Заключение

В книге, как уже отмечалось ранее, была предпринята попытка системно представить теоретические, методологические и методические основы современного идеологического процесса. Решалась эта задача с использованием хрестоматийного способа изложения материала. Он предполагал, во-первых, представление содержания каждого вывода работы в виде хрестоматийного, можно даже сказать, аксиоматического положения. Во-вторых, нетрудно заметить, что автор книги не вступал в дискуссии по поводу тех или иных проблем, трактуемых другими исследователями по-своему. Он просто высказывал свою точку зрения на них. Делалось это для того, чтобы текст книги приобрел максимально возможную конкретность и лаконичность. В-третьих, благодаря им, как нам представляется, усилились его методологическая и методическая направленности. А в конце концов, его практическая нацеленность.

В-четвертых, стремление представить природу, содержание, сущность, функции, организацию, структуру современного идеологического процесса в хрестоматийном, аксиоматическом виде, с необходимостью обусловило «реанимацию» многих традиционных, складывавшихся годами, проверенных практикой положений, касающихся теории, методологии и методики идеологии, как специфического социального явления. В-пятых, не найдут читатели в книге примеры, иллюстрирующие содержание ее основных положений. Сделано это опять же специально, поскольку хорошо известно, что всякий пример, всякая иллюстрация ослабляют методологическую значимость любого теоретического положения. Более того, практика убедила в том, что под каждое теоретическое положение можно «подобрать» самые разные, даже противоречащие друг другу, иллюстрации из богатой социальной жизни. В-шестых, автор не склонен преувеличивать заслуги проделанной работы, но есть основание считать, что ее содержание поможет осмыслению системного взаимодействия идеологии со всеми сферами жизни общества, определению тенденций развития современного идеологического процесса, пониманию и использованию индикаторов оценки адекватности реальным общественным процессам содержаний идеологий, соединению теории идеологии с общественной практикой. В-седьмых, нам представляется, что хрестоматийность содержания книги позволяет квалифицировать ее как учебное пособие для всех тех, что изучает предметно идеологию. В-восьмых, наберемся смелости и заметим, хрестоматийность, аксиоматичность содержания работы и ее практическая нацеленность, являются условиями реализации ее положений в практической деятельности людей, социальных организаций, партий, институтов государственной власти.

Завершая работу над текстом данной книги, ее автор искренне благодарит всех тех, кто внес вклад в изучение идеологии и сформировал ее теоретико-методологическую основы, тем самым позволив состояться этой работе. Несмотря на во многом аксиоматический характер представленного читателю текста, его не следует квалифицировать как носителя истин в последней инстанции. Каждое положение работы, каждый ее вывод следует рассматривать как истину относительную, которую можно подвергать сомнению, уточнять и развивать.

 

Понятийный аппарат работы

Агитация – системный процесс, осуществляемый специально подготовленными людьми, специализированными социальными институтами, нацеленный на мобилизацию людей для практической реализации целей идеологии определенной социальной группы.

Антитеррористическая безопасность государства – это система мер, предпринимаемых государством с целью противодействия, пресечения, недопущения террористических актов на его территории.

Военная безопасность государства – это система мер, предпринимаемых государством в области военного строительства, нацеленная на сохранение его нормальной жизнедеятельности. Квинтэссенцией такой системы мер является эффективно функционирующая в стране система обороны.

Вооруженные силы государства – содержащийся государством институт специально обученных военному делу людей, обеспеченных средствами ведения вооруженной борьбы (оружие, военная техника), готовых выполнить задачи, с использованием этих средств, в его интересах.

Государство – это институт проведения в жизнь политики определенных социальных сил, соединяющий законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, распространяемой на определенной территории, ориентированный на конституирование, удержание и обеспечение ее функционирования.

Государственная идеология – это система идей, выражающая главные интересы конкретного государства, как политического института, служащая теоретическим основанием его функционирования, мобилизующая его народонаселение на реализацию названных интересов.

Государственная идея – это система понятий, законов, принципов, выражающих интересы конкретного государства как политического института, служащего господствующему в обществе классу, нацеленная на его сохранение и обеспечение нормального функционирования.

Гносеологический индикатор оценки политики – это процесс оценки конкретной идеологии на базе требований основных законов и принципов теории познания.

Гуманистический индикатор оценки содержания идеологии – это процедура определения соответствия содержания конкретной идеологии принципам жизнеутверждения и жизнесохранения.

Дезинформация – это информационный процесс, ориентированный на достижение конъюнктурных целей определенных социальных сил, основным средством которых является ложь, искажение истины.

Демократия – это специфический социальный институт, выражающий волю и насущные потребности большинства народонаселения конкретной страны, работающий на создание свободных, равных, адекватных конкретным ситуациям условий жизнедеятельности каждого человека, базирующийся на выполнении людьми правовых и нравственных норм, действующих в конкретной стране.

Духовно–идеологическая безопасность государства – это система мер, предпринимаемая государством в духовно–идеологической области, нацеленная на сохранение его нормальной жизнедеятельности.

Духовно–идеологический индикатор – это оценка содержания идеологий сквозь призму духовности общества, его идеологической направленности.

Духовность общества – система знаний о явлениях действительности, формирование которой детерминировано традициями, культурой, самобытностью конкретного общества, нацеленной на его сохранение и развитие, утверждение в нем приоритетов гуманизма, улучшение жизни людей, посредством их просвещения и воспитания на базе содержания названной системы знаний.

Идеология – это система идей, выражающая коренные интересы определенных социальных групп, ориентирующая людей на конкретные социальные действия.

Идеология культуры конкретной страны – это система идей, выражающих главные интересы ее народонаселения в сфере культуры, определяющая направления действий людей по ее развитию.

Идеологическая культура общества – это специфический механизм «выработки» и распространения в обществе идей, ориентированных на сохранение и преумножение культурных традиций конкретного общества.

Идеологическая организация современного общества – это совокупность основных типов, видов идеологий, существующих в нем (классовых, национальных, государственных, региональных, профсоюзных, идеологических союзов государств, религиозных), и институтов их обслуживающих.

Идеологическая структура современного общества – взаимоотношения между типами, видами идеологий, существующих в нем и их обслуживающими.

Информация – это весь объем знаний о явлениях действительности, ставших объектами познания, выраженных в чувственных, формально–логических формах. Словом, информация – это все знания о феноменах бытия, носителем которых является как индивидуальное, так и общественное сознание людей.

Информационная безопасность государства – это система мер, предпринимаемых государством с целью распространения в общественном сознании людей конкретной страны идей, работающих на обеспечение ее нормальной жизнедеятельности.

Исторический индикатор оценки содержания идеологии – это оценка конкретного идеологического события сквозь призму его соответствия историческим фактам, то есть фактам, имевшим место в истории общественного развития.

Картина мира человека – это результат познания им действительности, комплексное, интегральное, целостное его представление о нем.

Классовая идея – система понятий, законов, принципов, выражающих интересы конкретного класса, нацеленная на обеспечение его существования.

Конституция страны – свод основных законов конкретного государства, призванных регулировать поведение его народонаселения и действия социальных институтов.

Контрдезинформация – это ориентированный на прогресс информационный процесс, направленный на противодействие дезинформации, базирующийся на неверных знаниях о явлениях действительности, создающий условия для получения истинных знаний о них.

Контринформация – это процесс, направленный на нейтрализацию дезинформации, базирующейся на истинных, объективных знаниях о явлениях действительности.

Культура – это совокупность явлений природы, подверженных воздействию, изменению обществом, вовлеченных в процесс его развития, и феномены, являющиеся результатом деятельности людей.

Культура идеологических отношений – это процесс соблюдения идеологами, людьми, решающими идеологические задачи, требований, принципов культуры как своих стран, так и мировой культуры.

Культурологический индикатор оценки содержания идеологии – это его оценка сквозь призму соответствия традициям, нормам культуры конкретной страны, того или иного народа.

Либерализация – это проводимый государством процесс, нацеленный на развитие демократических свобод в обществе, включая свободу предпринимательства, при необходимости обеспечивающий переход материальных и духовных ценностей из собственности государства в частную собственность с целью повышения эффективности их использования в интересах прогрессивного развития общества.

Логический индикатор оценки содержания идеологии – это оценка содержания идеологий требованиям законов как формальной, так и диалектической логик.

Методический индикатор оценки идеологии – это ее оценка сквозь призму выбранных людьми методологических средств и определенного ими порядка использования этих средств для решения конкретных идеологических задач.

Методологический индикатор оценки содержания идеологии – это его оценка сквозь призму выбора субъектами общественной практики методологических средств для решения конкретных идеологических задач.

Мировоззренческий индикатор оценки идеологии – это оценка содержания идеологий сквозь призму мировоззренческих установок людей.

Мироощущение человека – это совокупность его чувств, отражающих мир в целом, сформировавшихся в процессе его жизнедеятельности, определяющих его отношение к действительности.

Миропонимание человека – это процесс чувственно–интеллектуального отражения человеком явлений действительности, мира в целом, определяющий его отношение к нему.

Мораль – это система норм, сложившихся в ходе развития конкретного общества, регулирующая поведение людей в соответствии с его самобытностью.

Морально–нравственный индикатор оценки содержания идеологий – это оценка идеологических событий сквозь призму морально-нравственных норм, сформированных в конкретном обществе.

Наука – система знаний о сущностях явлений конкретной предметной области, сформированная на базе определенных методологии и методики, выраженная с помощью теоретических форм: категорий, законов, принципов и содержательно-логических определений, служащая познанию и преобразованию явлений действительности.

Научно–техническая безопасность государства – это система мер, предпринимаемая государством в области науки и техники, нацеленная на сохранение его нормальной жизнедеятельности.

Нравственность – это реализованная в ходе жизнедеятельности людей мораль.

Оборона – система мер, осуществляемая в конкретном государстве, нацеленная на защиту его от агрессии.

Образ мыслей – специфический, сформировавшийся в ходе жизнедеятельности человека, относительно устойчивый способ познания им явлений действительности.

Общественная психология – это совокупность стихийно сформировавшихся в общественном сознании людей ощущений, восприятий, представлений, чувственных определений, отражающих процессы их бытия, и выражающих повседневные, обыденные интересы людей конкретного общества.

Общественное сознание – это совокупность чувственных, формально-логических и содержательно-логических образов явлений действительности, носителем которых является сознание людей, сформировавшееся как в процессе их практической деятельности, так и в ходе научного познания мира.

Парадигма – есть не что иное, как совокупность методологических средств (приемов, способов, подходов, методов), которые наиболее часто и широко используют люди в тот или иной период общественного развития для решения задач познания и преобразования явлений действительности.

Патриотическая идея – это система понятий, законов, принципов, ориентирующих сознание и действия народонаселения конкретной страны на сохранение ее существования, независимости и самобытности.

 

Политика – это отношения между людьми, социальными группами, нациями (народностями), классами, социальными институтами, государствами, ветвями власти, регионами государств, союзами государств, религиозными течениями, законопослушной и криминальной частями народонаселения по поводу власти.

Политическая безопасность государства – это система политических мер, предпринимаемых государством, нацеленная на обеспечение его нормальной жизнедеятельности.

Политический индикатор оценки идеологии – это оценка содержания идеологии сквозь призму политических процессов, в основании которых она лежит.

Право – это система юридических норм (законов), выработанных и санкционированных государством, через которую оно реализует свои интересы и регулирует поведение людей в обществе.

Правовая безопасность государства – это система мер правового характера, проводимая конкретным государством, нацеленная на сохранение его нормальной жизнедеятельности.

Правовой индикатор оценки содержания каждой идеологии – это процедура определения соответствия ее содержания нормам права, причем как права конкретной страны, так и международным законодательным нормам.

Практика – процессы и результаты целенаправленной деятельности людей.

Пропаганда – это системный процесс, осуществляемый специально подготовленными людьми, специализированными социальными институтами, нацеленный на распространение в общественном сознании идеологии определенной социальной группы.

Система безопасности государства – это совокупность мер как открытого, так и закрытого характера, предпринимаемых государством с целью его защиты, как от внешних, так и от внутренних деструктивных сил, призванная обеспечивать его   нормальную жизнедеятельность.

Система обороны – это совокупность мер, предпринимаемых государством, нацеленных на его защиту от внешней агрессии.

Система упреждения агрессииэто интегрированная совокупность мер, предпринимаемых государством с целью сдерживания развития агрессивных замыслов против него, превентивно воздействующая на силы агрессии, позволяющая отмобилизовывать необходимые средства в государстве для отражения возможной агрессии.

Собственно идеологический или духовно-идеологический индикатор оценки содержания идеологических процессов – процедура определения соответствия содержания конкретной идеологии законам духовного развития общества как специфического социального феномена.

Современный терроризм – это терроризм, понимаемый в его классической редакции, обладающий значительно более широкой социальной базой, распространяющий свои угрозы практически на весь мир, опирающийся на современную военно-техническую базу, имеющий серьезную финансовую поддержку, нацеленный на решение задач создания нового мирового политического порядка в мире.

Социальная безопасность государства – это система мер, предпринимаемых государством в области образования, здравоохранения, жилья, коммунального хозяйства, транспорта, обеспечения продуктами и товарами повседневного спроса и так далее, нацеленная на сохранение его нормальной жизнедеятельности.

Социальная идея – это мысль, достигшая высокой степени объективности в данных конкретных условиях бытия конкретных общественных субъектов, выражающая их основные интересы, являющаяся стержнем их идеологии (духовности) и служащая реализации основных целей их бытия.

Социальный интерес – это сформировавшиеся в ходе жизнедеятельности людей устойчивые желания, закрепленные в их чувствах, воле и интеллекте, отражающие суть их прошлого и настоящего бытия, нацеленные на его развитие в будущем.

Социальная информация – это знания о явлениях действительности, ставших объектами отражения, выраженных в чувственных, формально-логических и содержательно-логических формах сознания людей.

Социально–практический индикатор оценки содержания идеологий – это его оценка по социально-экономическим, то есть практическим результатам.

Способ мышления – это сложившийся в ходе жизнедеятельности человека, специфический, во многом уникальный, механизм оперирования образами о явлениях действительности с целью получения целостной информации о мире.

Средства массовой информации – это специализированный общественный институт профессионально подготовленных людей, оснащенных необходимыми техническими средствами, призванный получать, обрабатывать и распространять информацию в обществе, воздействуя на массовое сознание.

Стиль мышления – это устойчивый, во многом уникальный, сложившийся в процессе жизнедеятельности людей механизм использования ими информации о явлениях действительности в интересах решения задач своей жизнедеятельности.

Телеологический индикатор оценки содержания идеологий – это оценка содержания идеологии сквозь призму его соответствия содержания целям, которые должны быть достигнуты в ходе функционирования конкретной идеологической системы.

Терроризм – это координированные, скрытно готовящиеся действия в интересах реализации политических целей определенных социальных групп, осуществляемые специально подготовленными людьми, с использованием средств вооруженной борьбы, отличающиеся особой жестокостью, имеющие цель порождения в обществе состояния страха и сформирования в сознании людей иллюзию безнаказанности за их осуществление.

Условия формирования идеологии – явления социальной среды, пассивно влияющие на процесс формирования идеологий.

Экологическая безопасность государства – это система мер, предпринимаемых государством в области охраны (защиты) окружающей среды, нацеленная на сохранение его нормальной жизнедеятельности.

Экономическая безопасность государства – это система мер его экономики, способная, предпринимаемая государством, нацеленная на обеспечение функционирования обеспечить его нормальную жизнедеятельность.

А.А. Кокорин, доктор философских наук