По сути, в 2000-е произошло восстановление системы государственного раздатка, похожей на советскую. Только сложившаяся в ходе сталинской реформы высшей школы система была ориентирована на преимущественное развитие технических вузов, прежде всего, работающих на научное кадровое обеспечение военно-промышленного комплекса. Сложившаяся в ходе путинско-медведевской реформы 2000-х система ориентирована на поддержу университетов, обеспечивающих кадрами региональные проекты и занимающихся научными разработками. При этом можно не сомневаться, что доля нецелевого использования выделяемых ресурсов будет гораздо выше: нет того контроля, который осуществляло над вузами тоталитарное государство (режим 1930—1950-х годов), нет серьезного идеологического обеспечения проекта, а также веры в идеологию и энтузиазма масс. Сама задача продиктована не столько объективными нуждами, как задача индустриализации в 1930-е, сколько репутационными субъективными соображениями («энергетическая сверхдержава» не может не иметь хотя бы 5 «университетов мирового уровня»). наконец, нет условий для нормальной научной работы преподавателей, основную часть их рабочего времени «съедает» преподавание.

Иными словами, в 2000-е годы относительная свобода российских вузов, и в том числе университетов, даденная им в 1990-х, была у них фактически отобрана. Государство в лице Президента ПФ, Правительства РФ, Минобрнауки, Рособрнадзора, ВАК стало жестко контролировать как поступление в вузы, так и работу преподавателей и администраций вузов. Те социальные функции, которые выполняли вузы в 1990-е и которые оправдывали существование системы раздатка высшего образования, перестали быть нужными государству. Государство стало сокращать вузы и их преподавательский состав и фокусировать ресурсораздачу на тех вузах, которые могут обеспечить хорошую репутацию российских университетов в глазах международного сообщества.

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля