Раздел III. Практические методики анализа объектов

§ 1. Методика выявления неформальных управляющих структур (центров сил)

Предлагаемая методика представляет собой пример использования системного подхода к решению задач оценки ситуации в регионах Российской Федерации. Методика[1] была разработана членами экспертно-консультативного совета Аналитического центра Государственной Думы Российской Федерации первого созыва (Курносов Ю.В. — руководитель рабочей группы, члены рабочей группы — Веденеев Б.П., Травкин Ю.Е., Харитонов А.С.) в интересах обеспечения руководства регионального и федерального уровней информацией, необходимой для выработки адаптивных стратегических и оперативных решений, направленных на обеспечение экономической безопасности. Однако, методика проведения такого рода исследований может быть использована и на более низких уровнях иерархии управления; в этом случае основные отличия будут состоять в повышении степени детализации исходных данных и сокращении интервала времени между измерениями.

Степень неоднородности природно-географических, демографических, национально-культурных показателей, а также показателей, связанных с развитием и ориентацией производственно-хозяйственной инфраструктуры регионов России в сочетании с федеративным устройством российского государства определяют ведущую роль региональной политики. В настоящее время проблема выработки адаптивных решений в сфере региональной политики встала особо остро, поскольку несинхронные и несбалансированные процессы реформирования порождают опасные диспропорции в различных сферах общественного бытия. Ядро региональной политики — экономика, экономическое регулирование развития отношений между регионами и центром. Именно здесь чаще всего и возникают достаточно острые конфликты.

Вследствие диспропорций в ряде регионов (под регионами понимаются субъекты Федерации с учетом ее административного деления) возникают и развиваются локальные социально-политические, экономические, экологические, демографические и иные процессы, дальнейшее развитие которых способно создать угрозу безопасности РФ. Нередко такие процессы охватывают не один, а группу сопредельных регионов или ряд территориально несопряженных, но связанных единой производственной или энергетической инфраструктурой, областей. В этих случаях противоречия приобретают территориальную специфику. Характерно, что территория, регион одновременно является и объектом регулирующего воздействия центра на процессы, обеспечивающие безопасность РФ в целом, и самостоятельным субъектом общефедеральных процессов, способным в соответствии с конституционными нормами проводить собственную региональную политику.

Следует заметить, что поскольку региональная политика не может не затрагивать экономические интересы самых разнообразных субъектов экономической деятельности (СЭД) и социальных групп (СГ), постольку происходит активизация их деятельности, направленной на внесение корректив в региональную политику, а через нее — опосредованно — и в государственную. Подобные СЭД и СГ, зачастую не обладая ресурсами, достаточными для решения возникающих проблем, консолидируются, что приводит к зарождению и формированию специфических образований, интересы которых могут противоречить интересам субъектов управления высших уровней. Такие группы и образуют неформальные управляющие структуры, осуществляющие неявное управление с применением различных (вплоть до незаконных) методов.

В этих условиях анализ ситуации в регионах России становится невозможен без учетароли и влияниянеформальных управляющих структур — реальных «центров сил», во многом определяющих направления и темпы развития или деградации регионов. В ходе активной борьбы за передел собственности подобные неформальные группы и объединения зачастую сами или с опорой на внешние силы овладевали ресурсами, достаточными для того, чтобы управлять развитием региона, руководствуясь исключительно групповыми интересами, либо интересами тех сил, которыми были предоставлены ресурсы для решения задачи навязывания управления. В последние годы в эту борьбу активно включились и криминальные силы.

В условиях экономического кризиса большинство показателей социально-экономического развития на региональном уровне претерпевают изменения не только (а зачастую и не столько) в результате изменения рыночной конъюнктуры, социально-экономической обстановки и иных обстоятельств экономического характера, но и подвержены мощному влиянию субъективных факторов, обусловленных острой конкурентной борьбой различных структур. В число наиболее крупных игроков, оказывающих существенное влияние на социально-экономические показатели региона, следует включить: крупные финансово-промышленные группы, зачастую сращенные с административными структурами ОГВУ и РОВУ, политическими партиями и группировками или организованной преступностью; группы, представляющие интересы транснациональных корпораций; самостоятельно действующие политические партии и общественные организации; криминальные группировки.

Задачи создания условий для положительной динамики экономических и социальных показателей, обеспечения устойчивости региона по отношению к различным дестабилизирующим воздействиям могут быть решены только при условии, что решены следующие основные проблемы:

·       проблема согласования и урегулирования интересов различных группировок или своевременного прекращения их действия;

·       проблема межведомственной координации в административно-хозяйственной, финансово-экономической и правоохранительной деятельности;

·       проблема борьбы с преступностью и криминализацией экономики;

·    проблема установления оптимального разграничения полномочий центральных и региональных органов управления в управлении социально-политической и экономической жизнью регионов;

·    комплекс социальных проблем (в первую очередь — проблема безработицы).

Региональные различия в социально-экономической ситуации можно условно разделить на факторы объективные (уровень развития региона, его специализация и структура хозяйства, экономико-географическое положение и др.) и субъективные(политика властей всех уровней по отношению к региону, предпринимательская активность населения, поддержка или противодействие реформированию, изменение потоков миграции и др.). По мере все большего разгосударствления направленность действия субъективных факторов все в большей степени влияет на скорость и тенденции изменения объективных процессов. В этом случае индикаторы, характеризующие объективные факторы выступают в качестве индикаторов более высокого порядка по отношению к индикаторам субъективных факторов. Для того чтобы понять и прогнозировать тенденции регионального развития, необходимо определить закономерности, связи и масштабы влияния активных субъектов.

Под центром сил понимается некая временная группировка, самоорганизовавшаяся в результате общности интересов и целей субъектов, реально обладающих возможностями для управления вектором (векторами) развития региона. В качестве субъектов в данном случае рассматриваются физические и юридические владельцы системообразующих экономических объектов, ресурсов, транспортной, производственной и информационной инфраструктуры региона. Каждый из центров сил представляет собой саморазвивающуюся систему. Центры сил различаются по уровням и типам.

Проблема, связанная с необходимостью учета влияния факторов, порожденных борьбой за власть и собственность между различными «центрами сил» на общефедеральном уровне и в регионах России, при анализе социально-политической, экономической и оперативной ситуации в стране становится ключевой для деятельности информационно-аналитических служб и органов государственной власти и управления.

Практика показывает, что на стыке интересов различных центров сил возникают зоны напряженности и конфликтов, складывается истинный механизм управления и воздействия на все сферы жизнедеятельности общества. Центры сил также являются и основным объектом внимания спецслужб иностранных государств и транснациональных корпораций, поскольку овладение или получение контроля над подобными группировками позволяют активно влиять на внутри- и внешнеполитические процессы, микро- и макро-экономические процессы. Так, например, овладение контролем над топливно-энергетическим комплексом региона и транспортной инфраструктурой топливно-энергетического комплекса, невозможное для СЭД-нерезидентов, может быть осуществлено через ЦС, образованный несколькими подставными российскими фирмами, по отдельности неспособными самостоятельно влиять на региональные процессы. Как правило, затрагивается весь ресурсный спектр — от материально-финансовых до природных и интеллектуальных. Таким образом, исследование выше названной проблемы является исключительно актуальной задачей.

Как следствие, в данной области возникает проблема осуществления текущего оперативного мониторинга ситуации как на региональном, так и на общегосударственном уровне. Решение задач, связанных с мониторингом социально-политической и финансово-экономической сфер жизни общества требует разработки и создания совершенных инструментов накопления, обработки и анализа информации различного характера. Реализация автоматизированной системы, способной решать эту задачу может быть осуществлена только при условии, что проведен исчерпывающий анализ, на основе которого разработана система индикаторов, свидетельствующих о состоянии дел в регионе, основных игроков и расстановке их сил. В качестве такой системы и выступает концепция центров сил и методика их выявления.

Разработка информационной системы, реализующей алгоритмы анализа ситуации в регионах в соответствии с концепцией «центров сил», предполагает стандартизацию функций и процедур вторичной обработки ведомственной и региональной информации, а также непрерывное пополнение ее оперативной информацией о субъектах «центров сил» — собственниках, держателях и распорядителях региональных ресурсов.

Реализация данного подхода возможна на технологической платформе экспертной системы, функционирующей в режиме мониторинга. Применение подобной системы позволяет своевременно выявлять в регионах явления дестабилизирующего характера, вырабатывать стратегии управления, снижающие действенность мероприятий, осуществляемых центрами сил.

По своему составу и характеру целей центры сил могут существенно различаться. Рассматривать их, как исключительно враждебное образование было бы неразумно, поэтому рассмотрении центров целесообразно пользоваться следующей классификацией:

1. По степени конфликтности целей:

·    моноцентры — центры сил, объединяющие субъектов с устойчиво сонаправленными интересами;

·    центры сил с противоположными интересами.

2. По типу ядра:

·    политические — центры сил, объединяющиеся вокруг идеологического, политического ядра;

·    социальные — центры сил, объединяющиеся вокруг ядра социальной направленности;

·    экономические — центры сил, объединяющиеся вокруг экономического ядра.

3. По направленности интересов:

·    центры сил, ориентированные на положительное развитие региона и государства;

·    центры сил, ориентированные на иностранные государства или криминальные группировки.

4. По пространственной локализации:

·    внутренние центры сил;

·    внешние центры сил.

Следует заметить, что при классификации по типу ядра использована достаточно грубая нарезка, более того, ядро в блоке не всегда выраженно присутствует (зачастую в качестве ядра может выступать носитель некоторого блока идей, используемых в качестве декларируемой основы для объединения). В настоящее время довольно распространенным типом центров сил являются социальные ЦС; они обладают обширной социальной платформой, имеют тщательно маскируемые цели как политического, так и экономического характера, и формируются именно как инструмент политического давления с целью овладения системными ресурсами (от административного — до сырьевого и производственного).

Развивая предложенную классификацию, получим дополнительные классификационные основания, которые позволяют более полно охарактеризовать центры сил, функционирующие в регионе и вне его.       С использованием приведенной схемы ЦС могут быть охарактеризованы по следующей схеме атрибуции:

1. По характеру отношения к ресурсу:

·    собственности (владение, распоряжение);

·    производства (поиск, разведка, разработка, добыча, освоение);

·    распределения (прямое деление, перераспределение, присвоение).

2. По способности влиять на механизмы распределения льгот и дотаций («группы лоббирования»):

·    партии, избирательные блоки, общественные объединения;

·    депутатские фракции, группы;

·    финансовые, промышленно-финансовые кампании, фирмы;

·    ведомства (аграрии, ВПК, горнодобывающая промышленность и т. п.).

3. По отношению к рынкам:

·    экспортеры;

·    импортеры;

·    субъекты, ориентированные на внутренний рынок;

·    посредники.

4. По уровню легитимности:

·    юридические и физические лица;

·    теневые структуры и их лидеры;

·    криминальные структуры и их лидеры.

Основнымивидами региональных ресурсов, запасы которых традиционно выступают в качестве метрик индикативного анализа при создании экспертных систем, предназначенных для анализа состояния общественных систем, являются:

— топливно-энергетические (нефть, газ, электричество, продукты нефтепереработки);

— сырьевые:

·    первичные — руда, непереработанное минеральное сырье, полезные ископаемые;

·    вторичные — прокат, продукты переработки, реализуемые преимущественно на рынке корпоративного потребления (потребляемые производственными предприятиями для выпуска продукции и т. п.);

— конечная продукция:

·    технологии;

·    интеллектуальная продукция (ноу-хау), изобретения, патенты;

·    машины, инструменты;

·    транспортные средства;

·    изделия, товары;

— финансы;

— людские ресурсы.

Основная задача центра сил — это присвоение специфических властных полномочий в интересах достижения коалиционной цели (и группы сопутствующих целей членов коалиции). Основной метод овладения (временного или постоянного) властными полномочиями — это метод давления (экономического, финансового, социального — не существенно). В качестве инструмента давления используется монопольное положение по отношению к ресурсу или группе ресурсов (разновидности см. выше), что позволяет воспользоваться тактикой ущемления интересов иных ЦС, в том числе и тех, которые сформированы вокруг официальной административной системы и ее структурных элементов.

В любом случае процессу формирования центра сил предшествуют процессы социализации целей отдельных членов будущей коалиции. Данные процессы могут протекать как по публичным, так и по конспиративным сценариям. Однако стадия социализации, так или иначе, присутствует во всех случаях. В некоторых случаях процесс социализации протекает в форме демонстрации намерения (в том числе и демонстрации публичным действием).

В качестве примера действия центра сил можно привести действия профсоюзов работников горнодобывающей промышленности в период 1995-96 гг., когда на платформе, включавшей как блок политических идей, так и комплекс социальных и экономических требований была создана общность людей, сформирован корпоративный, преимущественно социальный, ресурс, реализована стратегия ущемления интересов и получен искомый результат. Избранная профсоюзом стратегия ущемляла интересы нескольких групп крупных собственников (центров сил), а также стратегические интересы государства, создавая основания для возникновения межрегиональных конфликтов и повышая действенность внешних стратегических угроз.

При рассмотрении государства, как системы следует учитывать его структуру, взаимоотношения отдельных его структурных элементов (подсистем), иерархию системообразующих элементов (таксономию). Установление состояния региона некоторого таксономического уровня (страны, республики, области, города, района в городе или области) достигается путем проведения диагностического исследования. Состояние диагностируемого объекта описывается с помощью системы индикаторов, измерение и вычисление значений которых и последующее сравнение со значениями некоторых эталонов, позволяет оценить их отклонения и судить о состоянии исследуемого объекта (в нашем случае — единицы административного деления).

В качестве нормы принимаются диагностические индикаторы, которые позволяют:

— определить отношение диагностируемого объекта к определенной группе классу, типу аналогичных объектов, позволяющих осуществлять операцию сравнения;

— установить контрольную величину диагностируемого параметра, как среднеарифметическую для данной совокупности объектов или значения, устанавливаемые иным образом;

— описать объект, как совокупность уникальных признаков.

Диагностирование состояния регионов предполагает решение двухзадач: задачи определения происхождения позитивных или негативных факторов, которые фиксируются соответствующим набором индикаторов, а также задачи прогнозирования характера и параметров дальнейшего изменения состояния региона на принципах аппроксимации для выработки соответствующего регулирующего или управляющего воздействия.

В качестве одного из важнейших индикаторов для выявления реальных процессов развития региона может выступать состояние (характеристика наличествующих ресурсов) и направленность интересов центров сил. По этому комплексному показателю можно выявить основную составляющую вектора развития как отдельных региональных систем, так и всего региона в целом. С одной стороны, центры сил выступают в качестве своеобразных акупунктурных точек региона, воздействуя на которые можно получить желаемый управленческий эффект. С другой же стороны, зная характеристики результирующего вектора интересов центров сил, их можно сопоставлять с нормативной, а по величине отклонения принимать решение о характере требующихся управленческих решений.

Однако для сопоставления и оценивания ЦС требуется ввести некую метрику общезначимую для любой разновидности центра сил. С этой целью вводится понятие обобщенного ресурса (как видим, это понятие довольно широко используется при построении моделей социально-экономических систем).

Под обобщенным ресурсом понимается всякая субстанция или процесс, которыми могут владеть, распоряжаться, и пользоваться различные субъекты. Распределенная форма ресурса, проявляемая в виде единичного процесса или явления (эффекта в оригинальной терминологии), называется обобщенным полем ресурса. Градиент (направление наибольшего роста) изменения поля обобщенного ресурса именуется обобщенной силой. В ходе аналитического исследования необходимо учитывать динамику соотношений различных процессов, явлений и ресурсов.

Региональный ресурс отражает способность региона функционировать и развиваться в рамках установившегося уклада жизни людей. Региональный ресурс может расходоваться лишь при условии наличия его избытка, возможности его воспроизводства и/или обеспечения адекватной компенсации иными видами ресурсов или продукции, поступающих извне.

Стратегический ресурс отражает способность страны функционировать в качестве самостоятельной территориальной единицы и самостоятельно управлять темпами своего развития в условиях конкурентоспособности соседних государств.

Геополитический ресурс отражает способность страны повысить темп своего развития за счет использования ресурсов других стран.

Предложенный подход позволяет рассматривать угрозы, как попытки монопольного овладения тем или иным ресурсом, его истощения, дезинтеграции или деградации. Соответственно, с этих позиций угрозами безопасности следует считать в том числе и такие, как:

·    подмена систематического образования специальной подготовкой кадров и профориентацией (деградация человеческого ресурса);

·    внедрение отраслевой структуры управления региональными образованьями: производством, образованием, наукой (дезинтеграция ресурса);

·    привитие народу приоритета экономического над нравственным (деградация ресурса);

·    подавление национальной культуры суррогатной культурой (деградация ресурса);

·    разрушение гендерных стереотипов (деградация и дезинтеграция ресурса);

·    разрушение института семьи (деградация и дезинтеграция ресурса) и иные[2].

С целью выработки адекватных управленческих решений формируется нормативная модель, учитывающая региональные особенности:

1. Особенности воспроизводимого в регионе уклада жизни, совокупность ресурсов в среднем потребляемых и производимых среднестатистическим жителем региона на протяжении жизни с учетом потребностей в развитии промышленности, обновления модельного ряда и технологического оснащения, необходимости конкурентного противостояния с другими производителями и т.п. факторы.

2. С учетом демографических тенденций рассчитывается численность населения различных возрастных групп и подсчитываются потребляемые и производимые ресурсы в среднем по региону в различные периоды времени.

3. Подсчитываются наличествующие в регионе ресурсы и формулируются задачи на внесение управляющих воздействий, позволяющих осуществить целенаправленное преобразование одних (избыточных) типов ресурсов в иные (дефицитные для данного региона).

Таким образом, выстраиваются: нормативная модель развития региона (как совокупность показателей, которые должны быть достигнуты регионом при условии достижения им некоторой численности населения) и стратегия развития определенных сфер региона, учитывающие и содержащие описания:

·    возможностей региона;

·    требуемых объемов работ по воспроизводству и развитию;

·    объемов получаемой продукции на вложенные средства (ресурс);

·    условий самообеспечения и саморазвития;

·    объема необходимых дотаций Центра для гармонизации развития региона как целого.

В результате моделирования может быть получен перечень и характеристики всех видов и типов ресурсов, необходимых для развития региона. При этом регион может быть представлен как композиция отдельных специализированных подсистем, осуществляющих переработку ресурсов и обеспечивающих условия для реализации жизненного уклада некоторой группы людей. Соответственно, система управления социальными процессами в регионе строится как система регулирования отношений между отдельными подсистемами.

Далее рассматриваются условия и эффективность расходования, а также темпы и затраты на воспроизводство основных видов ресурсов, формируется природный кадастр региона, учитываются все виды хозяйственной деятельности в регионе, а также затрачиваемые и производимые ресурсы. Выстраивается система управления производственно-экономическими процессами в регионе как система регулирования отношений производства, природы и людей.

На основе проведенных исследований определяется перечень целей и формируется набор численных критериев их достижения (т.е. по существу — вектор в многомерном пространстве с единой метрикой). Полученный вектор и представляет собой совокупный нормативный вектор развития региона.

В дальнейшем, после выделения специализированных по ресурсопотреблению групп СЭД, с привлечением экспертов определяются источники потенциальных ресурсных конфликтов, состав коалиций и перечень конфликтующих группировок. Также экспертным путемопределяются пороговые значения численных показателей, указывающие на необходимость учета того или иного СЭД в процессе мониторинга, на возможность скатывания к опасным сценариям развития ситуации и т.п. Например, для признания ситуации чреватой скатыванием к монопольному обладанию ресурсом может быть установлен следующий критерий (экспертное правило) — «количество групп, осуществляющих конкуренцию в данном секторе ресурсопотребления не превышает четырех». Аналогично могут быть заданы и иные пороговые значения.

Рассматривая проблемы, связанные с решением задачи построения адекватных моделей сложных систем, к которым по праву могут быть отнесены общественные системы, важно определить адекватную степень детализации описаний (дабы избежать так называемого «проклятия размерности»). С этой целью для преодоления проблемы лавинообразного нарастания размерности модели, могут быть введены и иные ограничения. Например:

·    значимая для производства расчетов доля ресурса, учитываемая в модели, составляет не менее 5 % от общего количества ресурса, распределяемого в данном сегменте;

·    число рассматриваемых в некоторой конкурентной группе, потребляющей одинаковый ресурс не должно превышать восьми и так далее.

На основе данного подхода для региона или иной единицы могут быть сформулированы эталоны различных ситуаций, для выявления которых в системе помещаются полученные от экспертов эвристические правила, сформулированные в форме «признак — интерпретанта», например: «превышение порогового значения параметра A — тенденция или ситуация B».

Экспертная система, реализующая описанные подходы процедуры в интересах анализа ситуации в регионах включает в себя следующие подсистемы:

1. Подсистема описания фактического состояния объектов учета.

Предназначена для сбора и накопления текущих статистических данных, используемых прочими подсистемами экспертной системы. Состав показателей:

·    валовый внутренний продукт;

·    объемы производства по крупным отраслям и фирмам;

·    объемы внешнеэкономической деятельности (экспорт, импорт);

·    капиталовложения и строительно-монтажные работы;

·    розничный товарооборот;

·    денежные доходы населения (по группам населения);

·    заработная плата;

·    прожиточный минимум;

·    стоимость потребительской корзины;

·    индекс потребительских цен;

·    уровень безработицы;

·    количество преступлений.

Показатели обрабатываются Госкомстатом в разрезе регионов ежемесячно (за исключением валового внутреннего продукта).

2. Подсистема производства расчетов.

Подсистема предназначена для выполнения расчетных операций, нацеленных на получение фактических значений параметров для сопоставления с эталонами и проведения экспертного анализа.

Расчету подлежат:

1) уровень развития региона (по состоянию ряда показателей в трехуровневой системе: «средний», «ниже среднего», «выше среднего») по следующим показателям (все показатели рассчитываются на душу населения):

·    объем промышленного производства;

·    товарооборот;

·    капиталовложения;

·    поступления налогов;

·    бюджетные расходы;

·    реальные денежные доходы населения, индекс цен;

·    безработица и иные.

2) Место региона в общем рейтинге регионов РФ по следующим показателям(доля объемных показателей в общегосударственной структуре):

·    доля объемов производства;

·    доля капитальных вложений;

·    доля в совокупном товарообороте;

·    доля финансового и налогового потенциала;

·    доля налоговых поступлений.

3) Внутренняя структура экономики региона:

·    доля основных отраслей в составе ВВП;

·    вектор и уровень специализации региона;

·    основные приоритеты.

4) Cоциальные параметры (структура доходов и расходов населения):

·    структура накоплений;

·    доля накопительных денежных вкладов в объеме доходов;

·    доля населения с доходами ниже прожиточного уровня;

·    разрыв между доходами 10 % самых высокодоходных групп населения и 10 % самых низкодоходных групп.

3. Подсистема индикации

Используется для формализации критериев оценки ситуации, а также как объект для оценки и анализа более высокого уровня (в том числе экспертных, аналитических, прогнозных).

Отображает следующие расчетные показатели:

·    уровни устойчивого развития («по золотому сечению» для ряда показателей»: отношение расходов к доходам, доля инвестиций в накоплениях, доля налогов, перечисляемых в федеральный бюджет и проч. — определяется в каком из типов устойчивых состояний находится регион, прогнозируются кризисные и катастрофные тенденции);

·    коэффициент Джинни;

·    кривая Лоренца (по доходам внутри региона и для групповой характеристики самих регионов).

4. Экспертно-аналитическая подсистема;

Экспертно-аналитическая подсистема предназначена для реализации следующих функций и задач:

·    определение (для данного ресурса) состава конкурирующей группы, «центров сил»;

·    определение приоритетов для не нормативных величин: степень влияния тех или иных групп на сегменты рынка, оценка доли «теневых» структур в делении ресурса;

·    характеристика мотиваций в действии «центров сил»;

·    определение характера взаимодействия «центров сил» с населением, органами власти;

·    межрегиональные связи;

·    влияние на распределение ресурса.

5. Подсистема сценарного анализа, прогноза, сценарного проектирования.

Данная подсистема предназначена для реализации следующих функций и задач:

·    описание наиболее вероятного сценария (по которому действуют участники «конкурирующей группы»), предположительное распределение ролей групп и в группах, функций «центров» сил;

·    выделение «кризисных ветвей» в ходе сценарного действия;

·    построение механизмов и схем (в том числе поведенческих) защиты;

·    проектирование сценариев, отвечающих государственным приоритетам;

·    оценка событий в соотнесении с вероятным сценарием, проектируемым сценарием и кризисными вариантами.

По полученным измеренным и расчетным показателям осуществляется процедура экспертного анализа и оценивания. В ходе экспертного оценивания учитываются следующие факторы:

А. Состояние ресурсов по направлениям:

·    основные природные ресурсы (разведанные и потенциальные запасы, характер залегания, способ и степень разработки, качество);

·    основные фонды, степень изношенности, степень потенциальной опасности;

·    состояние научно-технического потенциала;

·    финансовый, налоговый потенциал;

·    демография, занятость;

·    жилищно-коммунальная сфера;

·    социально-культурная сфера;

·    экология.

Б. Функции ресурсов в контексте специализации региона по направлениям:

·    структура собственности на основные ресурсы;

·    инфраструктура регионального рынка;

·    наличие и характеристика свободных экономические зон;

·    наличие и характер межрегиональных связей;

·    степень интеграции в экономику федерации (наличие группы производств, производящих продукцию в кооперации с производствами других регионов, потребление и/или производство сырья);

·    доля ресурса региона в федерации;

·    инвестиционная активность, структура инвестиций;

·    экспортно-импортная активность;

·    самодостаточность (коэффициенты автономии и иные).

В. Уровень и динамика развития ресурсов:

·    динамика производства, степень монополизации;

·    динамика инвестиций;

·    демографическая ситуация, динамика возрастного и национального состава населения, беженцы и мигранты;

·    динамика занятости (безработица, в том числе скрытая);

·    уровень жизни;

·    реальные доходы, покупательная способность;

·    различие в уровнях доходов различных групп.

Г. Проблемы получения и использования ресурсов. Кризисные ситуации и криминогенные зоны:

·    дефицит бюджета, расчетная дисциплина (проблема неплатежей), внутренний и внешний долг;

·    пороговые характеристики кризисных состояний (по ряду индикативных параметров: миграция, смертность, заболеваемость, безработица, инфляция, задолженность по выплате зарплаты, реальные доходы);

·    экологическая обстановка;

·    социально-психологическая ситуация в регионе, эксцессы (забастовки, митинги протеста);

·    теневые и криминальные структуры (сферы влияния, лидеры);

·    структуры, ориентированные на интересы иностранных государств;

·    дееспособность органов власти, действенность механизмов административного и правового регулирования.

В каждом регионе имеется своя специфика проявления деятельности ЦС. Однако имеются общие закономерности, которые позволяют сформировать набор косвенных признаков их функционирования и алгоритмы выявления центров сил. Такие алгоритмы, использующие знания (представленные в экспертной системе виде эвристик и точных численных критериев) и данные, хранимые в экспертной системе, позволяют с применением правил логического вывода сформулировать заключение о текущем состоянии региона и отдельных центров сил, чьи интересы реализуются в отношении данного региона.

В процессе эксплуатации экспертной системы на основе сопоставительного и корреляционного анализа ранее перечисленных показателей вычисляются корреляции временных рядов, образованных из последовательных измерений текущих значений фиксируемых параметров процессов (как формально зависимых, так и формально независимых), коэффициенты асимметрии в системе расходования базовых видов региональных ресурсов, выявляются ценовые диспропорции и иные показатели, косвенно свидетельствующие о наличии скрытых производственных процессов и мощностей, центров сил, осуществляющих перераспределение ресурсов.

На основании анализа измеренных и вычисленных значений индикаторов, определяются конкретные субъекты, группы и корпорации, реально владеющие теми или иными видами ресурсов. Это возможно только при условии, что в системе организовано хранение упорядоченных во времени массивов данных, характеризующих ситуацию с достаточной для проведения анализа периодичностью. Для проведения анализа на макро-уровне периодичность проведения мониторинговых исследований может быть определена порядка одного раза в месяц, а для микро-уровня — в пределах единиц часов, что возможно обеспечить лишь в отраслях, где периодичность опубликования финансовых показателей достаточно высока, либо за счет анализа данных, оперативно поставляемых различными органами государственного учета и статистики.

Кроме того, существует возможность адаптивного регулирования периодичности обновления данных о текущей обстановке, что может осуществляться с привлечением малочисленных групп прошедших соответствующую подготовку экспертов. Для производства работ группы экспертов могут командироваться в регионы для выполнения работ по обеспечению требуемой периодичности и качества информации на местах.

Алгоритмы выявления скрыто функционирующих центров сил преимущественно основаны на анализе диспропорций, вносимых ими в показатели социально-экономического развития региона. Подобные диспропорции могут выражаться в:

·    появлении сверхнормативных временных задержек между моментом доведения исполняющего воздействия и началом их непосредственного исполнения (признак роста инерционности системы управления);

·    возникновении корреляций между формально независимыми процессами, в том числе и синхронные колебания показателей экономической деятельности группы ресурсопотребителей, формально, использующих различную ресурсную базу (признак синхронных изменений);

·    возникновении резких ценовых диспропорций внутри одной группы продукции различных региональных производителей (признак мобилизации внутреннего или подключения внешнего ресурса — аннексия на рынке);

·    снижение величины задержки или опережающая реакция общественного мнения на политические и экономические процессы, протекающие на региональном и федеральном уровнях, активизация экстремальных социальных явлений (признак подключения социального ресурса для решения политических и экономических задач);

·    возникновение диспропорций между потреблением сырьевых и энергоресурсов и заявленными показателями выпуска продукции (неявные признаки функционирования теневого сектора);

·    диспропорции между входящими и исходящими финансовыми и транспортными потоками и иные.

Эвристические правила, формализующие данные признаки позволяют не только диагностировать факт наличия диспропорции и или временной корреляции, но и очертить круг предположительно связанных единством целей и стратегией их достижения субъектов деятельности.   С этой целью региональная ситуация отображается в форме многосвязной схемы, отображающей основные группы ресурсов и их потребителей. Связи предназначены для отображения отношений потребления, производства, кооперации и конкуренции между субъектами деятельности и группами ресурсов. Для отдельных субъектов деятельности определяются критические показатели темпов производства и потребления ресурсов, превышение или недостижение которого способно нарушить устойчивость субъекта, группы субъектов или региона в целом.

Далее исследуются ситуации, при которых несмотря на значения объективных численных показателей ожидаемый эффект в отношении субъекта не наблюдается, что свидетельствует об объективных изменениях, происшедших в системе производства ресурса, реализуемой субъектом. Рассматриваются возможные варианты группирования субъектов по признаку сонаправленности интересов, после чего выдвинутые гипотезы переводятся в режим сопровождения с целью получения подтверждения или опровержения гипотезы.

Методика определения ЦС позволяет осуществлять следующие экспертно-аналитических функции:

1. Определение видов ресурсов, приоритетных для данного сегмента рынка.

2. Определение приоритетов по направлению и использованию ресурсов.

3. Оценка прибыли, потерь, рисков.

4. Задание пороговых значений индикативных величин.

5. Составление вариантов сценариев и выбор базового (наиболее вероятного) для прогноза, ведения мониторинга и ситуационного анализа.

6. Определение состава конкурирующей группы.

7. Оценка баланса сил (приоритетов) в конкурирующей группе.

8. Выбор предпочтений в вариантах, сценариях в состязаниях за распределение ресурса.

9. Проектирование сценариев, реализующих выбранные приоритеты

10. Оценка вариантов, нарушающих ход проектируемого сценария, превращение его в другую версию.

11. Построение системы защиты и компенсационных механизмов. Для предотвращения нежелательных ситуаций и нейтрализации вредных воздействий.

12. Оценка возможных изменений в балансе сил и поведении конкурирующих групп при принятии государством стратегических решений и ведении оперативного управления.

Применение этих экспертно-аналитических функций наиболее эффективно при решении вопросов экономической безопасности, в частности борьбы с теневой экономикой.

Проявления принципиальных угроз безопасности государства со стороны теневой экономики требуют своего углубленного изучения и систематизации с целью предупреждения и своевременной выработки адекватных мер противодействия. Следует выделить три уровня защиты в решении задач ликвидации угроз со стороны теневого сектора.

1. Оперативное реагирование.

2. Прогноз возможных угроз и проектирование механизмов защиты.

3. Вариантное проектирование экономического поведения государства с учетом интересов основных экономических субъектов (в том числе и теневых).

Иерархия уровней защиты построена так, что более высокий уровень (2‑й и 3‑й) включает нижние. Наивысший — третий — уровень может быть получен лишь при условии создания предпосылок для оперативного выявления и выработки компенсаторных стратегий, что может быть достигнуто с применением вышеописанной экспертной системы.

Чтобы противостоять разрушительным тенденциям, необходимы усилия, направленные на развитие позитивных процессов в регионах с привлечением как региональных так и федеральных ресурсов. Управленческие решения федерального центра и местных администраций должны быть направлены на формирование механизмов не только нормального функционирования и развития регионов на длительную перспективу.


[1] См.:Курносов Ю.В. О новом концептуальном подходе к оценке систем региональной безопасности // Анализ систем на пороге XXI века. — М.: Интеллект, 1997.

[2] Данный перечень неполон, да и угрозы, перечисленные в нем, приведены здесь исключительно из-за кажущейся их «экстравагантности», однако после недолгих раздумий читатель вынужден будет согласиться с правомерностью такого подхода.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля