положительную динамику, а, тем не менее, за последний год у нее не было ни одного расчета с дебиторами, то вызывает недоверие и вся финансовая отчетность этой компании. Или, например, в промежуточных балансах наблюдаются колебания кредиторской задолженности, и при этом полностью отсутствуют и расчеты с поставщиками, и уплата за векселя, и авансы за различного рода работы и услуги. В этом случае закономерно возникают вопросы и по формированию самих балансов.
· Оценка активности финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Если, например, в бухгалтерском балансе компании превалирующим по объему является собственный и заемный капитал, а платежи, связанные с текущей деятельностью, практически отсутствуют, то возникает резонный вопрос об источнике прибыли этой компании. Или, например, если в балансе значительную составляющую внеоборотных активов представляет незавершенное строительство, то важно с кем, и как активно осуществлялись расчеты с подрядчиками.
· Проверка задекларированного юридическим лицом вида деятельности. Если, например, строительная компания в залог кредита предлагает продуктовые запасы, а за последний год не совершала ни одного платежа, связанного с торгово-закупочной деятельностью, то это требует, как минимум, дополнительной, тщательной проверки такого потенциального заемщика, особенно, если залог не застрахован. А, если, консалтинговая фирма в недалеком прошлом осуществила разовый перевод многомиллионных сумм в свои филиалы, расположенные в разных регионах, с одним и тем же обескураживающим назначением платежа, типа «закупка вешалок для мужских костюмов», то, скорей всего, кредит у проверяющего ее банка эта фирма не получит.
· Проверка фирмы на ее позиционирование и лояльность по отношению к честному, зрелому бизнесу. При решении этой задачи проверяется, не является ли настораживающее большим сальдо кредитовых и дебитовых оборотов за длительный, не менее чем за полгода, период времени, что является признаком участия ее в операциях по «обналичке» и «обезналичке» денежных средств; не являются ли доминирующими из общей суммы платежи с предприятиями, учредителями которых являются фирмы, зарегистрированные в оффшорных зонах. При этом всегда надо помнить, что каждый взятый в отдельности такой признак не дает основание заподозрить фирму в причастности к сомнительным сделкам, но в совокупности с другими настораживающими факторами, наличие нескольких подобных признаков позволяют сделать вывод о возможной причастности компании к числу конструктивов криминального мира.
· Проверка налоговой дисциплины юридическим лицом. В этом случае осуществляется проверка выполнения обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также проверяется соотношение налоговых платежей с общим объемом межбанковских платежей. Исполнение же федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах) или в уполномоченных коммерческих банках по согласованию с Министерством финансов РФ. Если за полугодие и более объем платежей, связанных с оплатой налогов в бюджет и различные внебюджетные фонды, мизерный по сравнению с объемом платежей по текущей деятельности, то перед вами юридическое лицо, к которому рано или поздно предъявят претензии налоговые органы. Если подобные платежи отсутствуют вовсе, то к такой фирме претензии предъявят уже не только налоговые, но и правоохранительные органы.
· Проверка общего числа расчетных счетов, которые имеет фирма, и в каких целях они используются. Зачастую фирмы имеют несколько расчетных счетов, причем одни их них используются для текущих расчетов, а другие — для отдельных «залповых» проводок крупных денежных сумм сомнительного характера. В таких случаях кредитные организации, которые осуществляют проверку потенциального заемщика, всегда руководствуются ветхозаветным принципом: «что не понимаю, то боюсь; что боюсь, то сторонюсь».
· Выявление связей между двумя и более физическими и юридическими лицами. Рассмотрение последнего вопроса позволяет эффективно выявлять скрытые, неявные связи между двумя и более организациями, то есть устанавливать их фактическую взаимную зависимость, или, иными словами, выявлять латентную аффилированность между физическими и юридическими лицами. Это актуально, например, при рассмотрении вопроса выдачи кредита физическому лицу, у которого поручителем выступает некая фирма. Допустим, выявляется, что этот потенциальный заемщик является руководителем или учредителем другой фирмы и требуется определить возможную связь этих компаний.Поиск ведется не по расчетному счету предприятия, а по его ИНН, который содержится в платежном поручении, чтобы учесть все расчетные счета этих фирм. Анализ финансовых потоков проводится за период не менее чем полгода. Если сумма проводок между двумя предприятиями постоянно превышает двадцать — тридцать процентов от их общего денежного оборота, то можно констатировать наличие устойчивой связи между такими фирмами.
Примечательно, что использование платежной информации постепенно вошло в повседневную деятельность и в самом Банке России и, в первую очередь, в надзорном блоке. С помощью соответствующей базы осуществлялось информационное обеспечение решения ряда задач, в том числе для анализа кредитного риска, выявления признаков формирования источников собственных средств ненадлежащими активами, выявления проблем с проведением кредитными организациями платежей на ранней стадии возникновения.
После того, как на информационный рынок перестала поступать база данных по банковским проводкам, у аналитических служб кредитных организаций поневоле стал возникать следующий вопрос …
4. На что я могу надеяться?
Коли есть спрос, то всегда будет искус создать предложение. При этом та часть расчетно-платежной информации, которая подпадает под категорию сведений ограниченного распространения, в большинстве случае и не нужны потенциальным покупателям этих данных, которые решают свои конкретные прикладные задачи. Ведь отдельный платежный документ интересен, в основном, только для СМИ, которые нацелены на поиск сенсаций, что и произошло при освещении в прессе ставшей легендарной сделки по продаже «Юганскнефтегаза» в декабре 2004 года. А большинство покупателей тратит свои деньги на решение конкретной задачи, связанной с агрегированным анализом расчетно-платежных документов отдельных юридических лиц, направленных на оценку их финансовой деятельности.
В этой ситуации пока неявно проявляются контуры решения этой проблемы, приемлемой для всех сторон. Подобное решение уже апробировано другими структурами и ведомствами. Так, ФНС России после перерегистрации в 2002–2003 гг. участников рынка долго монопольно пользовалось созданным ей Единым государственным реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ), не допуская до соответствующей базы данных другие заинтересованные стороны. В конце концов, после того как соответствующая база данных попала на «черный» рынок информационных услуг, налоговики поняли, что проще на договорной основе давать необходимую информацию заинтересованным структурам, чем выделять все больше и больше средств на защиту этой информации, которая крайне востребована на фондовом рынке.
Почему бы и Банку России не пойти по этому же пути? На договорной, безвозмездной основе по мотивированному запросу давать агрегированную информацию об участниках межбанковских расчетов — клиентах кредитных организаций.
С 1 сентября 2005 года вступил в силу Закон РФ «О кредитных историях», который обязывает банки представлять всю информацию о своих заемщиках в бюро кредитных историй. В Банке России начал функционировать Центральный каталог кредитных историй (ЦККИ). По мнению специалистов, работа бюро кредитных историй в перспективе позволит в 1,5–2 раза увеличить рынок розничного кредитования. Но помимо ритейла для кредитных организаций одной из важнейших функций остается кредитование корпоративных заемщиков и, как следствие, оценка их финансовой устойчивости. А ведь если для физических лиц наиболее значимой информацией являются их репутационные данные, накапливаемые в кредитных историях, то платежная дисциплина юридических лиц — их лучшая визитная карточка, и этой информацией как никто другой в большей степени владеет именно Банк России.
Ранее мы уже рассматривали задачи, которые до недавнего времени решали кредитные организации на основе базы данных банковских проводок. Рассмотрим, какие задачи аналитического характера мог бы решать Банк России, как центровой участник межбанковских расчетах, в интересах всей банковской системы, используя свои информационные ресурсы. При этом нужно помнить, что эти данные являются лишь эффективным инструментом оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия, дополняющим сведения, хранящиеся в кредитном бюро, и не могут рассматриваться как гарантия его финансового благополучия. Итак, рассмотрим лишь часть таких задач.
Во-первых, в каком объеме и из каких источников были получены поступившие на предприятие денежные средства и каковы основные направления их использования. Оцениваются общие суммы прихода и ухода денежных средств предприятия, а также смотрятся те статьи, которые формируют наибольший приток и отток денежных средств в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Вид деятельности можно определить как по номерам счетов, так и по такому реквизиту платежного документа как «Назначение платежа».
Например, для текущей деятельности характерны такие ключевые слова, содержащиеся в тексте «назначение платежа» как: платеж от реализации <продукции, работ, услуг>[12]; аванс, <полученный от покупателей и прочих контрагентов>; возврат средств от <поставщиков>; оплата <по счетам поставщиков и подрядчиков>; налоговые отчисления>; <перечисления в фонды> социального страхования <и обеспечения>; авансы <выданные> и др.
Для инвестиционной деятельности — выручка от <реализации активов долгосрочного характера использования>; капитальные вложения>; <приобретение средств> долгосрочного использования> и др.
Для финансовой деятельности — НДС, вексель, <получение> ссуды, займа; возврат <полученных ранее> кредитов и др.
Во-вторых, способно ли предприятие в результате своей текущей деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами, и если да, то насколько стабильно такое превышение. Например, если за рассматриваемый период времени общее изменение денежных средств не отрицательно, то предприятие может иметь удовлетворительные значения коэффициентов ликвидности. Но, если прирост средств за этот период обеспечен за счет финансовой или реже инвестиционной деятельности, то нужно понимать, что наступит момент, когда оно будет не в состоянии погасить свои финансовые обязательства, поскольку основным стабильным источником погашения внешних обязательств является приток денежных средств от текущей деятельности.
В-третьих, достаточно ли собственных средств предприятия для задекларированной ей деятельности. Для подобного анализа требуется знать объем собственных средств, который представлен в бухгалтерском балансе. Но, с допустимой долей погрешности, можно опираться и на уставный капитал, значение которого можно получить опять же из ЕГРЮЛ. Соотношение уставного капитала и среднемесячных оборотов предприятия показывает соотношение юридической ответственности субъекта рынка к осуществляемому им бизнес — процессу. Правда, практика показывает, что абсолютные цифры такого соотношения не позволяют сделать какой-либо однозначный вывод без дополнительного анализа структуры собственников этого предприятия.
В-четвертых, соотношение налоговых отчислений, которые косвенно характеризуют прибыль предприятия, как с оборотом денежных средств, так и с величиной их притока и др. При этом нужно помнить, что прибыль далеко не обязательно должна формироваться из притока денежных средств и на ее значение оказывают многочисленные сторонние факторы. Например, на величину финансовых результатов оказывают влияние расходы, не сопровождающиеся оттоком денежных средств (например, амортизационные отчисления), и доходы, не сопровождающиеся их притоком (например, при учете реализованной продукции по моменту ее отгрузки) и т.п.
Разумеется, оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основе ее активности, характеризуемой объемом расчетно-платежных документов и величинами содержащихся в них денежных сумм, является только одним из инструментов проверки при рассмотрении вопроса о выдаче кредита, но инструментом одним из самых эффективных и действенных на сегодняшний день.
При адаптации субъектов российского рынка к международным стандартам финансовой отчетности и бухгалтерского учета, повышении прозрачности структуры их собственности и доступности ее получения этот самобытный инструмент отомрет сам по себе. А пока, как мы видим, на него имеется значительный спрос.
Данное предложение не является официальной позицией Банка России, оно родилось в ходе многочисленных рабочих дискуссий и обсуждений о возможных направлениях использования такого уникального и бесценного информационного ресурса как имеющиеся, накопленные сведения о платежах хозяйствующих субъектов, которыми обладает Банк России. Так как предлагаемая для обсуждения аранжировка проблемы «информационного голода» для кредитных организаций в ходе принятия решения о кредитовании корпоративных клиентов, столь характерной для Российской Федерации на данном этапе, носит постановочный характер, то очень важна и обратная связь от самих кредитных организаций, которые рассматриваются в данном случае не как контрагенты по разную сторону запретительных баррикад конфиденциальной информации, а как партнеры по общему делу усиления банковской системы в целом. Ведь все, что нацелено на повышение прозрачности участников рынка приводит, в конечном счете, к снижению ссудного процента, а следовательно, и к усилению конкурентоспособности российских банков на международном уровне, что особенно важно в преддверии подготовки России к вступлению в ВТО. Поэтому автор будет крайне признателен за любые предложения и замечания от заинтересованных сторон, которые просит направлять на его электронный адрес: bvv@mail.cbr.ru
Методические рекомендации
Различные аспекты информационно-аналитической работы дополнительно могут быть изучены с использованием следующей литературы:
Судьба России как цель аналитической работы государственных структур
1. Андреев А.П., Селиванов А.И. Русская традиция. М., 2004.
2. Зиновьев А.А. Запад. М., 2003.
3. Дугин А.Г. Основы геополитики. М., 2000.
4. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. М., 2004.
5. Кожинов В.В. История России. Век ХХ. М., 2003.
6. Панарин А.С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., 2003.
7. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М., 2002.
Методологические аспекты работы с информацией
8. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994.
9. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
10. Курлов А.Б. Основы теории коммуникации. Уфа, 2002.
11. Курлов А.Б., Петров В.К. Теория социальной информации. Уфа, 2003.
12. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.
13. Теоретико-методологические основы системных информационно-аналитических исследований /Под ред. А.И. Селиванова. М., 2004.
Проблемы информационного противоборства
14. Доронин А.И. Конкурентная разведка. М., 2003.
15. Костин Н.А. Теория информационной борьбы. М., 1996.
16. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 2000.
17. Панарин И.Н. Информационная война и Россия. М., 2000.
18. Панарин И.Н. Информационная война и власть. М., 2001.
19. Панарин И.Н. Информационная война и выборы. М., 2003.
20. Почепцов Г.Г. Информационно-психологическая война. М., 2000.
21. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2001.
22. Расторгуев С.П. Информационная война. М., 1998.
23. Расторгуев С.П. Философия информационной войны. М., 2000.
Методы информационной работы
24. Аналитика-капитал. Вып. 1–11. М., 1999–2004.
25. Баутин В.М., Буклагин Д.С., Демидов Д.Д., Санжаровская М.И. Научно-техническая информация для фермеров. М., 2002.
26. Василенко А.Б. Пиар крупных российских корпораций. М., 2002.
27. Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М., 2004.
28. Плэтт В. Стратегическая разведка. Основные принципы: Учебное пособие. М., 1997.
Защита информации
29. Фатьянов А.А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2001.
30. Ярочкин В., Родионов Б. Секьюритология. Учебное пособие. М., 1998;
31. Ярочкин В.И. Информационная безопасность. Учебное пособие для ВУЗов. М., 2000.
[1] Например, в соответствии с п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, об идентификационном номере налогоплательщика, о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Такое положение сильно усложняет работу территориальных учреждений Банка России в ходе решения задачи проверки достоверности представленных им финансовых документов учредителей/участников и заемщиков кредитных организаций. Ведь единственный доступный на сегодняшний день способ проверить достоверность этих документов — это сравнить с подобными документами, направляемыми юридическими лицами в соответствующие налоговые инспекции.
[2] Указание Банка России от 7.06.2000 г. № 799-У «О несении дополнений и изменений в Указание Банка России «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» и Перечень отчетности и другой информации, представляемой кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации».
[3] Использование тех или иных регулировочных схем, применяемых отдельными банками для улучшения показателей своей отчетности и «оптимизации налогооблагаемой базы», здесь не рассматриваются.
[4] Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2004 год.
[5] Там же.
[6] Фразы, стоящие между символами «<» и «>», могут и не присутствовать в поле «назначение платежа» и являются лишь смысловыми связующими текста.
[7] Например, в соответствии с п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, об идентификационном номере налогоплательщика, о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. Такое положение сильно усложняет работу территориальных учреждений Банка России в ходе решения задачи проверки достоверности представленных им финансовых документов учредителей/участников и заемщиков кредитных организаций. Ведь единственный доступный на сегодняшний день способ проверить достоверность этих документов — это сравнить с подобными документами, направляемыми юридическими лицами в соответствующие налоговые инспекции.
[8] Указание Банка России от 7.06.2000 г. № 799-У «О несении дополнений и изменений в Указание Банка России «О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации» и Перечень отчетности и другой информации, представляемой кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации».
[9] Использование тех или иных регулировочных схем, применяемых отдельными банками для улучшения показателей своей отчетности и «оптимизации налогооблагаемой базы», здесь не рассматриваются.
[10] Годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2004 год.
[11] Там же.
[12] Фразы, стоящие между символами «<» и «>», могут и не присутствовать в поле «назначение платежа» и являются лишь смысловыми связующими текста.