
Аннотация: В статье рассмотрено понятие «среднее профессиональное образование», качество в среднем профессиональном образовании, основные проблемы, а также пути их решения. Показаны противоречия, предъявляемые к специалистам среднего звена. Выделены основные проблемы качества образования в системе СПО. Статья предназначена для преподавателей среднего профессионального образования.
Ключевые слова: качество образования, проблемы в СПО, специалист среднего звена, компетентностный подход, профессиональный стандарт.
Среднее профессиональное образование (СПО) — это особое звено в образовательном процессе, которое в свою очередь имеет определенную структуру развития. В этой структуре могут выполняются различные функции, такие как воспитательные, образовательные, личностно-ориентированные и другие. Главная задача в таком комплексе – подготовка специалиста среднего звена. Каждое учебное заведение должно подготовить такого человека, учитывая интересы, как общества, так и государства в целом.
В настоящее время подрастающее поколение заинтересовано в получении профессии или специальности, тем более что, обучаясь в среднем специальном образовательном учреждении, будущий выпускник получает как общее, так и специальное образование.
На сегодняшний день существует много таких учреждений. Такое образование можно получить как в государственном учреждении, так и в частном. Будущий абитуриент вправе выбрать сам, учитывая. Конечно, возможности родителей в финансовом плане.
Современное производство имеет всё больше возможностей и всё больше предъявляет требований к будущему специалисту, к его квалификации. Поэтому, если студент намерен дальше идти по своей специальности, то ему нужно стремиться к получению знаний и умений.
Конечно же всех интересует вопрос качества образования. На современном этапе качество образования играет совершенно новую роль. Оценка качества образования– это постоянная проверка того, насколько будущий специалист способен выполнять установленные и предлагаемые требования. Всё это федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые содержат требования к результатам освоения образовательной программы и являются критериями для оценки качества образования в организациях системы среднего специального образования. Очень много зависит от работы педагогов и администрации, которые обеспечивают качество образовательного процесса. Другими словами, качество образования- это комплексный показатель, который включает в себя много пунктов.
В настоящее время всё чаще многие абитуриенты поступают в средние профессиональные образовательные учреждения. Но, несмотря на это, в данной системе существует ряд проблем. Попробуем в них разобраться.
Одной из проблем является то, что многие студенты, после окончания учебного заведения остаются не трудоустроены по специальности. Наблюдается разногласие между требованиями современного рынка труда и подготовкой квалифицированных рабочих.
Выпускники колледжей, техникумов при устройстве на работу зачастую испытывают трудности, связанные с высокими требованиями работодателя к их знаниям и компетентностям. И это не обязательно касается практических навыков. В нашем учебном заведении заключаются договора с различными предприятиями, куда идут на практику студенты. Будущие работодатели присматриваются к обучающимся и по окончанию учебного заведения некоторых приглашают на работу, что является положительной стороной.
Еще одной проблемой является устаревшая материально-техническая база большинства учреждений СПО. Учебные заведения необходимо обеспечивать не только методическими пособиями и учебниками, но и различной мультимедийной техникой, наглядными пособиями в виде двигателей, деталей, макетов (для таких профессий как техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, эксплуатация транспортного электрооборудования по всем видам транспорта и т.д.) Данная проблема переходит плавно еще в одну — недостаточное финансирование сферы среднего профессионального образования. В нашем учебном заведении многие макеты сделаны руками студентов. Так, например, стенды по английскому языку, макеты автомобилей с различными деталями на иностранном языке. Двигатели автомобилей, собранные студентами, компьютеры с различными деталями в собранном виде. Положительной стороной является то, что, делая всё своими руками, студенты начинают еще больше разбираться, к тому же, возникает интерес к изучаемой дисциплине.
Низкие стипендии – вот еще одна проблема. Как бы это ни было печально, но стипендия на данный момент в системе среднего профессионального образования составляет от 500 до 1500 рублей, тогда как в высших учебных заведениях она в два-три раза выше. При том, что нагрузка по программе не меньше, сессии, экзамены, лекции, учебная и производственная практика. К тому же, потребности студентов СПО мало чем отличаются от потребностей студентов ВУЗов.
Одной из проблем является ЕГЭ, как бы банально это не звучало. О нем много можно рассказывать, но суть не в этом. Как известно, в среднее профессиональное учебное заведение можно поступить после 9-го класса. Причем, при поступлении абитуриенту чаще всего необходим аттестат со средним баллом или сдать вступительные испытания. По окончанию среднего профессионального образовательного учреждения, выпускник может поступить в ВУЗ без сдачи ЕГЭ, при условии, что не меняет специальность. Таким образом, заинтересованность в поступлении на среднее специальное образование будущих абитуриентов объясняется простым желанием не сдавать ЕГЭ, а отучившись, поступить в ВУЗ, то есть обойти эту цепочку.
Следующая проблема в том, что некоторые профессии и специальности уходят из «ТОП 50», то есть рейтинг снижается. Приходится открывать новые специальности, проходить аккредитации. Так, например, специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» стала невостребованная и была заменена на специальность «Техническое обслуживание двигателей, агрегатов, систем». С этого учебного года в нашем учебном заведении будет открыт набор для абитуриентов на данную специальность. И это не единственный пример.
Эти проблемы необходимо решать. Во –первых, включить в образовательный процесс больше практических дисциплин. Так же необходимо привлекать специалистов и сотрудников предприятий, которые смогут продемонстрировать свои навыки и умения. Чтобы улучшить структуру и базу учебного заведения, необходимо дополнительное финансирование. Преподавателям необходимо все время повышать уровень своего профессионализма, квалификацию, проходить различные курсы, так как повышение компетентности выпускников невозможна без изменения профессионального уровня компетентности педагога.
Отдельным вопросом стоит участие в чемпионатах Worldskills, основная идея которого заключается в выявлении молодых профессионалов, способных работать в соответствии с высокими международными профессиональными стандартами на современном оборудовании ведущих мировых производителей. Данный чемпионат развивается большими темпами. Студенты нашего учебного заведения ежегодно принимают участие в нем. В этом году в региональном чемпионате наши студенты заняли призовые места в тех компетенциях, которых принимали участие, а именно Банковское дело, Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, Программные решения для бизнеса, ИТ решения для бизнеса на платформе 1 С.
В качестве перспектив для повышения привлекательности рабочих профессий и специальностей необходимо работать со школьниками по их подготовке к профессиональной деятельности. В качестве примера, в нашем учебном заведении проводятся профильные смены, куда приглашаются целые классы, дни открытых дверей, где преподаватели наглядно рассказывают и показывают о преимуществах данных профессий и специальностей.
Так же, необходимо заинтересовывать студентов новыми актуальными проектами. Ежегодно студенты нашего учебного заведения принимают участие в таких конкурсах, как на территориальном уровне, так и на региональном, занимая призовые места в интереснейших проектах. Это развитие должно прогрессировать.
Таким образом, в заключение хотелось бы отметить большое значение системы среднего профессионального образования для развития экономики отдельных регионов и нашей страны в целом, а формирование личности будущего специалиста, готового к работе на перспективных предприятиях, будет являться положительным аспектом для будущего развития России в целом.
Суслова Виктория Анатольевна
ГАПОУ КК Краснодарский информационно-технологический техникум