Очередная встреча в «Лаборатории политического кино» была посвящена башкирскому поэту Рами Гарипову. На большие экраны вышел байопик Булата Юсупова «Дневник поэта» – завершающая часть трилогии о деятелях культуры Башкортостана XX века. Фильм был создан киностудией «Башкортостан» им. Амира Абдразакова и кинокомпанией «Живая Лента» при поддержке Главы Республики Башкортостан, министерства культуры РБ и Всемирного курултая башкир. Прежние фильмы серии – «Бабич» и «Первая Республика» – также показывался в рамках Лаборатории.

В этом году в Башкортостане отмечается 90-летие Рами Гарипова. Его творчество было посвящено поиску смысла жизни, исторической судьбе башкирского народа, национальной культуре и языку. Много внимания им уделялось переводу литературы на родной язык, а также переводу на русский язык башкирской национальной литературы. Не случайно самым известным его стихотворением стало «Туған тел» («Родной язык»), за который он подвергся осуждению и преследованиям.

Картина повествует о периоде становления и испытания героя. В фокусе внимания – его душевные терзания, трудные жизненные решения, непростые повороты судьбы. Молодость Рами Гарипова пришлась на период «хрущевскую оттепель» – поэт возвращается в Уфу после учебы в Москве, пытается обустроить быт, теряет ребенка, ищет свой творческий путь, переживает первые успехи и неудачи, уходит из профессии и возвращается в нее. Повествование основывается на дневнике поэта, давшим и название для киноленты.

В фильме рассматривается тема отношения Рами Гарипова и отца, который погиб не вернулся с войны. Для главного героя это больная тема. Она вообще и в российском, и в советском кинематографе очень сильно отражена. Например, в фильме «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») у Марлена Хуциева. Тема шестидесятников, оттепели очень связана с людьми послевоенного периода. Эта болезненность, уязвимость очень чувствовалась в их отношении к жизни.

Как признается сам режиссер Булат Юсупов, для него самым ценным было проследить путь становления поэта, ведь в его жизни было много вопросов к самому себе. Этим душевным исканиям, поискам ответов на вопросы о правильности своих поступков Рами Гарипов уделяет в дневниках очень большое внимание. Сам поэт ярко отражается именно в своих дневниках. Поэзия публична, она создается для того, чтобы люди читали, а дневники – это описание собственного «я», своей души.

В рамках обсуждения киноленты модератор показа, руководитель Лаборатории политического кино Сергей Лаврентьев отметил, что повествование фильма, как и сама жизнь Рами Гарипова затрагивает сразу несколько исторических эпох – это и военное время, наложившее сильный отпечаток на формирование личности поэта, и «хрущевская оттепель», вдохновлявшая его на первых порах творческого пути, и «брежневский застой», в период которого автор трагически умирает. Булат Юсупов, презентуя публике фильм, обозначил, что жизнь Рами Гарипова не оборвалась в 1977 году, она длится и по сей день в его творчестве, наследии, потомках. «Очень часто человек, не став Человеком с большой буквы начинает творить – именно поэтому мне так интересен этот период внутренних сомнений в творчестве, ведь многие уже на этом этапе заканчивают свой выбор или идут на компромиссы, а Рами Гарипов остался на своем пути, и это в конечном счете, сделало его тем, кем он стал для башкирской литературы. -Фигура Рами Гарипова для большинства башкир – как духовный маяк. И если современников Шайхзады Бабича, да и героев «Первой республики» уже почти не осталось, то Рами Гарипов – все-таки наш современник».

Зрители отмечали, что фильм раскрывает Рами Гарипова в 3 образах: отца, мужа и поэта. Те сложности, которые выпали на долю Р. Гарипова он смог выдержать, сохранив себя как личность. Надежда, жена Гарипова, в фильме очень схожа со своим историческим прототипом – так отмечали люди, которые были с ней лично знакомы. 

Постоянная дискутант Лаборатории Элеонора Файзуллина, являясь приверженцем того, что кинематограф должен нести образовательную функцию, посетовала, что в фильме мало времени уделено самому творчеству Рами Гарипова: «Он поздно вышел на литературную арену, но в фильме Гарипова-писателя будто еще нет».

Завершая дискуссию, Сергей Николаевич анонсировал планы поставить памятник Рами Гарипову в Республике Башкортостан, высказав пожелания того, чтобы общественное обсуждение тому, какой образ будет увековечен, было открытое и по-настоящему народное.

Арсен Шаяхметов

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля