Тезисы выступления на семинаре в Москве в июне 2023 года.

Сибирские татары – коренной этнос Западной Сибири. Основная территория их расселения располагается в пределах Тюменской, Омской, Новосибирской и Томской областей. Восточной периферией расселения является Кемеровская область. Западной – Курганская, юго-восток Свердловской и восток Челябинской (ичкинские татары или «татары сибирской дороги»).

По приблизительным оценкам всего в Российской Федерации насчитывается от 300 до 340 тысяч сибирских татар. Около 240 тысяч проживает в Тюменской области (включая ХМАО И ЯНАО).

В историческое время в формировании сибирских татар приняли участие различные этнические компоненты, в том числе тюркские, монгольские, угорские, самодийские. Первыми поселенцами на юге Западной Сибири считаются угорские племена, предки современных хантов и манси. Самодийцы, предки ненцев, энцев, нганасан и селькупов, задержались здесь не долго, теснимые тюрками они прошли дальше на север, в таежные и тундровые области.

Опираясь на исследования омских учёных-этнографов, можно сказать, что основной тюркский этнический компонент на первом этапе формирования сибирских татар составили племена: аялы, иштяк, курдак, тав, туралы, тукуз, и др., которые продвигались в Западную Сибирь с Алтая, Минусинской котловины и Средней Азии в VII-VIII вв. н.э. С этого времени начались сложные процессы межэтнического взаимодействия тюрок с угорскими племенами. В IX-X вв. они ассимилировали южнохантыйское население в районе р. Тара.

К X в. на обширной степной территории от Алтая до южного Урала расселились кыпчаки. При образовании Золотой Орды в середине XIII века они ассимилировали монголоязычные племена Дешт-и Кыпчака и передали им свой язык. Кыпчаки приняли участие в формировании нескольких современных тюркоязычных народов Евразии, в том числе и сибирских татар.

Кыпчаки продолжили вытеснять и ассимилировать угорское население в Западной Сибири. В XII-XIII вв. были тюркизированы угры лесостепного Притоболья и бассейна р. Исеть.

Современных сибирских татар можно условно разделить на пять групп: курганские, тоболо-иртышские, тарские, томские и барабинские. Самая многочисленная группа – тоболо-иртышские, проживающая в Тюменской и частично в Омской области. Каждая группа делится на подгруппы, включающие в себя более мелкие подразделения.

В тобольской подгруппе обращает на себя внимание иштякско-токузское подразделение. Токузы или тукузы, как сказано выше, представители ранней волны тюрок.

По поводу иштяков у исследователей не сложилось единого мнения. Одни считают, что этноним иштяк / истяк применялся преимущественно к башкирским племенам. Существует утверждение, что некий Иштяк был родоначальником башкир. Другие считают его тюркским по происхождению, но относящимся к инородческому языческому населению угорского происхождения и соотносят его с русским названием хантов – остяки. Хотя некоторые угроведы производят название остяк от хантыйского словосочетания Ас ях – народ Большой реки (Оби).

По данным исследований омских учёных, уштякамииштякамиэштеками называли башкир и сибирских татар, включая барабинцев, казахи. Одной из административных единиц иштякских татар была Истяцкая волость с центром в юртах Истяцких (Иштяк).

Сибирские татары, проживающие в северной части Тюменской области, называют иштяками хантов и манси. А у хантов и манси отложилось в народной памяти название сибирских татар хатань.

Название хатань скорее всего связано с древним монгольским племенем киданей, ассимилированным кыпчаками. Потомками древних киданей стали кара-китаи, ушедшие в Среднюю Азию, где их стали называть ктаи. Катаи / ктаи вошли в состав башкир, узбеков (Самаркандская обл. – 39 тыс. в 1920-м г.), казахов, киргизов, ногайцев, каракалпаков, гагаузов и, можно с уверенностью сказать, сибирских татар.

Катайское родоплеменное объединение в составе башкир сложилось в XIV-XV вв. и включало в свой состав кланы бикатин, калмак, катай, сальют, сынрян, терсяк. После присоединения Башкирских земель к России вотчинные земли катайцев составили Катайские волости Ногайской и Сибирской дорог. Сегодня кроме Башкирии представители катаев живут соседних с ней Курганской и Челябинской областях, соприкасаясь и взаимодействуя с сибирскими татарами курганской (ичкинской) группы. Представители кланов сынрян и терсяк вошли в состав тюменско-туринской группы сибирских татар. Название клана бикатин отразилось в названии села Бегитино Вагайского р-на Тюменской области, где живут сибирские татары тобольской группы.

Каурдакско-саргатские татары до сих пор помнят, что раньше деревня Саургачи нынешнего Усть-Ишимского района Омской области делилась на три окраины: астяк кыр, кытай кыр, косан кыр, т.е. остяцкий, катайский и казанский край.

Особую группу сибирских татар составляют барабинские татары, называющие себя параба или барама. По данным Н.А. Томилова, барабинцы говорят о себе «Мы – монгольские татары, мы отличаемся от казанских, т.к. пришли сюда вместе с Батыем».

*         *         *

После распада в XV веке Золотой Орды самым крупным и мощным государственным образованием кочевых тюрок стала Ногайская Орда, оказавшая значительное влияние на историю большинства тюркоязычных народов Евразийских степей, в том числе и сибирских татар. До конца XV – начала XVI века кочевья ногайцев доходили: на северо-востоке – до Западно-Сибирской низменности, на северо-западе – до Казанского ханства, на юго-западе – до Приаралья и севера Прикаспия.

Историк Н.М. Карамзин, опираясь на своды русских летописей, писал в своей монументальной «Истории государства Российского», что сибирский хан Ибак или Он, «был племени Ногайского, веры магометанской, жил на реке Ишиме, повелевая многими Татарами, Остяками и Вогуличами; что какой-то мятежник Чингис свергнул Ибака, но из любви к его сыну Тайбуге, дал ему рать для завоевания берегов Иртыша и великой Оби, где сей юный Князь основал Сибирское Ханство и город Чингий на Type…»

И далее: «Заметим, что полки Московские в 1483 году воюя на берегах Иртыша, еще не видали Татар в сих местах, где уже существовала крепость Сибирь и властвовал Князь Лятик, без сомнения Югорский или Остяцкий: следственно Ишимские Ногаи, соединясь с Тюменскими, завладели устьем Тобола едва ли ранее XVI века и не основали, а взяли городок Сибирь, названный ими Искером».

Как известно, хан Ибак был шибанидом по происхождению и прямого отношения к потомкам Ногая и Ногайской Орде не имел. Однако пользовался помощью ногайцев для укрепления своей власти и влияния. В 1481 году Ибак совместно с ногайскими мурзами Мусой и Ямгурчи убил хана Большой Орды Ахмата и перенёс его кочевую ставку Орда-Базар вместе с её жителями и монетным двором в город Чинги-Тура (Тюмень).

В 1492 году вместе с братом Мамуком при поддержке тех же ногайских мурз Мусы и Ямгурчи совершил поход в Поволжье, где безуспешно пытался взять Хаджи-Тархан. Вернулся в Сибирь в начале 1493 года, после чего окончательно утвердился в Чинги-Туре.

Сложно говорить о том, в какой период истории сибирские татары и все ли группы восприняли этноним нугай в качестве самоназвания. Однако нельзя отрицать влияния на это ногайцев.

Ногаями / нугаями в XIX – начале XX века называли татар их ближайшие на юге соседи казахи, поначалу только сибирских, с которыми у них издавна сложились политические и экономические взаимоотношения, а позже и поволжско-приуральских.

 Казахи северо-западного Казахстана общались с татарами / нугаями, посещавшими их степные стойбища. В начале ХХ в. широкую деятельность среди кочевых казахов Тургайской степи развернули ученики (мударрисы) из медресе Казани, Уфы и Оренбурга и, возможно, Тобольска, приезжавшие на туда в летние каникулы на заработки. Они обучали детей казахов-кочевников грамоте, а взрослых мусульманским молитвам и обрядам. Здесь начался своеобразный исламский ренессанс в противовес деятельности Киргизской противомусульманской миссии. С казахами мударрисы общались на своих языках и те их понимали потому, что эти языки восходили к одной кыпчакско-ногайской основе. 

Давние торговые связи с жителями северо-восточного Кахахстан привели к формированию в некоторых городах торговых заведений сибирских татар и бухарцев. К примеру, в Семипалатинске находились лавки купцов и благотворителей Сейдукова-Кармышакова и Муртазина родом из села Ембаево Тюменского округа. В Семипалатинске была самая крупная, по сравнению с другими городами Северного Казахстана, «татарская» слобода. В Верном (Алма-Ате), квартал где жили татары, назывался Нугай-кала.

В качестве этнонима сибирских татар слово нугай было впервые зафиксировано в Русско-татарском разговорнике, выпущенном в 1905 г. Тобольским комитетом Православного миссионерского общества. Там везде, где по-русски написано татарин, татарский, по-сибирскотатарски написано нугай.

*         *         *

Об этнониме татары написано много научных работ, сломано много копий в дискуссиях учёных. Мы придерживаемся точки зрения, что этноним татары для тюркоязычных жителей Российской империи до начала ХХ в. был экзоэтнонимом. По сути он является мнимым псевдоэтнонимом, обозначающим реально не существующую общность (по классификации М.А. Членова). Народы, в названии которых сегодня присутствует слово «татары», никогда не были единым этническим образованием. Объединяющий их этноним вошёл в употребление на Руси после монголо-татарского нашествия и сохранился до начала ХХ в. В русских летописях средневолжские тюрки именовались болгарами, а со второй половины XIV в. казанцами, когда г. Казань стал одним из важных торговых и политических центров в составе Золотой Орды.

По мере становления и расширения территории Российского государства русские стали называть татарами большинство тюркоязычных народов. Одной из видимых причин стало нежелание называть их турками или тюрками, так как Россия на протяжении многих лет вела войны с Османской империей. Хотя в трудах некоторых Российских лингвистов XIX в. употреблялись словосочетания «тюрко-татарский» или «турецкие народы Алтая».

Огромный вклад в «увековечивание» этнонима татары внесли учёные-историки XVIII – XIX вв., прежде всего немецкие, служившие в Российской академии наук. Следуя устоявшейся европейской традиции, они называли большинство тюркоязычных народов татарами. Характерный пример – книга И.Г. Георги о народах России. Во второй части, посвящённой «народам татарского племени» перечисляются «казанские и оренбургские татары, тобольские татары, качинские татары» и. т.д.

Исторически сложилось, что судьбы народов России часто решались в высоких правительственных или в научных кабинетах. Это касается и названий, и самоназваний народов, в том числе казанских и сибирских татар.

Многие исследователи XIX–XX веков, обобщая как собственные наблюдения, так и различные исторические источники неизменно писали о том, что казанские татары имеют булгарские корни. Никто из них не упоминал, что название татары когда-либо являлось самоназванием тюркского населения Поволжья, Приуралья или других территорий.  

В географо-статистическом сборнике материалов о Казанской губернии М. Лаптева указано: «Случается до сих пор, что Казанец величает себя Булгарлыком (Булгарином)».

Востоковед Н.И. Ильминский высказался более категорично: «Внутри нашего отечества есть множество инородцев под именем татар… Здешние татары не называют себя этим именем. Они называют себя мусульман – по религии, и не дают себе, кроме этого, никакого племенного или народного названия».

Известный казанский историк, археолог и этнограф конца XIX – начала ХХ в. Гайнетдин Ахмеров писал, что казанские татары, будучи мусульманами, а по происхождению булгарами считали слово татарин ругательным.

Этнограф Н.И. Воробьёв в 1930-м г. писал, что название татар окончательно укрепилось за населением Волжско-Камского края с организацией Казанского Ханства. Самоназванием народа оно стало только в последние десятки лет. И далее, цитируем: «Раньше же Казанские татары это название считали обидной кличкой и сами называли себя или общим для всех магометан именем «мусульман» или же нередко прямо «болгар» особенно старики, хорошо знакомые со старинными преданиями. Татары относятся к болгарам, как потомки к предкам и болгарская старина считается священной».

Активная пропаганда названия татар в Поволжье и Приуралье началась после публикации в конце XIX в. сочинений казанского богослова и просветителя Ш. Марджани. Известно одно его часто цитируемое высказывание «Если ты не татарин, то кто же ты?».

Многие известные мусульманские просветители начала ХХ в. не поддержали идеи Ш. Марджани. «Мы не татары, а тюрки», писал на страницах газеты «Тарджиман» Ризаэтдин Фахретдинов. Издатель этой газеты Исмаил бей Гаспринский спорил там же с господином Габдельбари Батталом: «Название “татары” нам дали старые московские дьячки, не ведавшие об истории и этнографии. Начиная от русских и до французов все называли нас “татарами”. А теперь господин Баттал принимает это название. На самом деле мы обязаны не принимать эту ошибку, а исправить ее».

Корреспондент Р. Фахретдинова Валиулла Ануари из г. Зайсан Семипалатинской области в 1917 г. с горечью писал: «В настоящее время все народы, которых называют казанскими людьми, мишарями и башкирами, являются булгарскими тюрками. Называть их татарами является большой ошибкой, изобретенной неграмотными людьми… В последнее время наша молодежь по какой-то причине начала называть себя татарами. Есть причина, по какой русские назвали булгарских тюрков татарами. Однако неизвестно, по какой причине наша молодежь стала называть себя татарами».

Против широкого применения учёными термина татары выступал в начале ХХ в. видный тюрколог П.М. Мелиоранский, называя его неопределённым и ненаучным, основанным на историческом недоразумении.

Большую роль в распространении этнонима татары в Сибири сыграли русские переселенцы из центральных губерний России, переносившие стереотипы восприятия языка и культуры знакомых им тюркоязычных народов на сибирских тюрок. Усилили это влияние татары-переселенцы из Поволжья и Приуралья, особенно второй половины XIX – начала XX века.

По мнению Н.А. Томилова, этноним татары, «выразил осознание сибирскими татарами своего единства» перед соседними народами. При этом закрепление самоназвания татары шло в территориально-этнической форме – «я – сибирский татарин, а не казанский».

Окончательно вопрос с названием татары был решён в Советском Союзе во второй половине ХХ в., после публикации работы И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания», где главным постулатом стало выражение «один народ – один язык». За основу татарского национального языка было взято наречие тюркского населения Заказанья».

С этого времени начался новый этап развития татарского литературного языка (первый проходил в 1920-е – начале 1940-х гг.), сконструированного на основе языков средневолжских татар и мишарей, «очищенного» от других регионально-диалектных форм. Как пишет казанский филолог И.Б. Баширова, общенациональный татарский язык стали понимать теперь «не как язык определенного класса, не как язык учёных, культурных людей, а как язык понятный всему народу, обработанный, отшлифованный, зафиксированный в письменных текстах, который может базироваться только на одном определенном диалекте».

Этноним татары, усвоенный органами управления сначала императорской России, а затем и СССР, стал точкой опоры для внедрения нового литературного языка в образовательные программы всех «татарских» школ Советского союза. Соглашаясь с высказыванием И.В. Сталина, казанские лингвисты 1950-х гг. считали, что «элементы старого качества» языка, т.е. диалекты, постепенно отомрут сами собой и все этнические общности, называемые татарами, воспримут татарский литературный язык как родной. И, как полагали, станут осознавать себя единой татарской нацией.

*         *         *

До революции 1917 года параллельно с самоназванием нугай у сибирских татар, также, как у татар Крыма и Поволжья, некоторых других народов, бытовало самоназвание мусульман, о чём упоминалось выше. Ислам издавна играл значительную роль в жизни многих тюркоязычных народов Российской империи, поэтому самоидентификация по конфессиональному признаку была нормальным явлением.

Начавшийся в 1917 г. на волне революции подъём национального самосознания привёл к консолидации мусульман России, созывам съездов и формированию мусульманских органов управления и печатных органов.

Однако уже через два года Коммунистическая партия открыто провозгласила в качестве своей задачи содействовать «отмиранию религиозных предрассудков». Поэтому о закреплении названия «мусульман» в качестве этнонима какого-либо народа не могло быть и речи.

*         *         *

За этнонимами нугай и мусульман потерялось из виду древнее самоназвание сибирских татар. По их устным преданиям, до прихода тюркских племён, в Западной Сибири проживал народ сипыров или сыбыров. Межэтнические контакты привели к ассимиляции аборигенов, но название закрепилось за новыми насельниками края. В легендах, записанных В.В. Радловым, сибирских татар именуют не иначе как «сибир халк» – сибирский народ. Название татары не упоминается совсем.

Такое этническое наименование не могло быть закреплено за сибирскими татарами по двум причинам. Первая – название двусоставное, чего нет у других народов. Вторая – «сибиры» можно перевести как «сибиряки», но сибиряками по праву считают себя и другие народы Сибири, как коренные, так и переселившиеся туда в разные исторические эпохи.

В настоящее время в разговорах с сибирскими татарами можно услышать, как они называют себя «себер», чаще «себер татар» или просто «татар». О название «нугай» напоминают сибирским татарам приезжающие в Сибирь казахи, но те уже не понимают почему их так называют.

 К сожалению, многолетняя пропаганда из Казани идеи о существовании мифической «единой татарской нации» даёт свои плоды на всей современной территории проживания сибирских татар. Это показывают результаты Всероссийских переписей населения начала XXI века, в которых многие сибирские татары записываются по старинке просто татарами, как было когда-то зафиксировано в советских паспортах.

Авторы: Квашнин Юрий Николаевич, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Центр палеоэтнологических исследований, г. Москва

Бакиева Гульсифа Такиюлловна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Томский государственный университет, г. Томск

Поделиться в социальных сетях
2 комментария к «Сибиры – нугаи – мусульмане – татары: трансформация этнической идентичности сибирских татар под влиянием внешних факторов»

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля