
Сначала факты.
Сильнее всего подорожало обучение в Московском физико-техническом институте (МФТИ) – цена за обучение по программе «прикладная математика и информатика» выросла с 467 тыс. до 767 тыс. руб. (на 64%). В МГУ им. М.В. Ломоносова сильнее всего подорожали программы «лечебное дело» – до 734 тыс. руб. (на 40%,) и «востоковедение и африканистика» – до 620 тыс. руб. (на 32%). В МГТУ им. Н. Э. Баумана выросли цены на обучение по программе «прикладная математика и информатика» – до 549 тыс. руб. (на 20%). В МИФИ – до 440 тыс. руб. (на 26%) и СПбПУ – 302 тыс. руб. (на 31%). В РАНХиГС значительно повысили цену за программу «экономика» – 570 тыс. руб. (на 30%).
В целом, текущий рост составил от 25% до более 60% в зависимости от выбранной профессии и учебного заведения.
Эксперты связывают этот рост с целым рядом факторов. В первую очередь – это общая макроэкономическая ситуация. За последние два года инфляция привела к удорожанию почти всех компонентов университетской жизни: коммунальных услуг, оборудования, аренды помещений, зарплат. Вузы не могут игнорировать это.
Во-вторых, крупные университеты стремятся сохранить и развить качество образования, а для этого им необходимы инвестиции в инфраструктуру, цифровые сервисы, научные лаборатории и, самое главное, профессиональный преподавательский состав. Не секрет, что нередко ведущие преподаватели предпочитают идти в бизнес или иностранные академические проекты.
Кроме того, университеты большое внимание уделяют адаптации текущих учебных программ, развитию современных кампусов и сервисов. А на это тоже требуются немалые средства.
Безусловно, значительный рост стоимости обучения уже вызывает обеспокоенность среди родителей и абитуриентов. Для многих семей разница в 50-100 тысяч рублей в год − значительная сумма. А если ребёнок в семье не один, а высшее образование хочется дать каждому? Не надо забывать и что для подготовки ребёнка к поступлению в вуз, родителям уже придётся раскошелиться на репетиторов. Ведь обычная школа уже не в состоянии обеспечить уровень знаний, достаточный даже для сдачи ЕГЭ, об этом говорится открыто.
Еще одно очень важное замечание в материале «Известий» сделала заслуженная учительница России Любовь Павлюченкова: с «платников» обычно спрос меньше, а значит увеличение платных мест в вузах снижает качество образования в целом.
Какой выход? Многие родители и абитуриенты вынуждены рассматривать возможность поступления в менее престижные, но более доступные по цене вузы, а кто-то задумывается об отсрочке поступления или переходе на заочное или дистанционное обучение.
При этом эксперты подчеркивают, что для сохранения социальной справедливости должны быть расширены меры поддержки студентов: дополнительные гранты, льготы, гибкие механизмы оплаты. Многие предлагают также ввести систему ваучеров или сертификатов, при которых государство будет субсидировать обучение талантливых студентов вне зависимости от формы собственности или рейтинга вуза. Хорошо, если это не останется только обещаниями.
Что еще тревожит? Сферу образования нельзя рассматривать исключительно как рынок, так как она решает стратегически важную государственную задачу воспроизводства и трансляции знаний и культуры, формируя кадровый потенциал страны. Нельзя забывать, что хорошее образование по-прежнему остается инвестицией в будущее – и от того, как оно будет спланировано и организовано, во многом зависит будущее страны.
В. Петров
Материалы по теме читайте в рубриках:
– «Новости» – «В Петербурге сдерживают рост стоимости обучения»; (динамика роста стоимости платного высшего образования в городе оказалась заметно ниже среднероссийского показателя в 12%);
– «Вопросы образования» – «Ведущие инженерные и технические вузы подняли цены на обучение» (вузы объясняют это ростом зарплаты преподавателей и инвестициями в инфраструктуру);
– «Книги» – «М.М. Юдкевич, Я.И. Кузьминов Университеты в России: как это работает» (авторы рассказывают, как устроена система российского высшего образования);
– «Есть мнение» – «Стоимость обучения в вузах не превышает 2,4 среднемесячных зарплат по региону» (аналитики Минобрнауки считают рост стоимости обучения адекватным).
М. Петрова
