
Введение
Федеративная республика Германия является одним из наиболее влиятельных акторов в мировой политике. Она продвигает свои интересы в международных организациях, Северном Атлантическом Альянсе, является двигателем экономики Европейского союза, а также она активно продвигает свои интересы на региональном уровне.
За время существования ФРГ у населения, которой проживает на ее территории, сформировалась особая идентичность, непосредственно влияющая на поведение Германии в международных отношениях.
Стоит отметить, что исследование, проводимое автором, систематизирует уже полученные знания, а также полезно для изучения внешней политики ФРГ и непосредственно для разработки и принятия решений в отношении Германии на дипломатическом уровне.
Автор строит свое исследование на анализе литературы отечественных и зарубежных авторов.
Внешнеполитическая идентичность: где пацифизм и моральность
На данный момент существует единственный подход к пониманию германской идентичности, который выражается в том, что под воздействием трагичных страниц истории Германии, у немецкого народа сформировался комплекс вины. Он проявляется в том, что коренные жители ФРГ чувствуют вину перед всем еврейским народом и, следовательно, Израилем за поступки, совершенные перед ним, а также перед европейскими странами [Пименова, 2024; Кирилина, 2022]. Это породило национальную идею, постулатами которой являются пацифизм, мультилатерализм и антинационализм [Трунов, 2023]. Стоит отметить, на данный момент политика ФРГ все больше противоречит этим постулатам, что находит сопротивление среди некоторых политических элит и, самое главное, среди рядовых граждан Германии. Немецкую идентичность также размывают следующие факторы: огромное количество мигрантов-мусульман, возросшее влияние прусской идеи на востоке страны.
Процесс трансформации идентичности ФРГ: где мигранты и появление новых вызовов для ФРГ.)
Миграционная политика ФРГ характерна тем, что в страну въехало огромное количество мигрантов из стран Ближнего Востока, которые по таким аспектам как религия и культура сильно отличаются от коренного населения Германии. Это порождает межнациональные конфликты, особенно четко это проявилось во время нападения ХАМАСа на Израиль. Огромное количество мусульман, проживающих на территории Германии вышли на митинги в поддержку палестины, что, вполне естественно, вызвало агрессию в их сторону со стороны коренного населения. Произошел явный конфликт интересов между немцами, которые по своей натуре не могут не поддерживать Израиль, и мигрантами-мусульманами, которые проявляют свою солидарность с братьями по вере на территории Газы. Стоит отметить, что во время этих митингов власти Германии четко заявили о том, что политика ФРГ никогда не будет направлено против еврейского народа [Пименова, 2024].
Белозеров Василий Клавдиевич пишет о том, что изменения внешнеполитической идентичности Германии также связаны с возросшей напряженностью в мировой политике, появлением новых конфликтов и угроз. Одним из таких вызовов является Россия. Наиболее активно внешнеполитическая идентичность ФРГ начала становиться агрессивнее после начала российской СВО на Украине. Уже 27 февраля 2022 года, Олаф Шольц декларировал о необходимости наращивания Германией военных возможностей [Белозёров, 2023]. Чуть позже вышла Стратегия национальной безопасности Германии, в которой Россия воспринимается как враг и агрессор. Подразумевается, что именно для сдерживания Российской Федерации ФРГ необходимо наращивать свой военный потенциал [Арзаманова, 2024]. Тем не менее, СНБ отражает стремление ФРГ налаживать отношения с европейскими соседями и поддерживать существование Израиля в связи с чувством коллективной вины за трагические события, произошедшие во времена Третьего Рейха [Umland, 2020].
Как отмечают некоторые исследователи, таким образом Германия старается освободиться от «плена прошлого», причем конфликт на Украине стал лишь катализатором для ускорения этого процесса. Если проследить эволюцию риторики видных политиков ФРГ, то невозможно не заметить, что начиная с канцлерства Ангелы Меркель до настоящего времени озвучивались и озвучиваются тезисы о принятии своего прошлого и отпущения «вины», двигаясь в светлое будущее, как отметил Ф.-В. Штайнмайер, существование Германии должно быть неразрывно связано с «демократическим патриотизмом» [Павлов, Пименова, 2023].
Библиография
- Пименова Е. В. Проблемы национальной идентичности современной Германии в международном измерении // Международная аналитика. 2024. Т. 15, № 1. С. 173–190.
- Белозёров В. К. Германия конструирует стратегическую культуру. Размышления после выхода Стратегии национальной безопасности ФРГ // Россия в глобальной политике. 2023. № 5. С. 166–177.
- Кирилина Е. Ю. Формирование внешнеполитического курса ФРГ // Вопросы науки XXI века: актуальные исследования и потенциал науки: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 30 июня 2022 года / Под общ. ред. А. В. Туголукова. Москва: ИП Туголуков А. В., 2022. С. 214.
- Павлов Н. В., Пименова Е. В. История в политической культуре Германии: генезис и современность // Полис. Политические исследования. 2023. № 1. С. 29–41.
- Арзаманова Т. В. «Императив стратегической деконструкции»: изменение стратегической культуры и ментальности как ракочные условия формирования новой идентичности Германии // Аналитика и политология (АПЕ). 2024. № 1.
- Трунов Ф. О. Ценностно-информационные аспекты внешней политики ФРГ (конец 2010-х – начало 2020-х годов) // Аналитика и политология (АПЕ). 2023. № 1.
- Umland A. Can Germany Become a Major Ally of Ukraine? Counterintuitive Deliberations on a Coming Partnership between Kyiv and Berlin // World Affairs. 2020. Vol. 183, No. 1. P. 74–89.
- Белозёров В. К. Стратегическая культура в общественно-политическом и научном дискурсе немецкоязычных стран // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. № 1.
Военная сила в политике латиноамериканских государств и роль: актуальность темы и состояние исследований
В отличие от классической парадигмы «национальной безопасности», сформулированной в контексте политики великих держав, латиноамериканский опыт характеризуется фокусированием на внутренних угрозах, что предопределило своеобразную траекторию гражданско-военных отношений и привело к феномену «милитаризации публичной безопасности». При этом в регионе периодически вспыхивают военные конфликты.
Ввиду необходимости оценки трансформации функций вооруженных сил и их влияния на политическую стабильность в регионе возникает необходимость определить концептуальные основы и проявления роли военной силы, а также выявление тенденций её эволюции на современном этапе.
В качестве методов исследования применяются сравнительный анализ, case-study (на примерах Бразилии, Мексики, Колумбии) и дискурс-анализ официальных документов.
Проблема роли военной силы в политике латиноамериканских государств регулярно становится объектом исследования ученых как российских, так и харубежных ученых. Среди отечественных специалистов следует указать, например, Зб.В. Ивановского, В.П. Сударева, В.Л. Семенова, чьи работы посвящены проблемам безопасности и политическим процессам в регионе.
Стоит отметить, что термин «гибридная роль военных» прочно закрепился в научном дискурсе, отражая их вовлеченность в Латинской Америке как в традиционные оборонные задачи, так и в борьбу с внутренними угрозами, охрану общественного порядка и даже реализацию социальных проектов. Эволюция этой роли прослеживается в работах таких зарубежных авторов, как Д. Пайон-Берлин, анализирующего модели гражданского контроля, и К. Торрес, исследующего экономические интересы военных учреждений в качестве фактора их политической автономии.
Основой для исследований в основном являются официальные документы, такие как стратегии национальной безопасности и обороны, а также научные труды, посвященные правовой регламентации и регулированию подготовки и применения армии, анализу политических решений, ведущих к расширению или ограничению её полномочий.
Вместе с тем в современном научном дискурсе существуют пробелы, наличие которых связано с недостатком компаративистских исследований, которые системно связывали бы идеологическую ориентацию правящих элит латиноамериканских государств с конкретными моделями использования военной силы и оценкой их эффективности в противодействии новым угрозам.
В связи с кардинальными изменениями в обстановке в регионе, в том числе военно-политической обстановки, приходом к власти новых правительств с различной идеологической ориентацией (от левых в Колумбии и Бразилии до правых в Аргентине) и постоянной адаптацией государственных доктрин к новым вызовам, существует насущная необходимость в системном изучении и раскрытии тематики роли военной силы в политике латиноамериканских стран на современном этапе. Актуальность такого исследования обусловлена необходимостью выявить, в какой мере расширение функций военных способствует стабилизации или, напротив, создает риски для долгосрочной демократической консолидации в Латиноамериканском регионе.
Список литературы:
1. Ивановский З.В. Политические сдвиги в Латинской Америке. Новые реалии, вызовы и возможности // Свободная мысль. 2023. № 1. С. 129-143
2. Сударев, В. П. Латинская Америка: новые геополитические вызовы: учебное пособие / В. П. Сударев. — Москва: МГИМО, 2015. – С. 94-106.
3. Pion-Berlin, D. Military Missions in Democratic Latin America / D. Pion-Berlin. – New York: Palgrave Macmillan, 2016. – 218 p.
4. Torres, C.A. Democracy, Education, and Multiculturalism: Dilemmas of Citizenship in a Global World. – 1998. – 187 p.
5. Семёнов В.Л. Мировой кризис и политика стабилизации в Латинской Америке и России // Латинская Америка. 2012. № 1. С. 5-18
6. Belozerov V. K. Emelianov A. I. Sidorova G.M. Relaciones Cívico-Militares en América Latina // Iberoamerica. 2019. № 4. Pp. 129-145.
Клепнев Никита Максимович, студент 4-го курса (бакалавриат по направлению подготовки 41.03.04 Политология) Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета E-mail: dactta20@gmail.com
Научный руководитель: Е.Ю. Кирилина, старший преподаватель политологии, кандидат политических наук, politologia@linguanet.ru
