Хозяйство СССР было подчинено общегосударственному плану, разрабатываемому особым государственным органом — Госпланом СССР. В нем предусматривалась и регламентировалась и деятельность вузов, в том числе университетов. на основе заявок из министерств и ведомств Госплан СССР принимал решение, сколько специалистов и какого профиля понадобится народному хозяйству через 5 лет (когда абитуриенты текущего года станут выпускниками). на основе этого в министерстве, которому подчинялся вуз (в случае университетов — это министерство высшего образования) разрабатывался план по приему в вуз на текущий год. В плане было указано, сколько абитуриентов следует принять на ту или иную специальность того или иного факультета вуза в текущем году. Если на эту специальность подавали заявлений больше, чем требовал план, возникал конкурс, то есть отбор тех, кто показал лучшие результаты на вступительных экзаменах. План по приему предполагал, что поступивших должно быть чуть больше, чем будет выпускников через 5 лет, поскольку неуспевающие будут отсеяны в процессе учебы.

Педагогический и учебный процесс в советских вузах также носил плановый характер. Выражалось это в том, что для получения высшего образования студентам необходимо было освоить учебный план — не индивидуальный для каждого учащегося, как в западных вузах, а общий унифицированный учебный план всего вуза (факультета). Он представлял собой документ, описывающий, какие дисциплины, в каком объеме, в какой последовательности и с какими формами отчетности должен освоить студент, получающий ту или иную специальность. В плане были отражены не только лекции и практические занятия, но и учебная практика, курсовые, дипломные работы и т. д. При его составлении использовался академический час как единица трудоемкости. Определенное количество часов отводилось каждому предмету, а также формам его преподавания (лекциям, семинарам и т. д.) и проверки знаний (зачетам, экзаменам). Чтобы получить диплом о высшем образовании, студент должен был освоить указанное в плане суммарное количество часов, иными словами, приложить соответствующее количество учебного труда.

Количеством часов определялось и количество преподавателей, необходимых на кафедре, факультете, в вузе в целом (скажем, если предметы, читаемые по определенной кафедре, требовали 7000 часов, а средняя нагрузка преподавателя по вузу была 700 часов, то, очевидно, на кафедре должно быть 10 штатных единиц ППС).

Учебный план — важнейший государственный документ, к составлению которого студент не имел никакого отношения, в отличие от своего западного «собрата», самостоятельно составляющего свой индивидуальный учебный «план», или, правильнее сказать, академическую траекторию.

В советских вузах учебные планы составлялись вплоть до самых мелочей в министерствах, которым были подотчетны вузы. Право на создание своих учебных планов имели только крупнейшие, прежде всего, столичные вузы, такие как МГУ, лГУ и т. д. Это обосновывалось тем, что в них наличествовали выдающиеся научно-педагогические школы88.

Существовал учебный план на весь период обучения и ежегодный, корректируемый в зависимости от изменений контингента студентов. Именно на основе годового учебного плана составлялось расписание занятий, подписываемое деканом и ректором (проректором) и обязательное для исполнения студентами и преподавателями, а также карточки поручений преподавателей, определяющие их нагрузку в текущем году.

Остановимся подробнее на педагогической стороне работы преподавателя. Как мы успели убедиться, она тоже была организована плановым образом. В конце каждого года министерство спускало в вуз количество часов, которые преподаватели должны выработать за год (исходя из количества студенческих мест на каждой специальности вуза). Распределял часы по факультетам и по кафедрам учебный отдел (учебная часть) вуза. Фактически учебный отдел выступал раздатчиком часов. Заведующие кафедрами распределяли эти часы между преподавателями89, и если количество часов (единиц труда) было пропорционально численности преподавателей (каждый обеспечен средней нагрузкой), то все они получали полную ставку (в конечном счете часы и определяют зарплату преподавателя). Если часов оказывалось меньше, то нужно было либо уменьшать нагрузку (переводить кого-то из преподавателей на 0,75 или 0,5 ставки), либо сокращать штатные единицы. Битва за часы между кафедрами и факультетами составляла основной нерв реальной, а не воображаемой идеологической жизни любого советского вуза. любая кафедра, факультет, вуз были заинтересованы в увеличении количества часов, а значит, в открытии новых направлений и специальностей, поскольку это давало новые штатные единицы; министерство же, как правило, противостояло этим требованиям.

Получив сумму часов на кафедру, завкафедрой составлял на каждого преподавателя годовую «карточку поручений» — план занятий на год с указанием факультетов, курсов, групп, количества занятий различных видов (лекции, семинары), которые предстоит провести преподавателю. В конце года преподаватель отчитывался о педагогической, научной и воспитательной работе, а заведующий составлял совокупный отчет о работе кафедры. невыполнение плана по нагрузке влекло за собой дисциплинарные меры в отношении каждого из звеньев этой системы, в том числе кафедры в целом.

В сущности, эта система сохранилась и в постсоветских вузах, несмотря на реформы и вызванные ими косметические изменения.

Наконец, особенностью советского вуза было планирование распределения специалистов, окончивших вуз. Каждый год в установленный срок руководство вуза пересылало в министерство, в подчинении которого находился вуз, данные о выпускниках текущего года и рекомендации об их направлении на рабочие места. Указанные министерства обобщали эту информацию и направляли в министерства, заинтересованные в получении специалистов данного профиля, и в Госпланы СССР и союзных республик. В Госпланах разрабатывались межведомственные и межреспубликанские планы распределения молодых специалистов. Затем планы дорабатывались на уровне министерств и конкретных вузов, министерства сообщали вузам адреса предприятий и учреждений, где требуются молодые специалисты, в вузах создавались комиссии по персональному распределению, которые и осуществляли это распределение, уже описанное нами выше.

Для любого раздатка характерно существование института жалоб как канала обратной связи между ресурсополучателями и ресурсодателем (государственной инстанцией). Этот канал позволяет ресурсодателю получать информацию об ошибках и промахах, допущенных во время раздатка, и минимизировать недовольство ресурсополучателей. Существовал такой канал и при образовательном раздатке в советском университете (вузе).

Связан он был с партийной организацией, которая представляла собой вторую, теневую власть в вузе (официальной властью обладали ректор и администрация). на каждом факультете был свой партийный комитет, возглавляемый парторгом, во главе всей пирамиды комитетов стоял партком вуза и парторг вуза. Парторг вуза не был освобожденным работником и продолжал преподавать (хотя нагрузка у него, как и у ректора с проректорами, была сокращенной до минимума), но обладал определенными привилегиями, начиная с наличия своего кабинета и персональной машины и кончая правом на отдых в системе санаториев ЦК КПСС. В функции парторгов входили идеологическая и воспитательная работа: проведение собраний, демонстраций, партучебы, а также контроль над нравственным обликом преподавателей и студентов. Случаи неподобающего поведения, нарушения трудового распорядка, дисциплины становились предметом для разбирательства на партийных собраниях.

Парторг концентрировал в своих руках все «сигналы» (сообщения сотрудников), которые поступали к нему от студентов и преподавателей. «Сигналы» эти могли быть устными и письменными, открытыми и анонимными. Поскольку студенты входили в состав парторганизации университета, они могли сообщить о неподобающем поведении преподавателей, случаях коррупции, неполном служебном и профессиональном соответствии — партком и руководство вуза должны были отреагировать на это.

Кроме того, представители студенческих организаций были включены в состав советов факультетов с той же целью — наличия обратной связи между преподавателями (обучающими) и студентами (обучаемыми).

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля