События в политической сфере Украины указывают на важность текущих решений не только для Украины, но и для России, Восточной Европы и всей Евразии. Представляется очевидным, что эти аспекты делают вопрос изучения и понимания внешней политики Украины не только актуальным с научной точки зрения, но и с политической точки зрения.

Наконец, актуальность данной темы также обусловлена тем фактом, что мы наблюдаем зарождение нового мирового порядка. Традиционная система международной безопасности, сформировавшаяся после Второй мировой войны, всё чаще дает сбой, появляются новые центры влияния и геополитические союзы. Оглядываясь на формирование внешнеполитического курса Украины, проблемы, с которыми она столкнулась в ходе его реализации, она позволяет лучше реагировать на вызовы и угрозы современности и более эффективно искать свое место в меняющемся мире.

Целю данной статьи является выделение основных характеристик и особенностей эволюции внешней политики Украины с поучения независимости в 1991 году до настоящего времени.

Стоит отметить, что определенная тяга к прошлому, особенно к Советскому Союзу или “обновленному общему государству”, присутствует, в первую очередь, у пожилых людей, для которых советское время было периодом молодости и расцвета жизни. Важно подчеркнуть, что несмотря на эту ностальгию, суверенитет и независимость являются реальными ценностями для большинства граждан Украины.

Характерной особенностью внешней политики Украины является относительно небольшое количество формальных доктринальных документов. В настоящее время существующие документы либо представлены в виде специальных законодательных актов, либо положений, связанных с внешней политикой. Среди таких документов можно выделить следующие: “Декларация о государственном суверенитете Украины,” “Акт провозглашения независимости,” и “Конституция Украины”.

Еще одной характерной особенностью внешней политики Украины, обусловленной прежде всего отсутствием стратегических доктринальных документов, является нестабильность и непоследовательность внешнеполитического курса. Из-за ограниченной доктринальной базы международная политика в значительной степени зависела от предпочтений и взглядов политических и экономических элит, занимавших руководящие должности.

В данном контексте логичным представляется использование личностного подхода при анализе внешней политики Украины, с акцентом на роли президента и его ближайшего окружения. Это окружение включает не только членов правительства, но также влиятельные финансово-промышленные группы или “кланы,” которые сыграли важную роль в формировании и реализации как внутриполитических, так и внешнеполитических курсов.

6 декабря 1991 года в Киеве было подписано одно из первых межправительственных соглашений Независимой Украины, “Договор об основах добрососедства и сотрудничества между Украиной и Венгерской Республикой”. Активизация международной деятельности Украины послужила поводом для Верховной Рады 2 июля 1993 года утвердить “Основные направления внешней политики Украины”. Этот документ определил ключевые национальные интересы и направления внешней политики Украины:

  1. Создание и развитие Украины как независимого демократического государства.
  2. Обеспечение стабильности международного положения Украины.
  3. Вовлечение национальной экономики в мировую экономическую систему.
  4. Сохранение территориальной целостности государства и нерушимости его границ.

Экономические, политические и культурные связи с европейскими странами, сотрудничество в области прав человека с мировыми нациями и тесные дружеские отношения с соседями, включая Россию, были определены как приоритеты внешней политики Украины. Важно отметить, что отношения Украины с странами-членами Содружества Независимых Государств в значительной степени зависели от политических и неэкономических факторов.

31 мая 1997 года президент Украины Леонид Кучма и президент России Борис Ельцин подписали Соглашение о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией. В этом соглашении стороны обязались развивать свои отношения, исключая применение силы и давление друг на друга, а также не заключать соглашения с третьими странами, направленные против интересов другой стороны.

В июле 1997 года Украина подписала в Мадриде “Хартию об особом партнерстве” между Украиной и НАТО. Этот документ определял механизмы сотрудничества в области безопасности, предотвращения конфликтов, нераспространения ядерного, биологического и химического оружия, а также контроля над вооружениями. В рамках этой хартии страны НАТО подтвердили свою поддержку суверенитету, независимости, территориальной целостности Украины, а также ее демократическому развитию и статусу государства, свободного от ядерного оружия. Также отмечается, что в Киеве был открыт Центр информации и документации НАТО, который представлял собой административную и разведывательную структуру для наблюдения за событиями в Украине и сбора разведывательной информации.

Итак, важнейшей особенностью политических изменений в Украине является эволюционный характер этих изменений. В отличие от событий, подобных румынским в 1989 году или российским в 1993 году, Украина не пережила радикальных революций в конце 20 века. Конституционные изменения происходили в рамках предшествующей системы, и Парламент самостоятельно принимал решения, определяющие направление этих изменений.

Следует отметить, что трансформационный сценарий Украины близок к бархатным революциям в Восточной Европе, но с некоторыми отличиями. Разработка Конституции происходила в Украине через диалог, хотя этот процесс был более длительным и менее успешным в арбитражных процедурах, чем в некоторых странах Восточной Европы. Это объясняется тем, что политическая система Украины изначально была слабо структурирована и состояла из множества конфликтующих сегментов. Отсутствие харизматичного лидера и широкое представительство бывшей партийной и экономической элиты в Верховной Раде осложняли конституционный процесс.

Список использованных источников.

1. Барабанов И. А. Украинский дневник / – М.: АСТ, 2019. – 256 c.

2. Борисенок Е. Феномен советской украинизации / Елена Борисенок. – М.: Европа, 2020. 256 c.

3. Великан над Донцом: Выдающиеся люди о Донбассе / – М.: Донбасс, 2020. – 158 c.

4. Гетман П. П. Скоропадский. Украина на переломе. 1918 год. /М.: Российская политическая энциклопедия, 2019. 779 c.

5. Де-Рибас, Александр Старая Одесса. Исторические очерки и воспоминания / Александр Де-Рибас. – М.: Крафт, 2021. – 288 c.

6. Жмыр, Владимир Шевченко в Киеве. Фотопутеводитель / Владимир Жмыр. – Москва: РГГУ, 2021. – 128 c.

7. Наукова М. История Киева. В 3 томах (комплект из 4 книг): моногр. . / – М.: Наукова думка, 2020. – 381 c.

8. Наукова М. История Киева. В двух томах. Том 2. / – М.: Издательство Академии Наук Украинской ССР, 2019. – 820 c.

9. Ковалиниский, В. Меценаты Киева / В. Ковалиниский. – М.: КИЙ, 2020. – 528 c.

Автор: Вдовиченко Степан Андреевич, студент 4 курса Московского государственного лингвистического университета

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля