§91. Строительство будущего требует разнообразных кадров исследователей, проектировщиков, инженеров и строителей будущего по широкому спектру специальностей, а также подготовки жителей будущего, которые будут способны эффективно эксплуатировать и развивать построенные для будущего объекты. Спектр профессий, необходимых для строительства будущего различных объектов, содержание и характер подготовки кадров требуют научных расчетов как в целом с ориентацией на тренд в будущее (в том числе в системе общего образований), так и в каждом конкретном случае.

Примечание 1. В принципе, всякая система воспитания, образования и профессиональной подготовки кадров ориентирована на будущее различного удаления — просто потому, что, получая воспитание и образование в настоящем, человек будет жить в будущем. Однако это в различной степени осознается и инкорпорируется в практику организации и управления — от полного игнорирования контекста будущего и отдание этих систем на откуп стихийным псевдо-рыночным процессам (как это происходит в постсоветский период в России) до в той или иной степени рационально осмысленной и организованной в контексте будущего практики. Социально-культурная жизнь требует безусловного контекста будущего в осуществлении воспитания, образования, профподготовки. В противном случае происходит безумная трата материальных ресурсов и общей энергии общества, расходуемой во многом впустую, нецелесообразно и одновременно не осуществляя подготовку по перспективным и необходимым в будущем направлениям, заранее создавая дефицит кадров по широкому спектру направлений, искажая структуру профессиональной подготовки, систему научных школ и т.д. Причем, рационально рассчитываемая и направленная в будущее система профессиональной подготовки имеет место отнюдь не только в иерархических обществах. Например, в Швеции на основе научных исследований перспектив развития отраслей разрабатывают и издают брошюры для учащихся и родителей по прогнозам профессий на удаленную перспективу с описанием трудозатрат их получения, материальными и карьерными перспективами.

Попытки восстановить ориентацию системы образования, поставить науку о кадрах «на рельсы» стратегического управления на будущее существуют (см. анализ ведомственной проблематики в работе: Селиванов А.И., Боднаренко И.В., Журавлева Г.Е. Кадровое обеспечение деятельности органов внутренних дел по борьбе с экономической преступностью: стратегический аспект. М.: Эко-Пресс, 2011).

Здесь необходимо и достаточно обратить особое внимание лишь на некоторые специфические либо особенно важные виды профессий и характер подготовки:

а) контакт с будущим (как и с прошлым), в том числе ввиду возможности обратной связи, проникновения будущего в настоящее, требует создания специальных пограничных («карантинных») служб (наподобие службы «людей в черном» из одноименного фантастического фильма). Цель такой службы — оценка характера вещественно-материального, энергетического или информационного проникновения будущего в настоящее и купирование его в случае возникновения угроз для настоящего либо проектируемого будущего;

б) важным компонентом является подготовка «жильцов будущего», адаптация к будущему людей, живущих до поры вне него и даже вне процессов его становления. Здесь необходима массовая подготовка, соответствующие технологии обучения и воспитания с учетом будущего. Для этого необходимо на несколько порядков больше научных и педагогических работников соответствующего профиля и квалификации (как минимум в тысячи раз больше сегодняшнего), поскольку спектр охватываемых исследованием и конструированием систем будет существенно расширен. Естественно, что это в первую очередь относится к самим строителям будущего, в том числе к кадрам сферы управления;

в) необходимо всегда учитывать противостояние кадровых стратегий частно-корпоративной (элитарно-корпоративной) и демократической форм в системе кадровой работы, системе подготовки кадров. Это требует от сторонников государственного подхода пристального внимания к системе подготовки кадров, к расстановке кадров и организации команд для строительства объектов будущего;

г) для особых профессий необходима реорганизации системы кадровой подготовки, включая системы подготовки наподобие подготовки космонавтов (когда на 40 слушателей — 600 преподавателей в центре подготовки) или подготовки крупных аналитиков (когда одного аналитика готовит множество профессоров и нобелевских лауреатов);

д) чтобы человек выдерживал высокие физические, интеллектуальные и психические нагрузки необходима современная комплексная физическая и биопсихофизиологическая подготовка — физическая подготовка (и тренинги на повышение физических возможностей), психофизиологическая подготовка (и психофизиологические тренинги), психологическая подготовка (управление психосоматикой, психотренинги), интеллектуальная подготовка (и различные интеллектуальные тренинги, в том числе по развитию интеллектуальной интуиции, воображения, творческого потенциала), метафизическая и мировоззренческая подготовка (и метафизические тренинги (поскольку столкновение с новой метафизической (смыслонаполненной) реальностью — одна их наиболее серьезных проблем. Встреча с неизвестной реальностью была в своей время предметом многих размышлений философов, художников, писателей, фантастов (например, «Солярис»). Интеллектуальный опыт человечества также должен быть осмыслен на предмет применения при метафизической подготовке) нормальный образ жизни и питание, специальные научные методики на основе междисциплинарного подхода, а также медикаментозные средства (их разработка, внедрение, апробация, социальные регламенты использования). Цель — на основе научных методов повысить степень эффективности, защищенности и неуязвимости человека (физической, физиологической, психической и т.д.), лучшее предвидение им событий, повышение общего интеллектуального потенциала и увеличение мощности интеллектуальных процессов, скорости мысли, повышение потенциала всех органов чувств, а также развитие чувства интуиции, воображения, способности проектировать развитие событий, иметь возможность эффективно действовать в различных ситуациях и т.д. Для этого необходима разработка научных методик увеличения потенциала конкретных (по отдельности) и комплексов органов чувств, интеллекта, свойств, приемов, умений, навыков мыследеятельности, навыков коллективной интеллектуальной деятельности, психических и физических, включая исследования по искусственному интеллекту, системам естественно-искусственного типа, новым технологиям здоровья, нанотехнологиям и т.д., а также научно-методических подходов обучения им1. Естественно, нельзя не учитывать наличие природной предрасположенности и наличие тех или иных природных способностей. В этой связи необходима система отбора кадров в эту сферу деятельности.

Здесь есть научное понимание многого, включая исследования психических реакций, способов регулирования эмоций (подготовка военных врачей, летчиков, космонавтов, разведчиков, машинистов поездов и т.д. — во многих профессиях). Есть курсы и методики подготовки, которые весьма сложны и весьма сложно разрабатываются и потому наработанный опыт должен активно использоваться для подготовки людей будущего (в том числе поведения при возникновении неожиданных и внештатных ситуаций (типа «сваливания» самолета в неуправляемый штопор)). Причем, людям нужна гарантированная, устойчиво повторяемая и воспроизводимая наука по подготовке кадров со сверхспособностями в общих коллективных целях освоения будущего. Необходимо разрабатывать до промышленного использования (с целью распространять на достаточно большие группы) специальные высокие гуманитарные технологии по раскрытию способностей человека, обеспечивающих выход за современные предельные возможности человека, новые системы активизации деятельности мозга для работы со все более сложными системами, чтобы не допускать примитивизации и стремления к упрощению при встрече со сложной реальностью. Это требует создания системы обеспечения возможностей для реализации всего данного комплекса и активного развития научных исследований в этих направлениях.

Дополнение. В современной России вследствие сочетания трех взаимосвязанных факторов — а) деградации профессиональной культуры во многих сферах деятельности (в первую очередь вследствие подбора кадров не по критериям профпригодности), б) направленного снижения общего социально-культурного статуса научного знания, идей Просвещения и в) объективно неизбежного снижения требований к уровню профессионализма в разных видах деятельности в условиях технического прогресса, упрощения множества профессиональных умений, навыков, функций до минимума — происходит опасное снижение требований к уровню профессионализма, формирование пренебрежения к серьезной профподготовке. В этой связи принципиально важно сделать следующее замечание. Весь человеческий опыт доказывает, что любые умения и навыки вырабатываются только через специальную подготовку, включающую в себя профессиональное обучение (передачу знаний) и тренировку, сочетание теоретических знаний и практических занятий, в которых вырабатываются умения и навыки, а также последующее постоянное использование последних (повторяющая тренировка и развитие). Других путей получения и поддержания полученных знаний, умений, навыков для человека не существует. Это наблюдается во всех сферах деятельности, в любом деле — от вождения автомобиля или самолета, игры на музыкальных инструментах, пения или рисования картин, работы на токарном станке или сборочном конвейере, решения математических и физических задач, разных видов интеллектуальной работы — до всех других видов человеческой деятельности, включая управленческую деятельность. Причем, целой группе профессиональных знаний, умений, навыков можно научить любого человека, другой группе профессиональных знаний, умений, навыков — не любого, а некоторым видам — единиц в стране и даже в мире (незаменимые люди есть). При этом оценка того, кого и чему можно научить — это также научная и практическая проблема, как и установление способов определения уровня компетенции того или иного работника и критерии сравнения с эталонным (или минимально допустимым для эффективной деятельности) уровнем квалификации.

В каждой сфере деятельности важен практический опыт, навык, методика осуществления которого вполне поддается разработке и регламентации. Например, в обучении вождению транс портных средств есть эмпирически устанавливаемый минимум количества часов наезда (налета), в ходе которых достигается устойчивый эффект. Он поддается оценке (в ходе экзамена). Переход на новый уровень квалификации требует многих лет профессиональной практики и дополнительной подготовки и т.д. Аналогично есть и могут быть разработаны методики и критерии оценки для всех сфер деятельности. Так же могут быть разработаны технологии подготовки и выработки навыков реагирования на нештатные и непредвиденные ситуации специалистов высшей квалификации (они также есть в разных видах деятельности, например, у спортсменов, испытателей и т.д.).

Опасны поверхностные неофиты в той или иной деятельности, тем более уверенные, что путем административного давления либо финансирования можно ускорить технологии и выйти за пределы выявленных закономерностей. Человек поездил на машине год, прыгнул с парашютом 10 раз, полетал на самолете 5 часов, побыл управленцем один год — и ему (осуществляющим его протекцию) представляется, что он готов к профессиональной деятельности на любом уровне. Понятно, что это далеко не так. Во-первых, потому, что профессиональный летчик должен специально отбираться и готовиться, так же как профессиональный водитель и т.д. Во-вторых, потому, что даже будучи специально отобранными и подготовленными, профессионалы также могут быть градированы от «двоечника» до «отличника», а экспертами и испытателями становятся единицы и после многих лет профессиональной деятельности в определенной сфере и с определенным объектом. В-третьих, у каждого человека есть «потолок возможностей» и потому ему можно доверить не всякую работу даже в пределах его профессии. Противникам этого либо тем, кто думает, что для себя, друзей и близких можно делать исключения, можно привести лишь такие иллюстрации — посмотреть на себя, если бы они, летя на самолете, вдруг узнали, что пилот, сидящий за штурвалом, налетал на учебном самолете с инструктором 10 часов и никогда не осуществлял посадку или они выехали на МКАД с водителем, который купил права. Пока же Россия демонстрирует масштабное игнорирование этих простейших знаний-правил, выстраданных человечеством. Это создает высокорисковые ситуации и огромное количество неоправданных ошибок. Ситуацию полета с летчиком-новичком, когда любой вираж или нештатная ситуация — опасны для жизни, а посадки не будет вообще. В стране жизненно необходимо вернуть серьезное отношение к профессионализму во всех сферах, которое включает в себя в том числе ответственность и понимание рисков и угроз, скрывающихся в поверхностно-расслабленном отношении к любому делу.

Примечание 2. Важным компонентом кадровой подготовки строителей и жильцов будущего является развитие творческих способностей. В отечественной культуре существуют философские концепции (наиболее известна концепция творчества Н.А. Бердяева, разработанная в рамках православной религиозной философии на базе экзистенциального подхода, особенно в работе «Смысл творчества» и других (см.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. — М.: Правда, 1989; Бердяев Н. А. Философия свободного духа. — М.: Республика, 1994; Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. — М.: Республика, 1995) и научные исследования творчества (впрочем, достаточно редкие) (Естественно, нельзя не учитывать наличие природной предрасположенности и наличие тех или иных природных способностей. В этой связи необходима система отбора кадров в эту сферу деятельности) (см., например: Семенов С. Н . Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-методологические проблемы). — Уфа: Гилем, 1998. — 174 с.) и некоторые методики по активизации процессов творчества и мыследеятельности вообще (например, в свое время пользовался популярностью семинар Г.П. Щедровицкого).

Здесь важна просто констатация факта исследования проблемы и выявленные возможности активизации творчества путем использования эффективных методик, разработка которых должна быть, без сомнения, продолжена.

Важные моменты:

а) наиболее эффективной методологией творчества и развития творчества является диалектика как совокупность методов и приемов мыследеятельности;

б) творческий потенциал напрямую связан с метафизикой культуры и потому метафизически-смысловая подготовка должна осуществляться на основе метафизик, обеспечивающих максимальное развитие творчества. На современном этапе наиболее эффективной для целей развития творчества является русская культура и базирующаяся на ней российская система образования и науки;

в) необходимо сочетание творчества и социально-культурной ответственности. Оно должно быть обусловлено мировоззрением, а также должно достигаться воспитанием и профподготовкой, поддерживаться социальными институтами — коллективными профессиональными организациями и кодексами профессиональной деятельности, правовыми регламентами и т.д.;

г) значимую роль в формировании творчества играют (могут и должны играть) коллективные (групповые, сетевые и т.д.) формы интеллектуальной деятельности.

Наиболее эффективные формы развития творчества в интеллектуальной среде подобны образованию капель в камере Вильсона, сначала формирующих своеобразный «пудинг» — перенасыщенная среда, центры конденсации, конденсация, затем — лавиннообразная конденсация всего объема, в системе знаний переходящая в ситуацию «общего знания» («все грамотные, все знают»). Отсутствие такой среды, центров конденсации и других условий — ведет к отсутствию (ослаблению) творческого процесса. Поэтому необходима соответствующая культурная и интеллектуальная среда, коллектив, образование, которые есть своеобразный «агар-агар», питательная среда появления нового знания и возникновения творчества, а также группы проблем, которые выступают центрами конденсации, и творческие люди;

д) для процесса творчества будущего бесспорно важны таланты, которые есть сочетание природных задатков, культурной и образовательной подготовки, настойчивого труда в сфере профессиональной деятельности.

Для творчества будущего особенно нужен человек с беспредельно широким вселенским сердцем вселюбви, вседобра, всечеловечности, всеединства, всепрощения, чтобы на его основе и в нем производить таланты в интересах человека и человечества. Таких людей постоянно и во множестве рождала и рождает русская земля, русская культура, тем воспроизводя одну из редких черт человека в масштабах человечества.  Широта души русского человека настолько беспредельна, что порой даже кажется чрезмерной. Как выразился один из героев Ф.М. Достоевского о русской душе — «широк человек, я бы сузил». Однако эта «чрезмерность» в строительстве будущего, без сомнения — лишь кажущаяся. Поэтому нужно не «обстругивать» русского человека, как это делается сегодня в рамках реформы образования за западно-болонский манер, а направленно взращивать и воспроизводить такого человека — человека, необходимого для творчества будущего, человека, которого в настоящее время не воспроизводит никакая другая мировая культура, человека, способного в неприглядном увидеть весь мир и найти искать его великий смысл, увидеть и открыть «великие дали». Такой человек вызывает зависть, конкурентные стремления со стороны других культур, желание уничтожить, непонимание природы талантов в этой культуре, в том числе обиженным и озлобленным сердцем, завистливым взглядом. Так, побывав на родине С. Есенина, в однообразно вытянутых вдоль улиц деревнях, среди пыли, без садов и леса, с лишь «кой-где грубо-яркими цветными наличниками», с «зачуханными свиньями» на улице, с магазином села Константинова, который, как «хилый курятник», с водкой, селедкой, конфетами-подушечками и буханками черного хлеба, побывав в избе Есенина — с убогими перегородками, чуланчиками, клетушками…, А.И. Солженицын задумывается о том, какой же «небесный огонь опалил однажды эту окрестность», чтобы «про далекую темную полоску леса» можно было сказать: «На бору со звонами плачут глухари…»? «И об этих луговых петлях спокойной Оки: “Скирды солнца в водах лонных…”? Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столькое для красоты — у печи, в хлеву, на гумне, за околицей, — красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?..» (Солженицын А.И. На родине Есенина //Солженицын А.И. Рассказы и Крохотки. СПб, 2009. С. 543-544). И А. И. Солженицын не находит ответа. По всей видимости потому, что не хватало в нем той глубины любви к своей стране и народу, того «таланта сердца», таланта любви «красоты и добра», таланта очарования неувиденной всеми другими красотой, которые были у С. Е сенина, как и таланта прощения, как у Ф.М. Достоевского, побывавшего на каторге в условиях гораздо худших, чем А.И. Солженицын, но вернувшегося с духом всемирным, а не с лично-эгоистической озлобленностью. Именно эта черта оказывается остро востребованной, одной из ключевых в становлении цивилизации на новом этапе развития, в реализации и осуществлении доминирования культур развития в интересах всего человечества.

Примечание 3. Важнейшим направлением подготовки кадров строителей будущего является подготовка научных и экспертноаналитических работников, которые призваны выполнять разнообразные функции на разных этапах строительства — от «впередсмотрящих» в познании, целеполагании и конструировании будущего — до обеспечения организации и управления строительством, собственно эффективного строительства, эксплуатации и утилизации объектов и процессов будущего. В обществе строительства будущего — это гвардия империи, элита элит. Для обеспечения научными и экспертно-аналитическими кадрами необходимы организационные отраслевые построения (§90 Примечание 3) и специальная подготовка, которая кроме общенаучной и творческой подготовки должна включать в себя еще как минимум следующее:

а) практическую деятельность в этой сфере, лучше всего по каждому компоненту деятельности (информационно-поисковая, формы сбора информации, обработка информации, анализ информации, разработка синтетических моделей и т.д.) и поэтапно на каждом уровне (например, управления), в каждой сфере (объекте). Необходимы также профессиональные стандарты аналитической деятельности, технологии мировоззренческой, интеллектуальной и психологической подготовки аналитических работников, их отбора;

б) необходимо вырабатывать устойчивое умение осуществлять «вживание в образ» объекта, умение видеть мотивацию и логику поведения конкретного объекта (например, человека, в том числе в непредвиденных ситуациях, конкурента, преступника и т.д.), предвидеть траекторию развития. Во «вживании в образ» возможны и необходимы методики и системы обучения, для начинающего уровня — даже методики актерского искусства (гений Ф.И. Шаляпина, обобщенный, систематизированный и развитый К.А. Станиславским в систему, развитую дальше). А на высших уровнях мастерства — разрабатывать специальные приемы (интересная иллюстрация из восточных единоборств: если невозможно превзойти своего врага или обидчика в технике боя на мечах, то можно придумать и научиться технике мгновенно выхватывания меча, учиться этому 10 лет и победить противника, поразив его в поединке раньше, чем он начнет свой высокотехнический бой) обучение «вживанию в образы будущего», в образы других людей, ситуаций, социальных групп, целых народов, любого развивающегося объекта — формируя и развивая эти методики через научные исследования и тренинги;

в) в экспертно-аналитической работе особенно важны умения и навыки действовать и принимать решения в условиях резких изменений обстановки, при постоянном давлении предельно жесткого набора сбивающих факторов. Методики вырабатывания этих навыков должны учитывать мировой опыт, в особенности — опыт подготовки даосов, поскольку в мире действительно имеет место быть «закон даосов» (§39 Примечание 3). Однако это не устраняет, а усиливает необходимость научного обеспечения управления, прогнозирования и недопустимо противопоставление науки и практической аналитики, абсолютизация роли «практических аналитиков» (финансистов-практиков, журналистов, даже обывателей) и эпатажное провозглашение всего научного сообщества шарлатанами наподобие гадалок, астрологов и т.п. (Н.Н. Талеб). Движение в будущее возможно лишь на основе науки, в том числе в сфере подготовки кадров.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля