Глава 9. Современные тренды эволюции познания развития и развивающихся объектов

§58. Каждый этап развития природы, человечества, отдельных культур порождает совокупность природных обстоятельств и материально-духовных потребностей, которые создают новые либо на новом уровне трансформируют существующие научные проблемы и проблемные поля интеллектуальных поисков. Это справедливо и по отношению к эволюции наук о развитии. В настоящее время происходит перенос акцентов в исследовании от развития как общего процесса (развития вообще, абстрактного развития, отвлеченного от объектов) к исследованию конкретных развивающихся объектов и конкретных процессов развития (в их единстве общего и единичного). Это является базовым основанием трансформации проблемных полей, научных парадигм, матриц и алгоритмов познания, исследовательских программ в современной философии и науке, методологии и набора методов, логико-гносеологических и методологических оснований, системы знаний, организации системы знания, науки как вида деятельности и собственно процесса научного познания, морально-этических аспектов научной деятельности, характера организации научных исследований, науки как социального института, всех видов обеспечения научной деятельности, социально-институционального и организационного состояния, системы и характера управления. Кроме того, изменение указанных аспектов научной деятельности как элементов научной системы (как в любой саморазвивающейся системе на основе принципа самодетерминации) влечет за собой изменения в других аспектах науки как целого.

В этой связи основными задачами науки относительно познания развивающихся объектов (или развития как стороны объекта) становятся формирование методологического и методического инструментария познания сложных развивающихся объектов, их поведения, осуществления обоснованных и устойчивых прогнозов будущих состояний — как в фундаментальных, так и в прикладных науках, основанных на теоретических и эмпирических исследованиях, принципах и методах аргументации. Это является генеральным трендом современности.

Примечание 1. Трансформация проблемных полей имеет закономерности, обусловленные как внутренними обстоятельствами и причинами (объективной логикой исследования реальности, субъектными факторами познания, связанными с гносеологическими аспектами познания, способностью человека увидеть проблему), так и внешними для процесса познания обстоятельствами (биопсихофизиологическими и техническими возможностями человека, социально-культурными потребностями и социальным заказом к науке в тот или иной период развития и т.д.).

Исследование данных закономерностей на эмпирическом и теоретическом уровнях — специальная исследовательская задача, в том числе применительно к исследованию познания развивающихся объектов.

Примечание 2. В истории теории развития происходила известная трансформация и диверсификация проблемных полей (см. Глава 1). В современности наблюдается смещение проблемных полей в направлении исследования конкретных развивающихся объектов, а в исследовании природы процессуальности — в направлении исследования корпускулярно-волновой природы процессов развития, природы времени, закономерностей процессуальной динамики развивающегося объекта, находящегося в состоянии сильной неопределенности (разновидностью которого является «детерминированный хаос»). Эти изменения диктуются как внешними обстоятельствами и причинами (потребности человека в более конкретных и точных знаниях о множестве конкретных развивающихся объектах, в том числе в связи с нарастающим дефицитом качества управления, потребности выхода человека за пределы достигнутой познанием реальности, которые формируют новые проблемы), так и внутренними обстоятельствами (невозможность разрешить целый ряд познавательных и практических проблем на основе существующих теоретических положений о развитии, возникновение новых проблем при детализации исследования на уровне конкретных объектов, трансформация предметной области исследований, порождающей новые проблемы).

Примечание 3. Важным элементом понимания трендов в исследовании и практическом использовании развивающихся объектов является соотнесение с точкой нахождения момента познания в технологическом укладе. Так, современный период характеризуется переходом к шестому технологическому укладу (ориентировочно 2035-2085 годы). Шестой технологический уклад, по оценке экспертов (в версии С.П. Курдюмова и Г.Г. Малинецкого), будет характеризоваться по крайней мере следующими направлениями: биотехнологии; нанотехнологии; проектирование живого; вложения в человека, система образования нового уровня; новое природопользование (высокие экотехнологии); робототехника, искусственный интеллект, гибкие системы «безлюдного» производства; лазерная техника; компактная и сверхэффективная энергетика, отход от углеводородов, децентрализованные, «умные» сети энергоснабжения; закрывающие технологии в прежних отраслях (фондо-, энерго- и трудосбережение); новые виды транспорта (большегрузность, скорость, дальность, дешевизна), комбинированные транспортные системы; производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами; усадебная урбанизация «тканевого» типа, города-полисы; новая медицина (здраворазвитие, восстановление здоровья); высокие гуманитарные технологии, повышение способностей человека и организаций; проектирование будущего и управление им; технологии сборки и уничтожения социальных субъектов; использование водорода в качестве экологически чистого энергоносителя. Из этого перечня как минимум биотехнологии, нанотехнологии, проектирование живого, экотехнологии, искусственный интеллект, новая медицина, высокие гуманитарные технологии, проектирование будущего и управление им, повышение способностей человека, технологии сборки и уничтожения социальных субъектов имеют дело с конкретными развивающимися объектами. Причем, в шестом технологическом укладе начинают широко распространяться технологии, ориентированные на локальные объекты в их конкретности и полноте, а не только типичности (здраворазвитие и восстановление здоровья предполагает существенно больше конкретности и комплексности, обращения к конкретному организму, чем медицина; система образования нового уровня — также существенно больше ориентируется на раскрытие внутреннего потенциала каждой личности (хотя это не имеет ничего общего и это не нужно путать с порочными попытками идти на поводу «свободы ребенка» в воспитании и образовании); замкнутые циклы и экотехнологии требуют обращения к конкретным локальным объектам так же, как «умные сети электроснабжения» и закрывающие технологии, как усадебная урбанизация. На этом укладе будут востребованы специальные методологии исследований (первый комплекс проблем), практики применения развивающихся объектов и их свойств (второй комплекс проблем), сочетания с традиционными формами (третий блок проблем), организации и управления новыми объектами (четвертый блок проблем), включая вопросы права и этики применения (пятый блок проблем) и т.д.

Седьмой технологический уклад (ориентировочно 2085–2135 годы) станет эпохой активного освоения развивающихся объектов самых разных типов — освоения интеллектуального, прогнозного, управленческого с широким спектром комбинаций человеко-машинных систем в комплексах развития человечества и планетарной среды. Кроме того, внутриобъектность пойдет по пути освоения и регулирования пространства и времени каждого конкретного объекта со все большим переходом от управления пространствами и пространственными конфигурациями (от микромира до космоса, от химии до биологии, от личности до обществ и культур) к управлению временем и конфигурациями времени. В эту эпоху ключевыми станут исследования и технологии взаимопроникающих (межобъектных, иерархических и сетевых) форм взаимодействия, технологии коммуникации и инфраструктуры коммуникации между конкретными объектами.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля