Рассмотренные выше политические технологии, кроме успеха разработчикам и положительных результатов для страны-инвестора несут также различные угрозы для государства – риски политических, террито­риальных, социальных, экономических, научно-технических и других потерь.

При этом риск понимают как случайность, то, что может произойти, но не обязательно должно произойти, понимают как ответственность государственного или негосударственного учреждения, предприятия в широком смысле этого слова, которые организуют ту или иную систему, в том числе и политическую систему общества. Таким образом, риск – это угроза, возможная опасность чего-либо. Политическая угроза — есть всякий фактор (группа факторов) в самом государстве, либо со стороны иных стран и протекающих в них процессов, способных:

  1. разрушить объект (государство, государственный аппарат, государственную организацию, общество, проект или государственную программу);
  2. дестабилизировать его нормальную жизнедеятельность, помешать его устойчивому развитию или вызвать материальные и другие потери.

Угрозы – это потенциально или реально существующие воздействия, приводящие к ущербу. Угроза становится опасностью тогда, когда у объекта нет средств противостояния данной угрозе, то есть когда существует необеспеченность объекта защитными средствами и механизмами их реализации. Для организации противостояния государства внешним и внутренним дестабилизирующим факторам, в том числе и политическим технологиям необходима специальная система (подсистема) безопасности государства. Система безопасности – это, в конечном счете, организованная совокупность служб, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов государства и его граждан, от внутренних и внешних угроз.

Современная концепция безопасности государства – это, в конечном счете, организация устойчивого состояния политической системы общества, государства, его ветвей власти, государственного аппарата, общественно-политической системы, либо другой организации,  сохраняющей свою целостность и способность к развитию, несмотря на  неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Безо­пасность государства — это, в итоге, организация эффективных политических технологий обеспечения эффективных механизмов политической (социальной, социально-экономической, институциональной…) деятельности для защиты от угроз.Примерами противодействия факторам опасностей могут быть не только существующие методы деятельности специальных служб безопасности государства или негосударственных организаций с помощью страхования или хеджирования в финансовом деле, а также резервирования при возникновении угроз материальных потерь, но также организация политико-технологического противодействия, в том числе разработка специальных эндополитических технологий обеспечения безопасности государства.

Политико-технологическая безопасность государства может рассматриваться как фактор обеспечения живучести государства, с одной стороны, и как функция организации его превосходства  над другими странами развивающейся цивилизации – с другой.

Под политико-технологической безопасностью государства в дальнейшем мыбудем понимать способность государства сохранять стратегический паритет и превосходство над другими странами во всех сферах деятельности и на всех этапах жизненного цикла в долгосрочном периоде.

Для обеспечения безопасности политической системы общества необходимо описание и обоснованная классификация факторов политических рисков – политическая рискография. Рассматривая более подробно в системе безопасности риски политический деятельности, можно отметить, что они находят свое проявление в виде трех разновидностей результатов:

  1. отрицательный (неудача, отрицательный результат, ущерб, убыток, проигрыш, потери…);
  2. нулевой;
  3. положительный (успех, положительный результат, выгода, прибыль, выигрыш…).

Анализ рисков политических технологий и политических систем показывает, что риском можно управлять, т.е. прогнозировать результаты свершения событий и принимать соответствующие меры к снижению степени риска потерь. Эту простую истину уже усвоили негосударственные организации, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Они установили классификацию предпринимательских рисков, которые разделены на имущественные, финансово-имущественные и финансовые в зависимости от факторов угроз собст- венности организации, рис. 7.14.

При этом в такой узкой, проблемно-ориентированной классификации рисков условно считается, что политические риски  возникают только при нарушении условий производственно-торгового процесса по причинам деятельности государств (войны, революции, национализации, конфискации, эмбарго, моратории, изменение налогового законодательства, валютные ограничения…). В данном исследовании проблема существенно масштабнее – необходимо с помощью политической рискографии и разработки специальных политико-технологических методов обеспечить не только и не столько защиту собственности предпринимателей, сколько сохранность и развитие государства, обеспечить его живучесть.

При этом предпринимательские риски, связанные с полити­ческими технологиями:

  • политический, т.е. кредитный риск, связанный с военными действиями, национализацией, конфискацией, введением ограничений и эмбарго и т.п.;
  • страновой (суверенный), т.е. риск невыполнения одной из сторон контракта своих обязательств, вследствие принятия какой-либо страной односторонних ограничительных мер или политических факторов, например, создание таможенного союза или принятие антидемпингового законодательства и т.п.;
  • риск трансляционный, т.е. риск валютных потерь при пересчете сумм из одной валюты в другую, например, при ежегодной переоценке валютного долга;
  • валютный риск, т.е. опасность валютных потерь, связанных с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной при осуществлении внешнеторговых, кредитных и валютных операций

следует рассматривать в политической рискографии только как локальную группу факторов развития.

Важно в приложении к сказанному заметить, что ряд стран уже занимается проблемами политической рискографии. Например, исследованию проблем глобальных рисков, оцениваемых по показателям правительственной политики, экономических тенденций, факторов внутриполитического и внутриэкономического риска, посвящены разработки рейтингового агентства Standard and Pours и института Геллапа (США).

В нашей стране широкомасштабные исследования в данном направлении пока не ведутся. В связи со сказанным, начиная с момента принятия политического курса на создание национальной инновационной системы на базе «Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», необходимо уделить самое пристальное внимание разработке различных технологий: не только  новых производственных, телекоммуникационных, хими­ческих, космических технологий или технологий живых систем, транспорта, топлива, энергетики, экологии и природопользования, но также и разработке современных политических технологий, в том числе политических технологий обеспечения государственной безопасности.

 Любая технология, в том числе и политическая, основана на методах выполнения процессов, операций или процедур. Метод (от греч. methods – «путь к чему либо») – локальное учение об упорядоченной деятельности по достижению определенной цели. В науке метод проявляется в различных учениях, например, метод Ньютона в вычислительной математике, нейросетевой метод в информационных технологиях искусственного интеллекта…, а в практике – методы применяют в самых разнообразных технологиях, например, методы организации выборов в политических технологиях демократии.

Для оценки степени риска, применяемого метода или технологии,  оценивают вероятность наступления события деятельности с помощью:

  • объективных (основанных на применении теории вероятностей, математической теории систем, теории игр, теории статистических решений, дисперсионного, вариационного анализа и других математических оценках вероятности наступления потерь) и

субъективных экспертных оценок, в том числе с применением специальных экспертных систем.

В политических технологиях возможно применение и объективных и субъективных экспертных оценок. Объективные оценки рисков возможны на основе статистических расчетов хронологических рядов жизненного цикла цивилизации, государства или политических технологий, рис. 7.15.

         Объективные оценки политических рисков при разработке схемы рискографии государства в данном случае возможны в связи с тем, что известны хронологические ряды, которые позволяют выполнять статистические оценки с помощью теории вероятностей и математической статистики.

Теория вероятностей для объективных оценок использует случайные процессы  и математические закономерности, которые основаны на научном законе больших чисел. Она использует только массовые явления в науке и практике. Многовековые исторические процессы развития цивилизаций и государств позволяют получить такого рода статистические оценки для решения задач рискографии государства. Приведем несколько примеров объективной оценки рисков управления государством.

Выше (см.§ 2.1 и § 5.4) было отмечено, что в 1848 году бельгиец Кетле, используя чисто математические методы, пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизации на примере древних империй составляет 1461±185 лет. В данном случае Тц=1461 год – это средняя величина математического ожидания  наиболее вероятной длительности жизненного цикла цивилизации, а ±185 лет – это интервал времени, который характеризует статистический разброс конкретных значений гибели различных цивилизаций. Среднее значение измеряет результат, который мы ожидаем. Среднее ожидаемое значение – это такая величина события, которая связана с неопределенностью ситуации.

         Колеблемость возможного результата представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от средней величины. Для такой оценки применяют величину дисперсии и среднего квадратичного отклонения. Дисперсия представляет собой средневзвешенную величину из квадратов отклонений действительных  результатов от средних ожидаемых:

Дисперсия и среднее квадратическое отклонение являются мерами абсолютной колеблемости. Кроме них для анализа используют коэффициент вариации. Он представляет собой отношение среднего квадратического отклонения к средней арифметической и показывает степень отклонения полученных значений:

Коэффициент вариации – относительная величина. Поэтому на его размер не оказывают влияние абсолютные значения изучаемого показателя. С помощью коэффициента вариации можно сравнивать даже колеблемость признаков, выраженных в разных единицах измерения. Коэффициент вариации может изменяться от 0,0 до 100%. Чем больше коэффициент, тем больше колеблемость. В статистике нередко используют следующие оценки значений коэффициента вариации: до 10% – слабая колеблемость; 10-25% умеренная колеблемость; свыше 25% – высокая колеблемость.

Приведенные данные позволяют, зная закон распределения вероятности, количественно определить объективный риск, например, как вероятность наступления неблагоприятного события от различных видов деятельности при определенных значениях плотности вероятностей. Такой рискографический расчет возможен, например, для оценки вероятности наступления неблагоприятного события в виде быстрого разрушения государства (см. § 5.4).

Аналогичные расчеты объективных рисков возможны и для других массовых явлений, которые отвечают требованиям закона больших чисел. Например, в перечне рисков  политических технологий можно оценивать риски военных угроз мирному существования государства. Для этого на основании хронологических рядов чисел, характеризующих вооруженные интервенции[1], которые, в свою очередь,  характеризуют статистические зависимости, можно рассчитать для России среднюю продолжительность интервалов времени для оценки вероятности внешней агрессии со стороны сопредельных стран.

Отсюда для России интервал времени между агрессиями  со стороны сопредельных стран составляет 

Таким образом после очередного мира только небольшой интервал времени был связан с минимальными рисками интервенции (28,36–15,86=12,5 лет). После этого периода каждый раз резко возрастали риски военной агрессии со стороны сопредельных стран (рис. 7.16). Данная статистическая закономерность действовала до момента превращения страны в ядерную державу. После успешного освоения Государством Российским технологий ядерного сдерживания угрозы внешней агрессии ситуация радикально изменились: на первый план вышли не угрозы применения военной силы против страны для решения политических задач приобретения за счет государства прибавочного продукта путем военной агрессии, а  политические интервенции: организация кризисов государства, революций, гражданских войн, «холодных войн», самораспада государства, смуты, волнений, бунтов и других способов проведения экспансивных политических технологий получения прибавочного продукта (см. Таблицу 5.5, колонка 2), но уже радикально другими средствами, в том числе с использованием политической технологии распада СССР, организации локальных военных действий, терроризма, диверсионной деятельности и т.д.

В этих условиях актуальной становится проблема радикального изменения государственной доктрины создания и использования средств обороны государства в пользу обеспечения государственной безопасности от внешних и внутренних угроз путем использования различных  политических технологий.

Для решения разработки путей решения данной проблемы необходимо изменение не только структуры и функций средств обороны государства (схема рис.4.11 на схему рис. 7.17), но и изменение содержания аналитической деятельности по оценке политико-технологических угроз государству, постоянной оценки рисков и их обобщение в схеме рискографии государства можно воспользоваться  не только математической статистикой, основанной на законе больших чисел, но и теорией малых выборок. Эта теория применима, например для оценки периодов смены форм правления государства (см. таблицу 6.2.), угроз государственных переворотов и других явлений, для статистического описания которых имеются не большие, а малые выборки фактических данных. Достоверность и объективность оценки таких политических рисков существенно возрастает, если иметь статистические данные не для одного государства, например, России, а иметь более широкую статистику для большого числа стран.

Однонаправленные политические риски можно суммировать (Rå) для отображения общей картины на диаграмме  государственно-политического риск-менеджмента (рис.7.17).

Стрелкой на графике показано попадание (Rå) в зону профилактики угроз (заштри­хованная область). Если система управления государством попадает в эту зону, то необходима разработка специальных эндополитических технологий в виде государственной программы по противодействию факторам  угроз и снижению рисков. Это обеспечивает повышение устойчивости государства, снижение вероятности имущественных, финансовых, территориальных, социальных и других потерь государства цивилизованными методами.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля