На современном этапе Румыния активно развивает и адаптирует свою политику безопасности и обороны в ответ на динамичные изменения в региональной и глобальной обстановке. Основными направлениями этой политики являются, конечно же, укрепление национальной безопасности, активное участие в структурах коллективной обороны, таких как НАТО. Важную роль играют и отношения с Россией.

Румыния рассматривает обеспечение национальной безопасности через призму интеграции в евроатлантические структуры и укрепления собственных оборонных возможностей. Стратегические документы страны также подчёркивают важность дипломатических, экономических, военных и информационных инструментов для продвижения национальных интересов.

В последние годы Румыния активно модернизирует вооружённые силы и увеличивает оборонные расходы, стремясь соответствовать стандартам НАТО. Страна принимает участие в совместных учениях и инициативах Альянса, направленных, как считается, на укрепление безопасности в Восточной Европе. Так, в 2025 году на территории Румынии, Болгарии и Греции прошли крупнейшие учения НАТО под названием Steadfast Dart, в которых приняли участие около 10 000 военнослужащих из девяти стран. Эти учения продемонстрировали готовность Альянса к быстрому реагированию на потенциальные угрозы в регионе. Из этого следует, что активность военных учений отражает стремление НАТО к наращиванию своего военного присутствия в регионе, делая это под предлогом обеспечения стабильности. Фактически страны альянса проводят активную мобилизацию, что, в свою очередь, наоборот, может способствовать росту напряжённости вместо поиска дипломатических решений и взаимовыгодного диалога в сфере безопасности.

Отношения Румынии и России отличаются сложностью и неоднозначностью. После воссоединения Крыма с Россией в 2014 году Бухарест усилил внимание к безопасности в Черноморском регионе, рассматривая действия Москвы опять же «как потенциальную угрозу». В румынском общественном мнении укрепилось восприятие Чёрного моря как «русского озера», что побудило страну искать поддержку у США и НАТО для сдерживания российского влияния.

Напряженность в двусторонних отношениях усугубилась после того, как Румыния обозначила Россию как «враждебное государство» в своей Стратегии национальной обороны на 2020–2024 годы. Это стало существенным сдвигом по сравнению с предыдущей стратегией 2015–2019 годов, в которой говорилось о «поддержании партнерских отношений» с Россией. Текущая стратегия гласит: «Агрессивное поведение Российской Федерации, милитаризация Черноморского региона и гибридные действия, предпринимаемые этим государством, направленные на поддержание напряженности и неопределенности вблизи наших границ, вынуждают Румынию продолжать укреплять надежные возможности сдерживания и обороны. Эти усилия, начатые в 2015 году, осуществляются в сотрудничестве с нашими союзниками для повышения оперативной совместимости наших вооруженных сил и улучшения институциональных возможностей для противодействия гибридным угрозам».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что политика безопасности и обороны Румынии характеризуется стремлением к укреплению национальной безопасности через интеграцию в евроатлантические структуры и модернизацию собственных оборонных возможностей. Также «фактор» России в политике безопасности и обороны Румынии остается значительным, несмотря на минимизацию отношений стран. Румыния всё меньше содействует диалогу и стабильности, прибегает к обвинениям во вмешательстве Кремля в выборы президента страны, а также к высылке российских дипломатов из Бухареста.

Будущее российско-румынских отношений может развиваться по нескольким предполагаемым сценариям. В условиях усиленного сотрудничества Румынии с НАТО и наращивания военного присутствия Альянса в регионе возможно также и обострение напряжённости, что приведёт к дальнейшей деградации диалога и росту рисков инцидентов. В то же время вероятен и сценарий сохранения статус-кво, при котором Бухарест продолжит модернизацию вооружённых сил и участие в евроатлантических инициативах без радикальных шагов, ухудшающих отношения с Москвой. Также наименее вероятным, но не исключённым вариантом является поиск точек соприкосновения в экономической и энергетической сферах, что могло бы привести к постепенному снижению напряжённости и восстановлению выгодного для обеих стран сотрудничества.

Cписок литературы:

  1. Везуина, М. А. Стратегические интересы национальной безопасности Румынии: риски и угрозы // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – № 16(98). – С. 43-48.
  2. Cartea albă a apărării 2020. (https://sgg.gov.ro/new/wp-content/uploads/2020/10/CARTA-ALBA-A-APARARII.pdf).
  3. НАТО проводит крупномасштабные боевые учения на восточном фланге. Associated Press. URL: https://apnews.com/article/f192b88b03f56d81fed0770fca445ba9
  4. НАТО должно отреагировать на вторжения России в своё воздушное пространство, заявляет Румыния. Reuters. URL: https://www.reuters.com/world/europe/nato-must-react-russian-incursions-into-its-airspace-romania-says-2024-09-18/

Клоян Ани, студентка МГЛУ

Поделиться в социальных сетях

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля