Часть 3 Познание развития и развивающихся объектов Глава 8. Научная система познания процессов развития и развивающихся объектов
§54. Существующее множество фундаментальных и прикладных наук о человеке как биопсихосоциальном существе в таких сферах, как биология и физиология человека, здравоохранение и медицина, психология, педагогика, общее и профессиональное образование, концепции здорового образа жизни и диетология, физкультура и спорт, ориентированных на социальную деятельность по поводу исследования, формирования (создания, становления), сохранения, функционирования, развития человека как индивида и как личности (ключевой ценности в осуществлении деятельности в этих сферах) в своих концепциях находится в различных отношениях с идеей и концепцией развития: в онтологии они а) имеют дело с объективно эволюционирующей человеческой социальной практикой в своих сферах, с развивающимся индивидом и личностью, то есть — в разных отношениях — с историческим и индивидуальным развитием — вне зависимости от их концептуальной интерпретации, б) вследствие глубокой погруженности в метафизические и мировоззренческие основания, в каждой сфере существуют концепции, по-разному относящиеся к идее развития — активное использование, агрессивное отрицание тех или иных концепций или положений философии и теории развития, нейтральность и игнорирование, их оттенки и комбинации, в) те научные конструкции, которые включают (ту или иную) концепцию развития в собственное тело и вводят его в поле исследуемых проблем (даже дискуссионно) на современном этапе научной эволюции так или иначе организуются в разделах наук, направлениях исследований, а также выступают как компоненты объяснительных конструкций и понимающего познания, позволяющие глубже познавать сущее и могущее быть бытие через генезис, происхождение, предшествующую историю развивающихся объектов (социальных образований или личностей), причем, научно обоснованные концепции полагают причиной появления нового знания об элементной базе, закономерностях связей, взаимодействий, детерминации, полученные в фундаментальных науках, г) существуют как научные концепции, которые исходят из и нацелены на исследование природной детерминации процессов (возникновения, функционирования, развития), так и ненаучные или комбинированные, в которых научные взгляды сосуществуют с иными мировоззрениями (религиозными, мистическими), что относится и к разработке (созданию, конструированию) нового, д) траектория процессов развития (как социальных, так и личностных) в значительной степени определяется мировоззрением; в научном мировоззрении, основанном на концепции развития, траектория развития представлена во всем возможном многообразии — линейное, линейно-древовидное, ризомное, точечное и т.д.; в гносеологии и методологии: е) опираются на различные мировоззрения и соответствующие им концепции и методы, среди них научно ориентированные опираются на разработки в области философии и исследования фундаментальных естественных и социально-гуманитарных наук, выявление структуры, причин и движущих сил, законов и закономерностей для прикладного применения, ж) опираются на теорию и эмпирию с различным их соотношением (в зависимости от исследуемых объектов) — в одних доминируют теоретические методы и модели, в других — эмпирические, з) теоретические конструкции и методы сочетают в себе классические, неклассические и постнеклассические характеристики, и) организация науки и системы знаний носит преимущественно классический характер, однако используются неклассические формы, в том числе сетевые, к) основываются на творческом развивающемся потенциале познающего и действующего человека, который является базовым основанием для разработки новых методов и конструкций и их применения, базируются на сочетании знаний, умений и навыков; в аксиологии: л) различные концепции в разных сферах ориентированы на разные ценности во всем их многообразии (§8), в том числе гносеологические, среди которых научное познание, знание являются одним из авторитетных, но часто не единственным, поскольку (объективно) современная наука даже при интенсивном развитии не покрывает всех потребностей, не решает всех задач и потому оставляет место ненаучному, которое также обладает ценностью для некоторых личностей и социальных групп, м) имеют существенную метафизическую и мировоззренческую нагруженность, причем, мировоззрения и метафизика зачастую оказывают непосредственное воздействие на формирование концепций, в том числе в научно-ориентированных направлениях, которые испытывают воздействие различных философских систем и их ценностей, н) непосредственно влияют на смыслополагание, формирование и реализацию экзистенциальных смыслов людей, а также ориентированы на реализацию их проявлений — в осуществлении и сохранении личной жизни, здоровья, благополучия, в своей самореализации и т.д., о) вследствие существенной мировоззренческой нагруженности сильно связаны с традиционной метафизикой культур, но испытывают все большее воздействие научного развития в различных сферах, п) здоровые ценности, научные знания в этих сферах, умения и навыки, способствующие повышению продолжительности и здоровья, эффективности личной самореализации требуют активной целенаправленной пропаганды и широкого распространения опыта через систему образования, публицистическую деятельность, каналы массового информационного воздействия (СМИ, Интернет), а теория развития и методы ее применения — пропаганды внедрения в научно-исследовательскую и практическую деятельность в этих сферах, и через эти же каналы могут купироваться конкурирующими социальными субъектами.
Цели, которые ставятся человечеством перед этими науками, и ожидания от них направлены в сферы увеличения продолжительности жизни, увеличение продолжительности активной жизни, сохранение здоровья и борьба с заболеваниями и нездоровьем, массовое распространение здорового образа жизни и физической культуры, расширение возможностей использования потенциала человека в физической и интеллектуальной деятельности и углубление использования потенциала человека, расширение и углубление образования, систем обучения, в том числе в течение всей жизни, прогнозирование поведения человека и другое. Кроме того, именно на предстоящем шестом технологическом укладе откроются новые возможности для развития этих наук и достижения эффекта за счет этого посредством осуществления междисциплинарных исследований и разработок, включая элементы интеграции с техническими науками.
Примечание 1. Важные аспекты специфики в исследовании развития и развивающихся объектов в психологии, педагогике, общем и профессиональном образовании, физкультуре и спорте: а) ориентация на развитие человеческой личности, функционирование и развитие малых групп, б) необходимость сочетания научного обеспечения и практического опыта культур и поколений для развития различных компонентов физической, психической и интеллектуальной подготовки личности в процессе взросления, образования, воспитания с использованием различных агентов социализации, выработки знаний и умений; Недопустимо игнорировать таких «незаметных» и «привычных» базовых вещей, как системный характер общего образования, системный характер профессионального образования (игнорируемые сегодня в России, нарушаемые и разрушаемые не только уничтожением тех или иных компонентов, хаотизацией подготовки, но и отсутствием системы организации и связи с перспективными потребностями общества, приводящих к растрачиванию сил и средств общества и личностей впустую при обучении объективно ненужным профессиям и создавая угрозы и риски через уничтожение обучения по жизненно важным направлениям), как результаты научных исследований по формированию оптимального содержания обучения, начиная со сказок и мультфильмов, с игр в детских садах, со шрифтов и содержание букваря, которые влияют на становление личности, — до формирования ценностных ориентаций и жизненных целей молодежи, а также использование научных разработок социальных технологий по уничтожению этих систем в России; в) необходимость совершенствования, развития и формирования научных школ в этих направлениях, г) необходимость научного обеспечения принятия управленческих решений в этих сферах, д) необходимость научного обеспечения информационной политики в этой сфере для массового распространения этих знаний и умений.
Еще одни важный спектр проблем — логика развития личности, закономерности развития личности, факторы, влияющие на развитие, характер их воздействия, способы усиления либо нейтрализации, способы адаптации личности к различных (и новым) природным, социальным и информационным условиям и т.д. Данные аспекты научных исследований и практического опыта, в том числе в различных профессиональных сферах, применительно к различным условиям требует пристального внимания при формировании соответствующих направлений исследований в сфере управления будущим. Современная наука имеет большой опыт в подготовке летчиков, космонавтов, подводников, сотрудников специальных подразделений и некоторых других профессиональных групп. Однако спектр профессий, использующих и требующих специальной подготовки, отраслевые разделы данных наук должны постоянно расширяться (например, есть инженерная психология, школьная психология и педагогика, психология и педагогика высшей школы, но фактически нет психологии и педагогики научной деятельности). Этот опыт должен учитываться в формировании новых направлений в контексте исследования и управления будущим, а также должен осмысляться для поиска оснований и источников дальнейшего саморазвития в этих сферах. Необходимы также исследования по повышению физических, психических, интуитивистских, интеллектуальных возможностей человека, умений и навыков работы с информацией, с информационной техникой (начиная со скорочтения, работы с клавиатурой, работы с компьютером и т.д.) через специальную подготовку.
Чрезвычайной задачей является поиск путей прогнозирования поведения человека (конкретной личности) в различных ситуациях (в созидательных, опасных, типических, неожиданных и т.д.), различных средах (в том числе в будущем), в различных условиях. Эти разработки будут полезны также в целях профилактики преступных действий. Именно они должны противостоять попыткам управления поведением человека, в том числе путем встраивания электронных устройств.
Примечание 2. Перспективы, поражающие воображение, открываются перед современной медициной — от замены отдельных органов и излечения все новых болезней — до продления жизни человека (по оценкам специалистов, уже в перспективе 10-15 лет будет реальным продление жизни до уровня 120 лет). И развитие этих направлений, без сомнения, внесет свой огромный вклад в теорию и практику развития, в строительство будущего. При этом важнейшим обстоятельством является то, что удлиняющаяся жизнь должна быть здоровой и полноценной. Это требует развития и все более широкого распространения здорового образа жизни, занятий физкультурой (особенно в условиях города), совершенствования структуры питания, минимизации вредных веществ в пище и окружающем пространстве, обеспечения пресной водой и продуктами питания всех стран и слоев населения и т.д. Поскольку превращение достижений современной науки в узкое элитное достояние — есть несправедливость, поскольку именно все совокупное человечество создает этот мир и все его достижения и имеет равные права на обладание результатами прогресса, на доступ к благам цивилизации. Право на нормальную, полноценную, здоровую жизнь.
Примечание 3. В этой сфере — огромный пласт для философских и научных исследований, связанный с трансляцией метафизики и мировоззрения в конкретные научные разработки, с исследованием воздействия различных мировоззрений на человека и на развитие наук, тем самым связанных с исследованием развивающихся объектов. Здесь также широкий спектр проблем по взаимодействию различных мировоззренческих платформ в целях достижения наибольшего научного эффекта. Причем, есть основания корректировки понимания соотношения различных философских систем (вариант соотношения философских систем, более корректно решающий эту проблему, см. в работе: Селиванов А.И. К вопросу о мировоззренческих и методологических основаниях современной социально-гуманитарной науки// История государства и права. 2015. №4. С. 39-451) и иных мировоззренческих конструкций.
Примечание 4. В данных науках особенно важен учет того, что речь идет о человеке как живом существе, а жизнь каждого человека является одной из высших ценностей. Важнейшим основанием всякой исследовательской и практической деятельности является принцип «не навреди». Это вносит ограничения в методы научных исследований и в практику в этих сферах, в частности, запрещая проведение экспериментов над живыми людьми, использование опасных или не вполне изученных веществ (включая воду и продукты питания), использование опасных либо не вполне изученных методик воздействия на организм и психику. Для предотвращения негативного воздействия общество должно ответственно контролировать эти процессы — и это отдельная серьезная проблема, требующая комплексного подхода, включая не только правовые, но и политические, организационно-управленческие, морально-этические и иные аспекты.
Принципиальной в этом отношении является проблема оценки биологических организмов и подсистем на предмет соотношения «позитива» и «негатива», поскольку существуют биологические системы и организмы, которые несут угрозу или смертельны для человека. В настоящее время по отношению ко многим из них единственным способом противодействия им является их уничтожение, несмотря на то, что с точки зрения абстрактной биологической витальности, это является «злом». Не исключено, что взаимодействие с некоторыми из таких организмов в будущем будут меняться, что они смогут быть «приручены» и использованы человеком.
Примечание 5. Происходит постоянная эволюция социальнокультурных аспектов и социальных институтов в этих сферах. Эта эволюция, обладая отраслевой спецификой, в целом обусловливается теми же комплексами детерминант, как и иные социальные системы и в этой связи должна рассматриваться также в социальных науках. Речь идет (и должна идти) об эволюции науки в этой сфере, эволюции идей и проблем, эволюции взаимодействия с различными мировоззренческими системами (включая компаративистские исследования), эволюции научных и образовательных институтов, при необходимости — эволюции отдельных направлений науки, образования, конкретных учреждений и т.д., и, естественно, эволюции всей совокупности социальных институтов и инфраструктур, систем организации и управления.