
Развитие германо-китайских отношений в ближайшей перспективе будет определяться балансом между экономическим сотрудничеством и растущими геополитическими разногласиями. Германия, с одной стороны, будет продолжать сохранять торговые и инвестиционные связи с Китаем, придерживаясь стратегии де-рискинга, поскольку Германия заинтересована в сохранении стабильных отношений с Китаем, что обеспечивает ее экономический рост и поддержание глобальных производственных цепочек. С другой стороны, являясь членом и лидером ЕС, Германия разделяет точку зрения ЕС в вопросах соблюдения прав человека, торговых правил и обеспечения технологической независимости, что может привести к усилению напряженности в отношениях с Китаем. Помимо этого, Германия и ЕС в целом считают необходимым подготовить единую общеевропейскую стратегию по Китаю, которая будет задавать единый шаблон построения отношений между Китаем и европейскими странами с целью уменьшения зависимости от Китая как в экономическом плане, так и в любой другой сфере.
Можно рассмотреть два сценария развития сотрудничества между Германией и Китаем в будущем.
Если сценарий оптимистичный, то обе страны будут стремиться не только сохранить, но и углубить партнёрство во всех сферах: от экономической до культурной. Ожидается, что немецкие компании продолжат инвестиции в китайский рынок, а Китай, в свою очередь, будет расширять инвестиции в Германию в высокотехнологичных отраслях. Кроме этого, сотрудничество может активизироваться в сфере борьбы с климатическими изменениями и развития зеленых технологий, поскольку обе страны заинтересованы в достижении одной из цели Парижского соглашения, а именно, цели «чистый ноль». В научно-технической и образовательной сфере вероятно укрепление и увеличение академических и исследовательских обменов, открытие новых институтов Гёте и Конфуция, что будет способствовать инновациям и технологическому прогрессу. В долгосрочной перспективе сотрудничество может приобрести более институционализированный характер, что приведет к сохранению уже существующих и созданию новых платформ для диалога и урегулирования тех или иных споров. Укрепление взаимного доверия и стабилизация политических отношений могут стать основой для формирования устойчивой модели германо-китайского партнерства, способствующего развитию глобальной экономики и международной безопасности.
Оптимистичный сценарий к тому же предполагает выстраивание сбалансированной политики со стороны Германии в рамках общеевропейского подхода к Китаю, позволяющей избежать жесткой конфронтации и санкционного давления. Если будут выработаны механизмы урегулирования возможных политических разногласий со стороны обеих стран, то Германия сможет одновременно сохранить стратегическое партнерство с КНР и не нарушить обязательства перед ЕС.
Однако, в рамках мультиполярного мира, являющегося динамичным процессом, изменения на политической арене происходят в стремительно быстрых темпах, поэтому нельзя исключать противоположный сценарий для развития сотрудничества между Германией и Китаем.
Пессимистичный прогноз развития германо-китайских отношений предполагает нарастание политической и экономической конфронтации, ростом протекционизма и обострением геополитической напряженности. Предполагается, что Германия, следуя общей стратегии ЕС, вероятно введет жесткие ограничения на китайские инвестиции и доступ китайских компаний к критически важным секторам экономики. Китай, в свою очередь, может ограничить доступ европейских компаний к своему рынку, ужесточить экспортные правила и снизить уровень экономического сотрудничества, что однозначно приведет к торговым войнам, технологическому разрыву и снижению взаимозависимости. Политические разногласия по вопросам прав человека, безопасности и сотрудничества Китая с Россией могут усугубить дипломатические конфликты, что будет свидетельствовать об охлаждении двусторонних отношений.
Германия, как часть ЕС, оказывается перед выбором между экономическими выгодами сотрудничества с Китаем и политической солидарностью с США и союзниками. Такая ситуация может привести к постепенному снижению объемов торговли и инвестиций, а также к усилению конкуренции в стратегически важных секторах. На фоне этих процессов вероятны такие ситуации, как дестабилизация международных рынков, рост неопределенности для бизнеса и инвесторов, а также формирование двух противоборствующих экономических блоков. В долгосрочной перспективе ухудшение германо-китайских отношений ослабит позиции ЕС на мировой арене, создаст препятствия для решения глобальных вызовов, таких как климатические изменения и энергетическая безопасность, и негативно скажется на перспективах мировой экономики.
Не стоит забывать, что в Германии прошли досрочные выборы нового канцлера, в ходе которых большинство голосов получил лидер блока ХДС/ХСС Фридрих Мерц, при котором политика Германии в отношении Китая может ужесточиться, особенно в вопросах безопасности, прав человека и экономической зависимости. Кроме того, правительство Мерца может активнее продвигать европейскую стратегию по Китаю, направленную на снижение зависимости ЕС от китайского рынка. Но тем не менее Германия под руководством Мерца вряд ли полностью откажется от экономического сотрудничества с Китаем, так как Китай остается ключевым торговым партнером Германии. Сотрудничество между странами, скорее всего, сохранится, но с более строгими рамками и усилением европейского контроля.
Таким образом, развитие германо-китайского сотрудничества в будущем зависит от политической динамики в обеих странах и на международной арене. Германия, несмотря на возможное ужесточение политики в отношении Китая в рамках Евросоюза, будет стремиться сохранить важные экономические связи с Китаем, а Китай, в свою очередь, продолжит рассматривать Германию как ключевого партнера в Европе. На фоне геополитической напряженности обе страны будут искать баланс между укреплением экономического сотрудничества и соблюдением своих интересов и внешнеполитических приоритетов. Помимо этого, вероятна разработка новой Стратегии Германии по Китаю, которая будет соответствовать действительности. В целом, взаимовыгодное сотрудничество продолжит развиваться, но с дополнительными инструментами контроля.
Список литературы:
1 Merz fordert neue China-Politik für Bund und EU // RedaktionsNetzwerk Deutschland URL: https://www.rnd.de/politik/merz-fordert-neue-china-politik-fuer-bund-und-eu-HGPBJCSAC3NSDYOVSADMAG6VTE.html
2 A new German strategy toward China // MERICS URL: https://merics.org/en/comment/new-german-strategy-toward-china
3 SWP Berlin The Logic of Germany’s China Policy in the Zeitenwende // Stiftung Wissenschaft und Politik German Institute for International and Security Affairs URL: https://www.swp-berlin.org/publications/products/research_papers/2024RP16_Germanys_China_Policy
4 EU-China relations: De-risking or decoupling – the future of the EU strategy towards China // European Parliament URL: https://www.europarl.europa.eu
Илларионова А.А., студентка 4 курса МГЛУ