Организация эндополитических технологий. Потери системой устойчивости приводят к ее перестройкам по схеме самоорганизуемых под воздействием законов природы, организуемых под воздействием целенаправленной деятельности человека и смешанных процессов. Все организационные процессы данного плана сводятся к образованию и развитию организационных комплексов путем:

  • соединения элементов и компонентов между собой (конъюгация);
  • «вхождения» и образования связующего звена между разнородными звеньями при формировании новой целостности (ин­грессия), или «вхождения» и образования нейтрали­зующего, разруша­ющего звена в процессе дезорганизации целостности (дезингрессия);
  • построения цепных связей, обратных связей, отбора, подбора элементов.

Все организационные процессы подразделяются по отношению к способу взаимодействия с внешней и внутренней средой организационной системы на:

  • использования, приспособления или взаимосогласования с внешней  средой путем изменений внутренней среды;
  • подавления, изоляции от влияния, изменения воздействий внешней среды или перехода в другую внешнюю среду;

При этом организационные процессы осуществляемые человеком всегда должны быть ориентированы на достижение определенной цели (результата), т.е. должны быть результативными или эффек­­тив­ными, надежными, оперативными, гибкими.

Организационные процессы развития (реформирования) государства определяются как в виде проектов реформ, так и политических технологий реформирования государства. Политические технологии реформирования государств выше были разделены на три группы: экзо– (гр. вне, снаружи), эндо– (гр. внутри) и мезо– (гр. средний, между) политические технологии.

Любая смена формы государственного устройства, главы государства, правящей партии, политического режима (методов осуществления властных функций), любые существенные изменения в государственном аппарате связаны с политическим выбором, разработкой и применением различных политических технологий.

В условиях демократии такие изменения сопряжены с выборами, которые организуются по различным схемам проведения политических технологий выборов из числа кандидатов и их политических программ.

Выбор является действием, придающим всей деятельности целенаправленность, т.к. он реализует подчиненность всей деятельности определенной цели или совокупности целей путем голосования.

Политические технологии выборов. Теория выборов констатирует множественность задач  выбора: множество альтернатив, оценку альтернатив, режим выбора (разовый, повторяющийся, допускающий обучение), последствия выбора (выбор в условиях определенности, выбор в условиях риска, выбор в условиях неопределенности), ответственность за выбор (индивидуальная или многосторонняя), степень согласованности целей (кооперативный выбор, выбор в конфликтной ситуации, компромиссный выбор, коалиционный выбор). Она разработала критерии описания выбора (критерий качества, целевую функцию, функции предпочтения, функции полезности), методы отыскания альтернативы с наилучшим значением критериальной функции. Теория сформировала правила голосования: правило большинства – принятой считается альтернатива, получившая наибольшее число голосов[1].

«Но, вместе с тем, усилия теории малополезны в условиях наличия политтехнологов, которые выполняют определенный социальный заказ. Идею оптимальности выбора, чрезвычайно плодотворную для систем, которые поддаются адекватной математической формализации, нельзя в этих условиях перенести на сложные социальные системы. Конечно математические модели, которые удается иногда предложить для таких систем, можно оптимизировать, однако всегда следует учитывать сильную упрощенность этих моделей и не относиться к такой оптимизации слишком серьезно»[2]

Особенно очевиден этот факт при использовании политических технологий выборов. Политтехнологи могут повлиять на результаты голосования путем использования определенных закономерностей и процедур, при этом условно предполагается, что запрещенные приемы недопустимы.

1. Использование «конформности социума» (от позднелатинского cjnformis  – подобный, сообразный). Эта закономерность адаптации  социальных групп находит свое известное проявление в приспособленчестве, пассивном принятии существующего порядка, господствующих мнений, отсутствии собственной позиции, беспринципном и некритическом следовании любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. Конформизм чаще всего насаждается системой воспитания и идеологического воздействия, например, с помощью средств массовой информации.

2. Использование политической пропаганды и манипулирование информацией. Основным орудием  политического манипулирования выступают средства массовой информации. Манипулирование политическое выражается, в частности, в том, что у граждан вызывают «нужные» политические эмоции посредством сообщения им специально препарированной информации. От пропаганды она отличается тем, что воздействие здесь носит скрытый характер: объекты манипулирования обычно не знают о его осуществлении. Информация препарируется таким образом, что выводы из нее становятся очевидными, хотя внешне это выглядит как «право» делать выводы самим гражданам, которые могут пребывать в убеждении, что выработали по данному вопросу собственное мнение[3]

Важный способ политического манипулирования – это «политика самоочевидного» – подача информации, обработанной таким способом, чтобы гражданину представлялось, будто выбор может быть только один: или «ненавязчиво» предлагаемое решение, или катастрофа, по принципу «иного не дано». Данная дилемма, как правило, является политической фикцией.

3. Многоступенчатое голосование. При многоступенчатом голосовании по правилу большинства коалиция, находящаяся в меньшинстве, может добиться принятия своего решения. Такие ситуации имели место при выборах Президента США 1876, 1874, 1888 г.г.[4]

4. Групповой выбор и коалиционное голосование. Групповой выбор  – задача о выработке некоторого нового отношения, которое согласует индивидуальные выборы, выражает в каком-то смысле «общее мнение» и принимается за групповой выбор (например, выборы в Академию наук). Правила голосования: правило большинства – принятой считается альтернатива, получившая наибольшее число голосов. Оно лишь обобщает индивидуальные предпочтения, но его результат не является критерием истины[1].

         5. Выделение элитных групп (например, выборы в КПСС)процедура взаимодействия «претендент-рекомендатель». Правило состоит в том, что при наличии вакансии в элите взятый наугад из общей совокупности элемент («претендент») сравнивается с наугад взятым из элиты элементом («рекомендателем»), если значение «хi–качественного свойства» у претендента не меньше, чем у рекомендателя, то претендент становится членом элиты, если меньше, то образуется новая пара «претендент-рекомендатель». В этом случае направление изменения качества элитной группы определяется тем, какие элементы (худшие или лучшие) дольше существуют в группе. Если дольше «живут»“ худшие (как шарик в подшипнике, имеющий наименьший диаметр), то элитная группа неминуемо деградирует, поскольку худшие чаще выступают как рекомендатели[2].

6. Процедуры «прополка» и «снятие урожая» (например, 1937 год в СССР). «Прополка» состоит в удалении из элитной группы «М»-наихудших элементов и замене их взятыми наугад «Мj» элементами из основной группы. При этом в элиту могут попасть как элементы лучшие, чем удаленные при прополке, так и худшие. Однако на следующем шаге прополки снова удаляется «Мj» худших элементов элитной группы, так что худшие в элите не задерживаются, а лучшие из новых остаются. В результате элитная группа прогрессирует. Процедуру, обратную «прополке», когда из группы удаляют «Тj» наилучших элементов называю правилом «снятия урожая»[3].

7. Процедура «делегирование» – из исходной совокупности случайным образом выбирают «Иj» элементов – делегирующую выборку (например, делегатов на съезд правящей партии). Её упорядочивают по величине «хi», элемент с наибольшим рангом зачисляют в формирующуюся элитную группу[4].

Выбор политиков, который предполагает осуществление ими своих предвыборных программ позволяет перейти к этапу осуществления ими дискреционных (зависящих от личного усмотрения) политических технологий из числа объявленных в политической программе. Рассмотрим научные закономерности дискреционной политики на примере политики экономического роста.

Зависимости дискреционной политики экономического роста. Из волновой экономической динамики (см.§ 6.3.) и модели делового цикла Самуэлльсона–Хикса (рис. 6.4) видно, что решающую роль в обеспечении экономического роста на современном этапе развития государств играют два фактора: инвестиции и государственное потребление.

Инвестиции (капиталовложения) – это отказ от сегодняшнего потребления и долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие с целью увеличения выпуска в будущем. Инвестиции включают вложения в машины, оборудование, здания, сооружения, товарно-материальные запасы. Тем не менее в ряде экономических работ под понятием «инвестиции» рассматривают также вложения в нематериальный капитал (образование или «человеческий капитал», исследования, разработки и здоровье. В теории финансов в термин «инвестиции» вкладывают также смысл приобретения ценных бумаг (акций или облигаций).

Управление деловым циклом на макроэкономическом уровне, в связи со сказанным о роли государственного регулирования инновационной и инвестиционной деятельностью, осуществляется путем обеспечения высокой бюджетной эффективности управления спросом и отработки эффективного взаимодействия налогово-бюджетной с кредитно-денежной политикой. Политика управления спросом названными средствами определяет такие меры:

  • при появлении угрозы инфляции с помощью кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики замедляют экономический рост и подавляют инфляционные тенденции;
  • когда в народном хозяйстве наблюдается застой, то чтобы стимулировать подъем также прибегают к изменению кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики.

Модель долгосрочного развития, которая позволяет управлять данным процессом, разработана Отто Экштайном (Гарвардский университет, США) на основе кейнсианского механизма установления совокупного спроса. Эксперимент по её осуществлению также был произведен в США. Он показал, что сокращение дефицита государственного бюджета на 100 млрд. долл. путем роста налогов и сокращения федеральных расходов, удержание стабильного уровня безработицы в период 1990-1999 г.г. обеспечивает существенный рост инвестиций (дополнительные валовые внутренние инвестиции – 48, прирост инвестиций в жилищное строительство – 18, инвестиций предприятий в основной капитал – 30, прирост чистого экспорта – 83 млрд. долл.).

Анализ такой модели экономического роста показывает, что инвестиции должны быть направлены не только на расширенное воспроизводство основных производственных фондов, но также в модели учитываются  инвестиции в социальную сферу и в инновационную деятельность на основе обеспечения научно-технического прогресса.

Такой вывод можно сделать, если воспользоваться так называемым «счето­водством экономического роста»[5]. Его сущность определяется из уравнения:

Политические технологии организации государственного бюджета развития. Государственные расходы при этом обычно подразделяются на местные (например, субъектов федерации) и федеральные. Федеральные расходы складываются из затрат на различные программы: социального обеспечения, национальной безопасности, международных отношений, здравоохранения, выплаты государственного долга, общего и профессионального образования, жилищного строительства, развития транспорта и торговли, энергетических программ, программ защиты окружающей среды и использования природных ресурсов, научных программ, затрат на космос и создание новых технологий, программ развития сельского хозяйства и затрат на содержание правительства.

Для обеспечения непрерывного поступления средств для выполнения такого бюджета развития, ориентированного на политику экономического роста, государство может создать специальную «инновационную  налоговую систему». Её сущность определяется следующими положениями.

         Переход от экономической политики антикризисного регули­рования к политике устойчивого экономического роста требует консолидации бюджетов всех уровней, инвестиционных и инновационных возможностей хозяйствующих субъектов на цели экономического развития государства.

Антикризисное регулирование в коротких циклах политической конъюнктуры предусматривает изменение методов государственного регулирования, включение экономических акселераторов и мультипликаторов на основе изменения инвестиционной и инновационной деятельности.

Смена экономической политики, приоритетов экономического роста предопределяет соответствующие изменения в финансовой политике государства, в том числе в изменении фискальной политики (маневрирования государства в области налогообложения и структуре государственных расходов с целью воздействия на экономику).

Таким образом, можно утверждать, что каждому циклу экономического развития, из числа вышеназванных , соответствует свой собственный тип организации налоговой системы государства. Отсутствие системы инновационной деятельности в любой организационной системе, в том числе и в государственной системе налогообложения, имеет следствием:

  • ее низкую результативность в решении задач обеспечения живучести организационной системы;
  • ограничение возможностей ее адаптации (эволюции и коэволюции) к постоянно изменяющимся факторам внешней среды;
  • резкое снижение длительности жизненного цикла любой организационной системы, в том числе и государственной налоговой системы.

Организация инновационной деятельности в налоговой системе страны знаменует собой переход от нежизнеспособной системы «жесткого» государственного управления системой  к более прогрессивной системе адаптивного управления и регулирования  по «обратной связи» от экономических результатов. Рассматриваемую «жесткую» организационную структуру экономической системы государства и ее налоговой системы, которая не имела «обратной связи» и практически не позволяла управлять ростом национального дохода и внутреннего валового продукта, можно отметить многие хорошо известные из опыта развития России в последнем десятилетии ХХ в негативные последствия. Они характеризовались не только спадами производства и сокращениями налогооблагаемой базы, но и переходом многих «пограничных» с точкой безубыточности предприятий в «теневую экономику», реального исключения научно-технического прогресса из факторов экономического роста. Наряду с этим налоговая система косвенно влияла на включение социально-экономического механизма «порочного цикла бедности»:

Другие элементы бедности рассматриваемого «порочного цикла» также являлись «самоусиливающимися». Бедность сопровождалась резким снижением качественного уровня образования, грамотности и квалификации. Это, в свою очередь, мешало адаптации новых, перспективных технологий и т.д.

Для разрыва сложившейся ситуации необходима иная экономическая политика, в том числе в организации налоговой системы – это переход от налоговой практики  «жесткого государственного регулирования» к практике «выращивания налогов» на основе роста бюджетной эффективности инновационной деятельности как государственных, так и негосударственных организаций.

Данный метод «выращивания налогов» известен был даже средневековым специалистам государственного строительства. Например, Тамерлан, который захватил и реорганизовал 27 государств центральной Азии в конце XIV начале XV века, кроме системы суюргала (сбора налогов) использовал налоговые льготы для развития производства. Согласно его «Уложению», для земледельцев существовали, например, такие льготы: «Земледелец, который разработал и оросил невозделанную землю, сделал на ней насаждения или сделал годными для посева заброшенные земли, освобождался от податей первый год; второй год  он мог внести столько, сколько ему заблагорассудится; в третий же год он подчинялся общему положению о налогах»[1].

 Для смены экономического курса налогообложения и реформирования налоговой системы необходимы:

  • разработка специальных технологий инновационной деятельности,
  • разработка новых экономико-правовых механизмов налоговой системы,
  • проведение социально-экономических экспериментов по обеспечению роста бюджетной эффективности программ и проектов экономического роста в рамках отдельных субъектов федерального государства;
  • тиражирование положительных результатов социально-экономических экспериментов в налоговой системе на государство в виде правовых актов, дополняющих Налоговый Кодекс.

Для принципиального описания инновационной схемы налогообложения физических и юридических лиц можно воспользуемся матричной моделью построения государственного аппарата (аналогично субъекту федерации (рис. 4.13) аналогичную схему управления можно построить для всего государства).

Каждый бюджетополучатель в этой схеме, заботясь о росте собственных финансовых поступлений последующих периодов, должен разрабатывать целевые программы или целевые проекты инновационной деятельности, которые обеспечивают рост бюджетной эффективности, т.е. дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней за счет инновационной налоговой системы консолидации бюджета. Пополнение средств бюджетополучателя в такой матричной системе управления на последующие периоды должно обеспечиваться только с учетом роста реальной бюджетной эффективности налоговой системы.

Для реализации такой системы кроме стимулирования разработки целевых программ и проектов роста бюджетной эффективности деятельности бюджетополучателей, которые оказывают определяющее влияние на пополнение бюджета, целесообразно:

  1. создание инновационного Фонда Министерства по налогам и сборам и региональных инновационных Фондов его территориальных управлений (Фонд может включать бюджетообразующую часть для работы с бюджетополучателями и венчурную части для работы с организациями, которые занимаются предпринимательской деятельностью) в размере, например, 1–2 % от  прироста реальных бюджетных поступлений в сравнении с предыдущим годом и доходов «венчурной части», которые определяются результатами работы с ценными бумагами налогоплательщиков (облигациями, векселями, договорами поручительства, страховыми полисами по страхованию финансовых рисков, сберегательными и депозитными сертификатами и т.п.;
  2. подготовка нормативно-правовой базы, обеспечивающей инновационную деятельность в области повышения бюджетной эффективности целевых программ и проектов развития бюджетополучателей и проектов предпринимателей, влияющих на консолидацию бюджетов всех уровней;
  3. воссоздание в организациях в дополнение к традиционным бухгалтерским службам сбора налогов известного из истории фиска  института «прибыльщиков». Главным отличием «прибыльщиков» от «сборщиков полюдья», «баскаков», «даруг», «мытарей», «фискалов» является разработка и осуществление  инновационных проектов, которые обеспечивают реальную бюджетную эффективность, т.е. дополнительные поступления в бюджеты всех уровней от инновационной деятельности по внедрению новых технологий (политических, социальных, информационных, производственных и т.п.) и организационных проектов;
  4. проведение социально-экономических мероприятий по созданию инно­вационной налоговой системы  государства.

Экономическую значимость для государства к организации экономического роста на основе выполнения инновационных и инвестиционных проектов иллюстрируют результаты научных исследований, выполненных в США. Исследования показывают, что прирост внутреннего валового продукта, произведенного в частном предпринимательском секторе в течение 50 лет, разбивается на составляющие по отдельным факторам[2]:

  •  38% прироста выпуска связано с увеличением капитального запаса  (капиталовложения);
  •  43% прироста внутреннего валового продукта обеспечивают технический прогресс, изобретательство, образование и другие источники, кроме того, эти факторы обеспечивают более половины прироста выпуска на одного рабочего.

Таким образом, налоговая система государства на основе разработки специальной инновационной подсистемы должна оказывать существенное влияние на организацию инвестиционной и инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.

На основании рассмотренной схемы возможно изменение налоговой политики для управления ростом бюджетной эффективности инвестиционной и инновационной деятельности в трех направлениях:

  1. создания эффективных (дифференцированных) налоговых льгот предприятиям, которые занимаются инвестиционной и инновационной деятельностью в обеспечение экономического роста и повышения бюджетной эффективности собственного производства (введение прогрессивной шкалы налогообложения предприятий, которые осуществляют инвестиционные и инновационные проекты: а) интенсивного типа расширенного воспроизводства (введение «налоговых каникул» в обмен на облигации, рис.7.5), б) расши­ренного воспроизводства (снижение налога на прибыль в обмен на облигации), в) простого воспроизводства (отсутствие льгот) и г) недофинан­сирования простого воспроизводства (изъятие неиспользованных амортизационных средств в доход бюджета для обеспечения расширенного воспроизводства основных фондов, как нецелевых расходов в виде недоимки на имущество организации);
  2. создания эффективных налоговых стимулов коммерческим банкам, инвестиционным и инновационным Фондам, зарубежным инвесторам (по прогрессивной шкале налогообложения), которые увеличивают вложение средств в развитие тех реальных секторов экономики, которые обеспечивают наибольший рост как экономической, так и бюджетной эффективности производства;

3. создания «венчурной части» инновационного Фонда Министерства по налогам и сборам и его региональных управлений, которая, в дополнение к сказанному о  повышение бюджет­ной эффективности деятельности органи­заций–бюджетопо­лучателей, имеет возможность дополнитель­ного обеспечения роста бюджетной эффективности производства и сбора налогов.

В качестве результата такой политики и создания инновационной налоговой системы на макроэкономическом уровне экономического развития государства следует ожидать включение более интенсивный переход за счет налоговых стимулов к инвестиционной и инновационной политике экономического роста.

Социальные технологии экономического роста. Из формулы (7.1.) видно, что на рост внутреннего валового продукта или объемов производства влияет   D L – увеличение рабочей силы. Отсюда следует, что государство кроме активной демографической политики рождаемости, миграционной политики, «привлечения дополнительных рабочих рук», «утечки серого вещества» из других стран и других методов экстенситвного развития за счет привлечения дополнительной рабочей силы в промышленность и сельское хозяйство, должно заниматься также качеством этой «рабочей силы» на основе применения специальных социальных инновационных технологий.

Специальными методами такой  социальной политики являются инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. Они включают технологии оптимизации глобальных процессов, становления и развития корпоративного типа организации общества, технологии регулирования отношений собственности, специальные информационные технологии, технологии эффективного использования интеллектуальной собственности, технологии формирования управленческой и социально-технологической культуры, инновационные образовательные технологии и технологии саморазвития личности, технологии инновирования социальных институтов общества и другие.

Особое значение среди названных социальных технологий имеют инновационные образовательные технологии, так как  они обеспечивают эффективную инвестиционную и инновационную политику государства[1].

Инвестиционные факторы политики экономического роста. Инвестиционная деятельность (7.1.), наряду с государственным потреблением, является основным управленческим воздействием, определяющим темпы и результаты технического и социально-экономического развития всего общества. В последние годы для оценки меры интенсификации промышленного производства нередко используют коэффициент интенсивности обновления основного капитала, т.е. отношение среднегодового выбытия к среднегодовому вводу основного капитала. В странах с развитой рыночной экономикой этот показатель непрерывно улучшается: в Японии он уже почти достиг 50%, а в США он стремится к 75% значению. Приведенные примеры обновления производственного потенциала являются следствием квалифицированного управления инвестиционными проектами.

 На основе таких инвестиционных проектов развития производства разрабатывают новые виды продукции, для освоения ее выпуска создают новые предприятия и расширяют существующие, происходят процессы технического перевооружения и реконструкции производства в целях постановки новой продукции на производство на основе разработки новых технологий. Эти процессы приносят выгоду не только потребителям инвестиций, их партнерам по бизнесу и самим инвесторам, но и государству. Оно получает от успешно работающих предприятий не только больше доходов в виде налогов, но и решает острые социально-экономические вопросы создания дополнительных рабочих мест, повышения  уровня жизни населения, экономит валютные затраты, улучшает использование природных ресурсов и другие показатели эффективности с позиций национальной экономики.

Государственные расходы и средства стимулирования инвестиций в федеральных государствах, как правило, стремятся распределить по сложившимся уровням государственного и муниципального управления с учетом следующих положений.

Финансирование небольших проектов осуществляется, как правило, за счет собственных средств предприятия (организации, фирмы). По крупным проектам проводится структуризация привлекаемых финансовых ресурсов по источникам финансирования и составу инвесторов. Общая сумма финансовых средств в этом случае складывается из собственных финансовых средств и внутрихозяйственных резервов предприятия, акционерного капитала, ассигнований из бюджетов (государственного, республиканского, краевого, областного, местного) всех уровней, кредитов банков, государственных займов или кредитов, использования иностранного капитала, привлеченных финансовых средств и других источников.

 Каждый из инвесторов стремится обеспечить такую целевую разбивку средств, которая позволяет обеспечить все виды эффективности использования инвестиций. Проектировщик – в первую очередь обеспечивает экономическую и коммерческую эффективность, не забывая при этом о бюджетной, социальной и экологической эффективности. Предприятие-заказчик и коммерческий банк также стремятся максимизировать экономическую и коммерческую эффективность, государство– бюджетную, а местные органы власти – бюджетную, социальную и экологическую. При этом все они стремятся обеспечить минимизацию риска инвестиционного проекта.

В инвестиционном проектировании, кроме оценки эффективности проектов, на макро- и микроэкономическом уровнях управления инвестиционными проектами всегда необходимо помнить о рациональном соотношении вложения средств в реальный капитал, средств в ценные бумаги и в нематериальный капитал. Экономические последствия перекоса инвестиций:

  • в капитал финансовый, кредитный, биржевой, с одновременным снижением  капиталовложений в производство (на примере России);
  • в гипертрофированное использование  свободных финансовых ресурсов для финансовой и управленческой сферы вторичных операций над основополагающими производственными функциями и обновлением техники (в сталелитейных монополиях США, которые к началу 80-х гг. понесли многомиллиардные убытки),

указывают на приоритет инвестиций в реальный сектор экономики в целях осуществления политики экономического роста.

К особенностям инвестиционного проектирования процессов движения инвестиционных издержек  и потоков наличности на инновации и инвестиции в новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение, освоение производства и эксплуатацию объекта на полную мощность относят различные схемы управления «финансовым потоком» нередко по проектно-балансовой ведомости доходов и расходов.

 Наличность, которая необходима на машины и оборудование, производственные здания и сооружения, земельный участок, объекты жилищно-гражданского назначения, прочие основные произ­водственные фонды и нематериальные активы, в том числе лицензии, патенты, новые технологии, предусмотренные в проекте реконструкции, принято делить на статьи притока и оттока финансовых ресурсов (рис.7.6).

Моделирование развивающейся экономической системы можно охарактеризовать следующими особенностями:

  • развивающаяся система характеризуется дополнительным вектором «входных» переменных – fдоп (финансовых, материальных, трудовых и других ресурсов), необходимых для ее структурных перестроек;
  • развивающаяся система характеризуется дополнительным вектором «выходной» переменной – улучшения целевой функции и перераспределения  во внешнюю среду продуктов структурной перестройки (F2).

Сказанное (в приложении к моделированию движения потоков наличности) находит свое отражение в модели управления инвестиционными проектами следующим образом. Дополнительный приток наличности в источники финансирования инвестиций включает:

  • Пн1–бюджетные ассигнования, средства внебюджетных фондов и заемные средства;
  • Пн2–собственные ресурсы и внутрихозяйственные резервы.

Рассмотрим структуру этих средств более подробно с позиций объяснения схемы, отображенной на рис.7.6.

         Бюджетные ассигнования. По иерархическим уровням управления эти средства соответствуют иерархическим уровням конституционного устройства государства. Их соответственно подразделяются на федеральные, региональные и местные бюджетные ассигнования.

         Федеральный уровень бюджетных инвестиционных и инновационных ассигнований предполагает использование для финансирования возможностей действующего законодательства государства. Так, например, Федеральный Закон России «О государственном оборонном заказе» предусматривает, что в состав оборонного заказа могут включаться работы по строительству, реконструкции   и   техническому  перевооружению объектов,  предназначенных  для  нужд   обороны   и  безопасности Российской  Федерации. Кроме того, исполнители таких инвестиционных проектов освобождаются от уплаты налога на часть прибыли,  получаемой от выполнения  оборонного заказа и направляемой на техническое перевооружение, реконструкцию и (или) расширение производства.

         Краевые, республиканские и областные бюджетные ассигнования. На уровне субъектов Федерации – республик, краев, областей инвестирование регламентируется местными Законами, принятыми в данном регионе. Они в ряде субъектов Российской Федерации предполагают:

  • предоставление инвестиционных кредитов за счет средств областного бюджета;
  • прямое инвестирование за счет средств областного бюджета;
  • предоставление инвесторам республиканских, краевых и областных государственных гарантий в форме залога и поручительства;
  • оказание инвесторам организационной и правовой поддержки;
  • предоставление целевых субвенций из областного бюджета в соответствии с инвестиционными договорами.

Первые четыре пункта не требуют дополнительного разъяснения. Что касается предоставления целевых субвенций из областного бюджета, то следует отметить, что такая форма поддержки предприятий используется пока еще редко. Целевые субвенции из областного бюджета выделяют как правило для финансирования на долевой основе только тех расходов, которые связаны с развитием коммунальной инфраструктуры объекта инвестирования (созданием или реконструкцией систем водо-, электро-, паро-,  газо-, и других видов энергоснабжения, реновацией канализации, очистных сооружений, реконструкцией дорог и подъездных путей, совершенствования других инженерных сетей и коммуникаций общего пользования). Кроме того, данные средства связывают также с обучением и переобучением работающих по объекту инвестиций, что, как правило, вызвано инновациями – использованием новых технологий, оборудования, следствием чего является потребность производства в новых профессиях.

На уровне субъекта Федерации кроме обеспечения притока наличности по объектам инвестиций могут предоставляться и другие льготы, например, предоставление на конкурсной основе государственных гарантий коммерческим банкам для реализации перспективных инвестиционных проектов.

Инвестиционная привлекательность региона определяется не только наличием законодательства, стимулирующего политику экономического роста. На инвестиционный климат оказывают влияние и другие факторы: в первую очередь политическая и социально-экономическая стабильность и минимизация инвестиционных рисков, далее – это налоговые инвестиционные льготы, например, по налогам на имущество,  землю,  прибыль.

         Средства внебюджетных фондов. Правительства и учреждения различных  уровней государственного и муниципального управления в целях стимулирования экономического роста нередко создают внебюджетные инвестиционные и инновационные фонды.

         Фонды, также как и бюджетные средства,   могут быть разных иерархических уровней. Так на уровне государства часть работ может быть профинансирована Федеральным (государственным) фондом произ­водственных инноваций. Поддержка инновационной деятельности таким Фондом государственного уровня предполагает затраты, связанные с подготовкой и освоением производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов и содействие строительству и реконструкции наукоемких производств. Фонд может участвовать в финансировании наукоемких инновационных проектов в соответствии с Федеральной инвестиционной программой за счет средств, полученных на возвратной основе.

         Кроме целевого финансирования и поступлений из бюджета и (или) межотраслевых, отраслевых, региональных и других внебюджетных фондов внешние источники формирования финансовых ресурсов на реконструкцию и техническое перевооружение (Пн1 на рис.7.6)  предусматривают использование привлекаемых собственных и заемных средств, которые обеспечивают развитие предприятия (привлечение финансового кредита, эмиссия акций и облигаций, инвестиционные взносы работников и т.п.).

Заемный капитал или заемные финансовые средства – это привлекаемые на возвратной основе денежные средства и другое имущество для финансирования развития предприятий. Основными видами заемного капитала являются: банковский кредит, финансовый лизинг, товарный (коммерческий) кредит, эмиссия облигаций и другие.

         Инвестиционный взнос работников в соответствии с законодательством Российской Федерации предусматривает денежные взносы работников в развитие экономического субъекта под определенный процент. Интересы сторон в этом случае оформляют договором и (или) правовым положением об инвестиционном вкладе.

Потребности предприятия в средствах могут покрываться и за счет выпуска в обращение ценных долговых бумаг или облигаций. Облигация удостоверяет отношения займа между держателем облигации и лицом, эмитировавшим документ.

         К основным заемным источникам финансирования воспроизводства основных средств относят: кредиты банков; заемные средства других предприятий и организаций; долевое участие. Банковские кредиты предоставляются предприятию на основании кредитного договора, кредит предоставляется на условиях платности, срочности, возвратности под обеспечения: гарантии, залог недвижимости, залог других активов предприятия. Эффективность вложения заемного капитала определяется степенью отдачи основных или оборотных средств.

         Собственные ресурсы и внутрихозяйственные резервы (Пн2, рис.7.6). Они формируют приток наличности и источники финансирования главным образом за счет выручки от реализации продукции как выпускаемой ранее (F1), так и новой, ради освоения выпуска которой и осуществляется подготовка дополнительных производственных мощностей.

         К источникам собственных средств предприятия для финансирования воспроизводства основных средств относят: амортизацию и износ нематериальных активов, прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия,  эмиссию акций,  выручку от продажи выбывшего имущества.

         Экономический механизм амортизации производственных фондов обеспечивает простое воспроизводство. За счет данного источника через механизм ускоренной амортизации предприятия имеют возможность регулировать величину и сроки финансирования воспроизводства фондов. Фактические суммы амортизационных отчислений, попадая вместе с выручкой от реализации на расчетный счет предприятия, включаются в состав его оборотных средств и начинают самостоятельное движение, уже вне связи с амортизируемым имуществом.

         Другим источником собственных средств предприятия для финансирования воспроизводства основных средств является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль, доход). Направления использования чистой прибыли или дохода предприятия определяют в своих финансовых планах самостоятельно. Вместе с тем государство в целях стимулирования инвестиционных процессов расширенного воспроизводства основных фондов, обеспечивающих постановку на производство новой, конкурентоспособной продукции, устанавливает для предприятий определенные льготы. В частности, при  исчислении   налога  на  прибыль  облагаемая  величина прибыли по многим предприятиям уменьшается на  суммы, которые предприятие направляет  на техническое  перевооружение, реконструкцию,  расширение,   освоение   производства,  ввод   новых мощностей.

         Следующим  источником собственных средств предприятия для финансирования воспроизводства основных средств является эмиссия акций. Если собственники предприятия , в данном случае акционерного общества, решают расширить производство и готовы поделиться частью своих дивидендов, то для проведения данного проекта может осуществляться дополнительная эмиссия акций. Учитывая то обстоятельство, что простые акции предприятия не являются облигационным займом или привилегированными акциями, они в разных документах, регламентирующих движение потоков наличности, относятся к источнику собственных средств, прочим поступлениям или привлеченным средствам.

         Таким образом, в описании схемы (рис.7.6) под обобщенным понятием источники финансирования проекта объединены потоки наличности, которые формируют собственный и заемный    капитал предприятия:

  1. собственные финансовые    средства, к ним относят отчисления от прибыли,    накопления,   амортизационные   отчисления,   суммы,   выплачиваемые  страховыми органами в виде возмещения за ущерб;
  2. активы организации – это основные   фонды,   земельные   участки,   промышленная собственность;
  3. привлеченные средства (средства от  продажи акций,  благотворительные  и  иные  взносы,  средства,  выделяемые вышестоящими объединениями, финансово-промышленными группами, другими союзами или ассоциациями  на безвозмездной основе);
  4. ассигнования из федерального,  региональных,  местных бюджетов и (или) внебюджетных фондов  научного и технологического развития,   поддержки    предприни­мательства;
  5. иностранные инвестиции,  предоставляемые  в  форме финансового  или иного  участия  в уставном капитале совместных предприятий;
  6. заемные   средства,   в  том  числе  кредиты,  предоставляемые   иностранными  инвесторами,  облигационные  займы,  кредиты  банков и   других  инвесторов.

         Отток наличности в проектно-балансовой ведомости доходов и расходов, например, в период реконструкции (технического перевооружения), освоения производства и эксплуатации объекта реновации на полную мощность в соответствии со схемой (рис.7.6) предполагает:

К – капитальные вложения, в данном случае необходимые для реконструкции и (или) технического перевооружения производства;

С – затраты, связанные с себестоимостью реализуемой продукции, которые учитывают при разработке кредитных договоров и бизнес-планов инвестиционных проектов организации с помощью реконструкции или технического перевооружения производства новой продукции;

В – выплаты по обязательствам, на погашение задолженности по ссуде, выплаты ссудного процента, дивиденды (выплачиваемые владельцам акций), отчисляемые налоги на прибыль и прочие расходы.

При оценке перечня источников финансирования инноваций и инвестиций, а также мер антикризисного регулирования экономики, с целью демпфирования волновой динамики или перехода к повышающей волне экономического роста, необходимо исходить из того, что государственные расходы, как это видно из анализа бюджетов стран с развитой рыночной экономикой, должны играть центральную роль при определении не только структуры потребления, но и получения прибыли и инвестиций.

Так решающую роль в развитии электроники, в создании оборудования с числовым программным управлением в США и Японии после второй мировой войны  играли государственные расходы. Государство брало на себя около половины затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, формировало «портфель заказов» на новые технологии. Особо рельефно этот факт подтверждается на примере развития самолетостроения и производства компьютерной техники в США.

Инвестиции осуществляются только тогда, когда создается реальный капитал. Чистые инвестиции – это величина общих инвестиций за вычетом амортизационных отчислений в простое воспроизводство основных фондов.

 Прирост запасов зданий, сооружений, а также оборудования и других средств технологического оснащения передовых технологий увеличивает потенциальный выпуск внутреннего валового продукта страны и обеспечивает экономический рост в длительном периоде. Инвестиции будут приносить предприятиям выручку, если с их помощью они смогут реализовать свою продукцию на большую сумму денежных средств.

Инвестиции обеспечивают прирост внутреннего валового выпуска и имеют экономический смысл при полной загрузке производственных мощностей. Сокращение объемов выпуска товаров ведет к  недогрузке производственных мощностей и пропорциональному снижению инвестиций. Отсюда уровень инвестиций определяется главным образом темпом изменения выпуска. Одновременно инвестиции – это рискованное вложение капитала, т.к. они связаны с  неопределенностями в прогнозах будущих событий. В этой связи инвесторы и предприятия – рецепиенты (получатели кредитов) всегда стремятся минимизировать риск экономических потерь путем уменьшения неопределенностей и страхования инвестиционных рисков Государственная налогово-бюджетная политика осуществляет регулирование инвестиций с помощью: ставок налогов на доход (прибыль) от инвестиций, ставок (процентная ставка) рефинансирования Центробанка (рис.7.7) и научно-методического обеспечения инвестиционного процесса. На положение названной кривой влияет рост внутреннего валового продукта  (сдвигает вверх), повышение нало­гов,  пессимистические прогнозы и ожидания по изменению делового цикла (снижают график)[1]

Анализ статистических данных об изменениях инвестиционной политики в странах с развитой рыночной экономикой показал, что доли национальных сбережений для 23 индустриально развитых стран с рыночной экономикой за период 1960 – 1986 г.г. изменялись по закономерности  «эффекта Фелдстайна – Хориоки»[1].  Сущность эффекта в том, что повышение уровня внутренних сбережений приводит к увеличению капитального запаса страны, и тем самым, к росту производительности рабочей силы. К длительным интервалам времени доля внутренних сбережений страны сильно коррелирует с ее долей внутренних инвестиций, рис 6.7. Поэтому увеличение доли сбережений на 1% порождает примерно такое же увеличение доли инвестиций.

Экономический анализ соотношения сбережений и инвестиций показывает на необходимость межгосударственной координации экономической политики. Её необходимость определяется несостоятельностями рынка: обеспечение экономической стабильности, запрещающей экспорт безработицы и инфляции; ограничения на международных спекуляциях валюты; ограничения на увеличение внутреннего дохода и выпуска за счет других государств и т.д. Согласование позволяет заменить политику «разори соседа» на политику компромиссов, учитывающих интересы каждого участника международного рынка.

Инновационные факторы политики экономического роста. Из математической модели (7.1) следует также, что на дискреционную политику экономического роста наиболее существенным образом влияют не только социальные и инвестиционные факторы, но и инновационная политика государства. По Р.Солоу значение технологических сдвигов (87,5%) для экономического роста США существенно выше, чем капитала и труда (12,5%)[1]

Осознание этих фактов позволили в ХХ веке специалистам государственного управления за счет квалифицированной, основанной на данных науки, инновационной государственной деятельности:

  • создать «японское экономическое чудо»,
  • превратить Италию из аграрной страны в индустриальную,
  • обеспечить «рождение тигров Юго-Восточной Азии», а также
  • осуществить политическую технологию разрушения научно-технического потенциала СССР.

Вместе с тем простое повторение канонов инновационной деятельности не гарантирует научно-технический прогресс, который решающим образом зависит не только от научно-технического уровня развития технологии, но и от  роста отрасли экономики, производящей средства производства. Мало признавать роль  научно-технического прогресса в развитии экономики, для обеспечения экономического роста государству необходимо научиться создавать условия для быстрого продвижения научно-технической продукции на рынок, обеспечить подготовку кадров специалистов, способных поставить на производство технику и технологии новых поколений. Развитие технологии ускоряется, если государство устраняет барьеры внутриотраслевого, межотраслевого и межгосударственного трансферта технологий. При этом, для организации государственной инновационной политики, важно помнить, что простое накопление научных знаний не является синонимом технического прогресса, так как научные знания – это только один из факторов технического прогресса, при этом наука опирается, в основном, на анализ (наука отвечает на вопрос, почему явление таково), а технологии – на синтез (технология отвечает на вопрос «как сделать»).

Осознание высокой значимости научно-технического прогресса для обеспечения экономического роста во многих развитых странах определяется целенаправленным обеспе­чением инновационной деятельности. Этому способствуют не только  централизованные вложения государственных средств в инновации и инвестиции, но и разработка специальных технологий управления инновационными и инвестиционными проектами, которые сложились в 60-е годы ХХ века. Они дали мощный импульс для сокращения сроков разработки научно-технической продукции «от идеи – до внедрения», рис.7.9[2].

Анализируя крупнейшие российские инновационные проекты важно обратить внимание на парадоксы развития, которые в первую очередь касаются организации науки – это грубая разбалансировка научно-технических и социально-экономических результатов цивилизационной деятельности государства.

Мировое сообщество признаёт крупный вклад российской научно-технической мысли в мировую цивилизацию (первые – самолет, вертолет, сверхзвуковой пассажирский самолет, искусственный спутник Земли, пилотируемый полет в космос, посадку на Луне….первыегусеничныйтрактор, тепловоз, теплоход, атомоход, корабль на подводных крыльях, экраноплан…, первыерадиоприемник, телевизор, электронный микроскоп, туннельный микроскоп, лазер, первую «соту» сотой связи…первыецемент, искусственный каучук, ряд новых композиционных материалов… первые – атомная электростанция, источники электрического освещения, электродвигатели, электросварка… первыестанки счисловым программным управлением,групповые поточные линии, гибкие производственные системы, роторные автоматические линии и роторно-конвейерные комплексы…и многое другое). Но общее, что объединяет все эти крупнейшие научно-технические  изобретения, в том, что Россия с их помощью не смогла занять  лидирующее положение в мировой экономике на рынке сложной научно-технической продукции. Причины не только в недостатках управления научно-техническим прогрессом в командной экономике, но и в рассмотренных выше «порочных циклах бедности»

         Разрыв этого цикла бедности возможен только путем тщательнейшей отработки технологии инновационных и инвести­ционных процессов в государстве, обеспечения максимальной эффективности использования инвестиционных средств, которые, как было уже сказано выше, являются в конечном счете результатом экономии на потреблении населения.

     В этом плане в Российской Федерации намечено осуществить переход к государственной политике инновационного экономического роста. Она основана на концепции, которая названа «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Для осуществления данного курса действий  намечены:

  • формирование инновационной национальной системы;
  • интеграция науки и образования;
  • передача технологий между оборонным и гражданским секторами экономики;
  • подготовка научных и инженерных кадров;
  • разработка критических технологий, обеспечивающих конкуренто­способность на мировом рынке;
  • разработка и реализация важнейших инновационных проектов государственного значения;
  • стимулирование  вовлечения разработок в инновационный процесс;
  • построение инновационной инфраструктуры, в том числе инновационно-технологических центров;
  • развитие и внедрение современных информационно-телеком­муникационных и иных наукоемких технологий в научном и учебном процессах.

Основой рассматриваемой политики является разработка так называемых «критических технологий» федерального уровня. Современные парадигмы критических и высоких технологий – это:

  • Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника (Высокопроизводительные вычислительные системы. Компьютерное моделирование. Искусственный интеллект. Информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции (САD, САМ, САЕ-технологии).. Информационно-телекоммуникационные системы. Распознавание образов и анализ изображений. Элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров. Опто-, радио- и акустоэлектроника, оптическая и СВЧ-связь…).
  • Производственные технологии (Прецизионные и нанометрические технологии обработки, сборки, контроля. Технологии на основе сверхпроводимости. Мехатронные технологии.  Лазерные и электронно-ионно-плазменные технологии. Быстрое возведение и трансформация жилья…).
  • Новые материалы и химические технологии (Технологические совмещаемые модули для металлургических мини-производств. Технологии глубокой переработки отечественного сырья и материалов в легкой промышленности. Керамические и стекломатериалы. Полимеры и композиты. Металлы и сплавы со специальными свойствами. Синтетические сверхтвердые материалы. Материалы для микро- и наноэлектроники. Каталитические системы и технологии…).
  • Технологии живых систем (Технологии биоинженерии. Генодиагностика и генотерапия. Технологии иммунокоррекции. Безопасность и контроль качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов. Мембранные технологии. Системы жизнеобеспечения и защиты человека. Синтез лекарственных средств и пищевых добавок. Биологические средства защиты растений и животных. Производство и  переработка сельскохозяйственного сырья…).
  • Технологии транспорта (Экологически чистый и высокоскоростной наземный транспорт. Транспортные и судостроительные технологии освоения пространств и ресурсов мирового океана. Безопасность движения, управление транспортом, интермодальные перевозки и логистические системы…).
  • Космические технологии (Авиационная и ракетно-космическая техника с использованием новых технических решений. Технологии высокоточной навигации и управления движением. Космические технологии…).
  • Технологии топлива и энергетики (Прогнозирование биологических и минеральных ресурсов.. Добыча и переработка угля. Поиск, добыча, переработка и трубопроводный транспорт нефти и газа. Энергосберегающие технологии. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии и новые методы ее преобразования и аккумулирования.  Производство электроэнергии и тепла на органическом топливе…).
  • Технологии рационального природопользования и экологических систем (Обезвреживание техногенных сред. Безопасность атомной энергетики.  Обращение с радиоактивными отходами и облученным ядерным топливом. Природоохранные технологии, переработка и утилизация техногенных образований и отходов. Переработка и воспроизводство лесных ресурсов. Сохранение и восстановление нарушенных земель, ландшафтов и биоразнообразия. Оценка, комплексное освоение месторождений и глубокая переработка стратегически важного сырья. Мониторинг окружающей среды. Снижение риска и уменьшение последствий природных и техногенных катастроф…)

Данные технологии обеспечивают ускоренное вовлечение эффективных разработок в инновационный процесс, который ориентирован на решение первоочередной задачи – модернизации имеющихся производств путем создания ресурсосберегающих технологических процессов, технического перевооружения и реконструкции действующего производства.

         В этом плане одним из авторов был предложен метод[1], исключающий инвестиционно-инновационный застой в экономике – это метод непрерывной реконструкции производства, который обеспечивает непрерывную смену объектов производства и непрерывный с высокими темпами рост объемов производства новой, конкурентоспособной продукции, техники новых поколений. Для разработки принципов формирования таких систем «непрерывной реконструкции» производства воспользуемся представ­лениями  теории графов для моделирования объекта управ­ления или объекта организационного проектирования.

Для структурного анализа интенсифицируемого материального потока на рис.7.10 укрупнено изобразим сетевой граф структуры производственных мощностей основного производства предприятия на схеме производственной структуры объекта управления (объекта организационного проектирования). На схеме приняты следующие условные обозначения:

  • Мj производственная мощность i-го структурного подраз­деления;
  • Vij – материальный поток заготовок, сырья, материалов, комплек­тующих, полуфабрикатов, деталей, комплектов, комплексов, сборочных единиц, готовых изделий на маршруте (i-j);
  • Rj – вектор производственных ресурсов, потребляемых производственной системой;
  • V(t) – объем выпуска готовой продукции или производственная программа предприятия, т.е. номенклатурный перечень изготовляемых изделий с указанием их количества.

Рассмотрим вначале анализа соотношение первых двух величин V(t) и Мj, которые пред­опре­деляют  главные исходные данные последующего организационного проектирования. Такой расчет позволяет выполнить сравнение величины производственной программы или объемов с производственной мощностью по каждому цеху и производственному участку предприятия и построить на этой основе сопоставительные диаграммы для дальнейшего анализа загрузки производственных мощностей.

         На  рисунке (рис.7.11) по вертикальной оси ординат отложена и величина производственной мощности М (в значениях пропускной способности цехов), и величина объема выпуска V (в нормо-часах) в том же структурном подразделении, т.к. они имеют одинаковые размерности анализируемых величин. Если по оси абсцисс отложить текущее время, то несложно сделать вывод, что при интенсификации материального потока в сети цехов и производственных участков, который имеет место при решении задач развивающего маркетинга и непрерывного наращивания объемов производства, все цехи и производственные участки рано или поздно переходят из зоны резерва производственной мощности (М>V)  в зону дефицита производственной мощности (V > M).      

Этот факт позволяет разработать комплекс мероприятий по профилактике несоответствий анализируемых величин с помощью различного масштаба проектов  реконструкции и технического перевооружения  производственных  подразделений,  в  которых  (V расчетный > M проектной).

Если в анализируемом цехе дисбаланс невелик (как правило менее 10%), то достаточно проверенным средством является проведение традиционных организационно-технических мероприятий по «расшивке узких мест» в виде рабочих мест или отдельных производственных групп оборудования, которые лимитируют производственную мощность участка или цеха.

В случае более существенных дисбалансов (от 10 до 20%) реорганизацию уже осуществляют на уровне технического перевооружения «ведущего» участка цеха, из числа тех, которые сдерживают наращивание производственных мощностей. При этом в ходе разработки проекта технического перевооружения такого участка может быть выбран другой более совершенный проектный технологический процесс, изменена форма организации данного участка, например, путем замены группового производства на поточное, изменена структура парка технологического оборудования. Могут быть выполнены и другие инновации, которые обеспечивают устранение дисбаланса производственной мощности и заданного объема выпуска продукции или производственной программы.

Еще более значительные дисбалансы (в укрупненных пределах в 20-40%) могут быть устранены средствами комплексной реконструкции цеха, т.е. реорганизации системы его производственных участков. Более существенное превышение объемов выпуска продукции над производственной мощностью цеха устраняется уже на уровне реорганизации производственного корпуса (группы цехов), путем расширения цеха или создания нового структурного подразделения аналогичного назначения.

Практика показывает, что точки возникновения дисбалансов, в которых (V расчетный > M проектной) (рис.7.11) не совпадают по времени, а этот факт позволяет  осуществлять реконструкционные работы в цехах основного производства не одновременно, а рассредоточить их во времени в целях обеспечения профилактических мер по заблаговременному устранению дисбалансов производственных мощностей для решения задачи интенсификации материального потока в сети цехов и производственных участков на основе построения графика реконструкции и технического перевооружения цехов и участков предприятия

         Сопоставляя рассмотренный метод непрерывной реконструкции производства, следует подчеркнуть, что он имеет существенные преимущества перед проведением традиционных организационно-технических мероприятий. Данная система организации хозяйственного способа реконструкции обеспечивает профилактику несоответствия заданных объемов производства и величин производственных мощностей в условиях высокой интенсификации производства  и в полном соответствии с заданным темпом роста объемов выпуска продукции.

Таким образом, систему непрерывной реконструкции производства можно определить следующим образом. Это система непрерывной технической подготовки производственных мощностей, которая средствами реконструкции и технического перевооружения обеспечивает готовность всех производственных подразделений предприятия к выпуску новой продукции и увеличению объемов производства путем профилактического устранения дисбалансов производственных мощностей без остановки производства, на тех же площадях и при той же численности работников.

         Практика работы одного из предприятий промышленности по этой системе показала существенные результаты. В течении пяти лет за счет применения рассмотренной выше системы организации работ хозяйственным способом, реконструкции 8 цехов, 50 производственных участков, выполнения других организационно-технических мероприятий индекс роста объема производства составил 194,4%, производительности труда –179,6 %, было освоено производство 52 новых изделий сложной авиационной техники, улучшены условия труда более 5000 рабочих, повысилась фондоотдача, улучшены другие технико-экономические показатели производства.

Рассмотрим более подробно возможности экономической оценки инвестиционных и инновационных проектов  реконструкции и технического перевооружения по соотношению затрат и экономических результатов (рис.7.6 ).

                 Капитальные вложения в техническое перевооружение или реконструкцию производства и другие финансовые средства на основании инвестиционных проектов могут быть использованы для развития объекта проектирования по схемам простого, расширенного или интенсивного типа расширенного воспроизводства (рис. 7.12). На данной схеме, которая детализирует модель рис.7.6, приняты следующие условные обозначения структуры рабочих мест:  

Ч – Ст – Пт                                                               (7.2).

Здесь:

Ч –  множества людей, занятых в производственном процессе (рабочих, инженерно-технических работников, служащих);

Ст –  множества средств труда (с– действующего производства и н -новых, приобретаемых согласно проекту: оборудования, запасов инструментов, приспособлений, средств технического контроля и испытаний, средств автоматизации, организационно-технической оснастки, инвентаря );

Пт – множества предметов труда (материалов, заготовок, деталей, комплектующих, сборочных единиц, изделий и других объектов товарного  производства).

         В результате осуществления проекта на основе инвестирования высвобождаются: производственные площади (DП), орудия труда (DОт); производственные рабочие (D Ч), материалы и комплектующие (D Пт) и другие производственные ресурсы. Такое перераспределение ресурсов позволяет получить дополнительные результаты (эффекты) – Эj:

  1. DЧ – обеспечивает рост выпуска продукции (V1), коэффициента сменности и соответствующего увеличения прибыли Э1 по тем рабочим местам, которые в смежных производствах были незагружены из-за ограниченности соответствующих трудовых ресурсов;
F2  

D От – высвобождение орудий труда, например, лимитирующего для смежных производств оборудования, позволяет обеспечить дополнительный выпуск продукции (V2) и прибыль (Э2);

  • DП – перераспределение высвобожденных площадей позволяет включить в производственный процесс не установленное ранее оборудование, создать дополнительные рабочие места и обеспечить тем самым дополнительный выпуск продукции (V4) и прибыль (Э4);
  • D Пт – высвобождение ресурсов предметов труда, например, в результате использования малоотходной или безотходной технологии согласно проекту, также позволяет получить аналогичные результаты по дополнительному выпуску изделий(V5) и прибыли (Э5). По той же схеме можно учесть высвобождение топливных, энергетических и других ресурсов.

         В результате изложенной процедуры на «выходе» производственной системы формируется дополнительный выпуск продукции и прибыль, которые вызваны инвестициями на «входе» системы. Таким образом можно рассматривать соотношение «затраты – результаты» в виде показателей общей (абсолютной) эффективности:

  1. прироста выпуска  (SVi) / К    на рубль инвестиций и
  2. прироста прибыли (SЭi) / К      на рубль инвестиций.

Кроме названных показателей общей (абсолютной) эффективности в зависимости от масштабов проекта (инвестиционного проекта) рассматривают:  отношение годового прироста произведенного национального дохода на рубль инвестиций или отношение прироста продукции на рубль инвестиций, а также отношение тех же величин к стоимости среднегодовых производственных фондов.

Инвестиции, которые обеспечивают выполнение проекта, возвращаются инвестору не мгновенно. Длительность инвестиционного цикла определяется по графику работ и другим разработкам  организационного процесса во времени. Задержка возврата инвестиций во времени определяет срок окупаемости капиталовложений Ток , который иллюстрирует график соотношения «затраты-результаты» ( рис.7.13). На рисунке показан способ графического интегрирования по следующей формуле.

где К(t) – функция изменения во времени инвестиций (затрат);  Э(t) – функция изменения во времени результатов (прибыли), полученной в результате инвестиций в развитие объекта.

Как правило, функции К(t) и Э(t) строго аналитически не описывают, в связи с чем для укрупненного определения срока окупаемости капиталовложений (инвестиций, затрат) можно воспользоваться методом графического интегрирования. Его сущность состоит в следующем. Для приближенного построения графика первообразных функций К(t) и Э(t) разбиваем площадь соответствующей криволинейной трапеции, ограниченной названными функциями, на вертикальные полоски с помощью линий, проведенных из точек t0 t1 t2….. (рис.7.13) Каждую из таких полосок заменяем прямоугольником, с тем же основанием. Выберем полюс – Р с расстоянием ОР=1 и проведем лучи РК1; РК2…….. и соответственно РЭ1; РЭ2; РЭ3……Искомую линию приближенно можно заменить ломаной, звенья которой последовательно будут параллельны лучам, исходящим из полюса Р. Точка пересечения ломаных линий по искомым функциям К(t) ;Э(t) позволяет укрупненно определить срок окупаемости – Ток.

Срок окупаемости – это минимальный  временной  интервал  (от  начала осуществления проекта),  за пределами которого интег­раль­ный    эффект становится и в дальнейшем остается  не­отрицательным.

Из графика видно, что инвестиции, равно как и результаты от их использования могут быть рассредоточены по шкале времени. По этой причине экономические последствия выполнения проектов принято рассматривать, как результаты многошагового t0-t1;t1-t2;t2-t3… процесса инвестирования реципиента (организации, использующей инвестиции)[1].

Основными показателями экономической эффективности проекта кроме срока окупаемости – Ток, в названной методике рассмат­ривают чистый дисконтированный доход (интегральный  эффект – Д); индекс доходности (прибыльности – ИД); внутреннюю норму доходности (внутренняя норма    прибыли, рентабельности, возврата инвестиций – ВНД). При использовании    показателей для сравнения различных  инвестиционных  проектов (вариантов  проекта) они должны быть приведены к сопоставимому виду.

Чистый  дисконтированный  доход  (Д)  определяют  как   сумму  текущих  эффек­тов  за весь расчетный период,  приведенную к    начальному шагу,  или как превышение интеграль­ных результатов (Rt)  над    интегральными затратами (Зt).

Если в течение расчетного периода не происходит  инфляционного    изменения цен или расчет производится в базовых ценах, то величина    чистого дисконтированного дохода, в данном случае (Д),  для постоянной нормы дисконта (Е) вычисляется по формуле:

При    оценке   эффективности   инвестиционного   проекта   соизмерение  разно­временных   показателей   осуществляется   путем    приведения   (дисконтирования)   их   к   ценности    в  начальном    периоде. Для приведения разновременных затрат,  результатов и    эффектов  используется  норма дисконта (Е),  равная приемлемой для    инвестора норме дохода на капитал.

Чем больше положительное значение чистого дисконтированного дохода,  тем  эффективнее  проект. Если  инвести­ционный  проект  будет  осуществлен при отрицательном значении (Д), то инвестор понесет убытки, по этой причине эксперт может признать проект неэффективным.

Индекс доходности тесно связан с чистым дисконтированным доходом.  Он строится из  тех  же компонентов, а  его  значение  связано  со  значением Д следующим образом: если Д положителен, то ИД > 1 и наоборот. Соответственно, если ИД > 1, то проект эффективен, если ИД < 1 – неэффективен:

Евн – это норма дисконта, при которой величина приведенных эффектов равна приведенным капиталовложениям. Эту величину нужно знать для сравнения с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Если Евн>Е – нормы дисконта инвестора, то инвестиции оправданы.

         При необходимости учета инфляции формулы   должны  быть  преобразованы так,  чтобы из входящих в них значений затрат и результатов было исключено  инфляционное  изменение  цен, т.е. чтобы величины критериев были приведены к ценам расчетного периода. Это можно выполнить введением  прогнозных индексов цен и дефлирующих множителей.

         Кроме сопоставления затрат и результатов по инвестиционному входу анализируемой системы (рис.7.6), который обеспечивает её развитие важно выполнить анализ функционирования той же организационной системы по первому «входу» – f1. На вопросы такого направления экспертизы отвечает анализ коммерческой эффективности, как потока, так и сальдо  (ос­татка) реальных денег.

         Потоком реальных денег  называют разность между притоком    и  оттоком  денежных  средств  от  инвестиционной  и  операционной    деятельности в каждом периоде  осуществления  проекта  (на  каждом    шаге расчета –t). Сальдо реальных денег называют разность между  притоком   и  оттоком денежных средств от всех трех видов деятельности (также    на каждом шаге расчета).

         Поток реальных  денег  от  инвестиционной  деятельности   включает в себя перечень  доходов и затрат (по земле, зданиям, сооружениям, машинам и оборудованию, нематериальным активам),  распределенных по периодам (шагам) расчета.

         Поток   реальных  денег  от  операционной  деятельности   включает в себя показатели  доходов и затрат (по объему продаж, цене, выручке, внереализационных доходов, постоянных и переменных затрат, амортизации зданий и оборудования, процентам по кредитам, прибыли до вычета налогов, учитывает налоги и сборы, проектируемый чистый доход и чистый приток от операций) на различных шагах расчета.

         Поток   реальных   денег   от  финансовой  деятельности    включает в себя следующие виды притока  и  оттока  реальных  денег: собственный капитал, краткосрочные и долгосрочные кредиты, погашение задолженностей по кредитам, выплату дивидендов, сальдо финансовой деятельности.

         Названные расчеты, в связи с большими вычислительными трудозатратами при ручном счете, обычно выполняют на ЭВМ. Необходимым  критерием принятия инвестиционного проекта, по результатам этих вычислений, является положительное сальдо накопленных реальных денег в любом    временном интервале,  где данный участник осуществляет затраты или    получает доходы. В противном случае отрицательная  величина сальдо накопленных реальных денег свидетельствует о необходимости привлечения участником дополнительных собственных или заемных средств и  отражения этих средств в расчетах эффективности. Дополнительной  оценкой  коммерческой  эффективности для участников, привлекающих кредитные и заемные средства (например, для финансирования), является также срок полного погашения задолженности.

         Из схемы экспертизы и анализа инвестиционного проекта (рис.7.6) мож­но сделать и другие выводы. В частности, можно рассмотреть дополнительные «выходы» развивающейся организационной системы – В и F2.  

Вначале рассмотрим показатели бюджетной эффективности проекта.  В состав доходов бюджета обычно включают:

  • налоговые поступления, в том числе от подоходного  налога  с заработной платы,  рентные  платежи  данного    года   в   бюджет   с участников в той части, которая относится к осуществлению проекта;
  • увеличение или уменьшение  налоговых  поступлений  от  сторонних  предприятий или организаций, что может быть связано с влиянием проекта на их финансовое положение;
  • поступления в бюджет таможенных пошлин и акцизов от  продукции,   производимой   в   соответствии  с    проектом;
  • эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта и дивиденды по принадлежащим  государству  акциям или другим ценным бумагам, которые могут быть выпущены с целью финансирования проекта;
  • поступления в бюджет платы  за  пользование  природными ресурсами,   лицензии на право ведения геологоразведочных работ в той части, которая зависит от осуществления проекта;
  • доходы от лицензирования и конкурсов на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов и т.д.

          Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов   осуществления проекта не только на доходы, но и расходы бюджета (федераль­ного, регионального или местного).

          В состав расходов бюджета включают:

  • средства, выделяемые для бюджетного финансирования проекта;
  • заемные средства в виде кредитов Центрального, региональных и уполномоченных банков на реализацию проекта;
  • бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;  
  • выплаты пособий для  лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта;
  • выплаты по ценным государственным бумагам;
  • государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков     иностранным или отечественным участникам;
  • средства, выделяемые из бюджета для ликвидации возможных чрезвычайных последствий от осуществления проекта или  компенсации иного возможного ущерба от реализации проекта.

         Интегральный бюджетный эффект рассчитывают как сумму дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных   доходов   бюджета  над   интегральными бюджетными расходами.

         Дополнительно к расчету экономической и коммерческой эффективности инвестиционных проектов определяют показатели социальной и экологической эффективности, величины инвестиционных рисков. К наиболее существенным факторам инвестиционных  рисков относят:

  • нестабильность текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли,
  •  изменения экономического законодательства;
  • внешнеэкономический риск, который зависит от возможностей введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т.п.);
  • неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе;
  • неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;
  • колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов;
  • возможность стихийных бедствий, неопределенность в природно-климатических  условиях;
  • производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования,      производственный брак и другие);
  • неполнота или неточность информации о финансовом  положении  и деловой репутации предприятий  – участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств) неопределенность целей, интересов и поведения участников.

Действующие Положения Центрального банка Российской Федерации[1] устанавливают порядок расчета и отчетности кредитной организации по размеру рыночных рисков (процентного, фондового и валютного) для включения в расчет показателя достаточности собственных средств (капитала). В этой связи при выполнении кредитной организацией экспертизы инвестиционного проекта банк или другая кредитная организация вправе быть в курсе инвестиционных рисков по каждому проекту.

Согласно методики рекомендуется применять  три способа  оценки или  учета    неопределенностей:  проверка  устойчивости проекта;  корректировка    параметров проекта  и  экономических  нормативов;  формализованное    описание  неопределенности[2]

Проверка устойчивости проекта нередко осуществляется по точке безубыточности. Она характеризует объем продаж, при котором выручка от   реализации   продукции совпадает с издержками производства.

При определении этого показателя принимается, что издержки на    производство  продукции могут быть разделены на условно-постоянные издержки – Зс, которые не изменяются при изменении объема производства и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объему производства Зv x (объем – V(t)).

Точка безубыточности (Тб) определяется по формуле:

Для экспертизы работоспособности инвестируемого производства необходимо чтобы на каждом шаге  расчета значение точки безубыточности  было  меньше значений  номинальных объемов производства и продаж (на том же шаге). Чем дальше от них значение точки безубыточности (в процентном  отношении), тем  устойчивее проект.

Более точным (но и наиболее сложным с расчетной точки зрения) является метод формализованного описания неопределенности. Он предполагает оценку наибольшего и наименьшего из математических ожиданий интегрального эффекта по допустимым вероятностным распределениям.

При экспертизе инвестиционного проекта неопределенность условий его выполнения может учитываться также путем корректировки параметров  проекта и применяемых в расчете экономических нормативов, замены их    проектных значений на ожидаемые. В этих целях можно применять имитационное моделирование инвестиционного проекта на ЭВМ.          Изложенные выше закономерности, зависимости и модели циклического развития экономики и методов антикризисного регулирования экономики, которые развиваются на фоне социально-политических ритмов развития государства, позволяют использовать научные методы стабильного управления развитием государства.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля