§90. Строительство объектов, процессов, состояний будущего как целостный комплекс включает в себя следующие компоненты: а) технологии строительства различных объектов будущего; б) собственно инженерно-строительную деятельность по разным специальностям (условно названным «монтажники», «каменщики», «отделочники», «идеологи» будущего, «информационщики», «организаторы производства работ» и т.д.); в) многообразные виды смежной деятельности — изготовление материальных и идеальных конструкционных материалов, компонентов, блогов, агрегатов и т.д.; г) строительство, реконструкцию и эксплуатацию инфраструктурных объектов и систем; д) подготовку кадров; е) организацию и управление строительством; ж) взаимосвязь субъектов строительства с обществом (обоснование проектов, финансирование и ресурсное обеспечение проектов, GR, PR, правовое обеспечение проектов, пропаганда и работа со СМИ и др.) и т.д.
Важный момент: строительство будущего осуществляется в ряду осуществления текущих проектов, пересекается, конкурирует и взаимодействует с ними. Кроме того, всякое строительство будущего опирается на существующий фундамент настоящего, в своих возможностях исходя из него. В этой связи при строительстве будущего конкретных объектов должно исходить из необходимости эффективного использования существующего, а также искать гармоничного сочетания текущих проектов и проектов строительства будущего. Пример. Ресурсы и инфраструктуры по обеспечению строительства будущего могут быть как элементами комплексных ресурсов и инфраструктур (для строительства настоящего и будущего), так и особо выделенными специализированными ресурсами, и инфраструктурами, необходимыми для строительства
будущего, причем, с разным удалением. Понятно, что в зависимости от природы строящегося объекта будущего (как и настоящего) необходимы различные инфраструктуры строительства, которые могут включать в свои комплексы любые и все известные виды инфраструктур (транспорт, связь, образовательные и научные инфраструктуры, информационные системы, интеллектуальные системы, финансовые структуры и т.д.).
В последнем случае они могут находиться в различных отношениях к ресурсам и инфраструктурам для настоящего и ресурсам и инфраструктурам для будущего иного удаления (например, ресурсы и инфраструктуры для среднесрочного строительства с одной стороны и сверхдолгосрочного строительства — с другой). Так, они могут быть сочетающимися, безразличными либо противоположными по самым разным основаниям — целям, задачам, механизмам. В частности, ресурсы и инфраструктуры, необходимые «сегодня», возможно приходится расходовать для формирования «завтра», либо наоборот — ресурсы, необходимые для «завтра», по разным причинам расходуются «сегодня» (что особенно характерно для потребительского общества с его бездумно-хаотическими нерегулируемыми формами осуществления бытия).
Примечание 1. В строительстве различного типа объектов (от зданий — до ракет и информационно-идеальных объектов (включая традиции, научные теории) также накоплен многообразный опыт, важнейшие элементы которого для проведения аналогий со строительством будущего объектов, процессов, состояний таковы:
а) всякое строительство, в том числе в собственных технологиях, основывается на природе строящегося объекта;
б) всякое строительство в собственных технологиях, организации, возможностях основывается на мировоззренческих установках и профессиональных научных знаниях субъекта строительства;
в) всякое строительство необходимо рассматриваться как полный цикл, только исполнение которого в целом ведет к выполнению общей задачи — реализации проекта. Это исходит из принципа системной организации объектов (как и некоторые другие пункты данного перечня);
г) всякое строительство разбито на различные связанные друг с другом последовательностью технологические этапы и включает в себя структурные блоки;
д) всякое строительство предполагает оптимальные комплексы, алгоритмы и процедуры технологий;
е) во всяком строительстве специализация выполнения задач и технологий повышает качество и снижает время выполнения процедур;
ж) при выполнении строительных работ важно качество исходных материалов, качество инфраструктур, качественное исполнение каждого вида работ, каждого этапа и цикла работ для достижения качества итога, а снижение качества одного материала или вида работ ведет к снижению качества объекта как целого;
з) качество всякого строительства напрямую зависит от уровня квалификации персонала строительства всех специальностей;
и) все технологии, материалы, инфраструктуры, кадры претерпевают эволюцию и постоянно совершенствуются даже в строительстве одного вида;
к) всякое строительство является компонентом социальной жизни и осуществляется с участием общества, его слоев и групп, с использованием ресурсов общества и требуя перераспределения ресурсов в интересах строительства, потому обоснования, правового обеспечения, общественного благорасположения и т.д.
Несложно заметить, что все выделенные здесь элементы опыта строительства являются важными и для строительства будущего. При этом понятно, что строительство будущего (и компонентов будущего) конкретных объектов (процессов, состояний) в ряду всех видов строительства необходимо выделять как специальный феномен. В этой связи данные элементы опыта должны быть специально осмыслены и адаптированы в содержательном плане применительно к строительству будущего, должны осмысляться и конкретно преломляться при строительстве каждого конкретного объекта (процесса, состояния).
Примечание 2. С точки зрения антропологического материализма, одним из принципиальных отличий строительства будущего любых объектов является обязательное сочетание строительства объекта со «строительством человеком». В строительстве будущего любых объектов человек участвует а) как субъект строительства, б) как потребитель продукции строительства (пп. «а» и «б» являются общими для всех видов строительства), в) как самостоятельный объект строительства, компонент объекта строительства как комплекса объект-человек. При этом «строительство человека» осуществляется, во-первых, собственно в процессе его труда — известная формула «труд создал человека», труд (постоянно) делает человека человеком, в том числе на более высоком уровне — совершенствование человека как субъекта деятельности в ходе развития общества (это также общий момент для всех видов строительства). Однако в строительстве будущего специфическим является направленное созидание нового человека для будущего конкретных объектов.
Иные версии мировоззрений могут предлагать другие варианты — например, строительство будущего как «законсервированного» настоящего (многие формы религии) либо строительство будущего как экспансии (расширения ареала) того или иного субъекта настоящего в его также неизменном виде (субъективный идеализм, позитивизм) — задача строительства нового человека в таких вариантах не рассматривается, поскольку речь идет лишь о воспроизводстве человека в его застывших культурных качествах. С позиций антропологического материализма движение в будущее невозможно без строительства нового и потому без постоянного «строительства человека» с компонентами нового.
В этой связи необходимым аспектом строительства будущего конкретных объектов является воспроизводство, развитие, строительство, реконструкция, модернизация человека и человеческих сообществ (групп, слоев), участвующих в строительстве будущего конкретных объектов и предназначенных для их эксплуатации. Природа социальных миров поэтому всегда является специальным предметом исследования и преобразования, становясь важным основанием строительства и его органическим компонентом. Исследование общества, человека, различных культур в строительстве будущего играет функцию, аналогичную научно-прикладному разделу материального строительства «сопротивление материалов (сопромат)» и должна быть доведена до столь высокого же уровня объяснительной глубины и прагматизации результатов исследований. Необходимы комплексы социально-гуманитарных технологий и организационно-управленческие решения, обеспечивающие движение в будущее в этой сфере, необходимо специализированное «строительство будущего» как в социальном, так и в гуманитарном аспекте. Некоторые технологии строительства будущего уже существуют, однако есть необходимость постоянно адаптировать существующие технологии к новым объектам и совершенствовать их, а также постоянно разрабатывать все новые технологии. Примеров здесь уже множество, но пока они также носят фрагментарный и поаспектный характер.
Пример 1. Один из эффективных методов строительства будущего в экономике, апробированный по крайней мере в нескольких странах в середине ХХ века, основан на поиске и сосредоточении ресурсов в «точках роста» (В.В. Леонтьев). Характер, форма и содержание «точек роста» эволюционируют и зависят от конкретного социального объекта, от содержания этапа его развития, на котором используется данный подход к строительству, в частности, от технологического уклада.
Пример 2. Инновационное развитие отраслей в будущее путем формирования специальных структур (типа наукоградов, «силиконовых долин», «инновационных дорог», технопарков и т.д.). В них может вкладываться разный управленческий замысел — от создания территорий направленной концентрации внимания и ресурсов в иерархических системах управления до создания площадок и условий для «самопрорастания» различных проектов за счет предпринимательской инициативы. Однако в любом случае формируется среда, желательно оптимальная для данной страны и культуры, с тем чтобы находить «почки роста», максимально быстро развивать и внедрять новое. В предпринимательском формате культур — это своеобразная форма реализация «порядка из хаоса», которая реализуется посредством самоорганизации производящей среды с уверенностью активности находящихся в этой среде (бульоне, «агар-агаре») энергичных индивидов-зародышей, возможности вовлечения их извне, которые будут способны воспользоваться этой средой для создания нового. В иерархическом формате культуры, включая мобилизационный — это концентрация людей и создание условий максимальной мотивации их деятельности, когда люди отбираются под известные задачи и решают многие задачи не менее, а порой и более эффективно. Степень эффективности систем в разных условиях различна. Важный момент. В отношении инноваций известно и необходимо учитывать негативные эффекты. Так, инновационное, но неапробированное может быть зачастую чрезвычайно опасным.
Потому никакое лекарство или иное средство не применяют без апробации. Но инновационный бум выталкивает многое новое, в том числе в духовную сферу, без апробаций, с непредсказуемыми последствиями. В этой связи необходимы законы об инновациях, институты и механизмы комплексной экспертизы.
Пример 3. Технологический расчет строительства будущего. Здесь множество примеров советского и зарубежного опыта — от техники различного типа до космоса и атомного проекта, преобразование экосистем, трансформация социальных организмов и т.д. Для иллюстрации приведем пример либерально-рыночного государства. В Канаде в последние годы ХХ века правительством была проявлена стратегическая инициатива по реформированию (строительству новой) системы управления информацией в органах государственной власти всех уровней с прицелом на удаленное будущее в 10-15 лет. Блоки программы по этапам выглядели следующим образом: на первом этапе (до 2000 года) ставилась и реализовывалась задача по поиску и реализации основных принципов управления информацией, а также по организации ввода, отображения, обновления и списания информации внутри министерств и других правительственных учреждений; на втором этапе (2002-2004 годы) планировалось и было осуществлено значительное расширение системы (то есть введение новых компьютерных сетей и систем связей) с тем, чтобы охватить все правительственные учреждения и сделать фокус на коллективном использовании и обмене информацией между различными правительственными организациями; третий этап (после 2004 года) носил характер организационных процедур — на нем реализовывались сквозные межведомственные бизнес-процессы чтобы ускорить рассмотрение вопросов и прохождение документов, что позволит сократить издержки и улучшить качество работы правительства. Такой — нормальный — подход к решению поставленной проблемы несколько отличается от подхода, который реализовывался в тот же период в рамках программы «Электронная Россия» (с гигантскими расходами и практически нулевым результатом).
Примечание 3. Специфику строительства по объектам можно проиллюстрировать на примере строительства конкретной отрасли народного хозяйства, в качестве которой выбрана подотрасль системы управления «информационно-аналитическое обеспечение стратегического управления строительством будущего». Современный высокоинтеллектуальный стратегический анализ и синтез — это многокомпонетная интеллектуальная конструкция, которая требует органического сочетания научно-методического, организационно-институционального и кадрового обеспечения. Эффективное использование современных ИИТ и методов предполагает целостный комплекс, включающий в себя а) собственно ИИТ и методы; б) достаточное число компетентных специалистов с профильной подготовкой; в) специальные организационные структуры и инфраструктуры для реализации этих методов (комплекс «метод-специалист-организация»). Так же как в технических сферах технологии, в социальных стратегических технологиях наличие и конструкция их механизма имеет решающее значение. Нерешенность этих задач является ключевой проблемой невозможности или слабой эффективности осуществления стратегического анализа. Итоговым выводом нижеследующего является утверждение, что возрождение этой сферы деятельности необходимо ставить и решать именно как отраслевую (с множеством внутренних сложнейших ветвлений) и основанную на принципах комплексности государственную задачу. Основные контуры подхода:
1. Первое, что нужно определить — это наличие различных предметных сфер (объектов управления) — отраслей и сфер народного хозяйства, регионов страны, сфер национальной безопасности и т.д. Они весьма многоразличны, порождая необходимость множества уровней и аспектов управления, соответственно, множество уровней и аспектов аналитического обеспечения управления. Это требует создания или возрождения опытных лабораторий, центров, институтов по исследованию каждого класса и типа объектов, каждого важного объекта, адаптации к региональным и отраслевым условиям и задачам, требуя наполнения центров квалифицированным персоналом. Кроме того, происходит постоянное динамическое изменение всех наблюдаемых и анализируемых объектов, развитие всех аспектов бытия, что еще более усложняет задачу. Так, при совершающемся сегодня переходе к шестому технологическому укладу будет трансформироваться соотношение различных секторов экономики в мире и в нашей стране, будут исчезать либо возникать новые типы и виды систем управления. Данное обстоятельство ставит задачу ориентироваться не только на текущие проблемы, но и на перспективные задачи управления во всех сферах и на всех уровнях. Это требует постоянного внимания, мониторинга и одновременно адаптации аналитической деятельности к новым объектам, состояниям, процессам, обстоятельствам их бытия, разработки новых методов исследований.
2. В каждом объекте есть множество профильных и вспомогательных видов деятельности и, соответственно, у каждого субъекта управления множество различных направлений деятельности, которые требуют вовлечения научных и аналитических работников и экспертов. Это собственно производственные циклы в некоторых «тонких» проблемах, требующих высшей квалификации и постоянного развития, это финансовая аналитика, стратегическое управление (прогноз, проектирование, планирование, программирование), оперативный и стратегический маркетинг, бизнес-разведка, PR, GR и другие направления.
3. В мире и в стране существует множество субъектов управленческой активности (собственное государство, разные уровни и субъекты государственной и муниципальной власти, другие государства, хозяйствующие субъекты, транснациональные корпорации, научные организации (также остро нуждающиеся в специалистах аналитического профиля для адаптации научных разработок к практическому внедрению), общественные и религиозные организации, теневые и криминальные структуры, различные противники государства и т.д. Это создает востребованность в кадрах аналитиков со стороны различных субъектов и систем управления, формирует соответствующие запросы и направления подготовки, формы организации и формы деятельности аналитических работников, а также необходимость разработки технологий пресечения подготовки и использования аналитических работников по тем или иным направлениям (например, для криминальных структур и противников государства).
4. Существует принципиальное различие оперативного и стратегического управления, соответственно, разные типы научного, экспертного и информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений, различные типы специалистов аналитического профиля, разные типы и уровни подготовки специалистов, критерии отбора, формы и методы работы, инфраструктуры и т.д. Это также существенно влияет на направления организационных усилий в сфере образования, отбора и профподготовки кадров.
5. В самой информационно-аналитической деятельности существует несколько взаимосвязанных уровней и профилей деятельности — технические коммуникации, компьютерное обслуживание, информационно-поисковая работа, обеспечение информационной безопасности, собственно аналитическая работа, проектно-синтетическая работа, PR, GR, взаимодействие с лицами, принимающими решения, информационные ресурсы и базы данных, исследовательские эмпирические проекты и т.д. Это объективная данность, поскольку узкая специализация в сфере информационно-аналитической деятельности, как и в любой другой сфере — эффективный способ повышения качества и производительности труда. Это создает необходимость подготовки кадров по всему спектру профессий, входящих в информационно-аналитическую деятельность, причем, с учетом специфики отраслевой и региональной проблематики. Кроме того, начинающий аналитик должен научиться на практике делать все виды аналитических работ, причем, как в непосредственно практической сфере аналитики, так и (желательно) в смежных отраслях — методологии и теории познания, науках, статистике и т.д., применяя аналитические умения и навыки для разных сфер деятельности. Необходим переход от знаний к умениям и навыкам непосредственно в процессе образовательной подготовки. Необходимо хорошо владеть теорией, методами, знать и понимать их возможности и ограничения, уметь применять знания на практике, знать зарубежный и отечественный опыт, быть конкурентоспособным.
Понятна вся сложность образовательной задачи в такой сфере, решить которую вне и без общегосударственного подхода не представляется возможным. Тем более, что речь должна идти в том числе о расчете потребностей специалистов различного уровня, разработке образовательных стандартов, подготовке методик, развертывании образовательных учреждений и подразделений данного профиля и т.д.
Для обслуживания столь многообразной и многоплановой деятельности необходимы направленные онтологические, гносеологические, логико-методологические исследования, в том числе разработка новых методов аналитических исследований, научные исследования в сфере организации аналитической работы, научно-методические разработки. Эти исследования должны вестись на теоретическом, эмпирическом и собственно экспертно-аналитическом уровнях познания. В качестве предварительного размышления можно привести некоторые необходимые фундаментальные исследования по многим направлениям, остро актуальным в настоящее время сегодня:
1. Закономерности функционирования и развития общественного и индивидуального сознания в условиях постинформационного общества.
2. Социально-философские и социально-культурные аспекты функционирования и развития информационных полей.
3. Исследование процессов индивидуальной и групповой мыследеятельности в рамках философии, когнитологии, психологии.
4. Методология аналитических, синтетических, прогнозных и иных типов исследований.
5. Технологии и критерии отбора работников для различных видов аналитической и экспертной деятельности.
6. Профессиональные и научные стандарты аналитической деятельности.
7. Культурологические аспекты интеллектуальной деятельности по сопровождению управленческих решений в условиях усиления конкуренции культур.
8. Технологии метафизической, мировоззренческой, аксиологической. интеллектуальной, психологической, профессиональной подготовки аналитических работников.
9. Принципы и методы интеллектуального сопровождения управления в условиях конкуренции национальных социально-экономических систем.
10. Систематическое исследование опыта других стран в этой сфере.
Кроме научных исследований собственно аналитической деятельности необходимы:
1. Организационные расчеты системы аналитической деятельности в национальном масштабе (с учетом разделения на оперативные и стратегические) — общенациональных, отраслевых и ведомственных, региональных, для предприятий и организаций (отталкиваясь от объективных потребностей и задач управления, а не от субъективных оценок управленцев), соотношение полномочий (и зон ответственности), система взаимодействия крупных и мелких центров, центров по отраслям, центров по специализированным видам деятельности, механизмы и регламенты координации, кооперации и коммуникации, инфра-
структуры, техническое обеспечение, информационное обеспечение, взаимодействие с органами власти и управления и лицами, принимающими решения.
2. Данные расчеты должны стать основанием для практических управленческих решений в сфере финансового обеспечения (скорее всего, за счет государственно-частного партнерства в рамках Государственной программы), формирования нормативной правовой базы, развития образовательной сети по подготовке кадров на базе профильных отраслевых вузов (отраслевые магистратуры, аспирантуры, курсы повышения квалификации по видам информационно-аналитической деятельности).
3. Ускоренная разработка профессиональных стандартов различных профилей информационно-аналитической деятельности, регламентов, наставлений, правил, стандартизированных методик и форм результатов. Причем, с созданием механизма их постоянного обновления и сочетания теории и практики.
4. Работа над созданием условий и инфраструктур для объединения усилий для решения конкретных задач, для кооперации информационно-аналитических как способ повышения эффективности. В том числе для осуществления смежных работ, таких как помощь науке в доведении до практического внедрения ее разработок и результатов — это большое поле деятельности для аналитических работников.
5. Широкое распространение профессиональных знаний, широкий обмен мнениями и открытыми разработками, широкая общественная деятельность аналитического сообщества, в деятельности которого ценен любой опыт и новые знания. Это нужно осуществлять путем целостного комплекса мероприятий:
– конференции, съезды, клубы, СМИ, систематический обмен мнениями, группы по конкретным проблемам и направлениям, пропаганда передового опыта;
– научно-методическая работа — книги, брошюры, учебники, журналы (в тех сферах, где необходимо развитие, в советское время были рекордные в мире масштабы издания);
– массовая литература — серия научно-популярной литературы, где авторами должны быть лучшие ученые и практики;
Конечно, в настоящее время, когда аналитические знания и практика не востребованы в должной степени, создаются огромные сложности в развитии этой отрасли. Проблема усугубляется и внутренними болезнями аналитики, такими как групповая замкнутость, отраслевая разобщенность, ремесленничество и отсутствие современных технологий, ошибочные методологии, отсутствие органической связи между видами аналитической деятельности, отсутствие координации между различными центрами, нездоровая конкуренция в условиях дефицита заказа от органов управления и другие. Но отрасль нужно развивать и имеющимися средствами. Остро необходим переход от «любительства», «вкусовщины», спорадических решений в сфере организации аналитической деятельности и подготовки кадров — к комплексному научному обеспечению строительства этой отрасли как ключевой подсистемы системы управления.