Создание общей европейской армии является одной из ключевых целей Европейского союза. Эта идея обсуждается уже много лет, но до сих пор не получила однозначного решения. В современном значении понятие «европейская армия» входит в систему управления Общей внешней политики и политики безопасности. В рамках этого вопроса занимаются в основном зарубежные политические исследователи. Например, доклад научного сотрудника отдела европейской безопасности департамента исследований международной безопасности RUSI (Royal United Services Institute) Эда Арнольда «New European Security Realities Following the War in Ukraine».[1] Также Юрген Хабермас написал свою работу «Европейское национальное государство», которое является основой Европейского Союза.[2] Он писал, что при поддержке армии политическое образование сможет отстаивать свою автономию. С созданием европейской армии руководство этого объединения и стремится. Хабермас также писал, что складывающаяся общая европейская формация называется Европейское национальное государство, которое начало складываться после Вестфальского мира 1648 года.[3] Он писал, что «основу современного государства образуют юридически оформленный и высоко дифференцированный административный аппарат, который имеет монополию на легитимные средства насилия и подчиняется интересному разделению труда с рыночным обществом, свободным для исполнения экономических функций». 

Первые конкретные шаги в этом направлении были предприняты в 1950-х годах, когда была создана Европейская оборонительная общность (ЕОУС). ЕОУС предусматривала создание единой европейской армии, которая находилась бы под контролем Европейского совета. Однако ЕОУС так и не была реализована из-за разногласий между Францией и Германией. В последующие годы Европейский союз предпринимал ряд шагов по развитию сотрудничества в области обороны.  В 1961 году был представлен проект договора – «план Фушета – 1», который среди прочего предлагал принять общую военную политику и общую оборонительную политику. Представителем ЕС должен был стать Независимый Генеральный Секретарь. Однако этот проект не приняли и на время отказались от попыток создания новых проектов по сотрудничеству.[4]

Вопрос о создании общей армии был поднят на межгосударственном уровне 4 декабря 1998 года во французском городе Сен-Мало. На встрече присутствовали президент Франции Жак Ширак, премьер-министр Великобритании Тони Блэр. По окончании они приняли совместную декларацию, которая положила начало созданию этого проекта. А уже в следующем году было решено формировать Общую политику безопасности и обороны.[5] В 1999 году был создан Европейский центр по планированию и проведению операций (ЕЦППО), который занимается планированием и координацией совместных операций европейских армий. В 2003 году был принят план по созданию Европейской интервенционной силы (ЕИС), которая будет использоваться для проведения быстрых и эффективных операций по поддержанию мира и гуманитарной помощи.

И самый последний значимый европейский проект от 2017 года был создан после саммита в Брюсселе. Центральным местом было обсуждение запуска процесса создании совместного европейского оборонного фонда – Постоянное структурированное сотрудничество. Цель PESCO – придание Европейскому союзу -“экономическому гиганту” – соответствующего военно-политического потенциала, чтобы повысить его значимость на международной арене. Многие проблемы связаны с состоянием вооруженных сил стран-участниц.

Пока что программа PESCO во всех документах ЕС объявляется как помощь и дополнение к действиям блока НАТО. Однако в ноябре 2022 года, ЕС одобрил добавление к уже существующим программам ещё 14.[6]

Общая европейская армия в доктринальных документах

Стратегическая концепция Европейского союза 2016 года определяет общую европейскую армию как один из ключевых элементов европейской политики безопасности. В документе отмечается, что общая армия будет способствовать повышению эффективности европейской обороны, укрепить европейскую интеграцию и сэкономить средства европейских стран.[7] Военный штаб ЕС, отвечающий за Общую политику безопасности и обороны, также является одним из департаментов этой службы. Акцент был сделан на необходимости усиления оборонного потенциала ЕС для противостояния нынешним вызовам.

Стратегия ЕС в области обороны и безопасности 2022 года конкретизирует цели создания общей европейской армии. В документе отмечается, что общая армия должна быть способна проводить самостоятельные военные операции, а также оказывать поддержку операциям НАТО.[8]

План действий по развитию общей европейской армии, принятый в 2022 году, определяет конкретные шаги по созданию общей армии. В плане обороны были анонсированы несколько пунктов. Первый призван наращивать разведывательные возможности, такие как Единая разведывательно-аналитическая служба ЕС Структура потенциала (SIAC) для повышения ситуационной осведомленности и стратегического предвидения. Второй это создание гибридного инструментария ЕС, объединяющий различные инструменты для обнаружения широкого спектра гибридных угроз и реагирования на них. И последний это продолжение развития политику киберзащиты ЕС, чтобы быть лучше подготовленными к кибератакам и реагировать на них; укреплять действия в морской, воздушной и космической сферах, в частности, путем расширения скоординированного морского присутствия в других областях, начиная с Индо-Тихоокеанского региона, и путем разработки Космической стратегии ЕС для обеспечения безопасности и обороны. Ключевыми элементами «Стратегического компаса» были 10 пунктов, например, один из них предоставлял возможность быстрого развертывания Евросоюзом 5 тысяч солдат, которые бы реагировали на различные виды кризисов. Поэтому «Стратегический компас» является скорее более оборонительным документом в отличие от прошлых документов, где объявляли тенденции, в сторону которых движется ЕС.

Перспективы создания

В европейском современном сообществе многих выступают за создание общих вооруженных сил. Например, такие политики как Эммануэль Макрон. Макрон является одним из самых ярых сторонников создания общей армии. Он считает, что это позволит Франции сохранить свое влияние в Европе и мире.[9]  Также Ангела Меркель, бывший канцлер Германии. Меркель поддерживает создание общей армии, но считает, что это должно происходить постепенно и с учетом интересов всех европейских стран.[10]

Существует ряд аргументов в пользу создания общей армии. Это позволит повысить эффективность европейской обороны. В настоящее время европейские страны имеют разрозненные вооруженные силы, что затрудняет их координацию и использование в случае военного конфликта. Общая армия позволит создать единый и мощный военный потенциал, который будет способен противостоять любым угрозам. Например, в 2003 году США вторглись в Ирак без участия европейских союзников. Это показало, что разрозненные вооруженные силы европейских стран не могут эффективно действовать в условиях кризиса.[11]

Существует также ряд разногласий насчет создания общей армии. Во-первых, это может привести к потере суверенитета европейских стран. Общая армия будет находиться под контролем Европейского союза, что может ограничить свободу действий отдельных стран. [12]Также, создание общей армии может вызвать сопротивление со стороны отдельных стран. Некоторые страны, такие как Греция, являются сторонниками традиционной модели национальной обороны и не хотят передавать контроль над своими вооруженными силами наднациональным органам. Также, например, Испания до сих пор не признала Косово, а Греция и Турция имеют давние разногласия по поводу Кипра. Создание общей армии может затруднить урегулирование этих разногласий.

В настоящее время перспективы создания общей армии остаются неопределенными. Европейский союз продолжает продвигаться в этом направлении, но до сих пор не удалось преодолеть все разногласия между европейскими странами.

Заключение

Как итог, ЕС уделил особое внимание не только формированию европейских институтов в области безопасности, но и разработке стратегических установок. Концепция подтверждает, что, несмотря на политические разногласия после войны в Ираке как между европейскими государствами и США, так и между самими странами-участницами ЕС, оказалось возможным выработать общие принципы. Также, была подчеркнута необходимость укрепления евро-атлантических отношений. Может быть общей европейской армии до сих пор нет, но существуют контингенты, например, EULEX в Косово, где находится 2000 гражданских лиц и представителей правоохранительных органов для поддержания стабильности. [13]

Список литературы:

  1. Ed Arnold. New European Security Realities Following the War in Ukraine // RUSI Conference Report, January 2023
  2. Хабермас Юрген. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства (текст статьи) // М.: Праксис, 2002.
  3. Кочи, И. А. Об источниках и правовой природе европейского политического сотрудничества / И. А. Кочи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. – 2002. – № 1. – С. 47-52.
  4. Журкин, В. В. Европейская армия: поражения и победы. Общая политика безопасности и обороны Европейского Союза / В. В. Журкин ; Виталий Журкин. – Москва : Международные отношения, 2012. – с. 7.
  5. https://topwar.ru/190426-programma-postojannogo-strukturirovannogo-oboronnogo-partnerstva-pesco-kak-es-maskiruet-buduschuju-armiju-evropy.html
  6. Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union‟s Foreign and Security Policy. – June 2016. – P.05. – URL: http://eeas.europa.eu/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf
  7. A Strategic Compass for Security and Defence. For a European Union that protects its citizens, values and interests and contributes to international peace and security. Working document of the European External Action Service. Brussels: European External Action Service; 2021 // URL: https://i2.res.24o.it/pdf2010/ Editrice/ILSOLE24ORE/ILSOLE24ORE/Online/_Oggetti_Embedded/
  8. https://sldinfo.com/2022/05/macrons-strasbourg-speech-shaping-a-way-ahead-for-europe-in-the-face-of-the-war-in-ukraine/
  9. Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике / Герхард Шрёдер; [пер. с нем. Г. Леоновой]. – Москва: Европа, 2007. – 547, [2] с
  10. Бжезинский Збигнев: «Великая шахматная доска». (Господство Америки и его геостратегические императивы). М.: Междунар. отношения, 1998.

[1] Ed Arnold. New European Security Realities Following the War in Ukraine // RUSI Conference Report, January 2023

[2] Хабермас Юрген. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства (текст статьи) // М.: Праксис, 2002.

[3] Хабермас Юрген. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства (текст статьи) // Нации и национализм / Б.Андерсон, О.Бауэр, М.Хрох и др. М.: Праксис, 2002.

[4] Кочи, И. А. Об источниках и правовой природе европейского политического сотрудничества / И. А. Кочи // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. – 2002. – № 1. – С. 47-52.

[5] Журкин, В. В. Европейская армия: поражения и победы. Общая политика безопасности и обороны Европейского Союза / В. В. Журкин ; Виталий Журкин. – Москва : Международные отношения, 2012. – с. 7.

[6] https://topwar.ru/190426-programma-postojannogo-strukturirovannogo-oboronnogo-partnerstva-pesco-kak-es-maskiruet-buduschuju-armiju-evropy.html

[7] Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the European Union‟s Foreign and Security Policy. – June 2016. – P.05. – URL: http://eeas.europa.eu/top_stories/pdf/eugs_review_web.pdf

[8] A Strategic Compass for Security and Defence. For a European Union that protects its citizens, values and interests and contributes to international peace and security. Working document of the European External Action Service. Brussels: European External Action Service; 2021 // URL: https://i2.res.24o.it/pdf2010/ Editrice/ILSOLE24ORE/ILSOLE24ORE/Online/_Oggetti_Embedded/

[9] https://sldinfo.com/2022/05/macrons-strasbourg-speech-shaping-a-way-ahead-for-europe-in-the-face-of-the-war-in-ukraine/

[10] https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5788160

[11] Шредер Г. Решения. Моя жизнь в политике / Герхард Шрёдер; [пер. с нем. Г. Леоновой]. – Москва: Европа, 2007. – 547, [2] с

[12] Бжезинский Збигнев: «Великая шахматная доска». (Господство Америки и его геостратегические императивы). М.: Междунар. отношения, 1998.

[13] https://www.eulex-kosovo.eu/?page=2,16

Автор: Придеин Василий Вадимович – студент 4 курса Московского государственного лингвистического университета

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля