С января Япония вновь оказалась в числе непостоянных членов Совета Безопасности ООН и продолжает лоббировать реформы этого органа с перспективой войти в его постоянный состав. Сейчас Япония входит в число пяти непостоянных членов СБ, состоящего из 15 членов, которые будут работать в течение двух лет – до конца 2024 года – вместе с Эквадором, Мальтой, Мозамбиком и Швейцарией.
Япония, можно сказать, долгожитель в СБ, занимая в нем место уже в 12-й раз с тех пор, как он стал членом ООН в 1956 году.
При этом Япония давно заявляет о своем стремлении стать постоянным членом реформированного Совета Безопасности. Зондаж начался еще с советских времен. Эту заинтересованность пытались использовать М. Горбачев и Б. Ельцин, намекавшие на возможность учесть амбиции японцев и при определенных условиях рассмотреть «японскую заявку». При этом японское правительство в качестве аргумента использовало факт своих крупных взносов на содержание главной международной организации.
По опубликованным АиФ.ru данным, Япония является третьим по суммам взносов в ООН донором:
• США — $693 417 088 (22,000 %);
• Китай — $480 790 194 (15,254 %);
• Япония — $253 191 794 (8,033 %);
• Германия — $192 612 355 (6,111 %);
• Великобритания — $137 895 443 (4,375 %);
• Франция — $136 098 863 (4,318 %);
• Италия — $100 513 959 (3,189 %);
• Канада — $82 831 823 (2,628 %);
• Южная Корея — $81 129 799 (2,574 %);
• Испания — $67 261 457 (2,134 %);
• Австралия — $66 536 521 (2,111 %);
• Бразилия — $63 447 663 (2,013 %);
• Россия — $58 814 376 (1,866 %);
• Нидерланды — $43 401 606 (1,377 %);
• Мексика — $38 484 648 (1,221 %);
• Саудовская Аравия — $37 318 447 (1,184 %);
• Швейцария — $35 742 499 (1,134 %);
• Индия — $32 905 793 (1,044 %).
Общий бюджет ООН в 2022 году составил 3, 151 млрд долларов США.
Главное неудовольствие токийских политиков ситуацией в Совбезе ООН вызвано блокированием Россией и Китаем выгодных коллективному Западу резолюций, будь то по ситуации на Украине, по санкциям в отношении КНДР или якобы о намерениях Москвы применить тактическое ядерное оружие в ходе СВО.
В своем выступлении на Генеральной Ассамблее в Нью-Йорке в сентябре прошлого года премьер-министр Фумио Кисида заявил, что Япония как член Совета Безопасности намерена «принять меры для укрепления верховенства права в международном сообществе», прислушиваясь «не только к голосам (крупных держав), но и быть внимательным к тихим голосам». А Такахиро Синё, профессор международной политики в университете «Квансэй гакуин», в интервью агентству «Киодо цусин» прямо говорил, что способность Японии помочь остановить «деспотизм» России и Китая будет «проверена» после того, как она станет непостоянным членом совета. В частности, Синё, который в прошлом был членом представительства Японии при ООН и послом в Германии, говорил, что Токио должен ускорить обсуждение угроз, исходящих от Пхеньяна, созывая экстренные заседания Совбеза.
Напомним, что США, Франция, Великобритания и ряд стран, входящих в СБ ООН на непостоянной основе, осудили недавние пуски ракет КНДР, призвав усилить санкционное давление на Пхеньян. Однако Россия и Китай не присоединились к заявлению, зачитанному американским постпредом Линдой Томас-Гринфилд. Известно, что запуски северокорейского ракетного оружия являются ответом на постоянно проводимые у границ КНДР военные маневры США Южной Кореи и Японии.
Агентство «Киодо цусин» сетует, что «Совету Безопасности не удалось прийти к соглашению о дополнительных карательных мерах против Северной Кореи главным образом из-за отказа России и Китая, обладающих правом вето как постоянных членов».
Не оставляют надежд «приватизировать» Совбез ООН вашингтонские политики. Для них появление в этом органе вассалов стало бы подспорьем в противостоянии с Россией и Китаем. 1 марта Линда Томас-Гринфилд, отвечая на вопрос на слушаниях в конгрессе, поддерживает ли она точку зрения, что Индия и Япония должны стать постоянными членами Совбеза, сказала: «Мы запустили в сентябре прошлого года дискуссии о реформе Совета Безопасности и реформе ООН в более широком плане. Мы поддерживаем реформу Совета Безопасности, чтобы он стал более инклюзивным и представительным… Мы можем изменить (СБ ООН), добавив новых постоянных членов и выборных членов. Я в последние несколько месяцев говорила со всеми регионами, странами мира о продвижении некоторого рода реформы, которая позволит нам включить в Совет Безопасности новые страны».
Невозможность навязывать миру свою политику через резолюции СБ ООН заставляет государства-члены G7 требовать реформирования Совбеза и усиление роли Генеральной Ассамблеи ООН, где они давлением и угрозами добиваются в свою пользу большинства при голосованиях.
И тут Япония берет на себя роль запевалы. «Мы должны вернуть доверие к этой организации. И это влечет за собой не только реформу Совета Безопасности, но и усиление роли Генеральной Ассамблеи, Генерального секретаря… и других органов ООН», – заявил на февральской спецсессии ГА ООН министр иностранных дел Японии Ёсимаса Хаяси. При этом он в очередной раз обрушился на Россию за действия на Украине, обвинив российскую сторону в «полном неуважении резолюций ГА ООН». «Россия, судя по всему, попросту игнорирует резолюции ГА ООН, как если бы они были клочками использованной бумаги», – возмущался Хаяси.
Напомним, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН принимаются в письменном виде и имеют, как это предусмотрено ст. 10 Устава ООН, силу рекомендаций. Для обеспечения соблюдения положений, содержащихся в таких резолюциях, не могут применяться какие-либо принудительные меры. Такие резолюции сами по себе не создают норм международного права и не являются его источником. Это не исключает того, что резолюции по вопросам поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и т. п. могут иметь большое морально-политическое значение.
На Западе нередко утверждают, что Россия и Китай стремятся «законсервировать» свое право вето в СБ ООН с тем, чтобы практически блокировать работу этого важного международного органа. Приходилось слышать и сетования японцев на то, что их страну якобы не пускают в Совбез из-за обструкции Москвы и Пекина, «не уважающих Японию» из-за того, что-де у нее нет ядерного оружия. Этот «довод» находит в Японии все большую поддержку и не только в связи с вопросом о представительстве в СБ в качестве постоянного члена. Мне доводилось слышать от японских политиков и политологов рассуждения о том, что их Страна восходящего солнца сегодня окружена ядерными державами, как в 1941 году блоком ABCD (США, Британией, Китаем и Голландией), что создает, как тогда, угрозу нации Ямато.
Обвинения России в том, что она в принципе не желает реформировать ООН, по меньшей мере несправедливы. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявлял, что реформа Совета Безопасности ООН назрела и хроническая недопредставленность развивающихся стран должна быть урегулирована. По его мнению, получение Бразилией и Индией статуса постоянных членов СБ ООН придаст дополнительный вес данному органу, чего не произойдет при получении такого статуса только Германией и Японией.
Российский министр высказывается откровенно: «Вести речь о дополнительном включении в Совет западных стран будет просто смешно по нескольким обстоятельствам. Я даже оставляю в стороне, что они все враждебны и РФ, да еще и КНР. Но главное, даже если абстрагироваться от политических оценок – что любая западная страна, что нового она привнесет в Совет безопасности, если вдруг кто-то захочет ее принять в постоянные члены? Ну что нового они привнесут? Ничего. Они сейчас все выполняют указания США. И Германия, и Япония, которые тоже объявили себя официальными кандидатами… Сейчас уже из 15 членов Совета безопасности 6 представляют западную группу, в будущем году их будет 7, потому что появляется еще Япония, политика которой ни на йоту не отличается от позиции США и НАТО», – говорил Лавров в сентябре прошлого года на пресс-конференции.
Справедлива позиция России, состоящая в том, что необходимо расширить представительство в СБ ООН африканских государств. «Я сказал, что мы считаем Индию и Бразилию сильными кандидатами на постоянное членство в Совете Безопасности как международных игроков, при условии, что одновременно будет соответствующим образом повышен профиль Африки, – отметил глава российской дипломатии. – Решить вопросы расширения Совета Безопасности без удовлетворения африканских интересов невозможно». Лавров подчеркнул, что речь в принципе идет о расширении состава Совета за счет представителей Азии, Африки и Латинской Америки.
Активизация в последнее время российской дипломатии в Африке дает основание думать, что при поддержке России и Китая роль стран этого континента в ООН будет возрастать.
Источник: https://pda.iarex.ru/articles/91229.html