7 февраля 2024 года в уфимском кинотеатре «Родина» прошло очередное мероприятие медиа-политологического проекта «Лаборатория политического кино». К просмотру и обсуждению был представлен фильм «Наши призраки» (I nostri fantasmi) из программы 10-го российско-итальянского кинофестиваля художественного, документального и короткометражного кино. Кинопоказ итальянских фильмов в России стартовал в ноябре прошлого года в Москве, затем эстафету приняли Новосибирск, Санкт-Петербург и Уфа.
Особенностью мероприятия стало то, что в зрительный зал в этот вечер были приглашены участники научного семинара, организованного Школой молодого этнополитолога (при поддержке Фонда Президентских грантов) и Институтом стратегических исследований Академии наук Республики Башкортостан. Компанию профессиональному экспертному сообществу из Москвы, Донецка, Макеевки, Луганска, Мариуполя, Нижнего Новгорода, Саратова и Казани составили студенты факультета государственного управления и экономики Башкирской академии государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан. Просмотр и обсуждение фильма в рамках «Лаборатории политического кино» стали одним из пунктов вечерней программы семинара.
Как отметил во вступительном слове ведущий «Лаборатории политического кино» Сергей Лаврентьев, итальянский кинематограф – это заметное и самостоятельное явление, во многом он принципиально отличается от массовой кинопродукции Голливуда, и итальянское кино – это почти всегда про политику. Действительно, пережившее свой золотой век в период 50-70-х годов ХХ века итальянское кино оказало значительное влияние на мировой кинематограф, появилась целая плеяда талантливых режиссёров и актеров. В определенной степени эти процессы повлияли на тенденцию отхода от развлекательного кино в пользу остросоциальных сюжетов, побуждающих зрителя к размышлениям.
Фильм «Наши призраки», вышел на экраны в 2021 году. По сюжету Валерио и его шестилетний сын Карло живут на чердаке дома, из которого их выселили за неуплату. Каждый раз, когда появляются новые жильцы, они изображают призраков, чтобы те поскорее съехали. Какое-то время это работает, пока дом не занимает Мириам со своей маленькой дочкой, которые не верят в призраков.
Фактически, в основе сюжетной линии фильма лежит история двух людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Валерио – безработный, овдовевший мужчина, воспитывающий малолетнего сына. Мириам – молодая женщина, иммигрантка из Израиля, ставшая жертвой домашнего насилия Она вместе с ребенком снимает жилье в доме «с призраками», спасаясь от преследования. Главные герои вынуждены искать выход ради своих детей, и этим выходом будет создание семьи.
После просмотра картины, в ходе традиционного обсуждения выступавшие отметили, прежде всего высокий уровень режиссерской и операторской работы. Что же касается политического контекста, то, по мнению одного из участников дискуссии, просмотр данного фильма – «Это тот случай, когда не обязательно говорить о политике».
Тем не менее, как уже было отмечено выше, в сюжете картины затрагиваются многие проблемные аспекты жизни современного итальянского общества. И хотя вряд ли создатели киноленты или организаторы фестивальной программы знали о том, что 2024 год объявлен в России Годом семьи следует сказать, что фильм в конечном итоге побуждает зрителей в очередной раз убедиться в том, что сохранение традиционных семейных ценностей и благополучная семья имеют определяющее значение в преодолении сложностей возникающих на жизненном пути человека.
Организационное и техническое обеспечение осуществляет АНО НИИАЦ «Ракурс-М».
Координатор проекта «Лаборатория политического кино», кандидат исторических наук, Сергей Севастьянов