27-28 апреля в Уфе Школой молодого этнополитолога был организован двухдневный научный семинар «Влияние геопроекта “Туран” на этнополитические процессы в регионах ПФО».
Мероприятие прошло на площадке Института стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан. В нем приняли участие авторитетные эксперты и молодые ученые – историки, философы, политологи, социологи, экономисты – из разных российских регионов (Москва, Уфа, Казань, Ульяновск, Тобольск, Луганск, Астрахань).
Семинар открыл Вячеслав Петров, директор ШМЭП, главный редактор интернет-журнала «Политическое образование», член Экспертного совета при ФАДН России, кандидат философских наук. Свой доклад он посвятил методологическим подходам к междисциплинарным исследованиям с упором на сложившуюся практику работы Школы. обосновал приоритет проведения семинаров как наиболее продуктивной формы научного обсуждения рассматриваемых вопросов.
Одной из назревших проблем Вячеслав Петров считает недоучет важности практического применения уже имеющихся научных разработок и отсутствие заказа на перспективные гуманитарные исследования. Он привел конкретные примеры подобных гуманитарных научных разработок в области прикладной аналитики, безопасности, включая борьбу с террористическими организациями и радикальными структурами. Доклад вызвал живой интерес у присутствующих, были заданы вопросы, прозвучали предложения и комментарии.
Затем выступил Азат Бердин, научный руководитель ШМЭП, директор АНО ПРОИГН «Центр социокультурного моделирования», член Экспертного совета при ФАДН России, ведущий научный сотрудник ИСИ АН РБ, кандидат философских наук. Тема его доклада «Влияние геопроекта «Туран» на регионы РФ: промежуточные итоги экспертных исследований Школы».
Ученый поделился результатами исследования по тематике пантюркизма в современности Республики Башкортостан, в частности, затронул вопросы выявления основных черт генезиса, направлений, характера, степени и тенденций влияния пантюркизма на общественно-политическую и религиозную жизнь в ПФО на примере Республики Башкортостан и сложившейся вокруг него политической мифологии.
Главный посыл – в настоящее время проект «Туран» не представляет реальную угрозу России. В то же время продолжается процесс консолидации тюркоязычных стран, в котором Турция стремится занять лидерские позиции, включить в этот процесс ряд российских регионов. Проект наибольшее развитие получил в Азербайджане и Казахстане. Причем с казахской территории идет влияние на приграничные российские территории с компактным проживанием тюркских народов, которое имеет в своей основе русофобское начало. Но на данном этапе постоянная прямая связь с геопроектом Туран не отмечается.
«В организационной практике башкирских националистических групп наблюдалась преемственность с советскими и постсоветскими, а не зарубежными социальными практиками. Эклектичное заимствование символики у турецких организаций – не прозелетизм, а очевидный карго-культ. Заимствуется не структура, не идеи и концепции, поскольку они вряд ли применимы в отечественных реалиях, отсутствовало какое-либо подчинение внешним акторам. У национальных и националистических организаций в республике выстраивались собственные, исключительно местные кадровые и идейные иерархии, преимущественно из представителей постсоветских гуманитарных элит, обладавшие собственной политической историей и субкультурой, весьма далекой от турецких образцов, и собственная развитая национальная мифология», – подытожил Азат Бердин.
О научном вкладе Школы в изучение актуальных проблем, об основных итогах работы ШМЭП и видении будущего данного проекта рассказал Владимир Савичев, исполнительный директор ШМЭП, директор ИСИ АН РБ, член Экспертного совета при ФАДН России, кандидат политических наук.
По его информации, за период с 01.07.2022 по 30.04.2023 проведено 9 семинаров, в рамках которых состоялось 46 мастер-классов и 21 круглый стол. В них приняли участие 190 участников, в том числе 109 экспертов Школы. Проведено 2 обучающие лекции для 90 студентов и аспирантов, а также 4 лекции по тематике современных этнополитических процессов в России для представителей производственных предприятий. Эксперты Школы только в Республике Башкортостан дали более 20 интервью СМИ (телевидение, радио, интернет-издания, газеты) по актуальной тематике этноконфессиональных отношений в России и проведению СВО.
Усилился социологический аспект в работе Школы. За этот период проведено 3 социологических исследования, включая экспертный опрос, пилотажный опрос молодых респондентов, парсинговое исследование социальных сетей.
Владимир Савичев особо отметил участие экспертов Школы в анализе результатов опроса вынужденных переселенцев из вновь освобожденных территорий специалистов из Донецкой академии управления и государственной службы при Главе ДНР и Луганского государственного университета им. Даля.
Продолжена работа со студентами МГЛУ по вовлечению их в научную деятельность. Они проходят научную практику в ЭПИ «Политическое образование», посещают мероприятия Школы. Проведена глубокая модернизация сайта Проекта, позволившая активизировать присутствие Школы в социальных сетях.
Была отмечена работа «Лаборатории политического кино», способствовавшая сбору эмпирического материала для анализа идеологических нарративов, которые используются в сюжетах художественных и документальных фильмов. В качестве положительного примера формирования у молодежи положительного отношения к традиционным народным ценностям и интереса к отечественной истории был отмечен художественный фильм «Сестренка», на материале которого хорошо воспринимается аргументация в поддержка СВО.
Владимир Савичев поделился с участниками основными научными выводами, которые были сделаны в результате проведенных мероприятий.
Далее выступила Лана Раванди-Фадаи, старший научный сотрудник, заведующая Восточным культурным центром Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук. Доклад ученого-востоковеда был посвящен развитию отношений Ирана и Азербайджана с 1991 г. до самого последнего времени. С одной стороны, торгово-экономические отношения развивались активно, а также Иран формально признал территориальную целостность Азербайджана (включая Карабах). Однако фактически некоторое охлаждение отношений началось в середине 1990-х гг., когда Иран из-за давления Запада не получил долю в разработке азербайджанской нефти, на которую рассчитывал. Особенно ярко охлаждение отношений и конфронтационная риторика дали о себе знать после победы Азербайджана во Второй карабахской войне в 2020 г. и особенно после теракта в азербайджанском посольстве в январе этого года. Можно только надеяться на посредническую миссию России.
Программа мероприятия была насыщена. Она включала в себя два круглых стола: «Россия – Турция – Иран: новые контуры взаимодействия геополитической и «мягкой» силы» и «Внешние идеологические воздействия и региональная специфика».
Избранные форматы круглого стола позволили участникам после каждого выступления задать вопросы, подискутировать на заданные темы.
Второй день семинара традиционно начался с заслушивания докладов.
Рамиль Ишмухамбетов, соискатель кафедры истории России Астраханского государственного университета, выступил с докладом «Ногайский национальный проект: поиск модели и стратегии», в котором проанализировал стратегию развития ногайского общественного движения и философско-этической концепции. Ученый сравнил средневековое ногайское общество с таковым же японским: сословные структуры; кодексы поведения; конфуцианство и ногайский этикет, исламский мистицизм и дзен буддизм; богатырский эпос (Эдиге, Сорок ногайских батыров) и эпос Моногатари. Выступление ногайского ученого вызвало большой интерес коллег и дальнейшую оживленную дискуссию.
Андрей Судьин, руководитель научной группы Волго-Уральского региона Института востоковедения РАН, кандидат экономических наук, в своем докладе затронул тему перевода татарского языка на латиницу как softpower Турции, дал развернутый анализ и перспективы развития процесса. В частности, ученый рассказал, что процесс латинизации письменности тюркских языков народов СССР начался еще в 1920-е годы при активной поддержке со стороны советского государства. Но уже в конце 1930- х годов подход к данному вопросу со стороны властей радикально изменился. Языки народов Советского Союза перешли на кириллицу. В постсоветский период ряд тюркских языков на территории бывшего СССР вновь перешли на латиницу, причем не на ту, которая использовалась в прошлом, а на другой ее вариант, основанный на турецком алфавите. Турция активно поддерживает латинизацию письменности тюркских языков на постсоветском пространстве. Однако, в отличие от ситуации 1920-х годов, федеральные власти в Москве отрицательно относятся к данному процессу считая, что он может ослабить единство страны и обострить межнациональные отношения.
Гульсифа Бакиева, старший научный сотрудник лаборатории лингвистической антропологии Томского государственного университета, кандидат исторических наук и Юрий Квашнин, в.н.с., руководитель группы этнографии Центра палеоэтнологических исследований (г. Москва), кандидат исторических наук, выступили с докладом: «Язык сибирских татар в дискуссиях специалистов и масс-медиа: этнополитологический аспект». Был освещен вопрос признания учеными-лингвистами языка сибирских татар самостоятельным языком. Дискуссия, происходившая между казанскими и сибирскими исследователями, перешла из научного пространства в средства массовой информации и социальные сети. Мнение и той, и другой стороны нашло своих сторонников и противников. «Таким образом попытки казанских историков дискредитировать научно обоснованные выводы московских и сибирских ученых не увенчались успехом», – отметил Юрий Квашнин.
Александр Овчинников, доцент Казанского государственного энергетического университета, научный сотрудник Философского факультета Томского государственного университета, кандидат исторических наук в своем докладе рассмотрел источниковедческие и историографические аспекты научного обоснования «1100-летнего юбилея принятия ислама Волжской Булгарией в 922 г.». В своем исследовании ученый-историк выявил собственно научные и политические особенности конструирования образов «официального принятия ислама», «Болгара» и «Ахмеда ибн Фадлана». Подводя итоги, он отметил, что необходимо дальнейшее обобщение и систематизация большого массива источников, связанных с «мифом 922 года».
Секцию «Выработка ценностных установок молодежи в условиях конкуренции геопроектов (Россия, Запад, Туран)» открыл Руслан Карамышев, заместитель Председателя Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ. Он рассказал о религиозных аспектах ценностного выбора молодежи на материале Республики Башкортостан и уммы ПФО. Его выступление вызвало интерес у молодых ученых, деятельность которых связана с исследованиями этноконфессиональных вопросов.
Арафат Абишев, руководитель проекта, гейм-дизайнер из Республики Казахстан присоединился к мероприятию в онлайн-формате и выступил с докладом на тему «Актуальный гейм-дизайн исторических дуэльных игр как патриотическое softpower на материале Казахстана». Он рассказал об историческом сеттинге – разновидности мира ролевой игры, который является не выдуманным, а основанным на реально существовавших в истории культурах и событиях.
Илья Демичев, с.н.с. Института стратегических исследований АН РБ, кандидат философских наук поделился своими наработками и исследованиями в докладе «Интерактивность в гуманитарных практиках в контексте конкуренции цивилизационных дискурсов».
Работу семинара завершил круглый стол «Гуманитарные практики и ценности молодежной аудитории в условиях цифрового перехода».
В целом, по мнению экспертов и участников семинара, в ходе дискуссии удалось сформулировать не только дальнейшие шаги по продолжению своих исследований в методологическом и эмпирическом форматах, но и наметить рекомендации по формированию эффективной этнополитики в Российской Федерации и укреплению межнационального согласия.
Все участники конференции отметили отличную организацию и полезность проведенных мероприятий.
М. Петрова