
Идея консолидации европейских государств с целью укрепления экономических и политических связей между ними обрела новое дыхание после окончания Второй мировой войны. Так, в 1951 году в Париже был подписан договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), который вступил в силу в 1952 году. Договор, рассчитанный на 50 лет, преследовал следующие ключевые цели: создание общего рынка угля и стали, модернизация и повышение производительности в угольной и металлургической промышленности, улучшение условий труда и занятости. Договор был призван укрепить мир и создать предпосылки для тесного объединения народов Европы. Следующим шагом интеграции стало создание в 1957 году Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии, которые через 10 лет, в свою очередь, объединились с ЕОУС и создали новую организацию — Европейское сообщество. Наконец, в 1992 году все государства, входившие в Европейское сообщество, подписали Договор о Европейском союзе — Маастрихтский договор. Данный договор учредил три опоры ЕС: экономический и валютный союз (ЭВС), общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ), а также общую политику в области внутренних дел и юстиции[1].
Таким образом, Европейский союз прошел длительный этап становления: от объединения, включавшего несколько государств, до экономической и политической организации, в которую в настоящее время входят 27 стран Европы.
В последние годы, на фоне изменений в международной обстановке, организация начала трансформироваться в сторону оборонного союза. Если ранее приоритетом являлась экономическая и политическая интеграция, то теперь ведутся активные действия по созданию собственных вооруженных сил, предназначенных для оперативного реагирования на возникающие угрозы. В Глобальной стратегии ЕС 2016 года сформулированы основополагающие принципы политики безопасности, включающие обеспечение безопасности самого ЕС, укрепление социальной и государственной устойчивости в соседних странах (расположенных к востоку и югу), комплексный подход к урегулированию конфликтов, готовность к сотрудничеству с региональными системами на основе индивидуального подхода и совершенствование глобального управления в XXI веке[2]. Логическим продолжением этого документа стал Стратегический компас 2022 года, определивший следующие подходы к безопасности[3]:
- формирование общей стратегической культуры интегрированной Европы в области безопасности и обороны;
- укрепление трансатлантического партнерства;
- создание сил быстрого реагирования численностью до 5 тысяч человек;
- курс на сдерживание России.
Последним документом, определяющим развитие обороны, является «Белая книга европейской оборонной готовности к 2030 году». Стратегия предусматривает привлечение около 800 миллиардов евро в течение четырех лет, увеличение расходов стран Евросоюза на оборону на 1,5% ВВП, развитие оборонной промышленности, дальнейшую военную поддержку Украины, а также достижение военной мобильности ЕС[4]. Этот доктринальный документ продолжает развивать антироссийский нарратив, представляя Россию как серьезную стратегическую угрозу, способную к крупномасштабной войне.
Таким образом, Евросоюз планирует дальнейшее развитие собственных вооруженных сил. К сожалению, подобные действия со стороны Европы не способствуют укреплению коллективной безопасности на европейском континенте, а, напротив, лишь усугубляют существующие проблемы и противоречия.
Список литературы:
[1] Ковалев Ю. Ю. Политика устойчивого развития ЕС: становление, акторы, перспективы // История и современное мировоззрение. 2020. Т. 2, № 1. С. 82-91.
[3] Неймарк М. А. Что показывает “Стратегический компас” Европы // Обозреватель. 2022. № 5-6(388–389). С. 40-49.
[4] White Paper for European – Readiness 2030 // European Union [Электронный ресурс]. URL: https://www.eeas.europa.eu/eeas/white-paper-for-european-defence-readiness-2030_en#104841 (дата обращения: 14.04.2025).
Варакин Дмитрий Александрович, студент 4-ого курса политологии МГЛУ