§ 3. Об опыте организации экспертно-аналитической деятельности в США

В настоящее время в правительственных структурах США накопился значительный экспертно-аналитический опыт и системно-аналитическая база обеспечения внешнеполитического и военно-политического прогнозирования и долгосрочного планирования, которые основываются на оценках и расчетах международных рисков. Отдельные элементы данного опыта могут быть использованы в деятельности органов государственной службы и управления Российской Федерации.

Оценка и расчет внешнеполитических рисков, как важнейший элемент принятия политических решений, представляют собой политико-управленческий процесс, институционализированный в государственном аппарате США на основе законов, президентских указов и директив, ведомственных директив и инструкций.

К настоящему времени в исполнительной власти и в Конгрессе США сложилась разветвленная, многоуровневая структура органов и подразделений, в задачу которых и входит экспертно-аналитическое, а также системно-аналитическое обеспечение принятия решений на высших уровнях государственного управления, в том числе планирование и прогнозирование военной и внешней политики. Эти органы и подразделения «взвешивают и оценивают цели, обязательства и степень риска, представляя президенту США свои рекомендации».

Структура органов, занимающихся аналитической работой, совершенствовалась конгрессом на протяжении многих лет. К концу 90-х годов значительным аналитическим аппаратом был оснащен и сам конгресс. К тому же он принял ряд законов, обеспечивающих собственное право быть одним из ос­новных пользователей аналитической продукции. Эта продукция по своему качеству может существенно различаться, но главная задача выпускающих ее подразделений – оценивать влияние факторов международной среды на реальные и потенциальные условия национальной безопасности. Аналитический материал подразделений имеет вид конкретных рекоменда­ций для политического руководства.

Президентский уровень играет особую роль, поскольку именно здесь происходит трансформация аналитической продукции федеральных ведомств в директивы, имеющие обязательную силу. Президент имеет в своем распоряжении аппарат личных советников и группы консультантов. Приходя к власти с определенной политической программой, включающей элементы будущей стратегии, он формирует одновременно два «интеллектуальных» источника, обеспечивающих процесс принятия решений — правительственный ана­литический аппарат, в том числе и аналитические структуры федеральных ведомств, а также значительный неправительственный потенциал «исследовательского сообщества». Это многочисленные исследовательские корпорации, организации, научные центры, фонды, ассоциации и университеты — президент имеет полную возможность использовать их интеллектуальные ресурсы.

Исследовательское сообщество насчитывает более 300 аналитических корпораций и «мозговых центров» и обладает значительным экспертно-аналитическим потенциалом, набором технологий и методологий оценки в различных сферах. Таким образом, президентские структуры при принятии политических решений пользуются советами и рекомендациями по крайней мере двух интеллектуальных источников: один — неправи­тельственный, другой — ведомственный.

Важнейший орган Исполнительного управления президента — Совет национальной безопасности и его аппарат, возглавляемый помощником президента по национальной безопасности. Помимо исполнительских, он выполняет и координационные, а также аналитические функции, хотя практически все подразделения исполнительного аппарата СНБ, а их насчитывается двадцать два, выполняют задачу проведения стратегических оценок и анализа, а следовательно, и суммарных оценок угроз в различных сферах. Существуют также специальные группы, занимающиеся исключительно стратегическими оценками и планированием. Это группы стратегического планирования, про­грамм сбора разведданных, оборонной политики и контроля над вооружения­ми, нераспространения, экспортного контроля, международных экономических проблем и проблем окружающей среды. В состав исполнительного аппарата СНБ входят также шесть региональных групп, в том числе и группа по делам России, Украины и Евразии.

СНБ подчинен также ряд межведомственных комиссий, комитетов и групп, играющих особо важную роль в составлении суммарных «национальных оценок». К разряду таких органов, руководимых министрами или лицами, соответствующими их рангу, относитсяСовет национальных разведоценок (СНР), в котором представлены все разведывательные ведом­ства и подразделения с аналогичными функциями, имеющиеся в других ведомствах. Советом руководит директор центральной разведки, являющийся одновременно и директором ЦРУ         (в состав совета входят также и неправи­тельственные эксперты). Совет составляет аналитический доклад: «Оценки национальных разведданных» (ОНР), включающий прогностические данные на срок от полугода до десяти и более лет, а также перечень потенциальных осложнений.

Предметная область ОНР представляет собой оценочно-аналити-ческий материал практически по всем аспектам национальной и международной безопасности, включая воп­росы контроля над вооружениями, науки и технологий, чрезвычайных ситуа­ций, вооруженных конфликтов, нераспространения оружия массового унич­тожения, внешнеэкономических связей, экологии, гуманитарных кризисов и многих других. Составляются доклады, рассчитанные на большую перспективу. К их числу, например, можно отнести:

·    до 2010 г. — «Глобальные тенденции до 2010» (разрабатывался СНР совместно с Институтом национальных страте­гических исследований при Университете национальной обороны США в 1998 г.);

·    концепция развития ВС США на период до 2010 года, получившая название «Joint Vision 2010» («Общее видение ситуации 2010 года»);

·    перспективные планы развития ВМС на период 2000–2035 гг.;

·    сборник отчетов под общим названием «USAF 2025», подготовленных в Академии ВВС США[1] и др.

Национальные оценки содержатся и в ежегодных посланиях президента конгрессу — «О положении в стране». Такие послания, как правило, включают в себя и перспективные оценки национальной безопасности США.

Существуют аналитические структуры и в государственном департаменте. Это группа стратегического планирования, Управление разведки и информации, а также Управление по военно-политическим вопросам. Группа стратегического пла­нирования, созданная в 1996 г., занимается подготовкой долгосрочных стратегических планов на 6–10 лет и исполнительских планов на 2–3 года с детали­зацией по управлениям и отделам, она координирует и осуществляет обзор Исполнительских планов миссий США за рубежом.

Управление разведки и информации, используя информационно-аналитический материал более чем 250 зарубежных представительств США и других ведомств, обеспечивает подготовку экспертно-аналитического матери­ала для государственного секретаря и подразделений госдепартамента, а также для долгосрочного планирования. Главной задачей управления являет­ся «глубокий анализ событий и тенденций, воздействующих на политику США и интересы национальной безопасности». В сферу анализируемых про­блем входят вопросы экономического благосостояния, развития демократии в зарубежных странах, экономические вызовы конкурентов, тенденции разви­тия торговых отношений, экологии, «прав человека», терроризма, распростра­нения военных технологий, подготовки операций по поддержанию мира, деятельности международных организаций, а также проблемы конфликтных региональных зон. Хотя управление и участвует в составлении ОНР, его вклад оказывается порой незначителен. По сравнению с другими ведомства­ми, управление это имеет в своем штате всего около 170 человек и выглядит более чем скромно.

Управление по военно-политическим вопросам ведает довольно широ­ким кругом проблем и, прежде всего, курирует направления, связанные с военно-политическими блоками, союзническими договорами и соглашениями в сфере безопасности. Оно участвует в планировании и политико-дипломати­ческом обеспечении операций по поддержанию мира и пребывании войск США за рубежом. Управление составляет ежегодные доклады о состоянии и перспективах отношений с союзниками, а также осуществляет военно-поли­тическое планирование совместных с союзниками действий. Оно занимается также разработкой позиции США по отношению к своим союзникам и обеспе­чением защиты интересов США в рамках союзнических связей.

Следует отметить высокую степень координации и взаимодействия различных структур в деятельности по достижению стратегических целей. Начало этой работы относится еще шестидесятым годам, когда Министром обороны США был Р.Макнамара, который при поддержке президента Кеннеди заложил основы программно-целевого планирования на государственном уровне. Это они и их ко­ман­да со­з­да­ли но­вые принци­пы уп­ра­в­ле­ния, по­лу­чив­шие на­зва­ние ППБ «пла­ни­ро­ва­ние-про­грам­ми­ро­ва­ние-бюд­же­ти­ро­ва­ние, т.е. рас­пре­де­ле­ние бюд­же­та». Весь этот ин­тел­ле­к­ту­аль­ный ком­п­лекс ба­зи­ро­вал­ся на прин­ци­пах си­с­тем­но­го анализа. За­да­ча за­клю­ча­лась в со­з­да­нии стру­к­тур уп­ра­в­ле­ния, обес­пе­чи­ва­ю­щих вы­пол­не­ние круп­ных миссий, ре­ше­ния на­ци­о­наль­ных задач и про­б­лем. Од­на из ос­нов­ных це­лей за­клю­ча­лась в бы­ст­ром на­ра­щи­ва­нии ин­тел­ле­к­ту­аль­но­го по­тен­ци­а­ла стра­ны и на этой ос­но­ве обес­пе­че­ния национальных ин­те­ре­сов США.

Данная работа качественно улучшилась во второй половине 90-х годов, когда была принята президентская директива № 56 «О политике в области управ­ления чрезвычайными комплексными операциями» (май 1997 г.), и на ее основе разработан межведомственный план военно-политических операций. К таким операциям относят различные мероприятия по поддержанию мира и гумани­тарные интервенции. На основании упомянутого плана управление занимает­ся составлением подробной оценки любой ситуации, вызвавшей тот или иной кризис. Рекомендации, вытекающие из оценки, содержат по крайней мере десять видов действий политико-дипломатического и посреднического харак­тера. По существу, такие оценки кризисных состояний представляют собой оперативные и краткосрочные прогнозы.

Министерство обороны обладает самым значительным разведывательным и экспертно-аналитическим аппаратом. Соответственно, и системно-аналитическое обеспе­чение у него более совершенно. На разведывательно-аналитический аппарат Пентагона и соответствующие проекты расходуется 85% средств, выделенных на разведывательное сообщество. В целом экспертно-аналитический аппарат входит в состав секретариата Министерства обороны, состоящего из трех от­делов, в Управление военной разведки, а также в отделы «Джей-2» (развед­ка), «Джей-5» (долгосрочное военное планирование) и «Джей-8» (моделирова­ние и имитации). К министерству относятся разведотделы и центры видов вооруженных сил и командований, исследовательские центры, лаборатории, а также исследовательские центры в учебных заведениях. Главное такое учеб­ное заведение — Университет национальной обороны США.

Непосредственно министерству подчиняется Агентство по снижению ядерной угрозы, созданное в 1995 г. Агентство состоит из ряда отделов, ис­следовательских центров, полигонов, испытательных лабораторий и эксперт­но-аналитических подразделений. Одной из важнейших его задач является составление «сбалансированных оценок уязвимости системы национальной безопасности Соединенных Штатов и их союзников». Основная рабочая зада­ча — на основе общих и специальных прогнозов путем моделирования и испы­таний скорректировать существующие и разрабатывать новые нормативы и стандарты материально-организационной подготовки мер защиты от инциден­тов или нападения с использованием оружия массового уничтожения.       В агентстве разрабатываются и испытываются средства борьбы с «асиммет­ричными» угрозами — терроризмом, а также оцениваются возможные вариан­ты наносимого ущерба, обеспечиваются все организационно-технические ас­пекты верификации соглашений в области контроля над вооружениями и ядерной безопасности.

Отдел оборонного моделирования и имитаций (ООМИ) Министерства обороны США непосредственно руководит работой центров и лабораторий, где используются существующие модели, а также координирует разработку новых моделей по проектам. Всего в Пентагоне более 90 испытательных и ра­бочих центров моделирования. ООМИ руководит работой 20 центров.

Управление военной разведки (УВР) Министерства обороны – самое крупное экспертно-аналитическое подразделение в системе федеральных ве­домств. Основные задачи — координировать работу национальных разведоценок; разрабатывать и давать рекомендации относительно применения воору­женных сил, оснащения военной техникой; осуществлять взаимодействие с военными разведками союзных и дружественных стран. В целом управление обеспечивает аналитическим материалом все направления деятельности Ми­нистерства обороны США и министерств видов вооруженных сил, в том числе обеспечивает составление оценок военных потенциалов других стран. Как ха­рактер полученной управлением информации, так и содержание аналитичес­кого материала выходят далеко за рамки военной тематики и включают в се­бя научно-технические, экономические и политические разделы.

Аналитическая информация УВР является базой для разработки военной доктрины и долгосрочного планирования. В частности, прогнозные положения, разработанные в УВР, были положены в основу долгосрочного военного про­гноза «Вектор-ХХ».

Секретариат Министерства обороны. В 1997 г. прошла реорганизация Министерства обороны, в ходе которой экспертно-аналитические возможности секретариата были ослаблены из-за перемещения двух групп сводных оценок секретариата и группы стратегических исследований в Университет нацио­нальной обороны США. Секретариат стал в основном оперативно-исполнительским органом. Прямое отношение к проблеме оценки угроз имеет помощник министра по реализации стратегии и снижению уровня угроз, а это совпадает с направлениями деятельности Агентства по снижению угроз, в том числе в сфере контроля над вооружениями и ядерной безопасности. В то же время в обязанность помощника входит обеспечение реализации стратегии национальной безопасности и военной стратегии, а также обзор планов веде­ния военных действий. Помощник министра по проблемам международной безопасности отвечает за формирование стратегии международной безопасно­сти и военно-политической стратегии. На возглавляемый им отдел возложены обязанности по осуществлению многосторонних и двусторонних связей с пра­вительствами и министрами обороны других стран. Отдел помощника министра по проведению специальных и гуманитарных операций осуществляет в основном оперативные функции.

Как показал анализ результатов проводившихся в ВС США в 1996-1999 годах работ в области долгосрочного перспективного планирования, прогнозы американских военных аналитиков сбываются с большой долей вероятности. Это, в частности, касается ситуации на Ближнем Востоке. Вооруженные силы США к настоящему времени имеют более чем сорокалетнюю традицию ведения работ по долгосрочному перспективному планированию, а используемые для этого подходы и методики доказали свою эффективность в более, чем ста крупных проектах, включая проекты в области освоения космического пространства, строительства ВС и иных отраслях.

Наибольший опыт такого рода деятельности накоплен в ВВС и ВМС США, а также в области долгосрочного планирования внешней политики государства. Именно в ВВС и ВМС США в последние годы особенно активно велись работы по созданию таких планов. Для проведения исследований ВМС привлекали подразделения Национальной Академии Наук США (National Science Academy), в частности — особую группу, занятую изучением проблем ВМС (Navy Study Board).     В отличие от ВМС, ВВС большей частью использовали собственные научные кадры (зарекомендовавшие себя в таких серьезных проектах, как разработка перспективного плана развития космического сектора ВВС США до 2020 года — «SPACECAST 2020»).

В качестве технологического инструментария при долгосрочном прогнозировании используются:

·    системный анализ;

·    операционный анализ;

·    ценностно-ориентированное моделирование (value-focused modeling).

 Эти технологии хорошо зарекомендовали себя в ходе разработки предшествовавших проектов. Особенность методологии при их использовании заключается в применении дедуктивного подхода к определению тех альтернативных алгоритмов действия, которые могли бы привести к возникновению сформулированной экспертами ситуации. Вопросы, связанные с оценкой точности результатов, получаемых в результате использования такого подхода к перспективному планированию, являются предметом отдельного исследования. Однако, сама по себе, методика организации процесса планирования крайне интересна и могла бы использоваться для интенсификации коллективной аналитической деятельности в различных аналитических подразделениях российских спецслужб и органов государственной власти и управления.

Перечисленные документы периодически пополняются и обновляются, что в совокупности с материалами, публикуемыми в электронных ресурсах Jane’s Defense Weekly, Washington Post, Associated Press позволяют отслеживать динамику процесса перспективного планирования, реализации проектов, а также реакцию разработчиков на изменения темпов развития технологической базы, стадий исследований в различных областях науки.

Для анализа тенденций развития информационного обеспечения ВС США в начале XXI века особенно ценными представляются разработки аналитиков ВВС, поскольку в их ведении находится наибольшая часть созданной к настоящему времени в ВС США информационной инфраструктуры глобального масштаба, длительность цикла утилизации информации в ВВС существенно меньше, а поражающая мощь вооружений больше, чем в других видах ВС.

Огромную роль в экспертно-аналитической деятельности США играет Центральное разведывательное управление (ЦРУ). Главным экспертно-аналитическим подразделением ЦРУ остается Дирек­торат разведки, состоящий из четырех функциональных и трех региональных отделов, пяти отделов обеспечения и трех аналитических центров. Функцио­нальные отделы — это отделы межведомственных связей, транснациональных проблем, передовых средств анализа, заданий и оценок. Региональные отделы включают отдел анализа стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки, отдел анализа стран Ближнего Востока, Южной Азии, отдел анали­за России и Европы.

При директорате имеются аналитические центры по проблемам преступ­ности, нераспространения оружия массового уничтожения и проблемам ок­ружающей среды. Отдел передовых средств обеспечения занимается разра­боткой и внедрением системно-аналитических средств.

Директорат разрабатывает более десяти специализированных профессиональных направлений, в которые, в частности, входят политическое, экономическое, военной и научно-техни­ческой разведки, а также разведанализ политических деятелей. В зависимо­сти от профессиональной ориентации используются и соответствующие мето­дологии, методы и программы моделирования. Например, по направлению «политическая разведка» используются методы сравнительного анализа, контент-анализа, методы анализа общественного мнения, избирательных техно­логий, методы политической демографии. Системы анализа и аналитические программы экономической разведки включают макроэкономический анализ, методы анализа платежных балансов и финансовых операций, экономический анализ технологий, конкурентоспособности промышленности и др.

Главная задача функциональных и региональных отделов — «отслежива­ние, оценка и оповещение о развитии событий и процессов посредством про­гнозирования сценариев будущего, определение соответствующих угроз и возможностей, значимых для США».

К аналитической продукции директората, имеющей прогностический ха­рактер, относятся периодические закрытые издания «Региональные обзоры», «Обзоры террористической деятельности», «Обзор наркобизнеса», «Краткие отчеты о распространении оружия массового уничтожения» и «Доклады о международной торговле ору­жием». Секретные аналитические материалы оперативного характера подготавливаются в виде «Специальных докладов разведки» (и предназначаются высшему политическому руководству), а также «Разведывательных докладов», используемых на ведомственном или межведомственном уровне.

В конце 90-х годов администрация и конгресс США неоднократно высказы­вали критические замечания по поводу качества посту­пающей из ЦРУ разведывательной информации. В одном из документов конгресса, например, прямо говорилось о том, что аналитические возможности ЦРУ крайне ограничены и не позволяют этой спецслужбе на должном уровне отслежи­вать происходящие в мире политические, военные и эконо­мические процессы.

Сделав ставку на подготовку конъюнктурных разведыва­тельных сообщений, отмечалось в указанном документе, ЦРУ не уделяет необходимого внимания стратегическому анализу и прогнозированию процессов, имеющих важное значение для обеспечения национальной безопасности США. При этом эксперты конгресса посчитали, что одной из главных причин сложившегося положения является бюрократический, политизированный стиль работы Информационно-аналитического директората ЦРУ.

Подобные упреки вынудили руководство осуществить мероприятия по коренному улучшению работы директората. Возможности директората исключительно велики. В нем концентрируется разведыва­тельная информация со всей планеты, на основе которой вы­сококвалифицированные аналитики готовят разведыватель­ные документы для высшего руководства страны. Кроме того, директорат может привлекать лучших экспертов из других организа­ций, обладающих необходимыми знаниями по любой из ак­туальных проблем. При этом комплексно используются все источники получения первичной информации: радиоэлектронная разведка, спутники-шпионы, агентура и материалы открытого характера.

Директорату приходится иметь дело с огромными массивами информации. Поэтому требуются значительные усилия, чтобы разобраться в этих информационных массивах и выделить из них наиболее важные и ценные сведения. В этой связи повышенное внимание уделяется подбору способных аналитиков и их подготовке. Ежегодно около сотни сотрудников директората направляются на учебу в коллед­жи соответствующего профиля. Каждый из трех сотрудников, принятых в директорат за последние полтора года, получил лингвистическую подготовку под руководством инструктора, для которого конкретный иностранный язык является родным.

За последние годы значительно увеличен финансовый фонд, за счет которого аналитики могут выезжать в страны, по которым они спе­циализируются, для изучения обстановки на местах и совер­шенствования языковых знаний. Это, прежде всего, Китай и арабские государства. Только в 1999 г. в Директорат было принято 250 новых сотрудников. Из них 30% имеют 5-летний опыт работы в частном секторе и неоднократно бывали за рубежом, еще 37% окончили кол­леджи с высокими оценками, многие владеют иностранными языками, имеют ученые степени.

В последнее время директорат концентрируется на подготовке разведывательных документов долгосрочного характера, содержащих оценки потенциальных угроз безопасности США. Это, в частности, касается проблемы так называемой «второй волны» распространения ядерного, химического и биологического оружия, а также ракетных технологий. В центре внимания директората находятся вопросы терроризма.

Информационно-аналити­ческий директорат широко использует услуги «доверенных» журналистов, число которых доходит до 500. Такая поддерж­ка позволяет директорату всесторонне проверять и сопоставлять поступающую из резидентур информацию.

Работа ЦРУ координируется с деятельностью других министерств и ведомств, в частности, Министерства финансов. В обязанности отдела обеспечения разведки при Министерстве финансов, созданного в 1997 г., входит заблаговременное оповещение министра о крити­ческих ситуациях в международной финансовой сфере, составление разведы­вательных докладов и других аналитических документов. Отдел также осу­ществляет надзорные функции за обменом развединформацией между упра­влениями и агентствами министерства.

Практически все управления и отделы Министерства энергетики осущест­вляют специальную программу сбора разведданных в отношении деятельно­сти других государств в сфере энергетики, и прежде всего ядерной, а также в области создания ядерных вооружений. Министерство предоставляет техни­ческое и аналитическое обеспечение для ЦРУ при проведения тайных опера­ций в сфере энергетики, а также проводит техническую и аналитическую экспертизу по профилю своей деятельности. Развединформация собирается по следующим направлениям: распространение ядерных вооружений, техно­логия создания ядерного оружия, ядерная энергетика и расщепляющиеся ма­териалы.

Хотя Министерство финансов и Министерство энергетики не имеют зна­чительного экспертно- аналитического аппарата, получаемая ими информация экономического, научно-технического и военно-промышленного характера имеет стратегическое значение. Такая информация, будучи обработанной и проанализированной в других силовых ведомствах, составляет важнейший компонент «национальных разведоценок». Председатель Совета национальной разведки Дж. Гэннон охарактеризовал такие межведомственные оценки как «глобальную экономическую разведку».

Законодательная ветвь власти (Конгресс США) обладает собственным значитель­ным экспертным и аналитическим потенциалом. Конгрессу, в частности, под­чинены Исследовательская служба конгресса, Бюджетное управление кон­гресса, Управление общих оценок и Управление оценок технологий, которые являются своего рода «агентствами поддержки» законотворческого процесса.

Исследовательская служба Библиотеки Конгресса США (ИСБК) про­водит исследования для комиссий и подкомиссий, а также для отдельных членов конгресса по широкому кругу вопросов — национальной обороне, меж­дународным отношениям, мировой экономике, международному терроризму, экологии, а также в других сферах естественных и социальных наук.

Служба состоит из экспертов, чьи знания и опыт признаны на националь­ном уровне. По запросу конгресса подготавливаются доклады и меморандумы как открытого, так и закрытого характера. В структуре ИСБК есть отделы международной политики и оборонных программ. ИСБК поддерживает широ­кие контакты с исследовательскими корпорациями, научными центрами, университетами и осуществляет с ними совместные проекты. Уровень аналитиче­ской продукции ИСБК достаточно высок и является основой для проведения слушаний и, как правило, для принятия законодательных решений.

Бюджетное управление конгресса (БУК). В отличие от других управле­ний задачи БУК, на первый взгляд, относительно узки, так как в его компе­тенцию входит предоставление объективного, своевременного анализа необхо­димого для принятия решений в экономической и бюджетной сферах на внепартийной основе. Тем не менее та роль, которую играет бюджет в американ­ском политическом процессе, и огромный спектр внешнеполитических меро­приятий, которые нуждаются в финансировании, а значит включенных в фе­деральный бюджет, предоставляют этому управлению широкое поле деятель­ности. В рамках БУК существуют подразделения, занимающиеся «бюджетны­ми» (отдел анализа бюджета, отдел макроэкономического анализа, группа долгосрочного моделирования и др.) и «программными» исследованиями (отде­лы естественных ресурсов и торговли, здоровья и человеческих ресурсов, национальной безопасности и специальных исследований). Отдел национальной безопасности проводит анализ программ и законопроектов, представляющих интерес для комитетов конгресса, в сфере национальной обороны и междуна­родной безопасности (обычные вооруженные силы, стратегические силы).

Помимо текущего обзора правительственного и ведомственного бюджетов управление занимается вопросами совершенствования бюджетного планиро­вания и прогнозирования. В последнем случае используется достаточно ши­рокий набор методологий, в частности, моделирование, сложные эконометрические модели, методы сценарного анализа по критерию «затраты–эффек­тивность». Конгрессу также подчинено Управление суммарных и прогнозных оценок.

При разработке внешнеполитической стратегии и проведении конкретного внешнеполитического курса администрация США во главе с президентом ис­пользует огромные интеллектуальные ресурсы как экспертно-аналитических органов правительственных ведомств, так и научно-исследовательского сообщества. Для обеих администраций президента У. Клинтона было особенно ха­рактерно тесное сотрудничество с неправительственными исследовательскими корпорациями и организациями. С приходом в Белый дом Д. Буша проведен ряд мероприятий для приспособления довольно инертного ведомственного аппарата к резко меняющейся международной среде. Такая задача была отчасти выполнена созданием неправительственного научно-исследовательского сообщества, которое стало неотъемлемой частью форму­лирования государственной политики.

Одновременно и в федеральных ведомствах происходят определенные качественные изменения. Жесткая увязка ведомственных планов и программ, по крайней мере в сфере взаимодействия с международной средой, с прези­дентскими директивами позволяет значительно повысить эффективность межведомственной координации, подключив к ней такие привилегированные и относительно изолированные ведомства, как ЦРУ и Министерство энергети­ки. В свою очередь традиционно координирующие структуры и ведомства (аппарат Белого дома и госдепартамент) в настоящее время максимально ориентированы на решение практических, далеких от «высокой» политики задач национальной безопасности. Такая переориентация вынудила федеральные ведомства вхо­дить в более тесный контакт с неправительственными исследовательскими центрами и корпорациями, уже имевшими аналитические наработки в нево­енных, транснациональных сферах, или проводившими соответствующие аль­тернативные исследования.

Сpеди неправительственных органов, представляющих по су­ще­ст­ву добровольные объ­е­ди­не­ния уче­ных, ве­ду­щее ме­с­то за­ни­ма­ет На­ци­о­наль­ная ака­де­мия на­ук (НАН) и Инженерная ака­де­мия. Со­г­ла­с­но установившейся практике на НАН, по­ми­мо традиционных сфер де­я­тель­но­сти любой национальной академии, воз­ла­га­ет­ся функ­ция офи­ци­аль­но­го на­уч­но­го кон­суль­тан­та правительства. С этой це­лью учреждения НАН го­то­вят ана­ли­ти­че­с­кие на­уч­ные до­к­ла­ды, экспертные за­клю­че­ния, на­уч­ные рекомендации и ока­зы­ва­ют кон­суль­та­ции государственным и ча­ст­ным учреждениям. Де­вя­но­сто процентов всей сво­ей pаботы Ака­де­мия ве­дет по поручениям правительства. Ее ос­нов­ной орган — На­ци­о­наль­ный ис­сле­до­ва­тель­ский Со­вет — стимулирует НИ­ОКР, ана­ли­зиp­ует со­сто­я­ние ис­сле­до­ва­тель­ской работы в разных об­ла­с­тях на­у­ки и тех­ни­ки, распределяет име­ю­щи­е­ся в распоряжении НАН фи­нан­сы и суб­си­дии ме­ж­ду ис­сле­до­ва­тель­ски­ми учреждениями, организует со­тpуд­ни­чество с правительством.

Можно сказать, что к концу 1990-х годов администрации удалось создать ситуацию «здоровой» конкуренции между правительственными и неправи­тельственными аналитическими органами и организациями, побудить их к тесному взаимодействию.

Разведывательное сообщество США оказалось в этом смысле в наибольшем выигрыше. Его реорганизация летом 2003 года позволила ему выступать в качестве первого исполнителя и пользователя современных экспертно-аналитических и системно-аналитических технологий.

Приняв в 1993 г. закон об исполнении и результатах, Конгресс США по­ложил начало процессу модернизации аналитических структур и органов в сфере исполнительной власти. Вместе с тем необходимость поддержания ба­ланса влияния «центров сил» и ветвей власти вынуждала конгресс в последние годы усили­вать экспертно-аналитическую и системно-аналитическую базы своих служб и управлений, что в целом им и удалось осуществить.

Аналитическая или интеллектуальная компонента правительственных органов создавалась и совершенствовалась не одно десятилетие; характерной же чертой последнего десятилетия было сотрудничество и взаимодействие Белого дома и Конгресса США в этом достаточно сложном процессе пере­стройки ведомственной бюрократии. Можно предположить, что такое взаимо­действие было связано с необходимостью в условиях изменяющейся между­народной системы отойти от импровизационной и перейти к планируемой ин­теллектуальной внешней политике.

Главной особенностью научно-технической политики США является повышение эффективности НИОКР за счет поиска и открытия укрупненных программ, ориентированных на решение комплексных или все время отодвигаемых на будущее проблем. Стоимость семи мегапроектов оценивалась в 1990 году в 580 млрд долларов, а ежегодные ассигнования на них — по 65 млрд долларов.

В завершение раздела приведем главные принципы го­су­даp­ст­вен­ной по­ли­ти­ки США, на которых в современных условиях осуществляется управление научной и экспертно-аналитической деятельностью. Мы сознательно приводим их без комментариев, так как они говорят сами за себя[2].

1. Тща­тель­но­го пла­ниp­о­ва­ния на­у­ки. Пла­ниp­о­ва­нию под­ле­жат, в пеp­вую очеp­едь, фи­нан­сиp­о­ва­ние, це­ли НИ­ОКР, веp­о­ят­ная эф­фе­к­тив­ность от­да­чи вло­же­ний.

2. Оцен­ка pе­суp­сов на обес­пе­че­ние ис­сле­до­ва­ний и pазp­а­бо­ток пpо­во­дится ис­хо­дя из на­ци­о­наль­ных целей, в чи­с­ло ко­тоpых вхо­дят «На­ци­о­наль­ная бе­з­о­па­с­ность», эко­ло­ги­че­с­кая и энеp­ге­ти­че­с­кие пpоб­лемы, здpа­во­о­хp­а­не­ние, pаз­ви­тие ин­тел­ле­к­ту­аль­но­го по­тен­ци­а­ла и обо­га­ще­ние си­с­те­мы зна­ний.

3. В ос­но­ву пла­ниp­о­ва­ния pаз­ви­тия на­у­ки и pоста ин­тел­ле­к­ту­аль­но­го по­тен­ци­а­ла за­кла­ды­ва­ют­ся вы­боp ос­нов­ных на­пpа­в­ле­ний НИ­ОКР и си­с­те­ма об­ще­на­ци­о­наль­ных го­су­даp­ст­вен­ных, ве­дом­ст­вен­ных пpиоpитетов и пpи­оp­и­те­тов по отpа­с­лям и на­пpа­в­ле­ниям на­у­ки. Си­с­те­ма пpи­оp­и­те­тов должна иметь многоpов­невый хаp­а­к­теp и вклю­чать в се­бя так­же pаз­ветв­ле­ния по отpа­с­лям и на­пpа­в­ле­ниям на­у­ки. Шка­ла пpи­оp­и­те­тов на ка­ж­дом кон­кp­ет­ном уp­овне и pаз­ветв­ле­нии ис­поль­зу­ет­ся пpи пла­ниp­о­ва­нии и пpогpаммиpова­нии как ноp­миp­у­ю­щий кpи­теpий.         В 90-е го­ды для США пpи­оp­и­тет­ными на­пpа­в­ле­ния НИ­ОКР на на­ци­о­наль­ном уp­овне являлись:

·    укp­еп­ле­ние на­ци­о­наль­ной бе­з­о­па­с­но­сти США и до­с­тиг­ну­то­го пpе­с­тижа в миpе в во­ен­ной, экономической и на­уч­но-тех­ни­че­с­кой об­ла­с­тях;

·    удеp­жа­ние ли­диp­у­ю­щего по­ло­же­ния в на­у­ке, и в «миp­о­вом пpо­гpессе» в це­лом;

·    за­кpеп­ле­ние и уси­ле­ние ли­диp­у­ю­щего по­ло­же­ния в ис­сле­до­ва­нии, ос­во­е­нии и ис­поль­зо­ва­нии космическо­го пpо­стp­анства;

·    вне­дpе­ние тех­но­ло­ги­че­с­ких но­во­вве­де­ний для укp­еп­ле­ния эко­но­ми­ки стpаны и до­с­ти­же­ния по­л­ной занято­сти на­се­ле­ния;

·    удо­в­лет­воp­е­ния по­тpеб­нос­тей стpаны в пpо­ду­к­тах пи­та­ния, энеp­гии и пpо­мыш­лен­ных товарах;

·    по­вы­ше­ние эф­фе­к­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния сыpья и энеp­ге­ти­че­с­ких pе­суp­сов;

·    со­дей­ст­вие со­хpа­не­нию и pа­ци­о­наль­ному ис­поль­зо­ва­нию пpиp­од­ных pе­суp­сов, вклю­чая pесуpсы шель­фов моpей и Миp­о­вого Оке­а­на;

·    улуч­ше­ние жи­лищ­но­го стро­и­тельства, тран­спорта, свя­зи и по­вы­ше­ние эф­фе­к­тив­но­сти сферы обслуживания;

·    охp­ана и вос­ста­но­в­ле­ние природы; ограничения за­гряз­не­ния воз­ду­ха, во­до­емов, от­каз от при­ме­не­ния вред­ных хи­ми­ка­тов;

·    улуч­ше­ние си­с­те­мы здравоохранения; боpьба с мас­со­вы­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми — СПИ­Дом, раковыми и сеpдечно-со­су­ди­сты­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми и т.д.

·    обес­пе­че­ние всем гpа­ж­да­нам США pав­ных воз­мо­ж­но­стей в по­лу­че­нии пpо­фес­си­о­наль­ного обpа­зо­ва­ния.

4. Опp­е­де­ле­ние ак­ту­аль­ных на­пpа­в­ле­ний и объ­е­мов НИ­ОКР пpо­во­дить на ос­но­ве по­сто­ян­но уто­ч­ня­е­мой оцен­ки вли­я­ния их pе­зуль­та­тов на до­с­ти­же­ние как об­ще­на­ци­о­наль­ных це­лей, ко­тоpые пеp­е­чи­с­лены в пун­к­те 3, так и це­лей низ­ше­го поpядка.

5. По­сто­ян­но уве­ли­чивать объ­е­м фи­нан­сиp­о­ва­ния фун­да­мен­таль­ных и пpи­к­лад­ных ис­сле­до­ва­ний федераль­ны­ми и ме­ст­ны­ми оp­га­нами упp­ав­ле­ния. Оба ви­да ис­сле­до­ва­ний на­пpа­в­лять на pе­ше­ние пеpвоочеpедных за­дач го­су­даpства.

6. Уде­лять боль­шое вни­ма­ние по­вы­ше­нию эф­фе­к­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния на­уч­ных кадpов. Ока­зывать эф­фе­к­тив­ную го­су­даp­ст­вен­ную под­деpжку ин­сти­ту­там, пpо­во­дя­щим под­го­тов­ку, пеp­е­под­го­товку и повышение ква­ли­фи­ка­ции уче­ных и ин­же­неpов.

7. Со­з­да­ние ба­зы и ус­ло­вий, не­об­хо­ди­мых для вне­дpе­ния в пpа­к­ти­че­с­кое ис­поль­зо­ва­ние и

pа­с­пp­остpанение но­во­вве­де­ний. Уде­ле­ние боль­шо­го вни­ма­ния ме­то­дам и пpоб­леме сбоpа, оp­га­ни­за­ции и pа­с­пp­о­стp­а­не­ния на­уч­но-тех­ни­че­с­кой ин­фоp­ма­ции.

8. Улуч­ше­ние де­ла в об­ла­с­ти тех­ни­че­с­ких стандартов, вне­дpе­ние еди­ных ме­то­дов из­меp­е­ния и испытаний.

9. Целе­вое вы­де­ле­ние зна­чи­тель­ных средств на организацию и пpо­ве­де­ние шиp­о­кой пропаганды среди на­се­ле­ния воз­мо­ж­но­стей на­у­ки.

10. Не­пpеp­ыв­ное проведение мероприятий, направленных на по­вы­ше­ние эф­фе­к­тив­но­сти на­уч­ных исследо­ва­ний, на поощрение со­тpуд­ни­чества ме­ж­ду уче­ны­ми и спе­ци­а­ли­ста­ми в об­ла­с­тях ес­те­ст­вен­ных и со­ци­аль­ных на­ук, на разработку и со­блю­де­ние еди­ной федеральной па­тент­ной по­ли­ти­ки.

11. Проведение эко­но­мии в расходовании материальных ресурсов и энергии при проведении НИ­ОКР. Уве­ли­че­ние сроков экс­плу­а­та­ции оборудования и приборов.

12. Непрерывное об­но­в­ле­ние материальной ба­зы на­у­ки.


[1] Вариант организации процесса перспективного планирования на примере плана USAF-2025 (в данном отчете четыре тома объемом 3300 страниц) подробно рассмотрен в монографии Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. М.:Русаки, 2004. —512 с.

[2] См.: Мельникова Е.Н. Час Х. Россия XXI век. — М., 1996.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля