О. Э. Бессонова пишет, что в обществе с раздаточной экономикой всегда наличествует небольшой сегмент рынка, который является своего рода компенсаторным институтом. Он позволяет компенсировать недостатки в функционировании раздаточной экономики. Скажем, колхозники в сталинском СССР имели право на легальную продажу излишков своего индивидуального хозяйства на рынке, это компенсировало скудость государственных раздач, которые они получали и которых иногда не хватало даже для выживания. Образовательный раздаток, который в наиболее чистой форме существовал в советских вузах, тоже имел свои компенсаторные институты. Речь идет прежде всего о праве учиться по индивидуальному учебному плану, которое предоставлялось лучшим студентам. Студенты, которые проявляли яркие способности к той или иной науке и имели высокий уровень успеваемости, получали от администрации право на частичное освобождение от унифицирующего общего учебного плана. Под руководством профессора, к которому прикреплялся такой студент по решению совета университета, он составлял индивидуальный учебный план. В соответствии с ним он в индивидуальном порядке посещал занятия по дисциплинам, которые не изучали его однокурсники. При этом в некоторой степени его освобождали от обязательного посещения занятий по его факультету. Ему предоставлялась возможность проходить практику в другое, удобное для него время. Если индивидуальный план предусматривал «ускоренное обучение», то он мог даже экзамены сдавать не в согласии с общим планом, а отдельно и, например, на II курсе сдать экзамены за III и IV курс. Давались и некоторые послабления при выборе тем курсовых и дипломных работ.
Своеобразным механизмом компенсации были также факультативы, которые студенты могли избирать свободно, как курсы в гумбольдтовском университете. Студенту предоставлялся выбор одного из нескольких иностранных языков в качестве учебного предмета, правда, после того как выбор сделан, студент должен был учить этот язык на протяжении двух лет без права перехода в другую группу.
Наконец, к механизмам компенсации можно отнести и специальные курсы (спецкурсы). Кроме общих курсов в советских вузах читались и специальные курсы, посвященные узким проблемам той или иной науки. Читались они на старших курсах, и, как правило, содержание их отражало научные интересы и достижения того или иного преподавателя. Иногда для чтения спецкурсов приглашались видные
Ученые из других вузов и городов, их труд оплачивался на почасовой основе. Курсы эти вносились в учебный план решением совета факультета, после чего это решение утверждал ректор и соответствующее министерство, поэтому была возможность их обновлять и тем самым идти в ногу с развитием данной области науки.
Студенты, правда, не могли непосредственно выбирать эти курсы, но они после окончания двух младших курсов выбирали кафедру, по которой хотели специализироваться, а тем самым и определенный набор спецкурсов, которые читались на этой кафедре. надо заметить при этом, что более или менее свободный выбор между кафедрами дозволялся лишь студентам, которые учились хорошо или очень хорошо (разные кафедры пытались переманить их друг у друга), всех остальных определяли на ту или иную кафедру авторитарным образом, не прислушиваясь к их возражениям, которых, впрочем, обычно не было: студенту-«середнячку» было все равно, куда идти, лишь бы получить диплом.
Наконец, в центральных столичных вузах допускалась самая большая свобода: право на формирование своего внутривузовского учебного плана. В них были сосредоточены лучшие научные кадры, поэтому спецкурсы в них были приближены к курсам в западных университетах. Студенты из провинции, проявившие большие способности, имели возможность перевестись в эти вузы и продолжить обучение там.
Таким образом, компенсаторные механизмы сближали практику гумбольдтовского университета (чтение преподавателями курсов на основе своих научных достижений, свободный выбор курсов студентами) с практикой раздаточного советского вуза, насколько это было возможно.
Как видим, неверно утверждать, что в СССР был тотальный образовательный раздаток. Советская система высшего образования имела сегмент, где наличествовала, хоть и в чрезвычайно урезанном виде, академическая свобода студентов, напоминающая западную. Однако если в европейских и американских вузах эта свобода предоставляется всем, то у нас она предоставлялась лишь избранным.
Возникновение компенсаторных институтов связано с осознанием недостатков образовательного раздатка, который, конечно, помимо этих недостатков имеет и достоинства. С одной стороны, высшее образование раздаточного типа позволяет в короткий срок выпускать большое количество специалистов, владеющих профессиональными знаниями и умениями на среднем добротном уровне (чего и требовало общество, переживавшее ускоренную индустриализацию). С другой стороны, зарегламентированность и унифицированность такого образования препятствовали развитию творческих одаренных натур, которые в силу самой природы творчества нуждаются в большей свободе. В идеале такие студенты в раздаточном советском вузе могли обучаться по индивидуальному учебному плану. Кроме того, раздаточный вуз, как правило, раздает устаревшее научное знание (унифицированность учебных планов, которые представляют собой общие курсы и слабо связаны с научными исследованиями и интересами преподавателей). Такой компенсаторный механизм, как спецкурсы, был призван нейтрализовать и этот недостаток.