§40. В ряду слабых взаимодействий, оказывающих воздействие на процессы развития объектов материальной и идеальной природы, на выбор последующих состояний в сильно неустойчивых состояниях и состояниях перехода (точках бифуркации), активную роль играют идеально-информационные воздействия (в обыденном сознании это выражается фразой «мысль материализуется»).

Система детерминации различается у материальных, идеальных, материально-идеальных объектов. Причем, с ростом уровня организации объекта роль и разнообразие идеальных объектов в системе детерминации развития объектов возрастает. В систему детерминации материально-идеальных объектов «человек-род», «личность», «общество» в их исторической конкретике входят метафизические, феноменологические, гносеологические, логические, идеологические, эмоциональные, эстетические и иные типы идеальных объектов в качестве компонентов детерминации.

Идеально-информационная реальность развивающихся объектов отличается от идеально-информационной реальности стационарных объектов. Это проявляется двояко — в спецификетидеально-информационного компонента развивающихся материально-идеальных объектов (их внутренней природы и внешнего образа), а также в специфике развивающихся идеально-информационных объектов реальности в отличие от стационарных (консервативных).

Идеально-информационные взаимодействия (и оказываемые ими воздействия), как и любые взаимодействия, носят обменный характер и имеют корпускулярно-континуальную природу. Информация имеет собственную структуру, в которой можно выделить собственно элементы структуры (инфы, информационные поля и потоки), инфраструктуру, процессы в структуре.

Основные типы идеальных объектов — инф, информационное поле, информационный поток. Идеальные воздействия на конкретный развивающийся материальный или идеальный объект осуществляются посредством разных типов информационных объектов (отдельных инфов, массивов информации, объединяющих множество инфов, информационных потоков, динамических информационных полей (контекстов)), а также посредством трансформации (в том числе направленной) инфов, информационных потоков и информационных полей, их искривления. Как идеальные объекты они взаимодействуют с внешней для них материальной (в том числе социальной) и идеальной средой, реагируют на внешние воздействия и сами производят действие.

Инф — это такой элемент информационного обмена, взаимодействия и информационной структуры, который представляет собой достаточно целостный блок информации, способный встроиться в информационные поля и потоки и играть там активную роль либо самостоятельно, либо в качестве матрицы (или «вируса»), используя «тело» других инфов.

Информационные объекты (инфы, информационные поля и потоки) подобны организмам и имеют три фундаментальных свойства:

– возникать, размножаться и исчезать (разрушаться). В принципе, инфы могут исчезать или не исчезать в природе, но исчезать и появляться в роли элементов, участников взаимодействий, то есть могут привходить в ту или иную структур либо выпадать из нее;

– воспроизводиться, организовываться (и самоорганизовываться), накапливаться и сохраняться, в том числе оформляясь и трансформируясь в информационных потоках и полях, посредством которых осуществляется обмен между различными информационными структурами и их материально-идеальными носителями (в том числе социальными и культурными объектами и субъектами);

– перемещаться в пространстве и во времени (в том числе исторически-генетически), и развиваться.

Различные инфы несут в себе информацию, которая может восприниматься человеком рационально, мыслимо и/или иррационально (чувственно-эмоционально, интуитивно, образно и т.д.). Причем, о самой информации нет оснований говорить как о ациональной либо иррациональной — она есть такая, как есть.

Рациональными либо иррациональными являются человеческие способы восприятия той или иной части информации, того или иного аспекта информационной среды. Идеально-информационная реальность поддается управлению, в том числе со стороны социальных субъектов. Управление идеально-информационной реальностью может использоваться как для усиления и ускорения, так и для торможения или прекращения того или иного процесса развития того или иного развивающегося объекта.

Примечание 1. Наиболее активными элементами информационной структуры являются инфы как некоторые единицы информации, передаваемые от объекта к объекту, порой — в закодированном виде или в виде компоненты матрицы. Посредством их обмена осуществляется информационное взаимодействие, формирование, функционирование и развитие информационных полей и потоков. Инфы обладают определенной (достаточной) автономностью от создавшей их природной системы, отрываясь (отчуждаясь) от нее и существуя как самостоятельные данности внутри информационных полей. Они могут перемещаться в пространстве и во времени (в том числе блуждающие инфы), взаимодействовать друг с другом, переплетаясь в причудливых комбинациях и создавая новые формы-образы (соответствующие фантастическим или реально сущим объектам). Могут трансформироваться со временем, изменяясь под воздействием иных инфов и контекстов информационных полей. Так, в ДНК инф — это информация в одном гене, сама ДНК есть матрица. В других типах организации инфы пока не имеют универсального обозначения, но они также индентифицируемы. У биологических сообществ (стая, племя…) кроме биогенов передаются «социогены», «гены» поведения и коммуникации как элементарные информационные блоки информации. Их дешифровка еще далеко впереди. В культуре инфы — это элементы традиции, выражаемые разными способами: фрагмент текста (выраженный любым образом — образным, вербальным, графическим, цифровым…), поступок (действие), а традиция в целом формирует и осуществляется на основе культурной матрицы. Подробнее см.: Селиванов А.И. О «культурных матрицах» пророссийских и антироссийских россиян// Власть. — 2014. № 2. — С. 36-39; Селиванов А.И. К вопросу о конструкции метафизических «матриц» культуры в познании и социальном управлении// Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 9. Ч.2. — М.: ИНИОН РАН, 2014. — С. 295-299.

У каждой культуры свой индивидуальный информационный «геном» (культурная матрица). В подтверждение этого тезиса приведем слова другого автора: «…можно говорить о социальных цивилизационно-ценностных генетических кодах, сходных, по существу, с биологическими кодами живых организмов».

Существуют не только информационные блоки, но и механизмы (коды) их передачи, включения, отключения, размножения и т.д. В человеческом сообществе в отношении личности эти механизмы реализуются в системах: а) воспитания и доведения до уровня ценностей, целей, мотивов, образования и т.д., б) образования и доведения до уровня знаний, умений, профессиональных действий и навыков, опыта и т.д., в) стереотипах поведения, способах социальной коммуникации, контекстах информационных полей и процессов и т.д. В социально-культурном плане эти механизмы дополняются также механизмами социальной памяти — вначале в виде народных эпосов, преданий, опыта различной профессиональной деятельности, позднее — в виде слова и других знаково-символических форм, рациональной культуры (включая научное познание), а также — в виде опыта эмоционального, этического, эстетического, мировоззренческого освоения реальности. В организации жизни общества конструкция матриц реализуется и опирается на механизмы экономического, политического, правового регулирования жизни общества.

Информационная инфраструктура — это все то, что обеспечивает перемещение элементов информации в пространстве и во времени, их возникновение и исчезновение, накопление и этих кодов приводят к не менее опасным последствиям, чем мутации биологических ДНК (Багдасарян В.Э. Витальный подход к сложным социальным системам//Витальный подход к сложным социальным системам. Материалы научного семинара. Вып. № 6. — М.: Научная экспертиза, 2013. — С. 9).

Инфраструктура выступает в качестве сущностного, жизнеобеспечивающего компонента структуры, без нормального состояния которой невозможно оптимальное функционирование структуры и системы в целом. Так, в обществе за перемещение информации ответственны различные виды коммуникации и связи; за возникновение и исчезновение — различные личности и социальные организации, обеспечивающие появление новой информации либо ее уничтожение (творческие личности, научно-исследовательские организации, деятели духовной сферы и искусства, учебные заведения, а также всевозможные средства утилизации информации); за накопление и хранение — базы данных, информационные сети, книги, библиотеки, музеи, традиции в различных науках, искусствах, морально-нравственные отношения в обществе и традиция в целом.

Примечание 2. Своеобразными компонентами структуры информации являются информационные поля и потоки, организующие информационную среду как прошлое, сущее и могущее быть бытие. Информационные поля — это совокупность информации, структурированная по уровням организации материи, в обществе — структурированная по темам, проблемам, объектам и т.д. Социальные информационные поля оформляются в некоторые организованные и целесообразные структуры, которые живут и через какой-то промежуток времени разрушаются, становясь основанием для формирования иных структур.

Информационные потоки — это движение инфов и групп инфов в информационных полях. Информационные поля и потоки динамичны. Они не просто существуют, но реагируют на внешние воздействия и имеют внутренние детерминанты процессов. Исходя из внутренних потенций и внешних воздействий, информационные поля и потоки искривляются. Специалисты умеют в определенной степени влиять на информационные потоки, идентифицировать их изменения, которые являются отражением изменений, происходящих в тех системах, которые их порождают (чьей идеальной формой они являются). Например, большие информационные потоки чрезвычайно чувствительны к появлению новых информационных объектов (новых видов информации, изменению прежних) и человек, следящий за большими информационными потоками, даже не вдаваясь в детали происходящего, вполне точно диагностирует появление новых информационных феноменов и динамику информационных полей и потоков, а, следовательно — динамику социальных процессов. Специальными методами, доступными аналитическим группам, поэтому могут вестись разведывательные работы.

В информационных полях и потоках социального масштаба есть как рациональные, так и психические (иррациональные) срезы. Это, пусть не целостная, но психо-рациональная реальность, способная включать в себя не только мысли и другие вербализованные факторы, но и образы, и эмоционально заряженные фрагменты. Поскольку в информационное пространство выводятся как научные, так и мировоззренческие, идеологические, эстетические и иные аспекты духа того или иного субъекта, в т.ч. социального. Однако доминирование в информационных полях мыслимых форм все же сохраняется, что даже позволяет опасаться вступления в «постчеловеческую цивилизацию», где на смену человеку придут бесчувственные (бесчеловечные), но неограниченные в своих интеллектуальных возможностях информационные системы, основанные на компьютерах и роботах. См. особенно: Кутырев В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1996.

Объяснимым становится существование виртуальных информационных объектов и миров. Вследствие внутренних для информационных полей и потоков закономерностей формируются инфы, не имеющие реального денотата. Их природа подобна фантастическим образам в голове человека (русалкам, кентаврам, драконам и т.д.). Однако такой виртуальный информационный образ может жить собственной жизнью, воздействуя на саму социальную реальность через пересечение с другими информационными мирами, имеющими соответствие с реальными объектами. Блуждая в информационных пространствах, эти образы создают свои ирреальные миры, которые способны обретать целостность и замещать реальные миры (мифы, сегодня — компьютерные формы реальности, игры и др.). Уводя человека в информационную ирреальность, такие миры могут играть как конструктивную, так и деструктивную роль и относительно сознания личности, и относительно социального сознания. Появляется не только возможность манипуляции сознанием, но и такого контроля над информационными пространствами (киберпространствами), которые на самом деле отчуждают человека от информации, деформируют внутреннюю структуру личности человека, наподобие наркотика давая ему мнимую счастливую жизнь, помещая его в «сладкий концлагерь», создавая человека, который, становясь жителем виртуальных миров, перестает быть полноценным человеком, а порой и просто человеком, поскольку, например, в нем может начать доминировать «рептильный мозг» человека далекого прошлого, отбрасывая его в своем развитии на сотни миллионов лет назад, осуществляя «регресс человеческой социальности в дочеловеческие формы социальности» (Фурсов А. Колокола истории. В 2 ч. М., 1996. С. 348–354), что является для человека не меньшей угрозой, чем угрозы постчеловеческой реальности.

Примечание 3. Как вследствие развития материальной реальности (материального либо материально-идеального развивающегося объекта), так и вследствие собственно идеальных причин информационные объекты могут развиваться, преобразовываться в новые информационные объекты и рождать новые информационные объекты, информационные миры и среды. Этот процесс может быть как взаимосвязан, так и не взаимосвязан с развитием объектов материального мира. Рождение и развитие идеально-информационного нового по основным параметрам собственно процесса развития практически не отличается от рождения и развития материальных объектов. Однако (и одновременно несмотря на то, что) существуют принципиальные различия между природой идеального и материального, которая проявляется на уровне обменных процессов, на уровне закономерностей, что важно для человека — особенно в обществе. При этом новое в идеально-информационной реальности — это новое знание, в том числе и в первую очередь научное знание, новые технологии (ноу-хау), новые идеальные и информацинные конструкции различного типа (поля, потоки, пространства, среды). Их также можно и нужно исследовать на предмет идентификации объектов, на предмет развития, на предмет новизны, на предмет особенностей закономерностей развития и т.д.

Пример 1: Закономерности эволюции некоторых идеальных образований активно исследуются. Так, в середине ХХ века в постпозитивизме и материализме большие результаты достигнуты в исследовании эволюции научных теорий.

Пример 2: Известно, что информация — специфический «продукт» и «товар». Так, продажа знания действует односторонне: знание нельзя забрать назад, выкупить. Кроме того, можно продавать одну и ту же информацию неоднократно даже не идя вразрез с законом. При этом, переданная или проданная информация, тем не менее, остается и в собственности бывшего владельца (продавца), то есть при продаже не происходит привычного для материального мира отчуждения блага. Еще одно специфическое свойство — информация очень быстро обесценивается во времени, но при этом информационный продукт в отличие от материального продукта подвержен только одному виду износа — моральному износу. Еще одна специфика — структура издержек при производстве наукоемких благ отличается от обычных благ — основная часть издержек приходится на начальный период производства, в связи с чем издержки изготовления первого экземпляра непропорционально велики по отношению к издержкам последующих экземпляров. Иными становятся закономерности ценообразования и динамика цен в целом, в том числе невиданные ранее темпы удешевления нового знания и новых технологий. Важным для понимания развития идеально-информационной реальности является «сетевой эффект» в виде нарастания полезности блага для одного человека от количества других людей, участвующих в потреблении данного блага. Так, каждому отдельному человеку имеет смысл пользоваться услугами электронной почты только в том случае, если и у других людей есть доступ к ней, то есть, чем больше людей пользуется информационным ресурсом, тем выше его привлекательность для каждого отдельного пользователя. Тогда как в традиционной экономике нарастание количества пользователей уменьшает полезность, получаемую каждым, поскольку один и тот же объем благ приходится на все большее количество потребителей. Это безусловно требует специального исследования закономерностей развития идеально-информационной реальности.

Пример 3. В современной реальности необходимо отличать новое и информационно новое от «новообразной» информации в виде новостного «шума», в том числе создаваемого искусственно в информационных пространствах. Современные новости в СМИ и интернете, как правило, не более чем «вращение на одном месте» одних и тех же тем и проблем, которые в сущности уже не новы. Они используются (и специально создаются) для удержания внимания, в подавляющем случае не имея отношения к формированию нового, к развитию. Причем, в целях поддержания определенного состояния массового сознания в «новостях» о событиях в мире доминирует аспект катастрофичности — там взорвалось, здесь стряслось, здесь ограбили и т.д. Такие «новости» не несут информации о новом, о развитии, о новом знании.

Примечание 4. По своей природе информационные объекты (инфы, поля, потоки, пространства, среды, миры) во времени могут быть короткоживущими и долгоживущими. Это дает основания работу с информационными полями и объектами как в ситуативном, так и в перспективном аспектах. Относительно характера организации их (идеальной) природы можно говорить о различии принципов, основных параметров, характера законосообразности, внутренней организации.

Информационные объекты и взаимодействия в особенности важны тем, что они связывают собой события во времени, участвуют в формировании феномена времени посредством своего возникновения-исчезновения и наличия в идеально-информационной реальности памяти. Причем, их исследование является основанием для исследования и формирования материальной (в т.ч. социальной) реальности.

Примечание 5. Очеловеченная и производимая человеком информация, организуемая в информационные поля и потоки, является результатом отражения в человеческом сознании объективно сущей информации, присущей как атрибут конкретным материальным образованиям. Лишь такой подход делает до конца понятным интерес человека к информации, лишь это объясняет полезность работы с информацией. Поскольку он позволяет ориентироваться в реальных информационных полях (в том числе с учетом их культурной конкретности).

Одновременно, информационные поля и потоки, производимые человеком, как и в остальной природе, могут объективироваться, выступая как объективированный продукт человеческой деятельности, то есть, отчуждаться от человека, приобретая не только надличный, но и надсоциальный в целом характер.

Объективированные информационные объекты после отчуждения не становятся абсолютно свободными и хаотическими неверно. Они могут (и начинают) управляться различными социальными субъектами. Так, современное информационное пространство отнюдь не столь хаотично, как это может показаться непосвященному. Оно во многом управляемо и направляемо, являясь одним из наиболее эффективных способов социального управления. Основные СМИ и Интернет-ресурсы находятся в руках немногих конкретных лиц, формирующих собственную информационную политику. Поскольку информационные поля и потоки и их использование способны оказывать активное воздействие на социальные объекты и субъекты (посредством воздействия на принятие управленческих решений, на массовое сознание, на правовую регламентацию и т.д.). В социальной инженерии отработано и отрабатывается множество технологий воздействия на сознание и посредством сознания в составе социальных технологий — на саму реальность.

Безусловно, необходимо пытаться создавать такую систему воздействия, основанную на научном понимании и гуманистических ценностях и не исключено, что это станет возможным. Причем, только материалистическая антропологическая философия может дать устойчивые основания для понимания и объяснения такой реальности. Любая иная метафизическая, мировоззренческая и философская парадигма разрушает этот целостный и объективно ориентированный подход, не способная отразить его в его целостности. Так, субъективно-идеалистическая позиция не дает оснований для объективации знаний; позитивистская не позволяет выйти за пределы феноменально сущего в область объяснения смыслов и формирования принципов; прагматическая ориентируется на сиюминутную полноту и целостность, игнорируя внутреннюю динамику объектов и неактуальные в конкретный момент срезы реальности; одномерный антропологический материализм не дает оснований для рассуждений об объективности идеально-информационного сущего, сужая спектр возможностей в исследовании информации; объективная идеалистическая философия не способна объяснить происхождения объективной информации из самого материального мира и т.д.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля